скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Очерк из истории Русской культуры советского и постсоветского периода скачать рефераты

Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные

(толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди

журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве

главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди

читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения

Н. С. Хрущева была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана

Денисовича», в которой впервые литература коснулась темы сталинского

ГУЛАГа.

Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко.

Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались

периодически. В критике по прежнему время от времени слышались обвинения в

«формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей:

А. А. Вознесенского, Д. А. Гранина, В. Д. Дудинцева. Жестокой травле

подвергся Борис Леонидович Пастернак (1890–1960). В 1955 г. им был закончен

главный труд его жизни – роман «Доктор Живаго», над которым писатель

работал в течение 10 лет. Сюжетную канву романа составила жизнь главного

героя – Юрия Живаго, показанная на фоне событий российской истории за более

чем сорокапятилетний срок. «Я закончил роман, – писал Пастернак в письме к

В. Т. Шаламову, – исполнил свой долг, завещанный от Бога». Журналы

отказались принять рукопись. И все же роман был опубликован. В 1958 г.

Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские

власти немедленно потребовали, чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее. В

прессе развернулась очередная «проработочная кампания». Пастернака обвиняли

в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он

был исключен из Союза писателей СССР. В сложившейся обстановке

Б. Л. Пастернаку не оставалось ничего кроме как отказаться от награды.

Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя – 30 мая 1960

года его не стало.

В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы

(например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали

молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных

изданиях. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале

печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург,

В. Шаламова. За «антисоветскую агитацию» А. Гинзбург был приговорен к двум

годам лагерей. Появление «самиздата» стало одним из проявлений

зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству

движения диссидентов.

Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому

трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы – время становления так

называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах

Д. Д. Жилинского («Молодые скульпторы» 1964 г.), В. Е. Попкова («Строители

Братской ГЭС» 1961 г.), Г. М. Коржнева (триптих «Коммунисты» 1960 г.)

реальность предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки, нарочитой

праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения нашли

поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку

московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у

первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники

были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были

покинуть страну (например, скульптор Э. И. Неизвестный).

Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных

Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль

героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963–1967 гг., скульптор

Е. В. Вучетич), мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге (1960 г.,

скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др.

Развивается театр. Создаются новые театральные коллективы. Среди

возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в

1957 г. «Современник» (глав. реж. О. Н. Ефремов) и Театр драмы и комедии на

Таганке (1964 г., глав. реж. Ю. П. Любимов, с 1964 г. и до конца своих дней

актером Театра на Таганке был В. С. Высоцкий).

В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема. Она нашла

выражение в творчестве многих режиссеров: М. К. Калатозов (по пьесе

В. С. Розова «Летят журавли» 1957 г.), Г. Н. Чухрай «Баллада о солдате»

1959 г. Снимаются фильмы, посвященные проблемам молодежи (М. М. Хуциев

«Застава Ильича» 1965 г.), а также легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю

по Москве» (реж. Г. Н. Данелия 1964 г.).

Серьезные реформы были проведены в сфере образования. В 1958 г. был

принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии

системы народного образования в СССР». Этот закон положил начало школьной

реформе, которая предусматривала введение обязательного 8-летнего

образования (вместо 7-летнего). «Связь школы с жизнью» заключалась в том,

что все желавшие получить полное среднее образование (11 классов) и в

дальнейшем поступить в вуз, должны были в течение последних трех лет учебы

по два дня в неделю работать на промышленных предприятиях или в сельском

хозяйстве. Вместе с аттестатом зрелости выпускники школ получали

свидетельство о рабочей специальности. Для поступления в высшее учебное

заведение также требовался стаж работы на производстве не менее двух лет.

Впоследствии эта система себя не оправдала и была отменена, т. к. занятость

на предприятиях снижала качество получаемых знаний, в то же время массы

временных рабочих-школьников и будущих студентов приносили народному

хозяйству больше вреда, чем пользы. И все же успехи были достигнуты

немалые: в 1958 – 59-м учебном году вузы СССР выпустили в 3 раза больше

инженеров, чем США.

Больших успехов в конце 50 – начачале 60-х гг. достигли советские

ученые. На переднем крае развития науки держалась физика, ставшая в

сознании людей той эпохи символом научно-технического прогресса и торжества

разума. Работы советских физиков получили всемирную известность.

Нобелевскими лауреатами стали Н. Н. Семенов (1956 г., исследование

химических цепных реакций), Л. Д. Ландау (1962 г., теория жидкого гелия),

Н. Г. Басов и А. М. Прохоров (1964 г., совместно с И. Таунсом, труды по

радиоэлектронике, создание первого квантового генератора – мазера). В СССР

была пущена первая в мире атомная электростанция (1954 г.), построен самый

мощный в мире ускоритель протонов – синхрофазотрон (1957 г.). Под

руководством ученого и конструктора С. П. Королева разрабатывалась ракетная

техника. В 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного

спутника, а 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин совершил первый в истории

человечества полет в космос.

Культура периода застоя

Застой, постепенно охватывавший общественно-политическую и

экономическую жизнь в СССР после окончания краткой хрущевской «оттепели»,

затронул и культуру. Советская культура при Л. И. Брежневе развивалась во

многом по инерции, заданной ей предыдущим периодом. Нельзя сказать, что

достижений не было, но большинство из них уходят корнями в тот краткий

период относительной свободы творчества, который был результатом ХХ съезда.

Росли количественные показатели, но яркого и нового было создано немного.

В 70-е г. все отчетливей наблюдается разделение культуры на

официальную и «подпольную», государством не признанную. В сталинские годы

не признаваемой государством культуры существовать не могло, а неугодные

деятели попросту уничтожались. Теперь, когда советский народ имел за

плечами большую школу страха, таких грубых методов можно было избежать. Не

было нужды устраивать громкие судебные процессы и широковещательные

кампании, как то было в 30–40-х г. Оказать давление на неугодного можно

было легко, лишив доступа к зрителю, читателю. Большинство талантливых

поэтов, писателей, художников, режиссеров как правило оказывались в

пограничном пространстве между официальной и неофициальной культурой.

Поэтому достаточно было небольшого намека, и издательства прекращали

принимать рукописи, снимались с репертуара спектакли, ложились на полку

фильмы. Можно было не расстреливать, а вынудить уехать заграницу и объявить

после этого предателем. Даже видные, заслуженные деятели искусств

чувствовали на себе давление так называемых «художественных советов»,

решавших, что может быть нужно и понятно советскому зрителю, а что нет.

Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции

у государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским

интересом пользовались Ю. В. Трифонов, автор повестей «Обмен» (1969 г.),

«Предварительные итоги» (1970 г.), «Другая жизнь» (1975 г.); В. Г. Распутин

«Деньги для Марии» (1967 г.), «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с

Матерой» (1976 г.); В. И. Белов «Привычное дело» (1966 г.); В. П. Астафьев

«Царь-рыба» (1976 г.). Обстановка, в которой разворачивается действие

произведений Трифонова – город, а герой – обыкновенный городской житель,

которому в обыденной жизни приходится решать сложные этические вопросы.

Распутина, Белова и Астафьева называют обычно писателями-деревенщиками. В

творчестве «деревенщиков» по-новому начинает звучать тема сельской жизни.

Их произведения психологичны, наполнены размышлениями над нравственной

проблематикой.

Среди авторов, писавших на военные темы, наиболее популярным по-

прежнему остается К. М. Симонов, продолжающий трилогию «Живые и мертвые»,

начатую им ранее. В свет выходят вторая и третья части: «Солдатами не

рождаются» (1964 г.) и «Последнее лето» (1970 г.). Значителен вклад в

литературу о войне Ю. В. Бондарева («Горячий снег» 1969 г.),

Б. Л. Васильева (повесть «А зори здесь тихие…» 1969 г.).

Однако далеко не все писатели имели возможность свободно публиковать

свои произведения. Многое из того, что было написано в годы «застоя», вышло

в свет только в эпоху «Перестройки». Единственным способом совершенно

свободно, безо всякой цензуры дойти до читателя (правда, лишь до узкого

круга посвященных) оставался «самиздат». В 1978 г. группа писателей

самостоятельно выпустила литературно-художественный альманах «Метрополь». В

сборнике принимали участие В. Аксенов, А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев.

Расплатой для большинства из них стал многолетний запрет на публикации в

СССР.

В списках и машинописных копиях расходились по стране произведения

Александра Исаевича Солженицына (род. 1918 г.). В 70-е из под его пера

выходит рассказ «Матренин двор», романы

«В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ». После

памятной публикации в «Новом мире», дозволенной личным распоряжением

Н. С. Хрущева, в застойные годы советская печать больше не издавала

Солженицына. Его произведения выходят за границей. Это чрезвычайно

раздражает советское руководство. В 1969 г. его исключают из Союза

писателей. Присуждение ему в 1970 г. Нобелевской премии по литературе и

публикация за рубежом романа «Архипелаг ГУЛАГ» приводят к тому, что

писателя насильно выдворяют из страны.Солженицына (род. 1918 г.). В 70-е из

под его пера выходит рассказ «Матренин двор», романы.

Уехать пришлось и замечательному ленинградскому поэту Иосифу

Александровичу Бродскому (1940–1996). В его стихах не было никаких

политических мотивов, тем не менее творчество Бродского и сама его личность

раздражали официальные круги не меньше, чем Солженицын. Причина этого была

в исключительной оригинальности его поэзии, «эстетической независимости»,

непохожести его произведений на шаблоны и каноны советского искусства. В

прессе была организована травля. Газета «Вечерний Ленинград» опубликовала

фельетон «Окололитературный трутень», после которого Бродский был арестован

и осужден на пять лет ссылки «за тунеядство» (1964 г.) Многие видные

деятели культуры выступали в его защиту (А. А. Ахматова, К. И. Чуковский,

С. Я. Маршак, А. Т. Твардовский, К. И. Паустовский и др.). Из ссылки

Бродскому разрешено было вернуться, однако о публикациях речь идти не

могла. В 1972 г. Бродский эмигрировал в США, и Нобелевскую премию,

присужденную ему в 1987 г., он получал уже как гражданин Соединенных

Штатов.

Вынужденная эмиграция ждала многих представителей творческой

интеллигенции. Помимо названных из страны пришлось уехать писателям

В. Аксенову («Остров Крым» 1981 г., «В поисках грустного беби» 1986 г.),

В. Войновичу («Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»),

поэту Н. Коржавину, барду А. Галичу, режиссеру Театра на Таганке

Ю. Любимову, художнику М. Шемякину, скульптору Э. И. Неизвестному.

Творчество «второй волны» эмиграции продолжило традиции культуры русского

зарубежья, возникшего после Октябрьской революции, составив особую ее

страницу.

Политика руководства живописью также строилась на балансе

немотивированных запретов и временных послаблений. Так 15 сентября 1974 г.

в Москве была разгромлена выставка 24-х художников-авангардистов

(«бульдозерная выставка»), но уже в конце сентября, видя, что событие это

вызвало большой общественный резонанс, официальные власти разрешают

провести другую выставку, в которой принимают участие те же самые

авангардисты. Долгие годы засилья соцреализма в живописи привели к

деградации вкуса и художественной культуры массового советского зрителя, не

способного воспринимать ничего более сложного, чем буквальное копирование

действительности. Огромную популярность в конце 70-х обрел Александр Шилов

– художник-портретист, работавший в манере «фотографического реализма».

Бурно развивается кино. Экранизируется литературная классика.

Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась

монументальная картина Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир»

(1965–1967 гг.). Снимаются комедии. В 1965 г. на экраны страны вышла

ставшая сверхпопулярной картина Л. И. Гайдая «Операция Ы», гайдаевские

персонажи Шурик, Трус, Балбес, Бывалый стали всенародными любимцами.

Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользовались неизменным

успехом у зрителей («Кавказская пленница» 1967 г., «Бриллиантовая рука»

1969 г., «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.). Замечательно легкие,

остроумные комедии снимает Э. А. Рязанов, многие из них (например, «Ирония

судьбы или С легким паром» 1976 г.) не теряют популярности и по сей день.

Не меньшей популярностью пользовались фильмы мелодраматического содержания,

героями которых были современники, обычные люди, попавшие в сложные

перипетии личной, семейной жизни («Осенний марафон» Г. Н. Данелии, «Вокзал

для двоих» Э. А. Рязанова, «Москва слезам не верит» В. В. Меньшова –

удостоена «Оскара»). Создаются остросюжетные картины «Семнадцать мгновений

весны» (реж. Т. М. Лиознова), «Место встречи изменить нельзя» (реж.

С. С. Говорухин), «Белое солнце пустыни» (реж. В. Я. Мотыль), «Приключения

Шерлока Холмса» (реж. И. Ф. Масленников). Однако не все фильмы доходили до

массового проката. Долгое время оставались неизвестными широкому зрителю

многие работы А. А. Тарковского, например его знаменитый «Сталкер».

Особое значение в культуре 60–70-х годов имело творчество Василия

Макаровича Шукшина (1929–1974), – писателя, актера и кинорежиссера. В его

рассказах, повестях, фильмах нашел воплощение образ странного «чудака-

человека», обостренное и даже болезненное восприятие мира которого давало

возможность читателю, зрителю по новому взглянуть на окружающую

действительность. (Сборники рассказов «Там, вдали» 1968 г., «Характеры»

1973 г., фильмы «Живет такой парень» 1964 г., «Печки-лавочки» 1973 г.,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6