18. Право собственности на природные ресурсы
В соотв - и со ст1 ФЗ “О животном мире” 95г жив мир - сов-ть всех видов живых организмов диких животных, постоянно или временно населяющих тер-рию РФ, ее континент. шельф и эк зону и находящиеся в состоянии естественной свободы.
В кач-ве о-та R собств-ти выступает отдельный объект животного мира или популяция.
Ст4 З-на о живот мире: “критерии отнесения О-в живот. мира к фед. собствен-ти.”
1.Обитающие на особоохраняемых территориях Фед значения.
2.Населяющие континент. шельф и и эконом зону.
3.Занесенные в “Красную книгу” РФ.
4.Особо ценные в хоз-ном отношении .
5.Естественно мигрирующие по тер-рии 2-х и более S-в РФ.
6.Подпадающие под действие международ. дог-в.
Вод. и лес фонд относятся в фед собствен-ть.
47. .Эк. экспертиза
(ст33 Зак-на об охране окр среды ) ФЗ Об эк.экспертизе 23.11.95
Эк экспертиза - установление соотв намечаем хоз. и др деят-ти эк требованиям и определен допустимости реализации о-та эк. экспертизы в целях предупреждения возм неблагопр воздействий этой деят-ти на окр среду и связан с ними соц., эк., и др. последствий реализации объектов эк. экспертизы.
Проводится в отношении всех объектов хоз. деятельности.
Принципы эк . экспертизы ст.3
-презумпции потенц эк опасности намечаемой хоз и др. д-ти.
-обязанность проведения гос. эк. экспертизы
-принцип независимости экспертов при осущесивлении ими своих полномочий
-научной обоснованности, объектив-сти и закон-ти заключения эк. экспертизы.
М.б. обществен.и гос. эк. экспертиза
глава 4 - либо “до” либо вместе с гос экспертизой, но не после.
Объекты экспертизы - ст 11 и 12.
Проекты прав. актов РФ S-в РФ
Проекты комплексных и целевых программ реализация м оказать влияние на разв окруж среды.
Проекты природопользования , строит-ва, реконструкций предпр., сооруж.
Проекты междунар-х дог-ров,
Проекты обоснования лицензий на природопольз-я.
Гос эк экспертиза - порядок проведения ст 14- 18 ФЗ.
При наличии:
1).полного комплекта проект документации
2).после оплаты работ по проведению экспертизы.
В течение одного месяца собирается эксперт. комиссия. Сроки 2, 4, 6 мес.
В состав эксперт комиссии включ внештат.эксперты, а в опред случаях м включаться штатные сотрудники органов гос управления. (специалист , обладающий науч и (или) практич познаниями по
рассматриваемому вопросу.)
Заключение эк экпертизы - ст 18 ФЗ.
51. Леса - Совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии
Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.
В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.
К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).
К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли)
К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.
Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности:
запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;
запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
противоэрозионные леса;
защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения;
ленточные боры;
леса, имеющие научное или историческое значение;
памятники природы;
орехово-промысловые зоны;
леса заповедников;
леса природных парков;
заповедные лесные участки.
К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.
К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов.
Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные леса.
57. Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.
В РФ может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование.
В экологическом страховании объектом страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнения земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.
Страхователи - предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенные на территории РФ, а также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории РФ.
Страховая оценка, определяемая для экологического страхования, - это размер годового оборота предприятия. Под годовым оборотом понимается выручка от реализации продукции и оказания услуг, а также проведения каких-либо побочных операций (без налога на добавленную стоимость).
Страховое событие (случай) - внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварий, приведших к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.
Страхование ответственности предприятий, экологическое страхование источников повышенной опасности:
Вид страхования ответственности, при котором объектом страхования выступает имущественный интерес владельца источника повышенной опасности, связанный с его обязанностью в силу гражданского законодательства возместить вред, причиненный третьим лицам вследствие загрязнения окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятия или организации - источника повышенной опасности. Субъекты экологического страхования: страхователь - юридическое лицо, являющееся владельцем источника повышенной опасности, заключившее договор экологического страхования со страховщиком; его имущественные интересы служат объектом страхования; страховщик - юридическое лицо, созданное для осуществления страховой деятельности, обладающее лицензией на право проведения экологического страхования.
Договор экологического страхования заключается с целью предоставления финансовых гарантий возмещения вреда, причиненного страхователем потерпевшему, т.е. договор страхования заключается в пользу третьего лица. При заключении договора страхования указывается вид опасной деятельности, а также дается перечень опасных веществ, используемых, перевозимых, находящихся на хранении у страхователя в связи с осуществлением им указанной деятельности. В основном по данному виду страхования возмещается вред, вызванный аварийным выбросом загрязняющих веществ в окружающую среду в результате нарушения технологического процесса или аварии.
58. Ответственность за эк. правонарушения
Понятие , особенности юр. отв-ти за эк правонарушения.
Юр. ответственность за эк нарушения-обяз-ть лица при.......... меры гос. принужд. Личн. Или имущ кар-ра за совершен эк правонаруш.
Особенности ответственности
1).Комплексн. хар-р института эк. - прав. ответст-ти / санкции - труд., КОАП, УК - требов установлены
в УК, ВК, ЛК и т.д. )
2). Обяз. Условием наступления эк прав. ответ-ти явл. Причинение вреда окр. среде, либо ее компонентам или здоровью человека.
Функции юр. ответственности:
- карательную функцию (имуществ или лич. ответс-ть)
-привинтивную (профилактическую)функцию
-компенсационную функцию (возмещение вреда)
Основания наступления юр ответствен-ти эк правонаруш - виновн противоправное деяние , нарушающее нормы эк. R и причиняющ вред окр среде, здоровью чел-ка.
Состав эк . правонарушений
О-т - эк.Rпорядок - общ. отн. в обл. охраны и использ. окр. среды (Предмет - земля, вод. объект)
S-т - физ. лица д.л. , юр. лица (обладающ. деликтоспособ-ю )
Объек. сторона: 1). Противопр. деяние, 2). Эк.вред, возник в рез-те деяния 3). Причинно - следственная связь м /у деянием и последствием.
S-убъект . сторона - необходимо наличие вины: -умысел -неосторожность.
Винов. лица м - нести
-дисциплинар.
-администр
-уголов
-имуществ (граждпан- правовую) ответств-ть.
40. Участие обществ. организаций в охране природы.
Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:
разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;
рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.
8. Принципы охраны окружающей среды. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|