скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Вексельный рынок в России - (курсовая) скачать рефераты

p>На сегодняшний день в России практически сформирован рынок банковских векселей: тройка лидеров не меняется уже второй год. Общее число лучших банковских учреждений - эмитентов векселей, как обычно, не превышает четырех десятков. Наибольшее предпочтение операторы фондового рынка отдают векселям крупнейших банков, которые имеют статус “уполномоченных” Министерством финансов РФ, Банком России - это банки, имеющие наибольшее доверие со стороны государства и выполняющие по заданию государственных органов финансирование каких-то отраслей, предприятий которым задолжал бюджет, таких как ОНЭКСИМбанк, Сбербанк, коммерческий банк “Российский кредит”, Инкомбанк и другие. Это предпочтение связано с высокой надежностью и хорошо развитой инфраструктурой информационного обмена кредитных учреждений, позволяющей быстро обратить данный вексель в “живые” деньги, например, путём учета в Банке России.

Стало заметно, что в условиях выпуска векселей российскими банками произошел переход от депозитной основы выпуска к расчетной основе или кредитной. Это объясняется тем, что основная часть банков уже набрала достаточный уровень капитала для работы на финансовых рынках, а глобальные неплатежи между предприятиями заметно ослабили привлекательность депозитной основы векселя, и обусловили применение векселя в качестве инструмента расшивки неплатежей.

1. 2. 3. Векселя государственных органов исполнительной власти

Третьей по инвестиционной привлекательности наименьшей группой векселей являются векселя Министерства финансов РФ. Это общеизвестные векселя серий АПК и КамАз. Первичными держателями этих векселей являются банки, прокредитовавшие в свое время соответствующие отрасли народного хозяйства. Развитого вторичного рынка векселей Минфина практически не существует. Пик активности по сделкам с векселями серии АПК пришелся на первую половину 1996 г. Этому способствовали слухи о возможном досрочном выкупе этих ценных бумаг эмитентом. Однако после того, как Минфин РФ опроверг такие слухи, активность на рынке этих векселей спала. Векселя серии КамАз в основном придерживались инвесторами до погашения, поскольку банки, являющиеся первичными держателями этих векселей (а это крупнейшие банки страны), не испытывают острой потребности в денежных ресурсах. Что касается векселей серии АПК, то в настоящее время они используются операторами фондового рынка в различных спекулятивных сделках или для повышения ликвидности баланса.

К этой же группе следует отнести векселя, выпущенные субъектами Российской Федерации или векселя банков, проавалированные органами государственной власти субъектов Федерации. Выпуск этих векселей в основном предназначен для финансирования целевых программ, выполняемых в этом регионе. Основной проблемой практически всех бюджетов является текущий дефицит и использование векселей для покрытия кассовых разрывов между доходной и расходной частями бюджета - вексель помогает смягчить такой разрыв. Положительным моментом в использовании таких схем расчетов местными бюджетами является прием векселей в виде налоговых платежей, что значительно влияет на их ликвидность и улучшает их торговую инфраструктуру.

Основное хождение такие векселя имеют в пределах региона и, как правило, котируются операторами внутреннего рынка ценных бумаг. Наиболее большое развитие такие вексельные программы получили в Новосибирской области, Иркутская область пока отказалась от таких видов расчетов, так как вексельные схемы администраций, как правило, имеют много недостатков, главными из которых являются недополучение бюджетом живых денег в качестве налоговых платежей. Например, для анализа просчетов векселей администрации рассмотрим наиболее характерную схему движения векселя:

- сначала вексель выпускается местной администрацией и передается кредитору бюджета по номинальной стоимости;

- затем вексель продается банку или финансовому посреднику с дисконтом; - потом вексель продается конечному потребителю - плательщику налогов; - и, наконец, вексель вносится в соответствующий бюджет в уплату налогов или в качестве зачета в размере вексельной суммы.

Ущерб бюджету наносится на первой и четвертой стадии, когда вместо денег в бюджет вносится бумага и не по номинальной стоимости, а по вексельной, гораздо меньшей стоимости. Хотя, иногда, четко проработанные схемы тоже приносят максимальную выгоду из создавшегося затруднительного положения. Можно также с уверенностью сказать, что за 1997г. определилась специализация банков и инвестиционных компаний на вексельном рынке. Как правило, инвестиционные компании стали работать “в связке” с конкретным банком или банками, выполняя для них и их клиентов операции, которые позволяют сэкономить время или обойти существующие ограничения отделений Главного управления Центрального банка (ГУ). Так, из-за запрета ГУ Центрального банка по Новосибирской области на работу с бездокументарными векселями администрации Новосибирской области банки проводят такие операции через доверенные компании. Таким образом операторы вексельного рынка уже сформировали свою устойчивую клиентуру. Косвенным свидетельством сформированности (оформленности) вексельного сегмента рынка является постепенное снижение маржи по заказам на покупку-продажу относительно ликвидных векселей до 1, 5 - 2%.

1. 3. Современное состояние регионального и Иркутского вексельного рынка

На основе информации регионального журнала “Финансы в Сибири” и предварительных результатов обследования потенциала регионального фондового рынка Сибири и Ассоциации участников вексельного рынка были выявлены топ - регионы, где вексельный рынок относительно развит (рис. 1). [12Агеева С. Вексельный рынок Сибири: что изменилось за год. // Финансы в Сибири 1997. - №12(50). - с. 6. ]К ним в Сибирском регионе относятся Иркутская область (27%), Новосибирская область (45%), Красноярский край (20%), Алтайский край (13%), Тюменская область (5%).

    Рис. 1 Региональное распределение вексельных рынков

По оценкам специалистов Иркутского вексельного рынка, в прошедшем 1997 г. и в начале 1998 г. продолжались многие из тех тенденции, что были заложены еще в 1996 г.

На протяжении года на рынке векселей увеличивалось количество операторов и, как следствие, ужесточалась конкуренция и снижалась общая доходность рынка. По оценкам специалистов, в настоящее время в регионе постоянно занимаются векселями 30-40 компаний. Но если учесть тех, кто работает не только по схеме “вексель - деньги”, но и по более сложным “товарным” схемам, то это число может увеличиться даже в несколько раз. Вместе с тем, “накал” конкурентных страстей на вексельном рынке несколько ослаблялся тем, что для многих фондовых компаний динамично растущий в 1997 г. рынок корпоративных акций был слишком привлекателен, и поэтому часть из них полностью переориентировались на работу в данном секторе или перевели на него большую часть имеющихся средств. Это позволило компаниям, специализирующимся именно на векселях, нарабатывать опыт и закрепляться на вексельном рынке. Но даже с учетом “расслоения” и углубления специализации фондовых структур, объемы сделок и оборачиваемость средств на вексельном секторе рынка продолжали возрастать.

По оценкам фондовиков, благоприятно на оборотах региональных компаний сказались прошедшие в 1997 году выборы губернатора Иркутской области. На финансирование выборов (а точнее - поддержку кандидатов) были брошены огромные финансовые ресурсы, а так как “живых” денег было мало - как правило, закладывались или продавались ликвидные векселя. Оживило рынок векселей и завершение скандала с крупной компанией региона “Иркутские Партнеры” (во всяком случае -наиболее “широко” скандальной его фазы). Векселя большинства клиентов, работавших с этой компанией, после ее ареста были заморожены, а с официальной ликвидацией криминальных “партнеров” снова вышли на рынок. Некоторые специалисты отмечают, что именно с ростом оборотов увеличилось и разнообразие применяемых схем работы с векселями. Они стали чаще использоваться в различных товарных, зачетных схемах и в других сферах хозяйственной деятельности, которыми прежде банки и инвестиционные компании, как правило, не занимались. Это обусловлено как снижением чисто спекулятивной доходности векселей (уменьшением маржи между курсами, по которым векселя можно купить и продать), так и ростом “зрелости” и “кругозора” постоянных операторов рынка, находящих более доходные товарные схемы, а также государственной политикой отвлечения средств в реальный сектор экономики.

По-прежнему стимулирует рынок возможность зачета векселями платежей в некоторые местные бюджетные и внебюджетные фонды. Отмечается также заметное расширение в прошедшем году клиентской базы фондовых компаний, специализирующихся на работе с векселями - видимо опять же в силу того, что в деятельность по товарным и зачетным схемам вовлечен значительно более широкий круг участников. Число эмитентов, векселя и иные долговые обязательства которых имеют хождение на региональном рынке, увеличилось за год примерно в 1, 5 раза и достигло к началу 1998 г. порядка 50. Естественно, это число колеблется в значительных пределах, хотя большая часть оборота рынка формируется долговыми обязательствами не более 10 эмитентов. Таблица 1. 3. 1

    Крупнейшие операторы регионального вексельного рынка
    Операторы
    Удельный вес (в %)
    1
    2
    Ангарский КБ
    4
    Вост. Сиб. Группа
    3
    Инкомбанк
    7
    ИК “Единство”
    15
    Классикбанк
    4
    Промстройбанк
    6, 5
    Радиан
    4
    КБ Российский кредит
    10
    Сбербанк
    11
    СБС-Агро
    17, 5
    Экос-Инвест
    2
    АКБ БратскГэсСтрой
    3
    Остальные
    13

Наиболее популярными на региональном рынке на протяжении года продолжали оставаться векселя “Иркутскэнерго”. По некоторым оценкам, эти векселя занимали в оборотах компаний до 90%, хотя и эти бумаги не избежали определенных проблем. Всю первую половину 1997г. наблюдалась тенденция снижения котировок векселей ОАО ЭиЭ“Иркутскэнерго”, вызванная, в значительной степени, ростом их предложения при снижении деловой активности в предвыборный период. В дальнейшем также возникали существенные колебания цен. В октябре был отмечен кризис ликвидности этих бумаг, который некоторые операторы пытались искусственно поддержать, фиксируя (по мере возможности) цену продажи. Тем не менее, во второй половине октября - в ноябре произошло новое снижение наполнения этих векселей, связанное с мировым финансовым кризисом.

Рис. 2 [13Данные таблицы представлены на основании обзора регионального вексельного рынка Сибирского Информационного Агенства (СИА). ] Векселя ОАО ЭиЭ“Иркутскэнерго” - динамика котировок в 1997 г. , % от номинала

    Рис. 3 Динамика изменения курса векселей ОАО ЭиЭ
    “Иркутскэнерго” в 1998 г. , % от номинала

В 1998 г. также продолжалось снижение курса покупки векселей в связи со стагнацией мирового и российского фондовых рынков, немаловажное значение на динамику курса также оказало увеличение срока обращения векселей с двух до пяти лет и снижение стоимости производимой продукции, обусловленного региональной политикой администрации.

В 1997 г. на региональном рынке появились товарные векселя новых “солидных” эмитентов – таких, как нефтяной холдинг “СИДАНКО”. Однако специалисты отмечают, что векселя “СИДАНКО” пока имеют ограниченный круг хождения. Сегодня рыночная стоимость этих векселей составляет от 76 до 89 %, что свидетельствует об их высокой ликвидности в условиях существующего фондового рынка и позволяет надеяться на увеличение объёма использования этого инструмента.

Также доля финансовых (банковских) векселей в обороте рынка уменьшилась, и у некоторых компаний составляет сейчас не более 10 - 20%, хотя более половины эмитентов долговых обязательств, фигурирующих в котировальных листах иркутского вексельного рынка, - именно банковские структуры. По мнению специалистов, это связано не только с уменьшением доходности банковских векселей. В 1995-96 г. г. крупнейшими столичными банками предлагались различные вексельные программы кредитования администрации и предприятий области, и именно эти бумаги выходили на рынок. Новых программ нет, соответственно, не прибавляется и векселей. Но в целом банковские векселя сохраняют свою инвестиционную привлекательность, как потенциально более надежные, более ликвидные и более обеспеченные реальными деньгами бумаги. А значит - и интерес к ним со стороны инвесткомпаний стабилен. Если говорить о “невексельных” формах долговых обязательств - различного рода “справочных” деньгах (например, тарифах ВСЖД механизм обращения которых чрезвычайно сложен, запутан и иногда даже предполагает под собой вовлечение криминальных структур), то, по мнениюпрофессионалов, их эмитенты специально выпускают вместо векселей суррогаты. Если в сфере вексельного обращения уже сформировались какие-то общие “правила игры”, то для справок закон не писан, и здесь царит полнейший произвол. Например, если тариф уже не нужен заказчику перевозок, то чтобы продать его необходимо иметь достаточно терпения для поиска покупателя. При найденном же покупателе компания - продавец теряет порядка 30%, а в некоторых случаях и до 50% тарифа. Некоторые фондовые компании стали специализироваться на работе с векселями определенных эмитентов. Возможно, отчасти это обусловлено устоявшимся кругом клиентов, отлаженными контактами с эмитентом (а значит - возможностью проверять векселя) и появлением организованных схем реализации векселей. Сегодня не всякая инвестиционная компания возьмется работать с неизвестным векселем и тем более со “справкой”, или даже свекселем известным, но по которому нет опыта работы. Это вполне понятная предосторожность. Тем более, что в минувшем году продолжился рост мошенничества на рынке векселей и количества подделок, а значит - росли и риски компаний. При этом участники рынка отмечают, что фальшивки становятся все более профессиональными, и “иногда бывают сделаны лучше и красивее, чем настоящие векселя”.

Относительно развития регионального вексельного рынка в 1998 г. участники рынка прогнозируют, что компании продолжат работу как в спекулятивном (посредническом) направлении, хотя и с дальнейшим снижением доходности, так и в построении более сложных товарных схем. При этом, можно ожидать нового витка усиления конкуренции, и в том числе “благодаря” кризису на рынке корпоративных акций, который заставит фондовиков вновь обратиться к векселям. В этих условиях репутация и возможности компании будут играть еще большую роль. В целом, от вексельного рынка ожидают высокой активности. При этом, некоторые операторы прогнозируют:

    Расширение рынка векселей “СИДАНКО”;

Укрепление ликвидности векселей ИАПО, которая будет напрямую зависеть от ситуации в самой компании; Возможное появление на рынке векселей “Востсибугля” (сейча уже рассматриваются проекты создания эмиссионного центра компании); Появление векселей муниципального вексельного центра, который планируется создать под эгидой одного из перспективных городских банков. Прогнозировать поведение цен на векселя, но мнению профессиональных участников рынка, - занятие “неблагодарное”. Как сказал один из профессиональных операторов вексельного рынка, цены - вещь спекулятивная. Имея, например, векселя “Иркутскэнерго” на 50 млрд. руб. по рыночной цене (т. е. порядка 150 млрд. руб. по номиналу, а всего их выпущено на 500 млрд. руб. ), с рынком можно делать все, что хочешь: поднимать, опускать, и снова поднимать. Очень осторожно некоторые профессиональные операторы высказывают предположение о том, что в 1998 г. будут ужесточаться требования к компаниям, работающим на вексельном рынке, как со стороны контролирующих органов (ФКЦБ, налоговой инспекции), так и со стороны фискальных (налоговой полиции). Они опасаются усиления налоговой нагрузки, попыток оправдания “карательных” акций нарушениями законодательства. И объясняются опасения просто и общедоступно: государство будет изыскивать все возможности для пополнения бюджета, а где же еще искать деньги, как не на доходном фондовом рынке? Предположительно, первым шагом в этом “наступлении” может быть попытка заставить компании, работающие на вексельном рынке, лицензировать свою деятельность. И некоторые из них уже готовятся к такому шагу: не работая на рынке акций, они все же “не поленились” получить лицензии. Хотя пока вопрос лицензирования работы на вексельном рынке юридически открыт: векселя (по всяком случае - сегодня) не относятся к категории “эмиссионных” бумаг, для работы с которыми требуется лицензия. Заметим, что проблема правового обеспечения вексельного обращения обсуждается достаточно давно. Отмечается и отсутствие в России реального контроля за исполнением уже существующего вексельного законодательства. Причем, сегодня вроде имеется три органа, полномочий каждого из которых достаточнодля наведения порядка на вексельном рынке - Министерство финансов РФ, Центральный банк и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Однако, как отмечает еженедельник "Деловой Экспресс", никто из них всерьез не занимается проблемой вексельного обращения, несмотря на всю его значимость как для национального рынка ценных бумаг, так и для экономики России и целом. По мнению некоторых специалистов, до тех пор, пока вексельный рынок не обзаведется исполнительной властью, вряд ли будет целесообразно заниматься совершенствованием и вексельного законодательства, если не исполняются даже существующие нормы вексельного права. Дальнейшее эффективное развитие вексельного обращения России в основном зависит от вмешательства государства в этот сектор фондового рынка, как гаранта качества вексельных отношений между субъектами в рамках вексельного права. 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВЕКСЕЛЯМИ В ИК “ЕДИНСТВО”

    2. 1. Инвестиционные компании - профессиональные
    участники вексельного рынка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6