скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Телекоммуникационные проекты в образовании скачать рефераты

p align="left">Эти три основных направления распространения про-грамм в Интернет, по-видимому, будут интенсивно раз-виваться в будущем, поэтому будущему педагогу нужно сформировать свое отношение к таким продуктам. Отме-тим, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Конечно, условно бесплатное распространение про-грамм в Интернет приносит фирмам миллионные дохо-ды за счет других источников прибыли, росту которых способствуют эти программы. Но не нужно «запирать на ключ» свою ПЭВМ от Интернет по этой причине. Совре-менный бизнес устроен так, что он приносит выгоду и покупателю, и продавцу.

2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

2.1. Организация проектной деятельности учащихся в сетях. Этапы

работы над телекоммуникационным проектом.

Отечественные и зарубежные школы имеют уже почти 20-летний опыт проведения телекоммуникационных про-ектов. За это время ученые и педагоги-практики разрабо-тали, провели и проанализировали эффективность не-скольких тысяч различных по тематике, срокам проведе-ния, количеству учащихся и используемым учебным ма-териалам проектов. На основе этих данных учеными были выделены некоторые типы наиболее часто проводимых телекоммуникационных проектов, знание которых может оказать существенную помощь педагогам при разработке новых проектов и координации деятельности учащихся в группах. К ним относятся прежде всего исследовательские проекты, чаще в сочетании с типическими особенностя-ми практико-ориентированных проектов. Большой попу-лярностью у учащихся пользуются творческие проекты. Однако и такие проекты, равно как и приключенческие, предусматривают в качестве обязательного компонента проектной деятельности исследования в той или иной об-ласти. Ребятам нравится видеть практический результат своей совместной деятельности: будь то газета, альбом, видеофильм, компьютерная программа, реферат, сцена-рий фильма или драматизации, аналитический материал или еще что-либо, но обязательно оформленное в конеч-ный продукт, представляющий собой материальное воп-лощение их совместной творческой, исследовательской, аналитической деятельности.

Мы привели здесь типологию проектов (см. ч. I, гл. 2, занятие 6) с общедидактических позиций. По каждому учебному предмету может быть разработана собственная классификация возможных проектов, далее детализиру-ющая дидактическую классификацию с учетом специфи-ческих особенностей каждого предмета. Такая классифи-кация позволяет, не блуждая в потемках, четко опреде-лив тот или иной тип намечаемого проекта, правильно структурировать его, четко определить цели, как конеч-ные, так и промежуточные, определить методы исследо-вания, виды творческой или игровой деятельности, оп-ределить те знания, умения, навыки, которые потребу-ются учащимся для выполнения совместной проектной работы. Другими словами, знание типологии проектов дает учителю возможность наиболее рационально и эф-фективно организовать совместную деятельность учащих-ся. Особенно это касается телекоммуникационных проек-тов, в которых задействованы многие и многие учащиеся из разных школ, регионов, а подчас и стран. Здесь нужна четкая согласованность действий разных коллективов, и одним из инструментов, помогающих понять сущность планируемой работы над проектом, обеспечить взаимо-понимание между партнерами, является общепринятая типология проектов.

Для примера можно привести разработанную канд. пед. наук М.Ю. Бухаркиной типологию проектов по ино-странным языкам.

I. Языковые (лингвистические) телекоммуникационные проекты.

1. Обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных ре-чевых навыков и умений.

2. Лингвистические, направленные на изучение языко-вых особенностей; изучение языковых реалий (идиом, неологизмов, сленга и т.п.), изучение фольклора.

3. Филологические, направленные на изучение этимо-логии слов, литературные исследования, исследования историко-фольклорных проблем, творческие.

II. Культурологические (страноведческие) проекты.

Культурологические (страноведческие) проекты пред-полагают развитие языковых и речевых умений и навыков на более продвинутом уровне владения языком посред-ством организации межкультурного общения с целью оз-накомления с культурой, историей, этнографией, геогра-фией, экономикой, политикой, государственным устрой-ством стран-партнеров, искусством, литературой, архи-тектурой, традициями и бытом народов и т.д. Проекты этого типа носят ярко выраженный исследовательский ха-рактер. Их целесообразно проводить с носителями языка, т.е. эти проекты больше подходят именно для телекомму-никационных международных проектов. Иностранный язык здесь выступает в роли средства общении; естествен-ная языковая среда способствует формированию потреб-ности использования иностранного языка как средства коммуникации. С точки зрения содержания культурологические про-екты могут иметь разные тематические направления.

1. Историко-географические, знакомящие с историей страны, города, местности; с географией страны, горо-да, местности.

2. Этнографические, нацеленные на изучение традиций и быта народов, народного творчества, этнического со-става народа, проживающего на данной территории, на-циональных особенностей культуры разных народов и т.д.

3. Политические, цель которых -- ознакомление с госу-дарственным устройством стран, политическими партия-ми и общественными организациями, со средствами массовой информации и их влиянием на государствен-ную политику, законодательством страны и т.д.

4. Посвященные проблемам искусства, литературы, ар-хитектуры, культуры страны изучаемого языка.

5. Экономические, посвященные проблемам финансо-вой и денежной системы, налогообложения, инфляции и т.д.

III. Игровые и ролево-игровые проекты.

Ролево-игровые и игровые проекты, так же как и культурологические, предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков владения языком посред-ством организации межкультурного общения на двух последних уровнях усвоения языкового материала (уро-вень применения по аналогии, уровень творческого при-менения). Такие проекты также наиболее интересны, когда они организуются как международные телекомму-никационные.

С содержательной точки зрения игровые и ролево-иг-ровые проекты могут быть следующих типов.

Воображаемые путешествия, которые могут преследо-вать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, специфическим терминам, диалого-вым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умени-ям и навыкам из других областей знаний.

Имитационно-деловые, моделирующие профессиональ-ные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречаю-щейся в жизни.

Драматизированные, нацеленные на изучение литера-турных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают учащиеся.

Имитационно-социальные, где учащиеся исполняют различные социальные роли (политических лидеров, журналистов, учителей и др.).

Все виды проектов, если это международные проек-ты, ведутся на иностранном, в большинстве своем анг-лийском языке, и потому предстаатяют помимо возмож-ности реализации дидактических или методических задач дополнительный интерес, поскольку они создают усло-вия .для реальной языковой среды, на базе которой фор-мируется потребность общения на иностранном языке, потребность в изучении иностранного языка.

Почти все виды проектов предусматривают использо-вание исследовательских методов для решения заложен-ной в них проблемы.

Любой телекоммуникационный проект проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются. В настоящее время принято выделять семь основных этапов работы над проектом.

1. Организационный

Он включает представление и поиск партнеров. Как правило, занимает от одной до нескольких недель.

2. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта Включает определение целей и задач (зачем я зате-ваю этот проект, что мои ученики узнают и чему на-учатся по завершении работы над этим проектом), об-суждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов (т.е. ка-кие конкретно темы будущих проектов помогут моим ученикам получить определенную информацию, при-обрести необходимые навыки, каков общий план рабо-ты над конкретным проектом, обеспечивающий дости-жение поставленной мною задачи). Этот этап проводит-ся состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект междуна-родный).

3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время

Предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем (лично или но сети). Если проект международный, то, учитывая разницу в методических подходах партнеров разных стран к решению одних и тех же учебных задач, этот этап можно опустить, по-скольку непонимание предмета обсуждения с обеих сторон часто ведет к прекращению всяких контактен. Лучше предоставить каждому учителю действовать по своему усмотрению в рамках привычных для него мето-дических концепций.

4, Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых ма-териалов

Общий простой план становится развернутым, выде-ляются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, опре-деляются планируемые результаты и способы их реше-ния, оформления.

5. Работа над проектом

Тщательно разработанные задания для каждой группы (по 2 -- 5 человек) учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмеши-ваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мне-ниями, полученными результатами между партнерскими группами разных школ.

6, Подведение итогов, оформление результатов

На этом этапе группы (в отдельности или совместно с партнерами, по заранее достигнутой договоренности) обобщают результаты своей работы, оформляют их в виде книги, журнала, видеофильма, других продуктов своего творческого исследовательского труда.

7. Презентация проекта

Готовый и оформленный проект должен пройти зак-лючительный этап презентации в классе, телеконферен-ции в Интернет, на школьной конференции, как решат участники проекта. Конечно, речь идет о более или ме-нее крупных проектах или даже программах, которые выполняются не на одном - двух уроках, а занимают дос-таточно продолжительный отрезок времени. Результаты такого проекта вместе с его описанием могут быть раз-мещены на специальной Web-страницс своей школы или школы партнера в Интернет. Презентация всегда подра-зумевает дискуссию, возможность для участников пре-зентации задавать любые вопросы по теме исследования, творческой работы и получать аргументированные отве-ты со стороны разработчиков.

2.2. Отбор тематики, организация групп учащихся в сетях

Если учитель'приступает к организации телекоммуни-кационных проектов, ему следует начать с изучения ин-тересов учащихся, выбора тематики проектов и подго-товки учеников к работе. Проекты могут идти в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности, связанной с тем предметом, который учитель преподает. В то же время проекты могут быть междисциплинарные, вовлекающие в работу других учителей-предметников, и в этом случае они будут активизировать широкий круг . познавательных и творческих интересов учащихся. Нема-ловажным является также процесс соотнесения интере-сов учителей и учеников, выбирающих тему для прове-дения проекта, с практикой, с конкретными, подчас жизненно важными проблемами. Иначе: необходимо по-нять (и объяснить это учащимся), насколько интересы участников проекта являются актуальными для школы, района (города, региона и т.д.), где живут учащиеся, бу-дут ли актуальными и значимыми для других людей ре-зультаты, которые учащиеся получат в процессе работы над проектом.

Если учитель не хочет ограничиваться одним-двумя проектами, то организовать подобный политематичес-кий, междисциплинарный проект можно при условии ориентации на разнообразные познавательные интересы учащихся. Предположим, что кто-то из учащихся увлека-ется именно тем предметом, который ведет учитель -- организатор телекоммуникационного проекта, а следова-тельно, с удовольствием откликнется на призыв углубить свои знания. Другие учащиеся, обладающие, например, литературными, музыкальными или художественными способностями, захотят заняться творческой работой в рамках того же проекта или в самостоятельном проекте, третьи выразят готовность попробовать свои силы в ре-шении каких-то насущных, актуальных проблем региона. Задача учителя сводится к тому, чтобы, не отвергая с ходу ни одно из предложений ребят, постараться в каж-дом предложении увидеть проблему, решение которой могло бы кому-то в чем-то помочь практически.

Если учитель стремится уделить значительно большее внимание самостоятельным видам деятельности учащих-ся, которые помогут каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, что обычно невозможно сделать в рамках традиционного урока, то ему придется использовать другие формы организации самостоятельной дея-тельности учащихся. Так, при проведении телекоммуни-кационных проектов хорошо зарекомендовала себя сис-тема докладов, рефератов, курсовых работ по отдельным вопросам учебной дисциплины. Интересная и продуктив-ная работа над телекоммуникационными проектами, в том числе и международными, может быть организована на базе научных обществ детей, литературных гостиных, если такие имеются в школе, гимназии.

Как правило, учащиеся, кто в одиночку, кто в паре, а кто и небольшой группой, систематически выполняют какую-то самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ре-бят могут быть рассчитаны на неделю-две, на месяц и более. Необходимо так организовать работу, чтобы те учащиеся, которым нужны определенные условия для выполнения работ, имели бы возможность проводить ка-кие-то замеры, опыты и другие действия непосредствен-но на уроке, в специально отведенные именно для таких работ часы, или после уроков.

Некоторые из подобных проектов могут быть предло-жены для совместной деятельности с ребятами из других школ, а оперативную связь между ними обеспечат теле-коммуникации.

Это особенно оказывается полезно в научном и соци-альном планах, если речь идет об экологии, социологи-ческих проблемах. Когда учащиеся почувствуют вкус к таким поисковым, исследовательским, творческим рабо-там, учитель, проводящий проект, осознает необходи-мость расширения географии и сферы сотрудничества.

При использовании телекоммуникаций в отечествен-ной и зарубежной школе хорошо себя зарекомендовали многие разнообразные формы совместной деятельности.

Это -- интерактивные приключенческие игры между двумя и более школами, особенно для младших школь-ников; межшкольные литературные журналы, газеты и др.; совместные проекты, предусматривающие сбор раз-нообразных фактов, данных и др.; экологические проек-ты; совместное литературное творчество (написание сти-хов, рассказов и др.).

Кроме того, сравнительное изучение курсов истории, географии, окружающей среды, религии, преподающихся в школах разных стран; статистическая работа; организация совместных полевых работ; изучение и анализ спортивных результатов и спортивных мероприятий; совместное реше-ние разнообразных актуальных проблем; разработка проек-тов путешествий, туристических походов с учетом расписа-ния движений транспортных средств, правил обмена валю-ты и т.п.

Если возникли небольшие группы ребят (большие группы нецелесообразны), объединенные какой-то об-щей идеей, намечены возможные результаты, следует приступать к поиску партнеров.

По-видимому, еще до изучения интересов учащихся учитель уже наметил для себя, какой характер будет но-сить будущий проект: региональный, межрегиональный или международный. При этом не стоит забывать, что поиск тематики проектов, изучение интересов школь-ников следует вести с учетом выбора типа проекта. Не-обходимо, чтобы была ориентация не только на интере-сы своей группы учащихся, но и их потенциальных партнеров (своего региона, другого региона или другой страны).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6