Очерк из истории Русской культуры советского и постсоветского периода
Очерк из истории Русской культуры советского и постсоветского периода
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации
Ур филиал СибГУТИ
РЕФЕРАТ
по Культурологии
на тему:
«Очерк из истории Русской культуры советского и пост советского периода»
Выполнил: студент гр. М-21
Бунзяк Николай Михайлович
Проверил:
Махова Татьяна Викторовна
Екатеринбург, 2002
Содержание
1. Введение ………………………………………………………3
2. Культурные преобразования в России
после Октябрьской революции ………………………………5
3. Литература и искусство в СССР в 20 годы…………………..7
4. Культурное развитие СССР в 30 годы ………………………10
5. Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный
период …………………………………………14
6. Наука и культура в период «оттепели» ………………………16
7. Культура периода «застоя» …………………………………..18
8. Общественная и культурная жизнь в СССР
1985-1991 года …………………………………………………21
9. Культура последнего десятилетия ХХ века …………………23
10. Список используемых материалов …………………………..26
Введение
Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает
культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало
обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник
термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его
стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек
отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда
этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от
“некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало
высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все
еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим
воспитанием.
Современное научное определение культуры отбросило аристократические
оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и
выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве) , которые
являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и
регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы
часто называют субкультурой.
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура
создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая
биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает
следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В
результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят
формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы
процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к
гибели культуры.
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в
значительной степени регулирует их поведение.
Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что
она передается от одного человека к другому в процессе социализации и
контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей
чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены
одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют
и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в
сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.
Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является
причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать
на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность
общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык
объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на
этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании
представители различных общественных классов употребляют несколько
отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют “английским языком”,
некоторые группы употребляют
“ более правильный” английский, чем другие. В Америке имеется буквально
тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные
группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и
культурных ценностей. Все это может стать причиной конфликтов между
группами.
По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.
1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им
становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем
форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир
организован по разному.
В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть
различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры
матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына
сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова,
обозначающие четырех последних родственников.
Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей
Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к
которым принято относиться особым почтением. В английском и американском
обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у
англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних
родственников.
Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в
окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.
2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью
понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в
пространстве и времени, по значению ( например, черное противоположно
белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить
ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы
уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили,
что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают
взаимосвязи.
Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях
между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере
сверхъестественного.
3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к
которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных
принципов.
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям ( героизму
на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный
строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
4.Правила. Эти элементы ( в том числе и нормы ) регулируют поведение людей
в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша
законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать,
ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко
мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют
десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества,
порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной
собственности.
Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура
организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере
осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически
запрограммированное поведение.
Культурные преобразования в России после Октябрьской революции
Революция коренным образом изменила жизнь российского общества, став
рубежом, эпохальной вехой, открывшей новый этап отечественной истории –
советский. По масштабу и глубине произошедших перемен Октябрь 1917 г.
следует поставить в один ряд с принятием Русью христианства, образованием
русского государства и реформами Петра. Глобальная трансформация культуры
стала неотъемлемой частью изменений в политической и социальной сферах.
Резкий слом традиции всегда имеет как положительные, так и
отрицательные последствия. В полной мере это проявилось в истории
послереволюционной России. Одной из сфер, развитие которой отразило эту
двойственность, явилась сфера образования и науки. Сразу после революции
партия большевиков и советское правительство берут под контроль развитие
системы образования. В конце 1917–начале 1918 г. были приняты декреты об
отделении церкви от государства и школы от церкви. Руководство народным
просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР было возложено на Государственную
комиссию по просвещению во главе с А. В. Луначарским.
Главным достижением молодого советского государства явилось создание
системы по-настоящему всеобщего начального образования. В первые
послереволюционные годы издаются декреты об обязательном обучении грамоте.
Несмотря на тяжелое материальное, положение повсеместно создаются школы. В
1923 г. было организовано добровольное общество «Долой неграмотность!».
Развернулось всенародное движение за ликвидацию безграмотности. Результатом
масштабной деятельности по обучению грамоте не только детей, но и взрослых
явилось возрастание доли грамотных среди населения России. По переписи 1926
г. число грамотного населения в РСФСР увеличилось в два раза и составило 51
процент.
Значительны были успехи в деле демократизации среднего и высшего
профессионального образования. Массовыми формами подготовки
квалифицированных рабочих и среднего технического персонала стали школы
фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школы крестьянской молодежи (ШКМ) и
техникумы. Для облегчения поступления в высшие учебные заведения рабочих и
крестьян при институтах и университетах с 1919 г. создаются рабочие
факультеты («рабфаки»), «подтягивавшие» их знания до необходимого уровня.
Быстро возрастает количество вузов. Преимуществом при приеме пользуются
представители «неэксплуататорских классов» – пролетариат и «трудовое»
крестьянство.
Вместе с тем развитие системы образования сталкивалось с серьезными
трудностями, обусловленными, прежде всего, катастрофическим недостатком
преподавателей, многие из которых в годы революции были уничтожены или
изгнаны из страны как «буржуазный элемент». Решить проблему призван был
Институт красной профессуры, созданный в 1921 г. Москве. Тем не менее
качество преподавания упало. Это было неизбежным побочным действием
масштабной демократизации образования, которую невозможно было провести без
некоторой потери качества.
Школа стала могучим идеологическим оружием в руках большевистского
государства. Кардинальному изменению подверглись учебные программы, из
которых были исключены не только дисциплины, прямо противоречащие характеру
установившегося политического режима (такие как Закон Божий), но и
философия, история, на волне революционного максимализма также отнесенные к
«пережиткам». Вместо них были введены предметы, призванные сформировать
марксистское (скорее даже большевистское) мировоззрение у широких масс
учащейся молодежи: исторический материализм, экономическая политика
диктатуры пролетариата и пр.
Важную роль в становлении новой советской культуры сыграли экстренные
меры, предпринятые советским правительством по сохранению культурного
наследия прошлого, которое, будучи связано в сознании «революционных масс»
с бытом «господствующего класса», подчас подвергалось бессмысленному
варварскому истреблению (например, крестьяне сожгли усадьбу А. А. Блока
Шахматово вместе с прекрасной библиотекой). Были приняты декреты об охране
библиотек, музеев, художественных галерей, дворцов и усадеб. Ценой огромных
усилий в условиях гражданской войны и повсеместной разрухи удалось
сохранить большое количество памятников истории и культуры, хотя очень
многое было утрачено.
Важным мероприятием, способствовавшим расширению сферы распространения
грамотности, была реформа правописания, проведенная в 1918 г. О
необходимости проведения такой реформы много говорили еще до революции.
Более того, была проведена подготовительная работа, которая, однако, из-за
противодействия сторонников традиционной орфографии не была завершена
реальными преобразованиями. После революции, когда пафос кардинальных
перемен охватил все стороны жизни общества, реформа правописания пришлась
как нельзя к стати. Из алфавита были исключены буквы i, ?,?, ?,
употребление которых регламентировалось сложными правилами, затруднявшими
обучение чтению и письму. Было также отменено написание «Ъ» в конце слов,
оканчивавшихся на согласные.
Советское и партийное руководство понимало необходимость сохранения и
развития научного потенциала страны. Видным ученым, особенно представителям
естественнонаучных дисциплин, лояльным к новой власти, предоставлялись
условия для работы. Им прощалось поначалу некоторое политическое
вольнодумство, правда, до известных пределов. Они продолжали исследования,
начатые еще до революции, сотрудничали с государством, помогая
ликвидировать последствия гражданской войны и оккупации. Один из
основоположников русской научной школы физиологов растений, член-
корреспондент РАН, естествоиспытатель-дарвинист К. А. Тимирязев, автор
фундаментальных трудов по фотосинтезу, агрономии, истории науки, был
депутатом Моссовета. Большую роль в развитии сельского хозяйства сыграла
деятельность академика ВАСХНИЛ И. В. Мичурина, селекционера, автора более
чем 300 сортов плодово-ягодных культур. Продолжали работу отечественные
авиаконструкторы. В 1918 г. был основан Центральный аэрогидродинамический
институт (ЦАГИ). Создателями его были Н. Е. Жуковский и С. А. Чаплыгин.
Значительных достижений удалось достичь в физике. Основоположником
современной полупроводниковой физики стал академик А. Ф. Иоффе, по
инициативе которого были открыты Физико-технический институт, Институт
полупроводников АН СССР и др. В 20-е гг. начинал свою исследовательскую
деятельность П. Л. Капица, впоследствии академик, основатель Института
физических проблем АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1978 г.).
Продолжают работу физиолог И. П. Павлов; теоретик ракетной техники
К. Э. Циолковский; химик, изобретатель синтетического каучука
С. В. Лебедев; изобретатель реактивного двигателя конструктор Ф. А. Цандер;
биогеохимик, автор учения о ноосфере В. И. Вернадский.
Неоценимый вклад в развитие отечественной науки был сделан братьями
Вавиловыми. Н. И. Вавилов – биолог, основоположник современного учения о
биологических основах селекции, академик, первый президент ВАСХНИЛ
(Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина) и С. И. Вавилов
– физик, основатель научной школы физической оптики, академик, президент АН
СССР.
Лидирующую роль в развитии отечественной науки по-прежнему играла
Петербургская академия наук, переименованная сначала в Российскую, а затем
в АН СССР (1925 г.) В ее составе организуются новые научно-
исследовательские институты. По всей стране открываются филиалы, а с начала
30-х гг. начинают открываться академии наук в союзных республиках.
Сложно складывались отношения с властью большевиков ученых, работавших
в области гуманитарных и общественных наук. В силу их неразрывной связи с
идеологией и политикой, сотрудничество государства с учеными-немарксистами
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|