скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Экспортный и транзитный потенциал Украины скачать рефераты

особенности товаров с высокой степенью обработки, есть усиление

стимулирующего влияния налоговой системы Украины на отечественных

производителей. В связи с этим целесообразно выучить и апробировать формы

налогового поощрения экспортеров с целью внесения в существующие

законодательные акты соответствующих корректив, среди которых:

. отмена НДС на изделия, которые изготовляются по лицензиям как для

внешнего, так и внутреннего рынка, так как иначе лицензионная

продукция машиностроения не станет конкурентоспособной

(украинское предприятие-лицензиат несет дополнительные,

сравнительно с лицензиаром, производственные затраты в виде

уплаты НДС и таможенной пошлины на импортные комплектующие);

. снижение косвенных налогов на экспорт услуг и приведения

механизма регулирование такого налогообложения в соответствие к

требованиям СОТ;

. освобождение экспортеров от уплаты налога на рекламу экспортных

товаров;

. снижение размеров государственной пошлины, которая платится при

рассмотрении в арбитражных судах исков, связанных с производством

и следующим экспортом товаров и услуг.

В дальнейшем с улучшением экономической ситуации в стране появится

возможность употребить ряд мероприятий по укреплению заграничной

инфраструктуры сбыта и обслуживание экспортированного оснащения (создание

сбытовых фирм, дилерской сети, сервисных центров и т.п.).

Кроме того, целесообразно исследовать возможности стимулирования

использование промышленного оборудования для производства экспортной

продукции путем снижения ставки налога на имущество (ли его частичной

компенсации через уменьшение других обязательных платежей).

Известно, что транспортные затраты, которые входят в стоимость в т.ч.

заграничных поставок отечественного оснащения и материалов, существенным

образом превышают аналогичные международные показатели. Это приводит к

снижению конкурентоспособности украинской экспортной продукции. Поэтому в

Украине необходимо продолжать работу относительно усовершенствования

существующей системы транспортных тарифов.

На современном этапе экономических преобразований важное значение

приобретают целенаправленные усилия органов государственной власти

относительно усовершенствования нормативной базы, организационного и

другого обеспечения экспортной деятельности украинских производителей.

С послаблением вмешательства государства, в том числе в внешнеторговое

предпринимательство, существенным образом увеличивается роль

опосредствованных (неадминистративных) форм ее участия в реализации

общенациональных целей и задач в сфере экспортной деятельности.

Предложенная (в дополнение к механизму экономической поддержки

отечественных экспортеров) система организационно-правовых и специальных

мероприятий стимулирования экспорта будет оказывать содействие более

эффективному выполнению, возложенных на государство функций относительно

его развития, а также расширению участия Украины в мировом разделении

труда.

Соответствующие функции, в основном освещенные и обоснованные в Законе

Украины "О внешнеэкономической деятельности". Однако в нем не нашли

достаточного отображения такие важные для экспортеров вопросы, как

бартерная и клиринговая торговля, ценообразование во внешнеторговой

деятельности, гарантии партнерам по сотрудничеству, порядок решения

хозяйственных споров и прочие аспекты, которые требует дополнительной

разработки соответствующих нормативных документов.

Кроме того, нужно разработать еще ряд законопроектов, которые прямо или

опосредствованно будут оказывать содействие развитию экспорта. Среди них -

законы о сотрудничестве на компенсационной основе, про пограничную и

прибрежную торговлю, о внешнеэкономических операциях с лицензиями, о

лизинге и франчайзинге, об офшорных зонах на территории Украины и т.п.

Проблема реализации украинского экспортного потенциала требует

коренного улучшения информационного обеспечения внешнеэкономической

деятельности. Первоочередной задачей в связи с этим является создание

системы внешнеторговой информации. Для ее эффективного функционирования

нужно сформировать разветвленную сеть информационно-консультативных служб,

которые могли бы оперативно информировать клиента в удобной для него форме.

Наиболее перспективными проектами в области информационного обеспечения

экспорта являются:

. создание Украинского информационно-консалтингового центра

содействие экспорта, в который концентрировалась бы полная база

данных по вопросам коммерческих заявок и предложений

отечественных предприятий их торговых партнеров, база нормативно-

правовых актов и т.п.;

. создание Украинского информационного центра ВТО по

стандартизации, сертификации и устранению технических барьеров в

торговле;

. создание с использованием возможностей научно-исследовательских

центров и украинских заграничных учреждений системы

информатизации относительно современных достижений отечественной

и заграничной науки и техники, а также передового

предпринимательского опыта;

. создание автоматизированной системы информационно-аналитического

обеспечения внешнеторговых связей Украины на основе внедрения

аналитических программных систем новой генерации, которые можно

охарактеризовать как системы интеллектуального анализа данных с

целью поддержки аналитических разработок.

Для повышения конкурентоспособности отечественных изделий на внешних

рынках необходимо организовать в стране эффективную систему сертификации

продукции, которая экспортируется. Целесообразным в связи с этим было бы

также создание государственной инспекции из качества экспортных товаров.

Это учреждение смогло бы не только стать на помехе проникновению на внешние

рынки недоброкачественных изделий, а и оказывала содействие бы выпуску

конкурентоспособной продукции с учетом требований иностранных потребителей

к качеству. Важным аспектом этой деятельности есть участие Украины в работе

международных и региональных организаций, которые проводят сертификацию, с

целью взаимного признания результатов испытаний экспортированных товаров.

По мере того как будет укрепляться экспортный потенциал страны, будет

возрастать важность доступа отечественных экспортеров на внешние рынки, в

обеспечении которого доминирующая роль принадлежит государству. В связи с

этим на уровне международных отношений еще большее значение будет

приобретать деятельность межправительственных комиссий по торгово-

экономическому сотрудничеству. В рамках этих организаций можно

рассматривать те долгосрочные перспективы динамики и структуры торговых

потоков, которые не вызовут антагонизма у партнеров. Положительное влияние

на решение вопроса, который рассматривается, может справить реализация

мероприятий, предусмотренных Программой экономического сотрудничества между

Украиной и Россией на 1998-2007 гг.

Ожидаемое присоединение Украины к ВТО будет оказывать содействие

предсказуемости доступа отечественной продукции на внешние рынки,

устранению торговой дискриминации и применению общепринятой в мире правовой

базы для защиты интересов украинских экспортеров за границей. При этом

заграничные торговые представительства Украины должны играть важную роль.

Им надо активнее проводить мониторинг рыночной конъюнктуры за границей

относительно украинских товаров.

С целью избежания осложнений "торгово-политического" характера в случае

дискриминации отечественных экспортеров и возникновение угрозы применения

странами-импортерами защитных мероприятий торгпредства Украины должны

эффективно использовать дипломатические каналы для урегулирования

конфликтных ситуаций. При значительном количестве антидемпинговых

расследований относительно украинских экспортеров целесообразно

устанавливать тесные рабочие контакты уполномоченных государственных

структур конфликтующих сторон. Это дает возможность предотвратить эскалации

конфликта и введения компенсационных таможенных пошлина. Нужно также

активизировать деятельность относительно разъяснения, убеждение, а в случае

необходимости - и принуждения украинских экспортеров придерживаться

общепринятых правил поведения на мировом рынке. Таким образом, можно будет

избегнуть многих торговых споров и противодействий отечественному экспорту.

Кроме того, назревшая потребность создания в стране Центра содействие

доступа украинских экспортеров на внешние рынки. Эта структура выполняла бы

юридическо-консультативные функции, помогая тем самым решать проблемы

украинских производителей при работе на внешних рынках (антидемпинговые

процедуры, защитные мероприятия импортеров). Данный Центр также

анализировал бы условия соглашений и контрактов экономических операторов,

которые стремятся получить доступ к национальной системе кредитования и

страхования экспорта.

Эффективная защита украинских производителей должна основываться на

поддержке, в первую очередь, конкурентоспособных отечественных предприятий

обрабатывающей промышленности для обретения ними навыков маркетинга,

накопление финансовых ресурсов и других материальных и нематериальных

активов, важных для выхода на внешние рынки. При таком подходе защита

внутреннего рынка Украины выступает как важный элемент национальной

стратегии в сфере экспорта. Развитие же экспортного потенциала, в свою

очередь, создает долгосрочные стимулы к модернизации и повышению

конкурентоспособности национальной экономики. Последняя, в результате,

становится менее восприимчивой к давлению импорта.

Для осуществления предложенного комплекса мероприятий по развитию и

реализации экспортного потенциала Украины нужны ежегодные бюджетные

ассигнования, объем которых целесообразно определять, исходя из

существующей мировой практики, и корригировать с учетом современного

состояния национальной экономики и сформированной структуры украинского

экспорта.

Содействие развитию экспортного потенциала Украины является важнейшим

элементом государственной промышленной и структурной политики. Поэтому

можно (на основе анализа абсолютных показателей и динамики затрат на

поддержку экспорта за границей) рекомендовать выделять ежегодные бюджетные

ассигнования на содействие украинскому экспорту в размере 0,3% от объема

ВВП, рассчитанного по итогам года, который передует принятию госбюджета.

Рекомендованный показатель вычислен как средняя для 22-х стран удельный вес

(часть) чистых государственных затрат на содействие экспорту в добавленной

стоимости обрабатывающей промышленности. Применение для Украины более

широкой базы расчетов с использованием показателя ВВП обусловлен переходным

характером национальной экономики, которая испытывает острый дефицит в

коммерческом кредитовании и страховании экспорта, а также в других

средствах его стимулирования.

В современных условиях решения проблемы развития и в особенности

эффективной реализации отечественного экспортного потенциала зависит не

только от внутриэкономической ситуации, а и от изменений в мировой

хозяйственной среде. Поэтому при разработке политики украинского

государства в сфере экспорта необходимо учитывать объективные изменения в

геоэкономической и геополитической ситуации, интересы отдельных стран-

партнеров по внешнеэкономическим связям, международные правовые нормы и

правила торговли, конкурентные преимущества своей страны и его ведущих

предприятий, способных активно участвовать в мировом торгово-экономическом

сотрудничестве.

Таким образом, успех в реализации экспортного потенциала может быть

достигнутый лишь при ориентации отечественных отраслевых комплексов и

предприятий на выпуск тех видов конкурентоспособной продукции и услуг,

которые смогут найти свои "ниши" на внешних рынках. В связи с этим

возникает необходимость коренного восстановления основных фондов в сжатые

сроки, стимулирование развития наукоемких технологий, преобладающего

выпуска продукции с высокой степенью обработки. В частности, для

производства высококачественных конкурентоспособных товаров, которые дадут

возможность Украине хотя бы "засветиться" на мировом рынке, нужно внедрить

в начале ХХІ столетие как минимум 10-12 макротехнологий, которые определяют

в данное время потенциал 7-ми наиболее развитых стран мира. Без этого

неминуемыми будут дальнейшая деградация отечественного производственного

потенциала, технологическая стагнация, а в конечном итоге - полная потеря

конкурентоспособности украинской продукции и сползания Украины на периферию

мирового хозяйственного развития.

Однако сегодня Украина не имеет собственных инвестиционных ресурсов в

объеме, достаточном для форсированного переведения своей промышленности на

рельсы инновационно-конкурентного развития. Так, размер капитальных

вложений в 1999 г. находился на равные 1958 г. и составлял 23 % от

показателей 1990 г., хотя в большинства областей экономики изношенность

основных фондов достигает около 80 %. Поэтому закономерными выглядят

многочисленные попытки украинских производителей привлечь иностранные

инвестиции для решения данной проблемы. К сожалению, главной формой

привлечения заграничного средства являются кредиты. Такую практику едва ли

можно признать стратегически оправданной из-за ряда причин. Во-

первых, эти кредиты являются в основному краткосрочными, даются под немалые

проценты и требуют значительных затрат на обслуживание долга. Во-вторых,

существует большой риск, который заново построенные или модернизованные

предприятия могут оказаться неконкурентоспособными еще к появлению на рынке

их продукции.

В этой связи более эффективными сравнительно с кредитными формами

инвестирования являются прямые иностранные инвестиции в реальный сектор

экономики. Однако минувшие года свидетельствуют, что по разной причине в

Украину поступило всего лишь 2,5 млрд долл. США инвестиций. В то же время,

по расчетам Минэкономики, для структурной перестройки национального

хозяйства страны нужно 150-200 млрд долл. США на 10-15 лет. Как видим,

сравнительно с потребностями Украины помощь международных финансовых

организаций мизерна и направляется в основном на покрытие дефицита бюджета,

а не на структурные превращения в экономике. И ожидать каких-нибудь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9