скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Телекоммуникационные проекты в образовании скачать рефераты

p align="left">1.2. Учебные проекты и проектная деятельность

Теоретический анализ педагогической и научно-методической литературы показывает, что научно-педагогический и методический потенциал учебных телекоммуникационных проектов задействован далеко не полностью. В настоящее время они, как правило, применяются к изучению гуманитарных дисциплин, подразумевая достаточно высокий уровень сформированности знаний, умений и навыков в области компьютерных коммуникаций.

Появление компьютерных сетей, Интернета и все возрастающее внимание самой школы к использованию в учебном процессе средств новых информационных технологий (в том числе, компьютерных коммуникаций) стало причиной большой популярности учебных телекоммуникационных проектов.

Учебные телекоммуникационные проекты

Учебные телекоммуникационные проекты - это направление, которое является развитием метода проектов в условиях глобальной информатизации и телекоммуникации, а сам метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.

Метод проектов, осмысленный в ретроспективе его использования в педагогической практике, при его современном переосмыслении и принятии как компонента системы образования, имеет богатые дидактические возможности далеко не полностью исследованные и используемые, как для внутрипредметного, так и межпредметного обучения. Поиски средств активизации познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности, обучения приемам мышления и деятельности приводят к пересмотру дидактических возможностей метода проектов, форм его реализации, поиску методики использования учебных проектов в преподавании различных школьных предметов и, в первую очередь, предмета информатики.

Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей, под которым понимается возможность повторного изобретения, используется как метод технологической подготовки.

Метод проектов по И. Н. Фалиной - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий. Метод проектов, в его сегодняшней реализации учителями информатики, нельзя считать технологией -- он применяется для достижения определенных целей в комбинации с другими методами и приемами. Созвучно определяет метод проектов С. В. Семенов - как деятельность целенаправленную, организованную для получения какого-либо значимого результата.

Метод проектов создается в рамках педагогической теории, которая сориентирована на связь школы с жизнью, с целью обучения -- с одной стороны, а с другой - с целью изменения последней.

В последние годы в отечественном образовании наблюдается вновь возросший интерес к методу проектов, ориентированному на самостоятельную (индивидуальную и групповую) работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, творческих работ учащихся, работ с разнообразными источниками информации, несущими вариативные точки зрения.

К причинам этого интереса относится следующее:

* необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

* актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.);

* актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

* значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.

Метод проектов всегда предусматривает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой -необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Учебный проект определяется как определенным образом организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности учеников под руководством учителя является новое знание.

1.3.Что мы называем телекоммуникациями

Под телекоммуникацией в международной практике понимается «передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения и т.п.)».

В школьной практике, говоря о телекоммуникациях, чаше имеют в виду передачу, прием, обработку и хра-нение информации компьютерными средствами (с помощью модема), либо по традиционным телефонным линиям, либо с помощью спутниковой связи. Это ком-пьютерные телекоммуникации (КТК). Передача и при-ем информации в КТК могут быть прямыми -- с ком-пьютера на компьютер (синхронная связь) и через промежуточную ЭВМ (асинхронная связь), которая позволяет накапливать сообщения и передавать ее на персональные компьютеры по мере запроса пользова-телями.

Синхронная телекоммуникационная связь.

В этом слу-чае партнеры должны предварительно договориться между собой о времени связи и некоторых процедурных вопросах. Такая связь не всегда удобна, особенно если речь идет о партнерах, находящихся в разных времен-ных поясах.

Асинхронная телекоммуникационная связь. Существует возможность пересылать информацию точно такими же средствами, но не сразу на компьютер партнера, а на промежуточную ЭВМ, специально предназначенную для приема, хранения и пересылки адресатам электронной почты.

Электронная почта (e-mail, сокращ. от англ. electronic mail) -- наиболее быстрый способ доставки писем и других видов сообщений. Время доставки состоит из двух периодов: времени, которое требуется для пересылки со-общения с вашего компьютера на компьютер получателя сообщения, и времени, через которое ваш коллега обра-тится к своему «почтовому ящику» и прочтет пришед-шую ему почту. Если первый период времени зависит от технических особенностей сети (а обычно письмо пере-сылается от нескольких секунд до одного дня в любую точку планеты), то второй период времени полностью зависит от получателя.

В настоящее время электронная почта завоевала большую популярность в мире и стала так же широко использоваться, как и телефон, радио, факс или пери-одическая печать. Общаться между собой по электрон-ной почте могут пользователи, находящиеся в пределах одного учреждения или находящиеся в различных угол-ках планеты.

Электронная почта используется для пересылки тек-стовых сообщении или файлов (содержащих компьютер-ную программу, графическое изображение, обработанные с помощью текстового редактора документы, элект-ронную таблицу иди даже аудио- и видеоинформацию) одному иди нескольким адресатам; распространения «электронного журнала», «электронной газеты» или «электронной рекламы».

КТК также используется как средство доступа к про-граммам удаленных компьютеров и сетевым службам, например, для получения файлов определенных доку-ментов или ответов на запросы из сетевых баз данных.

Разновидностью почтовых услуг Интернет, сохранив-шей значение и в современных условиях внедрения более совершенных информационных сетевых программных средств, являются конференции.

Существует два вида электронных конференций, про-водимых в Интернет: «реальные» конференции, когда пользователи общаются друг с другом непосредственно, возможно даже с использованием звука и видеоизобра-жения (это -- дорогой и организационно относительно сложный вид услуг), и отсроченные во времени дискус-сии, которые чаще всего и называются электронными конференциями или телеконференциями.

Электронные конференции обычно разбиты на не-сколько «сюжетных линий», объединенных одной темой.

Конференции бываю! «открытыми» -- доступными для любого пользователя сети или «закрытыми», дос-туп к которым осуществляется только под строгим контролем ведущего конференции («модератора») и лишь для избранного контингента участников, пригла-шенных ведущим. Прежде электронные конференции были основным информационным средством в сети, они использовались и для учебных целей, и для орга-низации электронных газет и журналов, а также для проведения совместных проектов группой ученых или учащихся.

Уже сейчас КТК активно внедряются в различные сферы человеческой деятельности: в науку, производ-ство, банковское дело, образование и здравоохранение. Умение правильно и быстро пользоваться различными источниками информации и средствами доступа к ней, включая и КТК, очень важно для людей XXI века (т.е. наших и ваших будущих учеников).

Компьютерные телекоммуникации сейчас не только самый новый, но и самый перспективный вид телекоммуникаций. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами общения - телефон, обычная почта (теперь ее на Западе называют snail-mail - почта-улитка) и передачи информации (телефакс). Во - первых, они дешевле многих других средств передачи текста (стоит отметить, что появля-ются даже специальные программы, позволяющие с помощью Интернет вести междугородные разговоры по телефону (это гораздо дешевле обычных услуг теле-фонных компаний). Во-вторых, допускают удобный асинхронный режим работы с почтой, в-третьих, по-зволяют не только получать и хранить, но и обрабаты-вать информацию.

1.4. Особенности применения компьютер-ных телекоммуникаций в образовании. Перспективы развития

Передаваемый по сети текст становится автономным объектом, с которым может работать сам учащийся, вносить изменения непосредственно в полученный мате-риал. Таким образом, учебный текст становится одновре-менно рабочей тетрадью.

Современные средства представления информации на экране ПЭВМ позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распрост-раняемым в сетях учебным материалам: можно выб-рать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или кино-клипы. Особенно важно, что эти средства являются стандартными, входят в базовый пакет программ ин-форматизации офиса, распространяемый фирмой «Майкрософт», так что, приобретая такой пакет, школа обеспечивает не только учебный процесс по предмету «Основы информатики», но и потребности работы в сети Интернет.

Возникает новая с точки зрения эргономики ситуа-ция; учащийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы обучающиеся с использованием КТК овладели всеми необходимыми пользовательскими навыками как можно раньше, а не в 10 -- 11-м классе, как предлагалось раньше. Современный ученик можеч по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным. Он может самостоятельно пересоздавать любой текст, полученный из сети, иллюст-рируя его по своему усмотрению, отбирая нужные аргу-менты, выстраивая их в определенную логику доказа-тельности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли.

Мультимедийные учебники позволяют поставить вопрос о соотношении дистанционного и традиционно-го обучения. Часто дистанционное обучение рассматри-вается как автономный вид обучения, противопоставля-емый традиционному. Информационная технология на данном этапе предполагает унификацию способов рабо-ты с разнообразными программами, программы для ра-боты в сетях тесно увязываются с остальными стандарт-ными прикладными программами (офисными приложе-ниями) в плане унификации (графического) интер-фейса пользователя. В результате учебные курсы, со-зданные для автоматизации традиционного обучения, относительно легко переносятся на дистанционное обу-чение.

Мультимедийность создает психологические мо-менты, способствующие восприятию и запоминанию материала с использованием подсознательных реак-ций учащегося: например, подведение итогов или вы-дача задания могут в каждой лекции дистанционного курса предваряться определенным звуком или мело-дией, настраивающей ученика на определенный вид работы. Это обеспечивается заранее, в процессе под-готовки курса и не требует сосредоточения внимания учителя.

Вместе с тем важно иметь в виду и определенные ог-раничения для мультимедийньгх КТК, вытекающие из технической природы используемых для передачи ин-формации средств. Скорость передачи текста превосходит скорость чтения текста человеком. Передача же звучащей речи и музыки сталкивается с ограничениями. Средние по качеству модемы, реальные для школ в ближайшем будущем, не позволяют поддерживать естевтвеиныи темп речи и музыки. Картина среднего размера воспринимает-ся человеком за считанные секунды, а передача ее по сети занимает несколько минут. Впрочем, технический прогресс в этой области идет такими быстрыми темпа-ми, что не следует считать эти ограничения непреодоли-мыми в ближайшие 5 лет.

Перспективы развития компьютерных телеком-муникаций

В ближайшей перспективе нас ждет совершенствова-ние средств передачи информации, повышение скорости передачи, делающее реальным применение мультиме-дийной Интернет в школе.

С точки зрения применяемых программных средств наблюдается тенденция к повышению «агрессивности» и адресности подачи информации, переход от разроз-ненных информационных серверов к информационным каналам, сосредоточивающим в едином потоке разно-образную и чрезвычайно богатую содержательно ин-формацию по широко определенным тематическим рубрикам, таким, как «спорт», «дом и развлечения», «образование». Такой подход в какой-то мере объясня-ется тем, что поисковые системы, имеющиеся в Интер-нет, недостаточно эффективны, выдают много доку-ментов, не имеющих отношения к тому, что требуется абоненту. Поэтому происходит откат к старым, но на-дежным системам иерархической классификации доку-ментов, имеющихся в громадных информационных за-лежах Интернет.

С точки зрения применяемых ПЭВМ идет повышение сложности программ, работающих на ПЭВМ абонента, что допускается современными мощными машинами. В результате многие функции «обогащения содержания» и мультимедийное™ перекладываются на машину абонен-та, что сокращает объемы передаваемой по сети инфор-мации и позволяет создавать очень богатые изобрази-тельными элементами и структурно сложные мультиме-дийные информационные каналы.

В нашей стране развитие сети Интернет идет стреми-тельно и сдерживается в основном плохим качеством те-лефонных линий.

Что касается присутствующих в Интернет запасов программного обеспечения, способного повлиять на эффективность преподавания школьных предметов, следует отметить, что многие достаточно сложные па-кеты программ распространяются условно бесплатно (FREE), их можно просто загрузить на свою ПЭВМ из сети, заплатив только провайдеру Интернет за время подключения к сети, необходимое для этой операции.

Загрузка крупных пакетов программ может занять не-сколько часов, однако плата провайдеру в этом слу-чае, конечно, несравнимо мала в сравнении с реаль-ной стоимостью программ. Правовой режим shareware предполагает возможность загрузить программу и ис-пользовать ее в течение некоторого времени (как пра-вило, не более 30 дней), после чего предполагается, что абонент должен либо заплатить сравнительно не-большой регистрационный взнос и получить програм-му в полную собственность, либо стереть программу со всех своих дисков. Наконец, в Интернет имеется боль-шое количество так называемых демо-версий про-грамм, представляющих собой программы, в которых не реализованы некоторые важные функции, без кото-рых программа не представляет для абонента реально-го интереса, одна демо-версия позволяет получить полное представление о возможностях программы. Демо-версии, как правило, можно свободно распрост-ранять и использовать, они рассматриваются как рек-лама продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6