скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Очерк из истории Русской культуры советского и постсоветского периода скачать рефераты

«Калина красная» 1973 г.).

Драматургия отмечена появлением новых работ талантливых советских

авторов таких как А. В. Вампилов («Утиная охота» 1970 г.), В. С. Розов

(«Ситуация» 1973 г.), Г. И. Горин (Офштейн) («Забыть Герострата» 1972 г.,

«Тот самый Мюнхгаузен»), А. М. Володин (Лифшиц) («Осенний марафон» 1979

г.).

Огромную роль в культурной жизни советского человека играла эстрадная

музыка. Западная рок-культура исподволь просачивалась из-под «железного

занавеса», оказывая воздействие на советскую популярную музыку. Знамением

времени стало появления «виа» – вокально-инструментальных ансамблей

(«Самоцветы», «Песняры», «Машина времени» и др.). Всей стране были известны

имена популярных исполнителей Софии Ротару, Валерия Леонтьева и др.

Семидесятые годы – время восхождения на небосводе отечественной эстрады

новой яркой звезды Аллы Пугачевой.

Значительное влияние на развитие классической музыки оказало

творчество Г. В. Свиридова (сюита «Время – вперед!» 1965 г., музыкальная

иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Метель» 1974 г.). Мастером музыкальных

сочинений крупных форм, в том числе балетов, опер, симфоний стал

Р. К. Щедрин (балет «Анна Каренина» 1972 г., опера «Мертвые души» 1977 г.).

Синтез классических традиций и новаторских композиционных приемов отличал

творческую манеру А. Г. Шнитке.

Своеобразным музыкальным и поэтическим «самиздатом» стали

магнитофонные записи. Широкое распространение магнитофонов предопределило

повсеместное распространение бардовской песни (В. Высоцкого, Б. Окуджавы,

Ю. Визбора), в которой видели альтернативу официальной культуре. Особенно

большой популярностью пользовались песни актера Театра на Таганке

В. С. Высоцкого. Лучшие из них это своеобразные маленькие драмы: жанровые

картинки; монологи, произносимые от лица некой вымышленной маски

(алкоголика, средневекового рыцаря, альпиниста и даже самолета-

истребителя); размышления самого автора о жизни и времени Они все вместе

дают яркую картину времени и человека в нем. Грубоватая «уличная» манера

исполнения, почти разговорная и в то же время музыкальная сочетается с

неожиданной философичностью содержания – это рождает особый эффект.

Важнейшим достижением советской школы был переход ко всеобщему

среднему образованию, завершенный к 1975 г. Девяносто шесть процентов

советской молодежи вступало в жизнь, окончив полный курс средней школы или

специального учебного заведения (ПТУ, техникум), куда поступали после

восьмого класса и где наряду с обучением профессии было предусмотрено

обязательное прохождение общеобразовательных предметов в объеме полного

среднего десятилетнего образования.

Ускорение научно-технического прогресса обусловило усложнение школьных

программ. Изучение основ наук стало начинаться не с пятого, как раньше, а с

четвертого класса. Трудности, возникавшие у детей с усвоением материала

порой приводили к снижению интереса к занятиям и, в конечном итоге, к

ухудшению уровня подготовки. Поиски путей решения назревших проблем вели

учителя-новаторы, многим из которых удалось добиться блестящих результатов

в учебной и воспитательной работе (В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов,

Е. И. Ильин, Ш. А. Амонашвили). Однако массовое использование разработанных

ими передовых методик, большая часть которых имела исключительно авторский,

индивидуальный характер, было почти невозможно. Требовалась существенная

перестройка всей педагогической системы. В 1984 г. была начата реформа

образования, которая, однако, оказалась неподготовленной и в скором времени

была свернута. Неспособность решить назревающие проблемы предопределила

дальнейшее нарастание кризисных явлений в сфере образования.

Растут количественные показатели в высшем образовании: увеличивается

количество студентов и высших учебных заведений. В начале 70-х проходит

компания по преобразованию педагогических институтов в автономных

республиках, краях и областях в университеты. К 1985 г. в СССР было 69

университетов.

Как ни парадоксально, введение всеобщего среднего образования и

расширение системы высшего имело и свои минусы. Стране нужны были рабочие

руки, ощущался недостаток в исполнителях квалифицированного физического

труда. В то же время школа ориентировала выпускников на поступление в вузы.

Вчерашний школьник, потративший десять лет на получение полного среднего

образования мечтал о поступлении институт или университет, перспектива

трудоустройства в качестве простого рабочего казалась ему

непривлекательной. В результате наметилось перепроизводство специалистов с

высшим образованием при недостатке квалифицированных рабочих кадров.

Следствием этого явилось падение престижа высшего образования – инженер на

предприятии часто получал зарплату ниже, чем рабочий. Многим специалистам с

вузовскими дипломами приходилось работать не по специальности.

Успехи отечественной науки были сосредоточены в основном в сфере

фундаментальных исследований: по-прежнему передовые позиции в мире занимают

советские физики, химики, по-прежнему Советский Союз держит лидерство и

освоении космического пространства. Вместе с тем отсутствие

заинтересованности представителей промышленности в интенсификации

производства привело к тому, что все блестящие достижения научной и

инженерной мысли не находили практического применения в народном хозяйстве.

Слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран

остался Советский Союз по разработке компьютерной техники.

Общественная и культурная жизнь в СССР в 1985–1991 гг.

Эпоха Перестройки относится к тем периодам отечественной истории, для

которых значение процессов, происходивших в культуре, особенно велико.

М. С. Горбачев начинал свои реформы именно в сфере общественной и

культурной жизни. По мнению французского историка Николя Верта, в

фундаменте Перестройки лежало «освобождение исторической памяти, печатного

слова, живой мысли» (История советского государства. 1900–1991. М., 1997.

С.493). Одним из первых лозунгов новой эпохи была «Гласность», т. е.

установка на расширение информированности народных масс о деятельности

партии и правительства, открытость, гласность принимаемых решений,

установка на свободное обсуждение накопившихся недостатков и отрицательных

явлений в жизни советского общества. Гласность была задумана как оживление

и модернизация государственной идеологии, и хотя с самого начала

подчеркивалось, что она не имеет ничего общего с «буржуазной свободой

слова», но удержать начавшийся процесс под государственным и партийным

контролем не удалось. Повсеместно началось открытое обсуждение вопросов,

которые раньше, в эпоху тотального контроля, обсуждались только тайком «на

кухнях». Факты злоупотреблений партийной номенклатуры, вскрытые Гласностью,

резко подорвали авторитет партии, лишив ее монополии на истину.

Гласность, открывшая перед советским человеком всю глубину кризиса, в

который впала страна, и поставившая перед обществом вопрос о путях

дальнейшего развития, вызвала огромный интерес к истории. Шел стремительный

процесс восстановления тех ее страниц, которые замалчивались в советское

время. В них люди искали ответы на вопросы, поставленные жизнью.

«Толстые» литературные журналы печатали неизвестные ранее широкому

советскому читателю литературные произведения, воспоминания очевидцев и

мемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду. Благодаря

этому тиражи их резко возросли, а подписки на самые популярные из них

(«Нева», «Новый мир», «Юность») попали в разряд острейшего дефицита и

распространялись «по лимиту», т. е. ограниченным числом.

За несколько лет в журналах и отдельными изданиями в свет вышли романы

А. И. Солженицина («В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»),

Ю. Домбровского («Хранитель древностей»), Е. И. Замятина («Мы»),

М. А. Алданова («Святая Елена, маленький остров»), Б. Л. Пастернака

(«Доктор Живаго»), М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), В. В. Набокова

(«Лолита»), Б. Пильняка («Голый год», «Повесть непогашенной Луны»),

А. Платонова («Чевенгур», «Котлован»), поэтические произведения

Г. В. Иванова, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама. На

театральных подмостках определяющее значение получает публицистическая

драма. Наиболее ярким представителем этого направления стал М. Ф. Шатров

(Маршак) («Диктатура совести»). Особенный общественный резонанс вызывали

произведения, в которых затрагивалась тема сталинизма и сталинских

репрессий. Далеко не все из них были литературными шедеврами, но они

пользовались неизменным интересом читателей перестроечной поры, потому что

«открывали глаза», рассказывали о том, о чем раньше рассказывать было

нельзя.

Сходная ситуация наблюдалась и в других видах искусства. Шел

интенсивный процесс «возвращения» творческого наследия деятелей искусств,

находившихся ранее под идеологическим запретом. Зрители смогли вновь

увидеть работы художников П. Филонова, К. Малевича, В. Кандинского. В

музыкальную культуру было возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича,

на широкую сцену вышли представители музыкального «андеграунда»: группы

«Наутилус», «Аквариум», «Кино» и т. д.

Художественный анализ феномена сталинизма стал определяющим

направлением и в творчестве писателей, музыкантов и художников, работавших

непосредственно в годы Перестройки. Как одно из наиболее значительных

произведений советской литературы был оценен современниками роман

Ч. Айтматова «Плаха» (1986 г.), для которого, как и для большинства

произведений Айтматова, характерно сочетание глубокого психологизма с

традициями фольклора, мифологической образностью и метафоричностью.

Заметным явлением в литературе Перестроечной поры, своеобразным

бестселлером стал роман А. Н. Рыбакова «Дети Арбата» (1987 г.), в котором

эпоха культа личности воссоздается через призму судьбы поколения 30-х гг. О

судьбах ученых генетиков, о науке в условиях тоталитарного режима

повествуется в романах В. Д. Дудинцева «Белые одежды» (1987 г.) и

Д. А. Гранина «Зубр» (1987 г.). Послевоенным «детдомовским» детям, ставшим

случайными жертвами событий, связанных с насильственным выселением с родной

земли чеченцев в 1944 г., посвящен роман А. И. Приставкина «Ночевала тучка

золотая» (1987 г.). Все эти произведения вызвали большой общественный

резонанс и сыграли существенную роль в развитии русской культуры, хотя

зачастую публицистическая составляющая в них преобладала над

художественной.

Немногое из созданного в ту переломную эпоху прошло проверку временем.

В изобразительном искусстве «дух времени» отразился в весьма посредственных

и схематичных картинах И. С. Глазунова («Вечная Россия» 1988 г.). Вновь

популярным жанром, как то всегда бывало в критические моменты истории,

становится плакат.

В художественном и документальном кинематографе перестроечных лет

появляется ряд замечательных фильмов, созвучных эпохе: «Покаяние»

Т. Абуладзе, «Легко ли быть молодым» Ю. Подниекса, «Так жить нельзя»

С. Говорухина, «Завтра была война» Ю. Кары, «Холодное лето пятьдесят

третьего»). Вместе с тем кроме серьезных, глубоких фильмов, наполненных

размышлениями о судьбе страны, о ее истории, снималось много весьма слабых

картин, авторы которых старались обеспечить зрительский интерес за счет

нарочито мрачного изображения социальной действительности. Такие фильмы

были рассчитаны на скандальную популярность, их образная система строилась

на контрасте с традиционным советским кинематографом, в котором принято

было избегать излишнего натурализма, постельных сцен и прочих вульгарных

приемов. Такие фильмы в просторечии получили название «чернухи» («Маленькая

Вера» реж. В. Пичул).

Огромную роль в культурной и общественной жизни приобрела

публицистика. Статьи печатались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Огонек»,

в «Литературной газете». Особенно большой любовью читателей в те времена

пользовался еженедельник «Аргументы и факты». Тираж «АиФ» перестроечной

поры перекрыл все мыслимые пределы и попал в «Книгу рекордов Гиннеса».

Однако наиболее широкую аудиторию имели телевизионные публицистические

передачи, такие как «Взгляд», «Двенадцатый этаж», «До и после полуночи»,

«600 секунд». Несмотря на то, что шли эти передачи в неудобное для

большинства зрителей время (поздно вечером), они пользовались очень большой

популярностью, а показанные в них сюжеты становились предметом всеобщего

обсуждения. Журналисты обращались к самым жгучим и волнующим темам

современности: проблемы молодежи, война в Афганистане, экологические

катастрофы и пр. Ведущие программ были не похожи на традиционных советских

дикторов: раскованны, современны, умны (В. Листьев, В. Любимов, В. Молчанов

и др.)

Неоднозначны результаты Перестройки в сфере образования. С одной

стороны гласность вскрыла серьезные недостатки в средней и высшей школе:

слаба была материально-техническая база, сильно отстали от жизни школьные и

вузовские программы и учебники, явно устаревшими, а значит, недейственными

были традиционные принципы воспитательной работы (субботники, пионерские

слеты, тимуровские отряды). Таким образом, стала очевидной необходимость в

незамедлительных реформах.

С другой стороны, попытки исправить сложившееся положение часто

приводили лишь к ухудшению качества учебного процесса. Отказываясь от

использования старой учебной литературы, школы оказывались либо совсем без

учебников, либо вынуждены были использовать весьма сомнительного качества

новые. Введение в школьные курсы новых предметов (таких, например, как

«Этика и психология семейной жизни», «Информатика») оказалось

неподготовленным: не было ни квалифицированных преподавателей, готовых

вести новые дисциплины, ни технических возможностей, ни учебно-методической

литературы. Изжившие себя пионерская и комсомольские организации были

наконец упразднены, но взамен им не было создано ничего нового –

подрастающее поколение выпало из воспитательного процесса. В большинстве

случаев «реформы» свелись к перемене названий: в массовом порядке

обыкновенные средние школы, ПТУ и техникумы стали именовать себя

гимназиями, лицеями, колледжами и даже академиями. Суть с изменением

вывески не менялась. Попытки создать гибкую систему образования, отвечающую

потребностям времени, наталкивались на косность значительной части

преподавательского состава и недостаток средств.

Сфера высшего образования, помимо проблем, общих для всей системы

народного просвещения, столкнулась с проблемой дефицита преподавателей,

многие из которых уходили из вузов в коммерческие фирмы или уезжали

заграницу.

В еще большей степени проблема «утечки умов» стала актуальна для

науки. Если исследования в прикладных областях в годы Перестройки заметно

оживляются, то фундаментальная наука, на протяжении десятилетий являвшаяся

предметом национальной гордости, неизбежно клонится к упадку, причинами

которого стали трудности с финансированием, падение престижа и потеря

понимания социальной значимости работы ученого в обществе.

В целом культурные последствия Перестройки еще ждут своей оценки.

Вполне очевидно, что наряду с несомненным положительным эффектом, который

принесла демократизация (обретение наследия писателей, художников и

музыкантов, творчество которых замалчивалось, общее оживление культурной

жизни), нельзя не заметить и отрицательных следствий не вполне продуманных

реформ (углубление кризиса в системе образования, упадок фундаментальной

науки).

Культура последнего десятилетия ХХ в.

Отличительная особенность культуры современной России –э-0 в ее

многоликости, многообразии проявлений творческого начала во всех областях

общественной жизни. Находясь «внутри» настоящего времени, очень трудно,

почти невозможно определить, какие факты современной культурной жизни

являются важными, определяющими магистральное направление развития

культуры, а какие будут сметены ходом истории в ближайшее время.

Наиболее ярко многообразие современной культурной жизни проявляется в

литературе. Среди наиболее значительных течений в ней следует отметить

постмодернизм. Классиками европейского постмодернизма являются Хорхе-Луис

Борхес, Умберто Эко, Джон Фаулз. Характерной чертой концепции

постмодернизма считается «цитатность». Материалом для творческого

осмысления в постмодернистском произведении становятся не столько реальные

события жизни, сколько впечатления от ранее прочитанных автором книг,

увиденных фильмов, услышанной музыки. Из этих впечатлений, как из

разноцветных смальт, составляется мозаика нового произведения. Восприятие

произведения часто превращается для вдумчивого читателя в решение

своеобразного ребуса – откуда что взято. Это своеобразная игра. Развивая

какой-либо сюжетный ход, автор одновременно как бы намекает на какой-нибудь

широко известный литературный или кинематографический образ или штамп.

Например роман популярного современного писателя В. Пелевина «Чапаев и

Пустота» во многом построен на аллюзиях с популярными в советское время

анекдотами о Чапаеве и фильмом братьев Васильевых, хотя речь в книге идет

совсем о другом. Ничего общего у пелевинского Чапаева с реальным героем

гражданской войны нет, но в нем угадываются намеки и отсылки к образу,

созданному на экране актером Бабочкиным. Цитатность характерна и для других

популярных произведений Пелевина «Generation П», «Амон Ра», «Жизнь

насекомых» и др.

Изменение художественных вкусов выразилось еще и в том, что в

«возвращенной» (т. е. написанной еще в советское время, но не вышедшей

тогда по цензурным соображениям в свет) литературе современного читателя

больше интересуют уже не гражданственно-публицистические романы об эпохе

сталинизма, как то было десять лет назад, а постмодернистские по духу

произведения с элементами «цитатной» игры: «Москва – Петушки» Венедикта

Ерофеева (1969 г.), «Пушкинский дом» Андрея Битова (1971 г.).

С проникновением рыночных отношений в книгоиздательское дело прилавки

книжных магазинов на всем постсоветском пространстве заполонила

художественно- развлекательная литература самого различного качества:

детективы, фантастика, так называемые женские романы. Среди мастеров

детективного жанра наиболее известны В. Доценко («Бешеный»), Ф. Незнанский

(«Марш Турецкого»), А. Маринина (серия романов о следователе Анастасии

Каменской). На смену научной фантастике, популярной в 60–80-е гг. приходит

фантастика в стиле «фентази», родоначальником которой в мировой литературе

был английский писатель и ученый Дж. Толкиен. Русское фентази представлено

произведениями М. Семеновой («Волкодав») и Н. Перумова («Алмазный меч,

деревянный меч» и пр.) Для фентази характерно использование мифологических

образов, обращение к традиционному сознанию, сквозь призму которого смотрят

на мир герои фентазийных романов. Если в научной фантастике вымысел имеет,

как правило, технический характер (авторы условно допускают, что существует

машина времени, что возможны межзвездные перелеты и т. д.), то фентази

исходит из допущения реальности сказочных по сути явлений (герои пользуются

магией, борются со злыми магами, общаются с драконами, эльфами, гномами

и т. п.). Наиболее близкая аналогия фентази – литературная сказка, но

«сказка для взрослых».

Постмодернизм – явление, выходящее за пределы литературы. Его

проявления можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке.

Постмодернистом может считаться популярный (скорее даже модный) художник

Никас Софронов, пишущий свои картины на старых иконных досках, на которых

кое-где сохранились остатки живописного слоя (тоже своеобразные «цитаты»),

проступающие сквозь авторские образы.

В монументальной скульптуре наибольшей, хотя и несколько скандальной

популярностью пользуются работы московского скульптора Зураба Церетели,

автора памятника Петру Великому в Москве, вызвавшего много споров среди

горожан и однозначно негативное отношение художественных критиков.

В новом российском кинематографе наиболее заметным является творчество

актера и кинорежиссера Никиты Сергеевича Михалкова. Фильм «Утомленные

солнцем» был удостоен «Оскара» – награды американской киноакадемии.

Действие фильма происходит в 30-х гг. Главный герой – комдив Котов, в

образе которого воплощен типаж человека-символа сталинской эпохи: он

прославленный военачальник гражданской войны, его именем называют

пионерские отряды, его портрет известен каждому. Любовная линия неожиданно

оказывается связанной с темой репрессий – внешне благополучная жизнь

всесильного комдива, имеющего прямую телефонную связь с самим Сталиным,

рассыпается в прах. Ностальгия по величию, благородству и красоте ушедшей

императорской России пронизывает картину «Сибирский цирюльник», снятую в

1998 г. (в главных ролях – Олег Меньшиков и Джулия Ормонд).

Огромную популярность у молодежи получили фильмы Алексея Балабанова:

«Брат» (1997 г.) и «Брат-2» (2000 г.). Центральный персонаж обоих фильмов

Данила Багров, молодой человек, прошедший чеченскую войну, являет собой

странное соединение наивности и жизненной умудренности, ограниченной,

правда, его военным опытом; в нем уживаются доброта, благородство и

страшная жестокость, позволяющая ему в поисках «правды» совершенно не

задумываясь пускать в ход оружие. В фильмах звучит музыка популярных групп

и исполнителей, взятая «прямо из жизни»: «Наутилус», Земфира, и пр.

В репертуарах театров появляются пьесы новых авторов: Н. Коляды,

М. Угарова, М. Арбатовой, А. Шипенко.

Заметно меняется в последнее десятилетие телевидение. Появились новые

независимые от государства каналы (НТВ, ТВ-6 1993 г.) Из трибуны передовой

общественной мысли оно превратилось в мощнейшее оружие политической борьбы,

на которое тратятся огромные деньги, что предопределило рост

профессионального уровня программ, и в то же время привело к снижению

доверия к телевидению как источнику информации. Острая социально-

политическая проблематика уже не вызывает былого интереса. Зрители отдают

предпочтение программам, в которых освещаются вопросы частной, семейной,

личной жизни. Проблемы большой политики и исторического выбора страны в

телепублицистике уступили место проблемам человеческих взаимоотношений.

Возникло много новых телевизионных программ соответствующей направленности:

«Моя семья», «Пока все дома», «Я сама», «Про это». Много эфирного времени

занимают развлекательные передачи совсем без публицистической составляющей:

«Поле чудес», «Угадай мелодию».

В 90-е гг. сфера образования и науки продолжает оставаться

преимущественно депрессионной. Кризис, начавшийся в 80-х, продолжает

углубляться. Школьные учителя и преподаватели вузов из уважаемой и даже

привилегированной группы населения, какой они были в советское время,

переходят в разряд нищих «бюджетников», едва сводящих концы с концами.

Процесс «утечки умов», начавшийся в годы Перестройки, приобретает поистине

катастрофические масштабы. Большинство преподавателей и ученых, находящихся

в активном возрасте, оказываются вынуждены оставить прежнее место работы в

школе, университете или академическом институте и искать заработков на

стороне. В лучшем случае они продолжают заниматься интеллектуальным трудом

за границей по приглашению иностранных научных учреждений, в худшем –

становятся мелкими торговцами, таксистами, уборщиками.

Вместе с тем в последнее время наметились некоторые признаки

исправления ситуации. Возник рынок образовательных услуг. Более гибкой

стала связь образования с жизнью: открываются новые учебные заведения,

бурно развиваются специальности, на которые имеется спрос у работодателей

(юриспруденция, менеджмент, политология и пр.) Система рыночных отношений

позволила улучшить материальное положение тех учебных заведений, которые

оказались способны давать образование, востребованное обществом. Это,

однако, не решает проблемы в принципе. По-прежнему продолжают влачить

жалкое существование фундаментальная наука, а ведь без нее теряются

перспективы дальнейшего развития. Однако, несмотря на трудности российские

ученые продолжают занимать лидирующие позиции в мире. Подтверждением этого

стала Нобелевская премия, полученная русским физиком Ж. Алферовым в 2000 г.

Значительно увеличилась в общественной жизни современной России роль

церкви. Можно сказать, что религия постепенно заполняет место канувшей в

небытие коммунистической идеологии. Во многом повышение уровня

религиозности на сегодняшний день объясняется социально-экономическими

проблемами, рождающими чувство неуверенности в завтрашнем дне, душевной

подавленности, ощущение разобщенности.

На сегодняшний день большая часть верующих принадлежит к конфессиям,

издавна существовавшим на территории страны: православной, мусульманской,

иудаистской. Обращение к традиционным религиям может считаться

положительным явлением, т. к. церковь является хранительницей многих

исторических традиций и может дать духовные ориентиры, недостаток в которых

является одной из главных проблем современного общества. Вместе с тем

тревожным фактом является быстрое расширение влияния разного рода

тоталитарных сект и западных проповедников, деятельность которых чаще всего

имеет ярко выраженную деструктивную направленность. Губительность

воздействия сект на души людей наглядно проявилась в деятельности «Белого

братства» (1993 г.), организаторам которого удалось вовлечь в свои сети

огромное количество молодежи.

Несмотря на все политические катаклизмы, русская культура,

насчитывающая уже более 1000 лет, продолжает развиваться. Современное ее

состояние не дает поводов для пессимизма. Как пойдет дальнейшее развитие

покажет время. Пока же можно сказать, что сохранение и преумножение

культурного наследия – одно из непременных условий достойной будущности

России в XXI столетии.

Список используемых материалов

. Георгиева Г. С. Русская культура: история и современность. М., 1998.

. Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры.

М., 1990.

. Ильина Т. В. История искусств. Русское и советское искусство. М.,

1989.

. Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

. Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX –

ХХ вв. М., 1990.

. Голубков М. М. Утраченные альтернативы. Формирование монистической

концепции советской литературы в 20 – 30-е годы. М., 1992.

. Полевой В. М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. 1901 – 1945.

М., 1991.

. Долгов В.В. Электронный вариант научных работ. E.mail. dolgov@udm.ru.

.В.В. Долгов кандидат исторических наук, доцент кафедры

дореволюционной отечественной истории, Удмуртского государственного

университета. http/www/gardariki.guest.info/dolgov.html.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6