скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Экологическая функция права скачать рефераты

-промысловое прибрежное

3. Сущность эк. Кризиса. Российская эк. Доктрина.

Эк.кризис -критическое состояние природной среды, угрожающее существованию человека.

Причины современного эк. кризиса

1).Игнорирование чел-ком ресурсных возможностей природы.

2).Потребительская психология чел-ка по отношению к природным ресурсам.

3).Господство военно-промыш.комплекса в наиболее развитых странах.

Признаки эк кризиса.

-Снижение средней продолжительности жизни людей.

-Возникновение необратимых изменений в природной среде.

В зависимости от отношений чел-ка к проблеме эк. Кризиса можно выделить 3 концепции решения экологических проблем:

1.“Крайний пессимизм”- в будущем -глобальный эк.кризис неизбежен , в результате чел-к погибнет. Выход - вернуться к натуральному х-ву.

2.“Слепой оптимз”- эк.кризиса нет. Решать никаких проблем не надо.

3.”Рационалистическая концепция. -Эк проблемы существуют. Их необходимо решать в наст время .Конференция ООН 1992г по охране окруж среды концепция устойчивого развития.

Указ Президента 01.04.96г “О природе РФ к устойчивому развитию”.

Доктрина- система взглядов общества на проблемы охраны природы закрепленные в прав. актах.

Постановление Прав-ва “Об эк. Доктрине” 99г ст42 КРФ, раздел Ш ФЗ “Об охране окружающей среды.”

4. концепция устойчивого развития .

Указ Президента 01.04.96г “О природе РФ к устойчивому развитию”. Доктрина- система взглядов общества на проблемы охраны природы закрепленные в прав. актах.

Постановление Прав-ва “Об эк. Доктрине” 99г ст42 КРФ, раздел Ш ФЗ “Об охране окружающей среды.”

1).В центре доктрины находится ее и его естеств R на благопр.окруж. среду

2).гос. гарантирует обеспечение эк.безопасности.

3).Гос. обеспечивает сохранение и восстановление эк. равновесия в природе

4).Гос. обеспечивает внедрение эколог. механизма охраны природы

5).Гос-во обеспечивает формирование эколог мировоззрения и эколог культуры граждан

71. Правовая охрана окруж. среды в сельском хозяйстве.

При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Сельскохоз. организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Объекты сельскохоз. назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.

При осуществлении мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем.

53.Платность природопользования и ее виды.

Платность является одним из принципов природопользования. В соответствии с законодательством об окружающей среде введение платности преследует достижение ряда целей.

Является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов.

Стимулирует природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят.

Законом «Об охране окружающей природной среды» устанавливаются два вида платежей - за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды.

Плата за пользование природными ресурсами регулируется соответствующими природоресурсными законодательными актами. Например, за пользование землей находящейся в собственности или временном пользовании взимается земельный налог.

Плата за пользование природными ресурсами также предусмотрена за пользование недрами, водами лесным фондом за пользование животным миром.

Плата за загрязнение окружающей среды это один из важных принципов направленных на экономическое стимулирование предприятий принимать меры по снижению загрязнения окружающей среды.

Закон предусматривает два вида платежа за загрязнение окружающей среды. Плата за:

Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

15. Уголовная ответственность.

Глава 26. Экологические преступления: Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ; Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов; Статья 248. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами; Статья 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений; Статья 250. Загрязнение вод; Статья 251. Загрязнение атмосферы; Статья 252. Загрязнение морской среды; Статья 253. Нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ; Статья 254. Порча земли; Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр; Статья 256. Незаконная добыча водных животных и растений; Статья 257. Нарушение правил охраны рыбных запасов; Статья 258. Незаконная охота; Статья 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ; Статья 260. Незаконная порубка деревьев и кустарников; Статья 261. Уничтожение или повреждение лесов; Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

60. Уголовная ответственность.

Глава 26. Экологические преступления: Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ; Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов; Статья 248. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами; Статья 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений; Статья 250. Загрязнение вод; Статья 251. Загрязнение атмосферы; Статья 252. Загрязнение морской среды; Статья 253. Нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ; Статья 254. Порча земли; Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр; Статья 256. Незаконная добыча водных животных и растений; Статья 257. Нарушение правил охраны рыбных запасов; Статья 258. Незаконная охота; Статья 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ; Статья 260. Незаконная порубка деревьев и кустарников; Статья 261. Уничтожение или повреждение лесов; Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Уголовная ответственность (тяжелые)

М.бпривлечен: гр., д.л., совершившее прест., предусмотр УК (гл 26), ст 243, 358 УК

Пост ПВС 04.11.98г.

1.Существен. круп. ущерб - уг. отв-ть.

2.Место совершения: - заповедник,заказник, зона чрезвычайных эк. ситуации, бедствия.

3.Способ совершения преступления.

4.Объекты растительного и животного мира, занесенные в красную книгу.

5. Особо тяжкие преступления.

13. Под источниками права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязатель-ными.

Поскольку экологические отношения регу-лируются нормами не только экологического права, но и других отраслей права, большое чис-ло среди его источников составляют нормы, со-держащиеся в смежных отраслях права, в осо-бенности природоресурсовых -- земельном, водном, лесном и др. Большинство норм экологического права содер-жится в кодифицированных законодательных ак-тах, в особенности в Земельном, Водном, Лес-ном кодексах. Многие законодательные акты, хотя и не являются кодексами, также могут быть квалифицированы как кодификационные. К та-ковым следует отнести прежде всего Закон. «Об охране окружающей среды», представляющий собой нормативно-правовой акт, в котором в систематизированном виде объединены нормы права, регулирую-щие общественные отношения по охране, оздоровлению и улучшению окру-жающей природной среды. Именно в данном Законе содержатся основопола-гающие принципы и нормы по регулированию экологических отношении в РФ, которые, как правило, находят конкретизацию и раз-витие в последующих нормативных актах.

Значительное место среди источников экологического права занимают международные нормативно-правовые акты, нормы которых так или иначе регулируют экологические отношения и внутри страны. Если международ-ным договором установлены иные правила, чем предусмотренные внутрен-ним законодательством, применяются правила международного договора.

Конституция РФ - основной источник экологичес-кого права. Именно в КРФ определены основы конституцион-ного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере экологических отношений, федеративное устройство государства, органы государственной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нор-мы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.

Статья 2 Конституции провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и сво-бод человека и гражданина -- обязанность государства. Каждый, согласно ст. 42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную инфор-мацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Земля и другие природные ресурсы, говорится в ст. 9 Конституции, ис-пользуются и охраняются в РФ как основа жизни и де-ятельности народов, проживающих на соответствующей территории, при этом указанные природные объекты могут находиться в частной, государст-венной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользо-вание и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществля-ется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В КРФ также закреплено (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Важное значение для правового регулирования экологических отноше-ний имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и органов госу-дарственной власти субъектов РФ. Так, п. «д» ст. 72 пре-дусмотрено, что в совместном ведении РФ и ее субъек-

находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспече-ние экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры.

Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются фе-деральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не мо-гут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий |? действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Консти-; туцией РФ. В случае же противоречия между федераль-;;" ным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федера-, ции, изданным по вопросам вне пределов ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный право-v вой акт субъекта РФ.

Большую роль в регулировании экологических отношений играют ФЗ- акты высшей юридической силы, действие которых распро-страняется, как правило, на всю территорию РФ. Осново-полагающим является Закон «Об охране окружающей среды», в котором систематизированы нор-мы, касающиеся прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду; экономического механизма охраны окружающей природ-ной среды; нормирования качества окружающей природной среды; государст-венной экологической экспертизы; экологических требований при проекти-ровании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов; чрезвычайных экологических ситуаций; особо охраняемых природных территорий и объектов; экологического контроля; экологического воспитания, образования, научных исследований и др.

В последние годы произошло существенное обновление федерального за-конодательства, регулирующего экологические отношения. Так, в 1995 году были приняты федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Законы РФ «О недрах», «О животном мире», «О природ-ных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Юб особо охраняемых природных территориях». 16 ноября 1995 г. был при-нят Водный кодекс РФ.

: 29 января 1997 г. был принят Лесной кодекс РФ. -; В связи с этим были признаны утратившими силу Основы лесного законо-V:; дательства РФ 1993 г, и Постановление

43. Эк. Мониторинг.

.Постановление Прав-ва РФ “О создании единой гос. системы

эк мониторинга” 24.11. 93г ; ст63 ФЗ об охране окруж среды.

Мониторинг- система наблюдений и сборы информации о состоянии окруж среды , выявление процессов в ней происходящих, с целью их преодоления.

Мониторинг ведется по след. видам наблюдения :

-дистанционные (косм съемки)

-стационарных или эталонных участков (в пределах стационарных территорий)

-с помощью соответственных баз данных.

По периодичности проведения наблюдений м. б.:

*первичными (для получения первичных данных)

*систематическими ( 1 раз в 2-3 года после )

*оперативные (на текущий момент - катастроф) Мониторинг - это система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и ее изменений. Данные мониторинга природной среды служат основой для ведения кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений.

В государственной системе мониторинга участвуют: Гос. комитет по охране окружающей природной среды; Фед. служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды; Гос. комитет по земельной политике; Министерство природных ресурсов РФ; Министерство с/х и природопользования; Государственный комитет по рыболовству; Федеральная служба лесного хозяйства;

58. Ответственность за эк. правонарушения

Понятие , особенности юр. отв-ти за эк правонарушения.

Юр. ответственность за эк нарушения-обяз-ть лица при.......... меры гос. принужд. Личн. Или имущ кар-ра за совершен эк правонаруш.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7