скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Очерк из истории Русской культуры советского и постсоветского периода скачать рефераты

в этой области было затруднено. Многие из них оказались за границей

(историк, организатор партии кадетов П. Н. Милюков, экономист П. Б. Струве,

социолог и философ, лидер правых эсеров П. А. Сорокин, философ

Н. А. Бердяев и многие, многие другие). Видную роль в отечественной

гуманитарной науке стали играть те ученые, которые еще до революции

придерживались марксистских взглядов. Среди них наиболее заметной является

фигура М. И. Покровского, историка и политического деятеля. Покровский был

участником Октябрьской революции, с 1918 г. заместителем наркома

просвещения, руководителем Коммунистической академии, Института красной

профессуры и т. д. и т. п. Вместе с тем он был видным историком, одним из

первых применившим теорию К. Маркса для исторического исследования,

основателем целой исторической школы. Подходы Покровского подчас грешили

вульгарным социологизмом, и все же его вклад в становление советской

исторической науки был весьма значительным.

В целом интеллигенция, сначала весьма отрицательно в массе своей

отнесшаяся к большевистскому перевороту, со временем примирилась со

сложившейся ситуацией и вынуждена была вступить во взаимодействие с новой

властью. Поначалу сотрудничество было обусловлено страхом смерти или

изгнания. Затем ко многим представителям интеллигенции пришло понимание

того, что, как бы то ни было неприятно, большевики прочно утвердились у

кормила власти, а значит, помощь советскому государству – их патриотический

долг, их обязанность по отношению к Родине и своему народу, пусть и

представшим в образе Страны Советов. Понимание этого появилось даже у тех,

кто в период революционных катаклизмов оказался в эмиграции. В начале 20-х

гг. ХХ в., когда в России набирает обороты НЭП, в эмигрантской среде

возникает движение сменовехства, получившее название от литературно-

политического сборника «Смена вех», издававшегося в Париже в 1921–1922 гг.

Идеологи сменовехства (Н. В. Устрялов и др.) призывали перейти от

конфронтации с большевиками к сотрудничеству с ними.

Литература и искусство в СССР, в 20-е гг.

Октябрьская революция оказала огромное воздействие и на развитие

искусства. Литературный процесс первых лет советской власти отличается

большой сложностью и многогранностью. Лидирующей сферой развития литературы

в 20-е гг. несомненно, является поэзия. По форме литературная жизнь во

многом осталась прежней. Как в начале века тон ей задавали литературные

кружки, многие из которых пережили кровавое лихолетье и продолжали

действовать в 20-е гг.: символисты, футуристы, акмеисты и пр. Возникают

новые кружки и объединения. Однако соперничество между ними теперь выходит

за пределы художественной сферы и часто приобретает политическую окраску.

Наибольшее значение для развития литературы имели объединения РАПП,

«Перевал», «Серапионовы братья» и ЛЕФ.

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) оформилась на I

Всесоюзной конференции пролетарских писателей в 1925 г. В ее состав входили

писатели (из наиболее известных А. Фадеев и Д. Фурманов) и литературные

критики. Предшественником РАПП был «Пролеткульт» – одна из самых массовых

организаций, основанная в 1917 г. По мнению идеологов «Пролеткульта» и

РАПП, всякое произведение искусства имеет классовый характер. Для нового

пролетарского общества не нужна литература прошлых эпох, т. к. она была

создана не пролетариатом и, следовательно, отражает чуждые ему классовые

интересы. На «свалку истории» пролеткультовцы предлагали выбросить Пушкина,

Толстого, Чайковского. По их мнению, необходимо было создать новую, всецело

пролетарскую культуру. В стремлении к созданию новой культуры представители

РАПП доходили до крайнего экстремизма. Они третировали как «классовых

врагов» практически всех писателей, не входивших в их организацию. Среди

авторов, которые подвергались нападкам со стороны РАППовцев, были не только

А. Ахматова, З. Гиппиус и И. Бунин, но даже такие признанные «певцы

революции», как М. Горький и В. Маяковский.

Идейную оппозицию РАПП составила литературная группа «Перевал»

(Всесоюзное объединение рабоче-крестьянских писателей), идейным лидером

которой был литературный критик А. К. Воронский, основатель первого

советского «толстого» (т. е. литературного) журнала «Красная новь».

«Переваловцы» (среди них М. Пришвин, В. Катаев) отстаивали идею

внеклассового, общечеловеческого значения искусства как средства понимания

мира. Для них новая советская культура не могла состояться без восприятия

культурного наследия. В итоге противоборство между двумя идейными течениями

закончилось разгромом «Перевала». Воронскому пришлось оставить литературную

критику и уйти из редакции организованного им журнала. На дискуссии в

Комакадемии группа была обвинена в «буржуазном либерализме».

Одним из самых интересных литературных объединений 20-х гг. является

группа «Серапионовы братья», созданная в 1921 г. в петроградском Доме

искусств. В группу входили такие известные писатели, как Вс. Иванов,

М. Зощенко, К. Федин и др. По своим идейным позициям «серапионы» близки

«Перевалу». Для них характерно неприятие примитивизма и узкоклассового

подхода в литературе, утверждение гуманистической ценности искусства.

ЛЕФ – левый фронт искусств. Позиции членов этой организации

(В. Маяковский, Н. Асеев, С. Эйзенштейн и др.) весьма противоречивы.

Сочетая футуризм с новаторством в духе пролеткульта, они выступали с весьма

фантастической идеей создания некого «производственного» искусства, которое

должно было выполнять в обществе утилитарную функцию обеспечения

благоприятной атмосферы для материального производства. Искусство

рассматривалось как элемент технического строительства, лишенный

личностного начала, вымысла, психологизма и т. д. Творчество представителей

ЛЕФ было шире и многогранней провозглашаемых ими идейных позиций.

Величайшим поэтом был Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930).

Революцию он воспринимал как художник: в ней его привлекала поэзия

глобального взрыва, крушения старого мира, катастрофы, в огне которой

должно было появиться новое общество, построенное на началах

справедливости, разума, чистоты. Сама идея построения нового мира была

близка ему как футуристу. Творчество его глубоко оригинально и, безусловно,

очень талантливо. В советское время образ Маяковского в массовом сознании

был искажен. Наследие поэта рассматривалось однобоко – в нем видели только

«агитатора, горлана-главаря», часто забывая о том, что помимо произведений,

воспевающих революционную борьбу («Левый марш», «Владимир Ильич Ленин»,

«Хорошо»), у него есть несколько прекрасных лирических стихотворений и поэм

(например, «Облако в штанах»).

Невозможно уложить в жесткие рамки литературных направлений творчество

еще одного большого поэта того времени – Сергея Александровича Есенина.

Широта и многогранность – непременное свойство всякого настоящего таланта.

Неоднократно отмечалась его близость имажинистам (от фр. image – образ) –

литературному течению, для которого характерно стремление к «победе образа

над смыслом». Имажинистское стихотворение могло не иметь внятного смысла,

но должно было быть наполнено словесными образами. Имажинизм составил лишь

один из этапов творчества С. Есенина. Тонкие, лиричные образы в поэзии

Есенина никогда не были лишены глубокого, точного смысла. Свои произведения

он посвящает крестьянской Руси, великолепна его пейзажная лирика (сборники

«Радуница», «Сельский часослов»). Привлекала внимание поэта и современная

ему социальная реальность (поэмы «Баллада о двадцати шести», «Анна

Снегина»).

Замечательным, поистине мировым явлением в культуре стала Анна

Андреевна Ахматова (настоящая фамилия – Горенко, 1889–1966). В лирике

Ахматовой нашел воплощение образ женщины, предстающий во всем многообразии

женской судьбы: любовь, страдание непонятого чувства, жертвенный путь поэта

(сборники «Вечер» 1912 г., «Четки» 1914 г.). Произведениям Ахматовой

свойственен глубокий психологизм, ее поэтический язык тяготеет к

классическому стилю. Не случайно увлечение Ахматовой творчеством

А. С. Пушкина. Сильна в поэзии Ахматовой и тема судьбы России, трагедия

которой воспринималась поэтессой как личная боль, как трагедия ее

собственной судьбы («Реквием» 1940 г.).

Большое значение для развития русской литературы ХХ в. сыграло

поэтическое творчество В. Я. Брюсова, Э. Г. Багрицкого, О. Э. Мандельштама,

Б. Л. Пастернака, Д. Бедного, «крестьянских» поэтов, ярчайшим

представителем которых был друг Есенина Н. А. Клюев. Особую страницу в

истории отечественной литературы составляет творчество поэтов и писателей,

не принявших революцию и вынужденных покинуть страну. Среди них такие имена

как М. И. Цветаева, З. Н. Гиппиус, И. А. Бунин, А. Н. Толстой,

В. В. Набоков. Некоторые из них, осознав невозможность для себя жить вдали

от Родины, впоследствии вернулись (Цветаева, Толстой).

Немало интересного было создано в 20-е гг. писателями-прозаиками.

Художественная проза того времени весьма разнообразна как по стилю, так и

по тематике. Реалистический роман был представлен как произведениями

мастеров, получивших известность еще до революции (В. Г. Короленко «История

моего современника» 1921 г., А. Н. Толстой «Хождение по мукам» 1921 г.,

М. Горький «Дело Артамоновых» 1925 г., «Жизнь Клима Самгина» 1925–36 гг.),

так и писателей, по настоящему вошедших в литературу уже в советское время

(Д. А. Фурманов «Чапаев» 1923 г., А. А. Фадеев «Разгром» 1927 г.,

М. А. Булгаков «Белая гвардия» 1925 г.). В 20-е гг. начинается литературная

деятельность М. А. Шолохова («Донские рассказы» 1926 г.).

Модернистские тенденции в литературе проявились в творчестве

Е. И. Замятина, автора фантастического романа-антиутопии «Мы» (1924 г.),

произведения, в котором автор изображает картину жизни некого тоталитарного

общества «Единого государства», построенного на обезличивании и глобальном

контроле над жизнью людей. В антиутопии Замятина отчетливо видны черты

нарождающегося советского тоталитаризма, подчеркивается его

антигуманистическая сущность. В русле модернизма написан роман Б. Пильняка

(Б. А. Вогау) «Голый год» (1923 г.).

Сатирическая литература 20-х гг. представлена рассказами М. Зощенко;

романами соавторов И. Ильфа (И. А. Файнзильберга) и Е. Петрова

(Е. П. Катаева) «Двенадцать стульев» (1928 г.) и «Золотой теленок» (1931

г.) и др.

В 20-е гг. переживает период расцвета русское изобразительное

искусство. Революционные потрясения, гражданская война, борьба с голодом и

разрухой, которые, казалось бы, должны были снизить активность

художественного творчества, в действительности дали ему новый импульс.

Блестящими успехами ознаменовалось развитие русского авангарда, признанные

мастера которого (П. Н. Филонов, К. С. Малевич) продолжают плодотворно

работать и в советское время.

Возникают новые творческие объединения. В 1922 г. сложилась самая

массовая организация в советском искусстве 20-х гг. – «Ассоциация

художников революционной России» (АХРР), возникшая на основе Товарищества

Передвижников, «Союза русских художников» и др. Художники АХРР выступали

против лозунга «искусство для искусства», боролись с левыми направлениями в

искусстве и главную задачу свою видели в том чтобы запечатлеть жизнь

революционной России. Среди членов АХРР было много талантливых художников.

Основоположником советского пейзажа считают А. А. Рылова, в искусстве

которого реализм имеет ощутимый романтический оттенок. Широкую известность

получила его картина «В голубом просторе» (1918 г.), изображающая яркое

солнечное утро, сияющее холодной синевой море, парусник вдалеке и летящих

лебедей на первом плане. Мастером пейзажа был К. Ф. Юон, живописец, график

и театральный художник, творческая манера которого сочетала в себе черты

импрессионизма с традициями русского реализма («Купола и ласточки.

Успенский собор Троице-Сергиева монастыря» 1921 г., «Перед вступлением в

Кремль. Никольские ворота 2 (15) октября 1917 года» 1926 г.).

Большое место в творчестве художников АХРР занимала историко-

революционная тематика. Создателем живописной «Ленинианы» был

И. И. Бродский. Вне зависимости от идеологических установок некоторые

работы Бродского имеют несомненную художественную ценность («В. И. Ленин в

Смольном» 1930 г.). Творчество Бродского воплощает официальное направление

в советском искусстве. Основоположником советской батальной живописи стал

М. Б. Греков («Тачанка» 1925 г., «Трубачи Первой Конармии» 1934 г.).

В 1924 г. из числа бывших членов объединений «Голубая роза» и «Мир

искусства» сложилась творческая группа «4 искусства», в которую наряду с

живописцами и графиками входили архитекторы и скульпторы. Членом этой

группы был замечательный живописец К. С. Петров-Водкин. Увлечение этого

художника живописью раннего Возрождения и древнерусской иконописью оказало

сильное влияние на его собственную живописную манеру, для которой

характерны эксперементы с перспективой (он использовал обычную в

древнерусских иконах так называемую «обратную» перспективу) и смелые

колористические решения («Купание красного коня» 1912 г., «Смерть

комиссара» 1928 г.). Влияние образа Богоматери чувствуется в полотнах,

посвященных теме материнства («Мать» 1915 г., «1918 год в Петрограде» 1920

г.).

В 1925 г. в Москве выпускники ВХУТЕМАСа организовали «Общество

станковистов» (ОСТ). Его члены выступали против беспредметного искусства,

не принимая в то же время и традиционного реализма АХРРовцев. И тем и

другим они противопоставляли «обновленный» реализм, выразительные средства

которого были близки импрессионизму, напоминая в то же время плакатную или

монументальную живопись. Наиболее ярким представителем ОСТа был

А. А. Дейнека («Оборона Петрограда» 1928 г.).

В годы гражданской войны, иностранной интервенции и последующего

восстановления страны большую популярность в качестве орудия идеологической

борьбы приобрел плакат. Лаконичная плакатная графика позволяла вести

агитацию в форме, доступной для понимания даже неграмотному человеку.

Замечательным советским графиком был Д. С. Моор (Орлов). Ему принадлежат

поразительные по силе воздействия плакаты: «Ты записался добровольцем?»

1920 г. и «Помоги» 1921 г. Много сил политическому плакату отдал

В. В. Маяковский, показавший себя не только гениальным поэтом, но и

талантливым художником. Вместе с другими художниками (в т. ч. Моором)

Маяковский изготавливал «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного

агентства). В «Окнах РОСТА» в виде графических рисунков, тиражируемых через

трафарет, и стихотворного сатирического текста до широких масс доносилась

самая оперативная информация о положении на фронтах, велась революционная

агитация.

Большое значение для развития скульптуры сыграл ленинский план

монументальной пропаганды, принятый в 1918 г. В соответствии с этим планом

по всей стране должны были устанавливаться памятники, пропагандирующие

новые революционные ценности. Для работы были привлечены видные скульпторы:

Н. А. Андреев (ставший впоследствии создателем скульптурной ленинианы),

А. Т. Матвеев, В. И. Мухина. Выдающимся советским скульптором был

И. Д. Шадр. В начале 20-х гг. им были созданы обобщенные образы-типажи

людей новой советской эпохи: «Крестьянин», «Сеятель», «Рабочий»,

«Красноармеец».

Господствующим стилем в архитектуре 20-х годов стал конструктивизм. На

Западе принципы конструктивизма были разработаны известным архитектором Ле

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6