Валютные операции Сберегательного банка РФ - (диплом)
Валютные операции Сберегательного банка РФ - (диплом)
Дата добавления: март 2006г.
ГЛАВА 1 РОЛЬ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА В ОБСЛУЖИВАНИИ КЛИЕНТОВ. 1. 1. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА В ОБСЛУЖИВАНИИ КЛИЕНТОВ. Сберегательный банк России создан с целью привлечения временно свободных денежных средств клие нтов и предприятий и их эффективного размещения на услови
ях возвратности , платности , срочности в интересах вкладчик ов банка и развития хозяйства . Банк занимается кредитно
расчетным обслуживанием хозяйственных структур , осущест влияет валютные операции по расчетам клиентов с иностран ными партнерами. С переходом к рыночным отношениям Сберегательный банк РФ способствует инвестированию сбере жений клиентов в экономику через участие в рынке ценных бумаг либо напрямую путем приобретения средств производст ва и самостоятельной предпринимательской деятельности. Банк сосредотачивает значительный обьем депозитов и выполняемых операций , имеет широкую сеть учреждений, филиалов , значительную численность персонала. Основное направление в деятельности Сберегательно го банка России состоит в оказании клиентам разнообразн ых услуг . Банк стремится максимально соблюдать интересы клиентуры и заботится об удовлетворении собственных инте ресов , добиваясь получения наибольшей прибыли от кредитн ой и прочей деятельности. К основным функциям Сбербанка относятся: ~ мобилизация временно свободных и неиспользуемых на текущие потребительские цели денежных средств предприятий и юр. лиц ; ~ размещение привлеченных средств в экономику и в операции с ценными бумагами ; ~ кредитно-расчетное обслуживание предприятий и организаций ; ~ кредитование потребительских нужд клиентов ; ~ осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве и с клиентами ; ~ выпуск , продажа , покупка и хранение векселей , чеков , сертификатов и других ценных бумаг ; ~ консультирование и предоставление экономической и финансовой информации ; ~ оказание коммерческих услуг ( факторинг , лизинг ) ; ~ учредительская функция ; ~ совершение валютных операций и международных расчетов ; Одной из наиболее важных функций Сбербанка явля ется привлечение временно свободных средств предприятий и юридических лиц . Благодаря этой функции клиенты получают доход в виде процентов. Вместе с тем привлечение средств выгодно и самому банку. С одной стороны , концентрируя эти
средства , банки затем инвестируют их в экономику , что рас ширяет возможности дополнительных вложений в развитие
хозяйственных структур. С другой стороны , стабильный рост депозитов обеспечивает банку устойчивую кредитную базу. Важное экономическое значение имеет функция креди тования предприятий , государства и юридических лиц . Банк выступает в качестве финансового посредника , получая денежные средства у кредиторов и давая их заемщи кам . За счет кредитов банка осуществляется финансирование
промышленности , сельского хозяйства , торговли . Банк предо ставляя ссуды клиентам способствует росту их уровня жизни.
Одной из функций банка является обеспечение расчетно-платежного механизма. Выступая в качестве посре дника в платежах , банк выполняет для своих клиентов опера ции , связанные с проведением расчетов и платежей . Эмиссионо-учредительская функция осуществляется путем выпуска и размещения ценных бумаг (акций и облигац ий) . Выполняя эту функцию , банк становится каналом , обе спечивающим направление сбережений для производсвенных целей . Учитывая концентрацию в Сбербанке подавляющей мас сы денежных сбережений клиентуры и реально складывающе еся положение в банковской сфере , в ближайшие годы его учреждения будут выполнять главную роль в обслуживании населения , по крайней мере до тех пор , пока сеть других банков не будет соответственно развита . На развитие операций Сбербанка существенное влия ние оказали факторы , связанные с изменением экономическ их условий в обществе . Наиболее важными из них являются : ликвидация монополии Сбербанка и возрастание конкуренции между коммерческими банками за привлечение средств клие
нтов ; динамика структуры цен , предложения товаров и услуг и соответствующих расходов клиентов ; увеличение спроса на
кредит ; дифференциация клиентов по уровню доходов ; процентная политика банков . Банк стремится максимально соблюдать интересы кли ентуры и заботиться об удовлетворении собственных интере сов , добиваясь получения наибольшей прибыли от кредитной и валютной деятельности . Выполнение банковских операций с широкой клиентур ой - важная особенность современной банковской деяте льности во всех странах мира , имеющих развитую кредитно валютную систему . Например , крупнейшие коммерческие банки Великобритании - клиринговые банки -выполняют около 100 различных операций по обслуживанию своих клиентов , коммерческие банки США - свыше 150 видов операций , а
банки Японии - около 300 видов . Более того , последнее поко ление АТМ ( банкоматов ) в США выполняет сегодня 125 видов
различных видов операций. Для сравнения можно отметить , что Сбербанк в 1995 г.
выполнял 70 видов банковских операций и услуг . В настоящее время количество операций возросло. Панова Г. С. " Банковское обслуживание частных лиц " стр . 9 АО ДИС , Москва , 1994 г .
1. 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ . Становление современной банковской системы нача лось в конце 80-х гг. , с акционирования специализированных государственных банков . За неполных 10-лет банковская сис тема России прошла головкружительный путь развития от , по сути , учетных финансовых контор до современных кредитных учреждений , наиболее передовые из которых уже начинают пользоваться доверием международного банковского сообще ства . В настоящее время в России сложилась двухуровне вая банковская система : Центральный банк , находящийся на
1-м уровне , выполняет роль главного координируещего органа денежно-кредитной системы страны и осуществляет операции
только с кредитными организациями 2-го уровня и государст венными структурами , а кредитные организации 2-го уровня работают со всеми остальными участниками финансового рынка - юридическими и физическими лицами . По состоянию на 1-января 1997 г. общее количество кредитных организаций , имеющих лицензию Банка России на совершение банковских операций , составило 2030 , из которых 1155 являются обществами с ограниченной ответст венностью , а 872 - акционерными кредитными организациями. Из общего числа действующих кредитных организаций 782 имеют право на совершение операций в рублях и иностранной валюте с ограниченным кругом операций , 291 - лицензию на проведение всех видов рублевых и валютных операций ( генеральную лицензию ) , 90 - право проводить операции с драгоценными металлами . К началу 1997 г. насчитывался 5131 филиал кредитных организаций , из которых 1206 составили филиалы Агрпром банка . Филиальная сеть Сберегательного банка состоит из 34426 филиалов , агенства и отделений . В настоящее время на территории Российской Федера ции деятельность с участием иностранных инвестиций осуще ствляют 152 кредитные организации , 13 из которых действу ют полностью за счет иностранных инвестиций ( основная
часть этих банков расположена в Москве - 100 банков ) , а в 10 иностранный капитал составляет более 50 % .
Величина взноса иностранных инвестиций в уставной капитал банков - резидентов в совокупности составила 808, 6 млрд.
рублей . , в том числе из ближнего зарубежья - 46, 8 млрд. руб. это составило 4, 3 % от суммарной величины уставного капи
тала коммерческих банков России. Основные показатели деятельности коммерческих банков России представлены в таблице . 1. В своём развитии банковская система прошла неско лько этапов . Условно выделим 3. 1 - формирование двухуровневой банковской системы России , характеризующееся бурным ростом банковск ой системы , увеличением активов и банковского капи тала , а также скрытым развитием и накоплением нега тивных тенденций в банковской системе . Этап продо лжался до 1995 г. 2 - развитие кризисных проявлений на финансовых ры нках характеризующееся переходом проблем банков из скрытой в открытую форму под воздействием неск ольких кризисов на рынке М БК и валютном рынке , уси лением контроля со стороны Центрального банка и началом массового отзыва лицензий . До 1995 г. у банк ов было отозвано около 70 лицензий , а за 1995-1996 г. почти 500 . Этот этап продолжался с 1995 по 1996 г . ; 3 - оздоровление банковской системы , характеризую щееся значительным ужесточением условий работы ( прежде всего снижение инфляции и снижение доход ности банковских операций ), ужесточением требован ий Центрального банка и началом санации и слияния банков , неустойчивых в финансовом отношении . Этот этап начался в 1996 г. и продолжался до настоящего времени . Его окончание должно ознаменовать готов ность банковской системы к работе в новых условиях : ~ низкие процентные ставки ; ~ зависимость уровня доходности прежде всего от профессионализма работы банка на рынке ; ~ основное направление вложений банка - кредитован ие реального сектора при значительном снижении соответствующих рисков ; ~ значительное сокращение в банковской системе ко личества неустойчивых кредитных организаций ; В отличии от других отраслей экономики в первой половине
90 - х гг. банковская система пережила бурный расцвет. Дохо дность в этой отрасли была необычайно высокой в силу трех
причин : 1 - высокий уровень инфляции ; 2 - дефицит финансовых ресурсов ; 3 - спекуляция на валютном рынке ; На это же время пришёлся период становления Центрального банка , поэтому его контроль за кредитными организациями и финансовыми рынками не соответствовал потребностям
времени . Кроме того , конец 80-х -начало 90-х гг. - это период глобального передела собственности в России .
По опубликованным материалам БРФ . Средства из государственного сектора устремились в частн ый , и львиная доля перераспределяемых средств питала в те годы банковскую систему . В этих условиях за 3-4 года к специализированным банкам , которых насчитывалось мене 10 , добавилось почти
2000 новых , тем более , что в то время для открытия банка не требовалось проходить жестких процедур и вкладывать дос
таточно много собственных средств . Заниматься банковским делом считалось очень прибыльным , и действительно , тогда
это была самая рентабельная отрасль . Другой , не менее рас пространенной причиной увеличения количества специализи
рованных банков являлась недоступность кредитов для большинства организаций ( из-за отсутствия конкуренции на финансовом рынке и высокой инфляции ) . Так в России появи
лось множество небольших , " карманных " банков , основной целью которых было привлечение внешних заемных средств
( иногда под любые проценты ) для льготного кредитования организаций , владевших таким банком . Не обошлось и без мошенников , хотя им гораздо больше удалось собрать сред
ств , и не прибегая к организации банков и не имея банковск их лицензий ( " МММ " , " ТИБЕТ " и пр. ) .
В силу перечисленных причин ( высокий уровень инф ляции , дефицит финансовых ресурсов , спекуляции на валют ном рынке ) , а также отсутствия в начале работы убытков , связанных с невозвратом кредитов и другими недостатками в работе кредитных организаций , угрозы банкротств , тем более массовых , перед банковской системой не возникало . Приток средств в банки был настолько мощным , что с лихвой
перекрывал и потребности самого банка , и его промахи в ра боте , и потребности клиентов в кредите . Положение стало
коренным образом меняться к 1995 г. Уровень инфляции все еще оставался значительным
для того , чтобы приносить высокие прибыли . Дело в том, что из-за запрета на осуществление валютных операций , сущест
вовавшего в СССР к моменту обвального роста инфляции , лишь незначительное количество участников финансового рынка имело существенные запасы валюты , а экономическая ситуация и послабление контроля со стороны государства в этой области привели к очень высокому спросу на иностран ную валюту . Но валюта приобреталась большинством участ ников не только как инстремент , защищающий от инфляции , но и как ликвидный актив , которым можно было абсолютно гарантированно расплатиться в любой ситуации . Напомним ,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|