Валютные операции Сберегательного банка РФ - (диплом)
p>менты ( по аналогии или исходя из смысла этих документов ) . В таких условиях правильная организация операцион
ной работы и бухгалтерского учета возможна только при пра вильном понимании сути процессов , которые происходят при опреациях , совершаемых с использованием пластиковых карт. Рассмотрим технологию , когда авторизация операций и представляемые для расчетов финансовые сообщения не совпадают по времени , а ряд операций вообще может прово диться без авторизации ( так называемая технология " двух сообщений " ). Такая технология в основном и реализуется сегодня в России как международных , так и для российских пластиковых карт. Технология " одного сообщения " , когда авторизацион ный запрос является одновременно и распоряжением на спи
сание средств со счета, т. е. технология прямого доступа к счету держателя карты , в настоящее время применяется в нашей стране , как правило , только в локальных банковских системах. Внимательное рассмотрение технологии '' двух сооб щений " позволяет сделать вывод , что в пластиковой карте , " работающей " по этой технологии , сосредоточены две осно вные функции .
Во-первых, она является инструментом предоставления гарантий банка , выпустившего карту , гарантий по оплате банком тех операций , которые с помощью этой карты были со вершены ее держателем ( так называемая авторизация ). При
этом , по всей видимости , операции, совершенные без автори зации ( ниже так называемого " floor limit ") , как это ни покажет ся странным , также являются авторизованными операциями ,
только авторизованы они не в момент их совершения , а зара
нее , в тот момент , когда эмитент вступал в Платежную систему и , соглашаясь с таким порядком авторизации , гарантировал
оплату таких операций . Во-вторых , пластиковая карта - это инструмент офо рмления документа , подтверждающего совершение сделки , документа , являющегося по существу долговым обязательств ом держателя карты , которое в последующем , используя ин фраструктуру платежной системы , предъявляется к оплате
мерчантом ( предприятие , реализующее товары и услуги с ис пользованием пластиковых карт ) через банк - эквайрер банку эмитенту под его выданные гарантии . Банк -эмитент , в свою очередь , оплатив предъявленные ему долговые обязательст
ва , предъявляет их к оплате держателю карты . При выдаче наличных денежных средств предъявление банку - эмитенту долговых обязательств держателя карты осуществляется банком - эквайрером . При таком понимании происходящих процессов карточн
ый счет держателя дебетной карты ( карты типа " pay now " ) является не чем иным , как счетом для размещения обеспече ния , под которое банк - эмитент выдает свои банковские гара нтии и с которого , после оплаты представленных к оплате дол говых обязательств держателя карты , он списывает в свою
пользу причитающиеся средства . Для кредитных карт ( карт типа " pay later " ) в банке-эми тенте нет специального обеспечения под предоставляемые им
банковские гарантии. Банк дает эти гарантии по согласованной с держателем карты схеме , а после оплаты его долговых
обязательств предоставляет держателю карты кредит на тех или иных условиях . Таким образом , можно сделать вывод , что операцион
ная работа в банке по пластиковым картам , " работающим " по технологии " двух сообщений " , это прежде всего :
предоставление банковских гарантий по операциям , совершаемым с использованием пластиковых карт банка , ко торое сопряжено в отношении держателя карты либо с депо зитными операциями , когда банковские гарантии выдаются только при наличии на специальном счете клиента необходи мых для этого денежных средств ( дебетные карты ) , либо
когда специальных средств клиента не требуется , а выдавае мые банковские гарантии обеспечиваются иными способами
( кредитные карты ) ; расчеты , связанные с оплатой банками предъявленных им долговых обязательств держателей карт ; расчеты , связанные c оплатой держателями карт своих долговых обязательств перед банком - эмитентом либо сразу
по предъявлению их банком к оплате ( дебетные карты ) , либо с рассрочкой платежа ( кредитные карты ) .
На основе изложенного выше представляется целесо образным учет авторизованных , но неоплаченных операций ,
вести " за балансом " , как это делается для банковских гара нтий по кредитам , это позволит более точно определять резу льтирующие финансовые показатели банка ( например , доста
точность капитала ) , знание которых необходимо для прави льной оценки финансового состояния банка и соответственно для принятия решения о его целях и политике . Еще один важный вопрос , без понимания которого невозможно правильно организовать операционную работу и
бухгалтерский учет по пластиковым картам . Это вопрос о сче тах держателей карт .
Как показывает практика , даже у опытных специалистов здесь есть определенные заблуждения . К сожалению , очень
часто приходится слышать такие фразы : "средства , зачислен ные на карту ", " деньги на карте " и т. п. Эта ошибка , по всей вероятности , связана с тем , что индивидуальный номер карты принимается за номер банковского счета , открываемого для
отражения операций , совершаемых с использованием карты ,
т. е . между пластиковой картой и счетом ставится знак раве нства , что совершенно недопустимо .
Нада четко и ясно понимать , что пластиковая карта -это
технический инструмент , если хотите , инструмент доступа к сложному программно - техническому комплексу , с помощью
которого совершается целый ряд взаимосвязанных финансо вых операций . Денежные же средства могут находится только на специально предназначенных для этого банковских счетах, которые имеют свои номера , не совпадающие с номерами
пластиковых карт по структуре , поскольку функции этих номе ров совершенно разные .
Функции номера счета дежателя карты -идентификация в соответствии с установленными правилами действия лицево
го счета клиента в банке , на котором осуществляется аналити ческий учет совершенных операций , а также идентификация счета , по поводу которого с клиентом заключен договор банко вского счета . При этом очевидно , что номер счета , указанный в договоре счета , и номер счета аналитического учета должны совпадать .
Номер пластиковой карты выполняет совсем иные фун
кции , одной из которых , с точки зрения расчетов и учета , яв ляется функция соответствия банка - эмитента карты ее держа телю для того , чтобы по правильному адресу обратиться за
банковскими гарантиями , безошибочно определить лицо , под операции которого она выдается , а затем по правильному маршруту выставить долговые обязательства на оплату . Недопустимость термина " деньги на карте " в полной мере относится и к ЧИП-картам . В ЧИП записывается , все та же сумма выданных банко вских гарантий ( т. е. сумма авторизованных и неоплаченных операций ) , которую банк при ее загрузке в ЧИП непременно
должен учесть " за балансом " . При загрузке ЧИПа происходит как бы авторизация банком операций на сумму , загруженную в ЧИП . Поэтому одновременно и уменьшается на соответствую
щую сумму ведущийся в центральной базе данных лимит авто ризации по этой ЧИП-карте , который также целесообразно учитывать за балансом , рассматривая его как сумму обяза тельств банка по предоствавлению банковских гарантий . И
никак не " деньги на карте " ( деньги на счете , наличные , но не " на карте " ) .
Однако вернемся к вопросам , касающимся счетов дер жателей пластиковых карт . А именно к вопросу о количестве
счетов , открываемых для пластиковых карт , операций по кото рым могут проводиться без авторизации .
Во многих банках для каждой из таких карт открывается два счета : текущий карточный и счет страхового покрытия ( или устанавливается неснижаемый остаток на карточном счете ) . Что касается статуса счетов , то, по всей вероятности ,
карточные счета для дебетных карт , " работающих " по техно логии " двух сообщений " с возможностью неавторизованных операций , должны иметь статус залоговых счетов . Это позво лит избавить банк от лишних проблем , связанных с возможны
ми взысканиями , обращаемыми на эти счета . Говоря о счетах держателей пластиковых карт , нельзя не сказать о комиссиях банка , взымаемых с их держателей . Правильная формулировка наименования оказываемой услуги
позволяет банку обоснованно платить или не платить налог на добавленную стоимость .
С учетом последних изменений в законодательстве по этому вопросу представляется целесообразным внести неко
торые изменения в устоявшуюся практику , а именно отказаться от такого тарифа , как стоимость пластиковой карты , а вместо него ввести тариф на новую , необлагаемую НДС чисто банко вскую услугу - ведение счета в течении срока действия карты . Действительно , пластиковая карта - это собственность
банка , подлежащая возвращению в банк после окончания сро ка ее действия . Она никому не должна продаваться и уж тем
более не сдаваться в лизинг , потому что карта не оборудова ние для производства . Пластиковая карта является неотъе
млемой технической частью платежной системы , инструме нтом , позволяющим держателю карты пользоваться ее услуга
ми , за оказание которых банк и взимает в соответсвии с тари фами свои комиссии .
И наконец , последний вопрос о счетах держателей карт , который непосредственно связан с операционной рабо
той в банке . Это подготовка договоров счета для потенциальн ых клиентов , которые после их заключения попадают на
исполнение в подразделения банка , занимающиеся операци онной работой . Для того чтобы сильно не усложнять и без того сложную операционную работу по пластиковым картам , необходима унификация таких договоров с учетом разнообразия услуг " карточных " продуктов , предлагаемых клиентам . Одним из решений этой проблемы является разработка типовых правил обслуживания держателей пластиковых карт , имеющих статус
договоров присоединения . К каждому из таких правил -догово ров , подписанных с одной стороны руководителем банка ,
может присоединиться в соответствии с изложенной в них про цедурой любой потенциальный клиент банка . Однако при под писании им соответствующих документов о присоединении никакие замечания , дополнения или уточнения правил со сто роны клиента недопустимы . Вместе с тем замечания и предложения клиентов не должны оставаться незамеченными . При подготовке очередн ых версий правил все замечания клиентов непременно должны анализироваться и по возможности учитываться . Хотелось бы подчеркнуть важность организационного выделения операционной работы по пластиковым картам в самостоятельное направление , целесообразно было бы возложить следующие задачи : ~ ведение счетов физических и юридических лиц , в том числе и банков , предназначенных для учета операц ий , совершаемых с использованием пластиковых карт ; ~ ведение базы данных о клиентах и их пластиковых карт ; ~ определение ежедневного лимита авторизации по каждой пластиковой карте и его экспорт на исполнен ие во " франт-энд " ( центр авторизации ) по закрытию операционного дня в " бэк-офисе " ; ~ определение суммарного лимита авторизации для каждого банка , работающего через банк-спонсор , и его экспорт на исполнение во " фронт-энд " ( центр авторизации ) по закрытию операционного дня в " бэк-офисе " ; ~ контроль за состоянием специальных и депозитных счетов , открытых для расчетов по пластиковым картам в расчетных и клиринговых банках российских и международных платежных систем , подготовка распоряжений на проведение операций по этим счетам ; ~ осуществление клиринговых операций , предваряющ их межбанковские расчеты по пластиковым картам ( для банка-спонсора ) ; ~ осуществление операций по специальным корреспон дентским счетам , а также по депозитным счетам бан ков , открытых для межбанковских расчетов по пласти ковым картам ( для банка-спонсора ); ~ совершение операций по счетам держателей пласти ковых карт ; ~ осуществление расчетов с торговыми предприятиями, реализующими товары с использованием пластиковых карт ; ~ совершение операций по счетам , предназначенными для учета наличных денежных средств в банкоматах ; ~ контроль за своевременностью и правильностью воз мещения наличных денежных средств , выданных по пластиковым картам через банкоматы и в обменных пунктах ; ~ контроль за своевременностью и правильностью взи мания комиссий по операциям , совершаемым с испо льзованием пластиковых карт ; ~ расчеты по операциям " charge back " ; ~ предъявление штрафных санкций к участникам расче тов в случае нарушения требований соответствующих договоров или нормативных документов ; ~ своевременное и точное отражение произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности ; Специалистами Управления Пластиковых Карт СБ РФ разработана , внедрена и успешно развивается банковская технология системы безналичных расчетов на базе стандарта
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|