скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Очерк из истории Русской культуры советского и постсоветского периода скачать рефераты

Очерк из истории Русской культуры советского и постсоветского периода

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации

Ур филиал СибГУТИ

РЕФЕРАТ

по Культурологии

на тему:

«Очерк из истории Русской культуры советского и пост советского периода»

Выполнил: студент гр. М-21

Бунзяк Николай Михайлович

Проверил:

Махова Татьяна Викторовна

Екатеринбург, 2002

Содержание

1. Введение ………………………………………………………3

2. Культурные преобразования в России

после Октябрьской революции ………………………………5

3. Литература и искусство в СССР в 20 годы…………………..7

4. Культурное развитие СССР в 30 годы ………………………10

5. Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный

период …………………………………………14

6. Наука и культура в период «оттепели» ………………………16

7. Культура периода «застоя» …………………………………..18

8. Общественная и культурная жизнь в СССР

1985-1991 года …………………………………………………21

9. Культура последнего десятилетия ХХ века …………………23

10. Список используемых материалов …………………………..26

Введение

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает

культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало

обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник

термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его

стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек

отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда

этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от

“некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало

высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все

еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим

воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические

оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и

выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве) , которые

являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и

регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы

часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура

создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая

биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает

следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В

результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят

формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы

процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к

гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в

значительной степени регулирует их поведение.

Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что

она передается от одного человека к другому в процессе социализации и

контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей

чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены

одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют

и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в

сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является

причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать

на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность

общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык

объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на

этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании

представители различных общественных классов употребляют несколько

отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют “английским языком”,

некоторые группы употребляют

“ более правильный” английский, чем другие. В Америке имеется буквально

тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные

группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и

культурных ценностей. Все это может стать причиной конфликтов между

группами.

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им

становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем

форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир

организован по разному.

В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть

различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры

матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына

сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова,

обозначающие четырех последних родственников.

Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей

Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к

которым принято относиться особым почтением. В английском и американском

обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у

англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних

родственников.

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в

окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью

понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в

пространстве и времени, по значению ( например, черное противоположно

белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить

ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы

уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили,

что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают

взаимосвязи.

Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях

между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере

сверхъестественного.

3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к

которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных

принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям ( героизму

на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный

строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

4.Правила. Эти элементы ( в том числе и нормы ) регулируют поведение людей

в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша

законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать,

ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко

мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют

десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества,

порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной

собственности.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура

организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере

осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически

запрограммированное поведение.

Культурные преобразования в России после Октябрьской революции

Революция коренным образом изменила жизнь российского общества, став

рубежом, эпохальной вехой, открывшей новый этап отечественной истории –

советский. По масштабу и глубине произошедших перемен Октябрь 1917 г.

следует поставить в один ряд с принятием Русью христианства, образованием

русского государства и реформами Петра. Глобальная трансформация культуры

стала неотъемлемой частью изменений в политической и социальной сферах.

Резкий слом традиции всегда имеет как положительные, так и

отрицательные последствия. В полной мере это проявилось в истории

послереволюционной России. Одной из сфер, развитие которой отразило эту

двойственность, явилась сфера образования и науки. Сразу после революции

партия большевиков и советское правительство берут под контроль развитие

системы образования. В конце 1917–начале 1918 г. были приняты декреты об

отделении церкви от государства и школы от церкви. Руководство народным

просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР было возложено на Государственную

комиссию по просвещению во главе с А. В. Луначарским.

Главным достижением молодого советского государства явилось создание

системы по-настоящему всеобщего начального образования. В первые

послереволюционные годы издаются декреты об обязательном обучении грамоте.

Несмотря на тяжелое материальное, положение повсеместно создаются школы. В

1923 г. было организовано добровольное общество «Долой неграмотность!».

Развернулось всенародное движение за ликвидацию безграмотности. Результатом

масштабной деятельности по обучению грамоте не только детей, но и взрослых

явилось возрастание доли грамотных среди населения России. По переписи 1926

г. число грамотного населения в РСФСР увеличилось в два раза и составило 51

процент.

Значительны были успехи в деле демократизации среднего и высшего

профессионального образования. Массовыми формами подготовки

квалифицированных рабочих и среднего технического персонала стали школы

фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школы крестьянской молодежи (ШКМ) и

техникумы. Для облегчения поступления в высшие учебные заведения рабочих и

крестьян при институтах и университетах с 1919 г. создаются рабочие

факультеты («рабфаки»), «подтягивавшие» их знания до необходимого уровня.

Быстро возрастает количество вузов. Преимуществом при приеме пользуются

представители «неэксплуататорских классов» – пролетариат и «трудовое»

крестьянство.

Вместе с тем развитие системы образования сталкивалось с серьезными

трудностями, обусловленными, прежде всего, катастрофическим недостатком

преподавателей, многие из которых в годы революции были уничтожены или

изгнаны из страны как «буржуазный элемент». Решить проблему призван был

Институт красной профессуры, созданный в 1921 г. Москве. Тем не менее

качество преподавания упало. Это было неизбежным побочным действием

масштабной демократизации образования, которую невозможно было провести без

некоторой потери качества.

Школа стала могучим идеологическим оружием в руках большевистского

государства. Кардинальному изменению подверглись учебные программы, из

которых были исключены не только дисциплины, прямо противоречащие характеру

установившегося политического режима (такие как Закон Божий), но и

философия, история, на волне революционного максимализма также отнесенные к

«пережиткам». Вместо них были введены предметы, призванные сформировать

марксистское (скорее даже большевистское) мировоззрение у широких масс

учащейся молодежи: исторический материализм, экономическая политика

диктатуры пролетариата и пр.

Важную роль в становлении новой советской культуры сыграли экстренные

меры, предпринятые советским правительством по сохранению культурного

наследия прошлого, которое, будучи связано в сознании «революционных масс»

с бытом «господствующего класса», подчас подвергалось бессмысленному

варварскому истреблению (например, крестьяне сожгли усадьбу А. А. Блока

Шахматово вместе с прекрасной библиотекой). Были приняты декреты об охране

библиотек, музеев, художественных галерей, дворцов и усадеб. Ценой огромных

усилий в условиях гражданской войны и повсеместной разрухи удалось

сохранить большое количество памятников истории и культуры, хотя очень

многое было утрачено.

Важным мероприятием, способствовавшим расширению сферы распространения

грамотности, была реформа правописания, проведенная в 1918 г. О

необходимости проведения такой реформы много говорили еще до революции.

Более того, была проведена подготовительная работа, которая, однако, из-за

противодействия сторонников традиционной орфографии не была завершена

реальными преобразованиями. После революции, когда пафос кардинальных

перемен охватил все стороны жизни общества, реформа правописания пришлась

как нельзя к стати. Из алфавита были исключены буквы i, ?,?, ?,

употребление которых регламентировалось сложными правилами, затруднявшими

обучение чтению и письму. Было также отменено написание «Ъ» в конце слов,

оканчивавшихся на согласные.

Советское и партийное руководство понимало необходимость сохранения и

развития научного потенциала страны. Видным ученым, особенно представителям

естественнонаучных дисциплин, лояльным к новой власти, предоставлялись

условия для работы. Им прощалось поначалу некоторое политическое

вольнодумство, правда, до известных пределов. Они продолжали исследования,

начатые еще до революции, сотрудничали с государством, помогая

ликвидировать последствия гражданской войны и оккупации. Один из

основоположников русской научной школы физиологов растений, член-

корреспондент РАН, естествоиспытатель-дарвинист К. А. Тимирязев, автор

фундаментальных трудов по фотосинтезу, агрономии, истории науки, был

депутатом Моссовета. Большую роль в развитии сельского хозяйства сыграла

деятельность академика ВАСХНИЛ И. В. Мичурина, селекционера, автора более

чем 300 сортов плодово-ягодных культур. Продолжали работу отечественные

авиаконструкторы. В 1918 г. был основан Центральный аэрогидродинамический

институт (ЦАГИ). Создателями его были Н. Е. Жуковский и С. А. Чаплыгин.

Значительных достижений удалось достичь в физике. Основоположником

современной полупроводниковой физики стал академик А. Ф. Иоффе, по

инициативе которого были открыты Физико-технический институт, Институт

полупроводников АН СССР и др. В 20-е гг. начинал свою исследовательскую

деятельность П. Л. Капица, впоследствии академик, основатель Института

физических проблем АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1978 г.).

Продолжают работу физиолог И. П. Павлов; теоретик ракетной техники

К. Э. Циолковский; химик, изобретатель синтетического каучука

С. В. Лебедев; изобретатель реактивного двигателя конструктор Ф. А. Цандер;

биогеохимик, автор учения о ноосфере В. И. Вернадский.

Неоценимый вклад в развитие отечественной науки был сделан братьями

Вавиловыми. Н. И. Вавилов – биолог, основоположник современного учения о

биологических основах селекции, академик, первый президент ВАСХНИЛ

(Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина) и С. И. Вавилов

– физик, основатель научной школы физической оптики, академик, президент АН

СССР.

Лидирующую роль в развитии отечественной науки по-прежнему играла

Петербургская академия наук, переименованная сначала в Российскую, а затем

в АН СССР (1925 г.) В ее составе организуются новые научно-

исследовательские институты. По всей стране открываются филиалы, а с начала

30-х гг. начинают открываться академии наук в союзных республиках.

Сложно складывались отношения с властью большевиков ученых, работавших

в области гуманитарных и общественных наук. В силу их неразрывной связи с

идеологией и политикой, сотрудничество государства с учеными-немарксистами

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6