скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Телекоммуникационные проекты в образовании скачать рефераты

p align="left">Когда материал собран, проанализирован и партнеры пришли к аргументированному выводу, они вновь обра-щаются к общему проекту и устраивают презентацию сво-ей версии в той форме, которую они выбрали. Если в ходе общего обсуждения учащиеся приходят к выводу, что приведенные данные вполне доказательны и подтвержда-ют выдвинутую ранее гипотезу, эта гипотеза становится утверждением, составляющим один из существенных ар-гументов общей проблемы. И так далее, со всеми группа-ми, участвующими в данном общем проекте. В итоге все группы договариваются со своими партне-рами, каким образом будет оформлено решение всей проблемы, какой практический вывод это решение мо-жет иметь для данной школы, для школы партнеров, для каждого участника, для каждой из стран, для всего чело-вечества (если тематика проекта позволяет делать такие выводы).Таковы принятые формы работы над достаточно сложным исследовательским проектом. Ранее мы показа-ли этапы работы над любым проектом. Соответственно и формы работы варьируются в зависимости от специфики самого проекта. Исследовательские же методы оказыва-ются приемлемыми для многих и многих проектов, пре-дусматривающих ту или иную форму исследования. Важно каждый раз искать наиболее эффективные формы работы и осознавать, что новые педагогические и информационные технологии не всегда вписываются од-нозначно в традиционные формы и методы обучения. Поэтому следует каждый раз искать пути и формы ин-теграции их в учебно-воспитательный процесс

2.3. Координация проектной работы в сети.

С каждым годом все больше российских школ под-ключается к действующим на территории нашей страны телекоммуникационным сетям. Как правило, подобное «подключение» означает на практике рабо-ту в сети одного-двух учителей информатики (по-скольку модем чаще всего оказывается там, где есть компьютеры, -- в кабинете информатики) и некоторых учащихся, которым просто интересно все новое, что связано с современными средствами вычислитель-ной техники. Большой проблемой до сих пор остается такая организация работы в школе, при которой теле-коммуникации стали бы доступны всем желающим -- и учителям, и учащимся школы, и превратились в ре-альный инструмент для работы с разнообразной ин-формацией в специфике организации работы с теле-коммуникациями в школе. Для того чтобы компьютерные телекоммуникации стали привычным учебным инструментом для учителей и учащихся школы, нужно тщательно спланировать весь комплекс работ по его внедрению и определить, кто будет отвечать за это направление в школе. Будущее компьютерных телекоммуникаций в вашей школе на-прямую будет зависеть от того, насколько вы продумае-те начальный период их внедрения в учебный процесс и правильно сформулируете задачи.

Первый шаг на этом пути -- определить, кто из учи-телей или других сотрудников школы (а возможно, и учащихся) будет заниматься телекоммуникациями. Сле-дует иметь в виду, что вся работа по внедрению и даль-нейшему использованию телекоммуникаций распадается на техническую и педагогическую составляющие. И, как правило, очень сложно найти человека, который бы од-новременно хорошо разбирался и в технических вопросах работы с модемом, телефонным каналом связи, и сете-вым программным обеспечением, а также был асом в методике организации и проведения телекоммуникаци-онных проектов. Поэтому речь может идти о выборе не-скольких лип, ответственных за телекоммуникации в школе.

Если в вашей школе есть медиатека, в которой вы предполагаете разместить ваш телекоммуникационный центр, вы можете предложить сотруднику медиатеки, медиаспециалисту, взять на себя технические аспекты организации и сопровождения телекоммуникационных проектов, поскольку этот специалист профессионально владеет компьютерной техникой и телекоммуникацион-ными технологиями.

Медиатеки появились уже во многих школах. Что они собой представляют? Это одно из структурных подраз-делений современной школы, дающее учителям и уча-щимся возможность доступа к различным информаци-онным носителям. В медиатеке, где сосредоточены все возможные в условиях школы источники и средства ин-формации: библиотека, фонотека, видеотека, компьютерный иентр, а также телекоммуникационный центр (на который имеет выход локальная компьютерная сеть школы), замкнутая телевизионная система, радиоцентр. Сюда и учителя, и учащиеся могут прийти в любое удобное для них время, чтобы получить необходимую им информацию, соответствующим образом обработать ее для своих творческих, познавательных целей. Теле-коммуникации дают возможность получить уникальную информацию из удаленных баз данных, от партнера по сети, из конференций и т.д. Одновременно с этим в ме-диатеке есть возможность обратиться к книге, видео-фильму, фонозаписи. Здесь есть все необходимое для творческой деятельности, для оформления промежуточ-ных или конечных результатов исследовательской, про-ектной работы.

По мнению экспертов, деятельность медиатек, созда-ваемых в последние несколько лет в различных школах страны, и имеющих к настоящему времени опыт рабо-ты, позволяет говорить о том, что модемы и соответ-ственно возможность работы в телекоммуникационных сетях необходимо предусмотреть не только в кабинетах вычислительной техники (это само собой разумеется, поскольку телекоммуникационные технологии входят те-перь в курс информатики), но и в медиатеке.

Дело в том, что в кабинетах после уроков не всегда представляется возможным работать всем желающим и, кроме того, там нет всей необходимой информации. В медиатеке же создаются оптимальные условия для поис-ка и творческого применения информации в самостоя-тельной познавательной деятельности учащихся во вне-урочное время, для подготовки учителя к урокам, к ра-боте над проектами, в непрерывном их самообразова-нии, приобретении навыков «навигации» в безгранич-ном море информации. В медиатеке в течение всего дня работают квалифицированные мадиаспециалисты, под-держивающие техническое состояние и работу в сетях, которые в любое время могут дать консультацию учите-лю или ученику относительно направления поиска той или иной информации, особенностей пользования раз-личными программными средствами, сетью Интернет, возможностями оформления проектных работ с помо-щью различных мультимедийных, издательских техноло-гий, технологий Интернет. Самостоятельная работа учащихся в условиях медиа-теки, связанная со свободным поиском ими данных из различных источников, со способами организации дан-ных и области поиска, их умением пользоваться ключе-выми словами, анализировать информацию и представ-лять ее в конкретном виде: доклада, таблиц, графики, магнитной записи, видеоматериала, статьи в самодель-ный школьный журнал или газету как для целей урока, так и в собственных интересах к различным темам, пред-полагает наличие у школьников целой гаммы сформиро-ванных навыков и умений.

Поэтому такая деятельность учащихся обязательно должна подкрепляться обучением ребят работе не только с магнитофоном и видеоплеером (а в ряде случаев и с видеокамерой) в медиатеке, но прежде всего в кабинете информатики с текстовым и графическим редактором, в телекоммуникационных сетях с удаленными базами дан-ных и др., чего, к сожалению, нет сегодня в массовой школьной практике.

Весьма важен вопрос о сотрудничестве учителя и медиаспециалиста. Речь идет о планировании деятельности в рамках образовательных проектов (в том числе и теле-коммуникационных), при котором крайне необходимо учитывать совместные действия учителя-предметника и сотрудника медиатеки. Время, потраченное на подготов-ку и принятие решений, окупит себя в дальнейшем ка-чеством работы учащихся. Учитель-предметник и сотруд-ник медиатеки в силу того, что первый знает способнос-ти каждого ученика и желаемый результат, а второй зна-ет информационный фонд медиатеки, на этапе подго-товки к проекту должны работать вместе. Учитель определяет образовательные цели, кото-рые он предполагает решить в ходе исследовательс-кой деятельности своих учащихся. Учитель, знакомясь с фондом средств обучения, книжным фондом медиатеки в сформированной здесь базе данных, продумывает стратегию поиска учеником необходимых информационных материалов.Учитель и медиаспециалист согласовывают предпо-лагаемые источники информации, способы доступа к ним. способы обработки, чтобы учащийся мог реали-зовать приобретенные умения и навыки не только поиска нужной информации, но и работы с ней.Таким образом, в ходе совместной работы учитель и медиаспециалист при подготовке и проведении проект-ной работы учащихся определяют предмет информаци-онного поиска как для учителя, так и для отдельных групп учащихся (по их темам, по их проблемам, выдви-нутым гипотезам). Учитель составляет рекомендуемый список информационных средств, которыми учащиеся могут воспользоваться в ходе будущей самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности над проектом. Совместно определяют возможную (предпола-гаемую) поисковую стратегию (этапность поиска инфор-мации с обозначением промежуточных результатов) и круг информационных средств.

В ходе практической поисковой деятельности учащих-ся в медиатеке медиаспециалист оказывает ученикам всевозможную помощь в способах поиска информации и ее обработки, консультирует, если возникает необходи-мость, как оформить результаты исследования, творчес-кой работы с помощью средств новых информационных технологий.

В некоторых школах функции технического специали-ста могут быть возложены на учителя информатики или учащихся старших классов, проявивших наилучшие ре-зультаты по информатике и интересующихся данным на-правлением. В основные функции технического специа-листа по телекоммуникациям будет входить следующее.

- Выбор провайдера телекоммуникационной сети для последующей регистрации школы.

-- Приобретение необходимого оборудования для организации телекоммуникационного центра.

- Изучение программного обеспечения, используе-мого при работе в сети.

- Обучение учащихся и учителей работе в сети.

- Оказание консультационной помощи по работе с сетевыми информационными ресурсами.

- Работа с почтовым ящиком школы -- получение и отправка школьной корреспонденции.

Если в дальнейшем переписка по электронной почте будет достаточно интенсивной, необходимо в помощь техническому специалисту найти "постмастера» (от англ. postmaster -- специалист по почте), который начнет ре-гулярно проверять почту, передавать электронные письма по назначению и решать некоторые технические про-блемы, связанные с перепиской. Таким постмастером может быть учащийся, а не специалист медиатеки.

Помимо технической работы по организации телеком-муникационного центра необходимо «вдохнуть жизнь» в этот центр и превратить его в то место, куда с удоволь-ствием приходят и учителя, и ученики. Поэтому придется еще найти такого человека, который бы являлся настоя-щим энтузиастом своего дела, смог бы объяснить педаго-гическому коллективу школы и учащимся преимущества телекоммуникаций, вовлек всех в проектную работу и по-мог быстрее освоиться в телекоммуникационной сети. По-добных специалистов принято называть координатор теле-коммуникационных проектов.

Если телекоммуникационной программой, предус-матривающей работу над многими проектами, предпола-гается охватить достаточно большое количество школ, целесообразно предусмотреть координатора (директора) программы в рамках специально созданного для этих це-лей координационного регионального центра. Такой центр может быть один на несколько школ.

Одновременно совершенно необходим координатор проектов, организующий и координирующий деятель-ность учащихся и учителей в проектах определенной направленности (имеется в виду -- предметную направ-ленность: естественнонаучную, гуманитарную, литера-турно-творческую, спортивную, музыкальную и др.). Как координатор (директор) программы, так и коор-динатор проекта вовсе не обязательно должны быть профессионалами в области информатики, достаточно, чтобы это были грамотные пользователи. Но это долж-ны быть профессиональные педагоги. Важно также, чтобы это были энергичные люди, хорошие организа-торы.

При этом в задачи координатора (директора) программы входит:

связь при необходимости с научными и прочими организациями, которые могли бы заинтересоваться и помочь ребятам в выполнении их работ по проектам;

ведение полного списка всех участников проектов;

координация и развитие телекоммуникационных про-ектов в регионе и с зарубежными партнерами (поддерж-ка прямой и обратной связи с координаторами и администрацией школ, обеспечение консультационной помо-щью, методическими материалами и информацией, не-обходимой для конкретного проекта в режиме электрон-ной почты, автоматической рассылки);

связь с другими регионами, сбор информации о по-тенциальных партнерах с учетом их интересов;

связь с общественными организациями, средствами массовой информации по оказанию помощи участникам проектов, по внедрению результатов их работ в разных формах, организации региональных и межрегиональных семинаров, встреч, конференций участников проектов;

сбор и распространение информации об участниках проектов, презентация наиболее интересных результа-тов;

регистрация, анализ поступающих заявок на проведе-ние ребятами тех или иных работ;

ведение систематической внешней оценки эффектив-ности использования телекоммуникационных проектов в школах, участвующих в его программе.

Координационный телекоммуникационный центр мо-жет со временем развить сеть электронной почты в своем регионе, т.е. организовать на своей базе региональный телекоммуникационный центр со своей BBS.

Задачи координатора телекоммуника-ционного проекта в школе несколько иные. В его функции входит:

подбор партнеров, координация работ по отбору те-матики проектов (работа с учителями);

структурирование проекта (определение целей проек-та, его проблемы, гипотезы решения, планируемых ре-зультатов и сроков проведения работ, планируемых форм оформления результатов проектов, мониторинг за его проведением на всех стадиях работы, включая в слу-чае необходимости активное включение в работу, кор-ректировку направления работ, поддержание различны-ми способами интереса к проекту);

поддержка связи и взаимодействия с директором об-разовательной телекоммуникационной региональной программы, если такой имеется (формулировка запросов информации, необходимой для конкретного проекта ди-ректору программы);

осуществление консультаций для учащихся и учите-лей, работающих в его проекте;

информирование администрации школы о ходе рабо-ты учителей и учащихся над телекоммуникационными проектами.

Координатор школьного проекта должен обладать опре-деленными качествами: иметь хорошие организаторские способности, быть методически грамотным, владеть навы-ками межкультурного общения, иметь опыт работы с теле-коммуникационными проектами, иметь базисные навыки работы в телекоммуникационных сетях, уметь работать с большими объемами информации, быть информирован-ным о новейших методах применения средств информаци-онных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Когда вы начнете разрабатывать общие идеи внедре-ния телекоммуникаций в учебный процесс вашей шко-лы, продумайте следующее:

где, в каком помещении вы собираетесь организо-вать абонентский телекоммуникационный центр, в ко-тором можно было бы обеспечить достаточно свобод-ный (но организованный!) доступ к компьютерам и работу в сетях;

как часто и для решения каких вопросов представите-ли школьной администрации будут использовать теле-коммуникации;

какие услуги телекоммуникационной сети, в которой работает ваша школа, смогут заинтересовать учителей-предметников;

какому из направлений учебно-воспитательной рабо-ты школы будет отдано право преимущественного ис-пользования телекоммуникаций;

собираетесь ли вы привлечь учащихся к непосред-ственной работе в сети.

Как только вы сформулируете ответы на все эти воп-росы, т.е. сами осознаете роль и место телекоммуникаций в вашей школе, сделайте следующий шаг -- спланируйте работу школы с телекоммуникациями. На этом пути вам и вашим коллегам предстоит сделать следующее.

1. Организовать и провести учебный семинар для представителей педагогического коллектива школы по использованию телекоммуникаций. На этом семинаре вы должны обсудить все вопросы, связанные с внедрением телекоммуникаций в учебный процесс вашей школы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6