скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Экспортный и транзитный потенциал Украины скачать рефераты

глобальных движений в этом плане в ближайшему будущему наивно.

Подтверждением такого пессимизма являются данные ежегодных отчетов Мирового

экономического форума о состоянии конкурентоспособности 53-х стран, за

которыми ведется наблюдение. Кстати, эта информация предназначена в

основном для международных деловых структур. В ней характеризуется

благоприятность условий инвестирования в разных странах. Показатели

конкурентоспособности имеют здесь первостепенное значение, так как

характеризуют возможности конкретной страны эффективно использовать

вложенный в ее экономику капитал. В указанном отчете за 1997 г. Украине

отводилась предпоследняя, а Росси - последняя позиция. В 1998 г. эти две

страны лишь поменялись местами.

Если данная экономическая ситуация сохранится и в дальнейшем, то в

ближайшее время Украина в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке не

сможет обеспечить реализацию вне своих экономических пространств

отечественной продукции, в особенности изделий с высокой степенью

обработки. В связи с этим жизненно важным для страны является сохранение

позиций украинских производителей на традиционных для них внешних рынках

сбыта. Решение этой проблемы требует более тесного экономического

сотрудничества Украины с государствами СНГ, и с Россией в частности.

Общеизвестно, что мировая экономика все большее интернационализируется.

Благодаря этому создаются условия для концентрации и лучшего использования

материальных, трудовых и финансовых ресурсов, всестороннего учета

региональных особенностей и факторов производства, расширение рынков

товаров, услуг, капитала и работы. В результате ускоряется социально-

экономическое развитие, повышается эффективность общественного производства

государств, которые активно принимают участие во внешнеторговом процессе,

значительно уменьшается существующая между ними разность в уровне и

качества жизни население. Учитывая это, большинство стран стремится

образовать региональные экономические группировки, которые дают возможность

более полно и эффективно использовать внутренние и внешние факторы

возрастания экономики. Так, если в 1985 г. в мировом сообществе

функционировало 3 интеграционных образования, то в

данное время - уже 7. Соответственно количество стран, которые принимают в

них участие, увеличилась с 35 до 60, а их частица в мировому ВВП выросшая

за этот период с 27,8 % до 74,2 %, и в мировом экспорте - с 43,3 % до 75,4

%.

Учтя опыт функционирования этих интеграционных группировок, государства

СНГ могли бы более эффективно использовать преимущества интеграции своих

национальных экономик и повысить собственный рейтинг в системе

международного разделения труда. По расчетами МЕК СНГ, на страны

Содружества приходится ныне около 10 % промышленного и 4,5 % экспортного

мирового потенциала, а также приблизительно 25 % существующих в мире

запасов основных видов естественных ресурсов. Научно-технический потенциал

государств-участников СНГ, выраженный в форме интеллектуальной

собственности, составляет не менее 500 млрд долл. США, а платежеспособный

спрос на наукоемкую продукцию в них может достичь до 2005 г.

150-200 млрд долл. США.

Страны Содружества имеют довольно развитые транспортно-коммуникационные

системы. В СССР железной дороги перевозили 1/2 мировых объемов грузов и 1/4

- пассажиров. По оценкам ряда международных организаций, годовая прибыль от

эксплуатации транспортно-коммуникационных систем СНГ может составить 100

млрд долл. США. По производству электроэнергии страны Содружества находятся

на 4-му месте в мире (10 % мирового производства). Однако используется этот

потенциал неэффективно. Некоторые государства СНГ в данное время не имеют

нормального энергообеспечения, а энергоемкость общественного производства в

них почти в 1,5 раза превышает аналогичные показатели в развитых странах

Европы.

Развитие национальных хозяйств и интеграционных сообществ в особенности

интенсивно происходит там, где экономика ориентирована на расширение

взаимовыгодных торгово-экономических отношений.

Причем объем товарообменных операций между интеграционными группировками и

индустриально-развитыми странами составляет значительную величину, часть

что в общем товарообмене, например, ЕС составляет 23%. Это свидетельствует

о высокой конкурентоспособности продукции этих стран и эффективное

использование преимуществ территориального разделения труда и кооперации

производства. К сожалению, этого нельзя сказать об Украине и государствах

СНГ. На них приходится лишь 4,2 % объема товарооборота между развитыми

странами и интеграционными группировками.

В развития последних существует еще одна важная тенденция, которая

обуславливает их эффективность. Эта сравнительно высокая часть взаимной

торговли между странами, которые интегрируются. Так, в ЕС объем внутренней

торговли к общему объему экспорта превышает 62 %, а в СНГ - лишь 27 % при

сокращении части товаров с высокой степенью обработки и ухудшении

использование научно-технического потенциала. В данное время в странах

Содружества практически нет платежеспособного спроса на наукоемкие

технологии и продукцию, которая приводит к старению технологической базы,

постепенной потери преимуществ, которые раньше были в развитии

авиакосмической техники, военно-промышленного комплекса, ядерной физики,

энергетики, станкостроения, биотехнологий, образования, культуры и

искусства.

Эта очень тревожная тенденция, которую надо преломить в кратчайшие

сроки. Необходимо, чтобы государства-участники СНГ согласовали и

сосредоточили свои усилия на развитии взаимовыгодных торгово-экономических

и производственно-технологических связей, создании зон свободной торговли,

на организации эффективной системы содействия развития научно-технического

и производственного потенциалов, на повышении конкурентоспособности

производства, улучшении управления внешнеэкономической деятельностью.

Более тесное межгосударственное экономическое сотрудничество дало бы

возможность этим странам без дополнительных инвестиций увеличить

производство продукции базовых областей более чем в 1,5 раза; снизить

суммарные по СНГ производственные затраты в электроэнергетике - на 20 %, в

металлургии - на 15 %, в машиностроении - почти на 25 %. За счет улучшения

координации внешнеэкономической деятельности стран Содружества появится

возможность улучшить суммарный торговый баланс СНГ на 15-20 млрд долл. США.

В данное время в мировой хозяйственной практике используется великое

множество моделей экономической интеграции. Однако любое региональное

экономическое сотрудничество начинается с введения режима свободной

торговли на многосторонней основе. Данную стадию прошли ЕС, которое

объединяет ныне 15 держав; РЕВ, который включал почти все страны

социалистической ориентации; государства многих других интеграционных

объединений в Европе, Америке и Азии. Это поясняется тем, что режим

свободной торговли дает возможность реализовать основное условие

эффективности межгосударственных взаимодействий - экспорт избыточных и

импорт дефицитных факторов производства.

Соглашение о создании зоны свободной торговли на экономическому

просторные СНГ была подписана главами государств еще 15.05.1994 г. К

сожалению, и по сей день эта зона здесь еще не сформирована. Режим

свободной торговли на экономическом пространстве СНГ, несмотря на важность

его введения, все же нужно рассматривать как переходный этап на пути к

более высоким формам межгосударственного экономического сотрудничества,

которые дадут возможность завершить реформирования и провести структурную

перестройку национальных экономик, создать развитую рыночную

инфраструктуру, обеспечить в значительной мере выравнивание условий

хозяйствование для субъектов внешнеэкономической деятельности. Этому

процессу может успешно оказывать содействие прежде всего восстановления

практически разрушенных в данное время рациональных научно-технических и

производственных связей между странами Содружества.

Создание эффективной системы содействия развития экспортных

потенциалов в странах СНГ может осуществляться по таким основным

направлениям:

. кредитно-страховая поддержка инноваций и развития приоритетных,

экспортоориентированных производств;

. предоставление налоговых льгот производителям приоритетной

продукции и ее экспортерам;

. разработка и финансирование программ развития приоритетных

экспортоориентированных проектов в рамках специально созданных

фондов;

. административно-организационная поддержка национальных

производителей;

. урегулирование платежно-расчетных отношений между предприятиями

стран Содружества, включая возможность частичного или полного

погашения задолженностей в имущественной форме и ценными

бумагами, а также переоформление части дебиторской задолженности

в государственный долг стран СНГ;

. развитие межгосударственного лизинга;

. разработка и принятие межгосударственных документов относительно

координации рынков ценных бумаг, установление единых принципов

залоговых операций, страхование рисков, валютного и экспортного

контроля;

. разработка и внедрение новых систем обслуживания торгово-

экономических отношений стран СНГ, в т.ч. механизма клиринга;

. создание благоприятных условий для:

а) организации и функционирование двусторонних и

многосторонних торгово-промышленных палат, бизнесов-центров и

представительств;

б) развития разных форм общего предпринимательства, таких как

транснациональные финансово-промышленные группы, лизинговые

компании и прочие;

. поощрение прямых инвестиций национальных инвесторов у страны СНГ;

. использование бюджетных форм поддержки национальных

производителей и экспортеров.

Одной из конструктивных мер для преодоления тенденции к уменьшению

взаимного товарооборота может стать квотирование объемов взаимных

межгосударственных поставок продукции и услуг по целью более полного

удовлетворение спроса и повышение эффективности взаимного товарообмена.

Данный процесс необходимо согласовывать с формированием национальных

бюджетов. Только тогда он обеспечит для всех стран Содружества обоюдную

выгоду и гарантированную прибыль от развития взаимного товарооборота.

Кроме этого, необходимо создать систему межгосударственной координации

инвестиционного кредитования зарубежных стран, которые бы использовало

выделенные государствами СНГ средства на приобретение товаров, выработанных

на территории Содружества.

Реализации предложенных мероприятий во многом препятствуют

экономические трудности. При этом в особенности мешают неплатежи,

недостатки в развития рыночной инфраструктуры, дефициты бюджетов стран СНГ

и т.п. Попытки изолированно, самостоятельно преодолеть бюджетные,

платежные, валютный, технологический и прочие кризисы означают выбор самого

трудного и продолжительного пути. И хотя эти проблемы обнаруживаются в

отдельных странах СНГ по-разному, они представляют опасность для всех

участников Содружества. Возможности улучшения использование экспортного

потенциала каждым отдельным государством СНГ ограниченные. Настоящий успех

в этом деле могут принести лишь скоординированные усилия.

3.Транзитный потенциал Украины – проблемы и перспективы

Современные тенденции развития мировой экономики характеризуются

расширением хозяйственных связей и международной кооперации. Это

способствует постоянному росту транснациональных грузопотоков, в том числе

между странами Западной Европы и Азии, Северной Европы и Ближнего Востока.

К 2005 году они могут вырасти на 15—20 %. Географическое положение Украины,

развитая транспортная сеть, наличие незамерзающих портов должны

способствовать тому, чтобы объемы транзитных грузопотоков через ее

территорию увеличивались.

Каждая тонна транзитного груза в среднем приносит сегодня 50—55 гривен

дохода. Для Украины развитие транзитных перевозок означает существенное

увеличение поступлений в бюджет, является одним из реальных источников

финансирования транспорта. Это неоднократно отмечалось в выступлениях

Президента Украины Леонида Даниловича Кучмы, решениях правительства.

Общие объемы перевозок транзитных грузов по Украине составляют около

190 млн тонн в год, а с учетом переработки транзитных грузов в портах —

более 223 млн тонн. Трубопроводами транспортируется более 80 % (154 млн

тонн), железной дорогой — 17,7 % (33,4 млн тонн), автотранспортом — 0,7 %

(1,4 млн тонн).

Технологические мощности национальной транспортной инфраструктуры

разрешают ежегодно перевозить железными дорогами, внутренним водным и

автомобильным транспортом и перерабатывать в портах свыше 60-70 млн. т и

доставлять трубопроводами до 200 млн. т товаров. Однако фактические объемы

транзита составляют лишь 200 млн. т, то есть имеющийся транзитный потенциал

Украины используется на 70 %, а транспорт общего пользования (без

трубопроводов) – только на 50 %.

За последние годы наблюдаются тенденции к определенному росту

транзитных перевозок. Но на отдельных видах транспорта, по ряду направлений

и групп грузов допущены снижения объемов перевозок.

Товарная структура и основные направления грузопотоков международного

транзита через территорию Украины

Основные транзитные грузопотоки через территорию Украины – это

транспортировка газа (105 млн. т), нефти и нефтепродуктов (54 млн. т)

магистральными газо– и нефтепроводами из России, на которую приходится

около 80 % объемов всего транзита, в европейские страны.

На транспорте общего пользования главные направления транзитных потоков

проходят:

между пунктами на северо-восточных и западных границах в прямом

железнодорожном и автомобильном сообщениях – 19 млн. т, или 54,3 %;

между пунктами на северных, восточных и частично на западных границах и

морскими портами Украины – 17 млн. т, или 45,7 %.

Почти 95 % транзитных потоков входит в Украину через железнодорожные

переходы. В основном, это экспортные грузы из России, Беларуси,

Казахстана (железная руда – 36 %, каменный уголь – 16 %, нефтепродукты – 10

%), которые направляются в Словакию, Венгрию, Австрию, Чехию, Румынию, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9