скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Демократические преобразования в Египте (1952-1956 гг.) скачать рефераты

p align="left">Для всей страны устанавливалась единая арендная ставка: каждый, кто сдавал землю в аренду, имел право получить не больше, чем семикратный размер сельскохозяйственного налога. Если арендная плата взималась натурой, то она не должна была превышать 50 % урожая. Закон об аграрной реформе несколько облегчил положение арендатора. По некоторым данным, выиграло от закона 1952г. около 6 млн. арендаторов, доходы которых возросли на 35 млн. египетских фунтов ежегодно. Сократилась арендная плата в Верхнем Египте. Но это сокращение, как правило, не достигало уровня семикратного земельного налога, как это предусматривалось законом об аграрной реформе. В результате выполнения закона об аграрной реформе 1952г. выиграла та группа крестьян-арендаторов, которая после изъятия земли у её бывших собственников стала арендовать эту землю у государства.Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 66-67.

В целом, реформа коснулась 1789 землевладельцев, выкупу подлежало 600 тыс. федданов. Так, к примеру, к июлю 1954г. было распродано 34,4 тыс. федданов, приобретенных 67 тыс. крестьянами. Маевский В. В Египте / Правда.. 15.08.54. (№227). С. 3. Всего к концу 1961г. было распределено 326 732 феддана, попавшие в руки 263 тыс. семей. Если принять за основу среднюю численность каждой семьи в пять человек, то можно утверждать, что всего аграрная реформа в Египте охватила 1 300 тыс. человек. Осуществление аграрной реформы стимулировало крупных землевладельцев на вложения в промышленность. Характерно, что её проведение сопровождалось целым рядом решений, которые освобождали вновь создаваемые египетские предприятия от налогов в течение пяти лет, а также от уплаты налогов на импортируемое оборудование. Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 70. В то же время она способствовала развитию капитализма в деревне. Наряду с этим появились возможности создания благоприятных условий для фермерского хозяйства. «Аграрная реформа рассматривалась … как первый, но, очевидно, не последний шаг на пути к действительному решению аграрной проблемы в стране».Там же. С. 69.

Другой тенденцией в области экономических преобразований стало постепенное государственное вмешательство в экономику страны. Первоначально для этой цели были созданы постоянный Совет развития национальной продукции и Совет социальных услуг для изучения проектов развития экономики, представленных на рассмотрение министерств, а также для координации их деятельности, связанной с функционированием традиционно государственных предприятий. Агарышев А. Указ. Соч. С. 90. Постоянный совет развития национального производства к июлю 1953 г. выработал четырехлетнюю программу государственных капиталовложений, сумма которых по сравнению с предыдущими годами была значительно увеличена: в 1950 - 1952гг. в среднем по 28 млн. ег. ф., в 1953 - 34 млн., в 1954 - 53 млн., в 1955 - 62 млн. и в 1956 - 66 млн. ег. ф. Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 143. Данные капиталовложения предназначались для создания инфраструктуры (ирригация, дренаж, электроэнергетика, дороги и транспорт), которая способствовала бы более высокому росту частного предпринимательства, от которого ожидалось усиление активности по созданию национальной промышленности. Для привлечения частного капитала в развитие промышленности египетское правительство пошло на ряд уступок. Новые акционерные компании были освобождены от налогов на семь лет, а доходы от новых акций не должны были облагаться налогами в течение пяти лет. По закону, принятому в 1953г. 50 % всех нераспределенных доходов компаний также было освобождено от налогов. Правительственные гарантии займов, выдававшихся фирмам Промышленным банком, были повышены до 5 млн. ег. ф. С целью привлечения мелких акционеров по закону 1954 г. минимальная стоимость акций была снижена с 4 до 2 ег. ф. Там же. Также правительство активно взаимодействовало с Египетским промышленным союзом, в состав которого входили представители крупной национальной буржуазии. По рекомендации Египетского промышленного союза были снижены налоги на доходы в промышленности и повышены таможенные пошлины на иностранные товары. Компании с капиталом более 10 тыс. ег. ф. должны были присоединиться к промышленным палатам, полностью подчинявшимся Египетскому промышленному союзу.

Однако египетская буржуазия предпочитала вкладывать капиталы в непроизводительные сферы экономики, прежде всего в жилищное строительство, где ее капиталовложения в 1954г. составили 40 млн. ег. ф., в 1955 - 42,5 млн. и в 1956 - 51,4 млн. ег. ф. В 1954 г. в строительство было вложено 62% всего египетского частного капитала. Там же. С. 144. Поэтому, несмотря на все усилия правительства, египетский частный капитал не смог обеспечить значительный рост промышленности. В 1956г. национальный доход Египта составил примерно 900 млн. ег. ф., из которых на долю промышленности приходилось всего 100 млн. ег. ф.; количество наемной рабочей силы, занятой в промышленности, составляло 11 % от ее общего числа. Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 144.

Одновременно правительство стремилось привлечь в страну иностранный частный капитал. С этой целью оно пошло даже на пересмотр закона 1947г., по которому в смешанных компаниях не менее 51 % акций должно было принадлежать египтянам: по закону 1953г. предусматривалось снижение этого процента до 49. Однако данный шаг правительства не привел к серьезному увеличению иностранных капиталовложений, поскольку внутриполитическое положение в стране оставалось еще достаточно неопределенным.

Новой тенденцией в экономическом развитии страны являлось то, что правительство стало вкладывать свои капиталы в промышленные компании и назначать в их административные советы своих представителей. Также оно непосредственно занялось планированием экономических объектов, взяло на себя переговоры с иностранными фирмами о закупках оборудования.

Политика развития государственного капитализма способствовала «египтизации» важнейших отраслей национальной экономики: сельского хозяйства, связанного с выращиванием длинноволокнистого хлопка, а также текстильной промышленности. Одним из результатов этой политики стало создание в 1956г. министерства промышленности - важнейшего инструмента по обеспечению контроля за экономикой. Однако главным результатом правительства в экономической области стала национализация французского и английского капитала: 1 ноября 1956г. был наложен секвестр на 1371 отделение французских и английских банков, промышленных, сельскохозяйственных и акционерных обществ, торговых фирм, страховых агентств, номинальный капитал которых составлял 135 млн. ег. ф. Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 91.

В области социального реформирования за первые годы революции также были достигнуты определенные результаты. В декабре 1952г. был принят ряд законов о труде, предусматривавших увеличение компенсаций при увольнении, санкционировавших организацию национальных федераций профессиональных союзов и разрешавших работникам сельского хозяйства объединяться в профсоюзы.

Насер Г. А. Речь на праздновании II годовщины революции 23 июля 1954 г. // Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979. С. 18. Также в городах был открыт ряд музеев, больниц, общеобразовательных и средних профессиональных учреждений на основе всеобщего бесплатного обучения. Исави Ш. Египет в середине ХХ века. Экономический обзор. М., 1958. С. 412. Однако положение сельского населения оставалось критическим: по мнению обозревателя газеты «Правда» в Египте В. Маевского, египетские деревни были «лишены каких бы то ни было санитарных условий; единственным источником воды, которая ценится на вес золота, является Нил и каналы». Маевский В. В Египте // Правда. 15.08.54. (№227). С. 3.

Стабилизация в социально-экономической сфере нашла свое отражение и в ускорении процесса развития национальной науки и культуры. Впервые в истории страны египетский археолог М.З. Гонейм обнаружил вблизи от Саккары новую пирамиду, за короткий период в Египте был создан ряд танцевальных и театральных коллективов. Танцевальный ансамбль Н. аль-Хамрави делал попытки возродить по фрескам, обнаруженным на стенах гробниц, древнеегипетские танцы. В области кинематографии появились такие впоследствии всемирно известные киноактеры, как Ф. Хамама и О. Шариф.

Таким образом, проведение аграрной реформы, существенные вложения капитала в национальную промышленность, а также увеличение ассигнований на проведение социальных программ привели к частичному решению вопроса о земле, росту числа подготовленных профессиональных кадров, увеличению темпов экономического развития Египта, а также способствовали восстановлению и дальнейшему развитию национальной культуры.

В целом, внутриполитическое развитие Египта в рассматриваемый период было неразрывно связано с процессом трансформации политической системы, борьбой за власть и, следовательно, выбор дальнейшего пути преобразований как между членами Совета руководства революцией, так и «Свободными офицерами» с ведущими египетскими политическими организациями: ВАФДом и Ассоциацией «Братьев-мусульман». Используя неконституционные методы решения своих политических проблем, «Свободные офицеры» приближались к формированию в стране режима военной диктатуры. Однако, благодаря позиции Насера, отрицавшего возможность создания такого типа функционирования политической системы, оформление государственного устройства пошло по пути постепенной его демократизации. Преобразования в социально-экономической сфере также способствовали подъему экономики, некоторому улучшению материального положения египтян, росту их национального самосознания на фоне успехов проводимой правительством политики.

Глава вторая

Внешняя политика Египта в 1952-1956 гг.

1. Египет в системе международных отношений.

После смены власти перед новым руководством страны встала задача обеспечения безопасности существования режима, а также вопрос о возможности ведения самостоятельной внешней политики. Поэтому одной из первоначальных внешнеполитических задач египетского правительства являлась необходимость признания нового режима мировым сообществом.

Используя противоречия между Англией и США на Ближнем Востоке, Насер решил установить дипломатические отношения с США, в обход Великобритании. Это давало определенные гарантии безопасности для нового египетского руководства. Агарышев А. Указ. Соч. С. 70. В свою очередь американское правительство также пошло навстречу новому режиму. Еще накануне июльских событий американские спецслужбы догадывались о готовившемся армейскими офицерами перевороте: в мае 1952г. в докладе сотрудника ЦРУ К. Рузвельта госсекретарю США Д. Ачесону прозвучала мысль о его возможной поддержке, так как «руководители переворота выдвигают разумные требования». Хамруш А. Указ. Соч. С. 151. Чтобы заручиться поддержкой нового режима американский посол в Египте Кеффери даже назвал английское присутствие в стране «империалистическим». Агарышев А. Указ. Соч. С. 78. По словам одного из руководителей «Свободных офицеров» - Халида Мохиеддина - «в те годы не все понимали цели американской политики. США были для египтян «новой» державой. Они знали колонизаторов - англичан и искренне думали, что могут опереться в борьбе с ними на США» Там же. С. 77.. Что касается СССР, то об этой стране «египтяне имели искаженное представление. Империалистическая пропаганда запугивала египтян коммунизмом». Агарышев А. Указ. Соч. С. 77. Советская сторона не знала о готовившемся перевороте, а также о его руководителях: первоначально в СССР считалось, что переворот был совершен под руководством М. Нагиба, мотивом действий которого являлся отказ короля Фарука назначить генерала на пост военного министра. ТАСС. Государственный переворот в Египте // Правда.. 24.07.52. (№206). С. 4.

Необходимость в сильном союзнике, представлявшемся вначале египетскому руководству в лице США, диктовалась важнейшей внешнеполитической задачей, стоявшей перед Египтом с 1922 года - проблеме обретения реальной независимости от бывшей метрополии - Великобритании, чего, в свою очередь, можно было достигнуть, добившись вывода английских войск из зоны Суэцкого канала с последующей его национализацией. Необходимо отметить, что четко сформированной внешнеполитической программы египетского руководства на первоначальном этапе не существовало. Главные черты внешней политики Египта, по мнению Насера, заключались в «защите свободы и благосостояния народов», поддержке права «всех народов на самоопределение», ориентацию на деятельность ООН, а также «расширении масштаба сотрудничества государств афро-азиатского блока», Насер Г. А. Речь на Бандунгской конференции 18 апреля 1955 г. // Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979. С. 23. а также политика неприсоединения к военно-политическим блокам. Последний принцип позиции Насера в вопросах внешней политики имел немаловажное значение во взаимоотношениях Египта в начале 50-х годов с ведущими мировыми державами: СССР и США.

Конец 40-х - начало 50-х годов XX века ознаменовался новым периодом противостояния двух систем: социалистического лагеря во главе с СССР и капиталистического под эгидой США. Создание региональных военно-политических блоков стало неотъемлемой частью этого противостояния. В этом отношении Ближний Восток представлял собой важнейший стратегический объект, необходимый для усиления позиций той или иной стороны. В начале 50-х годов обстановка на Ближнем Востоке и в Северной Африке в значительной степени регулировалась Тройственной декларацией. Обнародованная в мае 1950г., она была «производным англо-франко-американской политики в регионе, реакцией… на израильско-арабское перемирие, заключенное в 1949г.». Важнейшей частью декларации являлось взятое на себя Англией, Францией и США обязательство контролировать поставки оружия в страны Ближнего Востока. По этому вопросу предусматривались политические консультации между Лондоном, Парижем и Вашингтоном. Беляев И. П. Указ. Соч. С.131. Однако в условиях подъема национально-освободительного движения в арабских странах, а также обострения отношений с Советским Союзом в условиях «холодной войны» стало очевидно, что необходим более эффективно действующий союз, включающий в себя в качестве полноправных членов не только ведущие западные страны, но и страны самого региона. Это было необходимо для осуществления контроля за действиями стран - участниц и, следовательно, невозможности вести ими самостоятельную политику на международной арене.

Странами - членами Северо-Атлантического союза была предпринята попытка создания так называемого Средневосточного командования (СВК) под эгидой США. В середине 1951г. правительства США, Англии, Франции и Турции выступили с планом его формирования. Первоначально в состав СВК предполагалось ввести Турцию, Израиль, Египет, арабские страны Передней Азии, Австралию, Новую Зеландию и ЮАР. От стран - участниц требовалось предоставление в распоряжение СВК военных баз, портов, коммуникаций, а также размещение на своих территориях англо-американских войск. / Миллер А. Средневосточное командование как орудие усиления колониального гнета // Новое время. 1952. № 3. С. 7. На блок возлагалась задача «остановить…«цепную реакцию» распространения социализма, а также «воспрепятствовать распаду колониальной системы». Для усиления американского влияния в Египте правительство Соединенных Штатов планировало увеличить объем экономической и военной помощи этой стране, оказание которой, по мнению американского руководства, следовало увязывать с участием Египта в военных приготовлениях США и их союзников на Ближнем Востоке. Дорогу к военно-политическому сотрудничеству Соединенных Штатов и Египта, как считали в Вашингтоне, должно было открыть заключение англо-египетского договора о выводе британских войск из зоны Суэцкого канала, где находилась военная база Великобритании. Соединенные Штаты, добиваясь скорейшего заключения договора относительно Суэцкой базы, играли роль посредника в переговорах между Лондоном и Каиром, оказывая, при необходимости, нажим на британское руководство. Румянцев В. П. Политика американского правительства Д. Эйзенхауэра в связи с Суэцким кризисом ( 1956 - 1957 гг. ). Томск. 2000. С. 6. / http://search.rаmbler.ru./сgi- 26.02.03. 17 ч. 45 мин.

В мае 1953г. Египет с визитом посетил госсекретарь США Дж. Ф. Даллес с целью вовлечения страны в военный пакт против СССР. Беляев И. П. Указ. Соч. С. 126. Одним из способов давления на египетское руководство стал вопрос о предоставлении Египту возможности закупок современного американского вооружения. Еще накануне революции между королем Фаруком и правительством США был заключен секретный договор о военной помощи Египту на сумму в 5 млн. долларов. Согласно данному документу, в страну должно было быть доставлено легкое вооружение: бронемашины и пулеметы - эффективное средство для решения внутренних задач. Новое египетское правительство решало вопросы внешней обороны страны, поэтому в октябре 1952г. военному атташе американского посольства был передан новый список необходимого Египту вооружения: танков, реактивных самолетов, тяжелой артиллерии, канонерок и др. В это время состав египетского вооружения был «от верблюжьих эскадронов, винтовок времен Первой мировой войны до легкой бронированной техники» Гамаль Абдель Насер и "примкнувший" Шепилов. Заметки о первой дипломатической миссии Дмитрия Шепилова, когда он еще не был министром иностранных дел / http://faces.ng.ru/necropolis/1999-12-24/6_naser.html С. 3. . Для переговоров о поставках оружия в США была отправлена комиссия во главе с Али Сабри, не решившая, в конечном итоге, возложенной на нее задачи. Агарышев А. Указ. Соч. С. 84. Поставки в Египет американского оружия означали бы ослабление позиций Великобритании в Средиземном море, выгодное Соединенным Штатам, однако усиление Египта негативно сказалось бы на взаимоотношениях США и Израиля, «…уже тогда становившимся щитом для американских монополий на Ближнем Востоке». Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 77. Поэтому, не без оснований полагая, что в действительности администрация Белого Дома ведет переговоры не о поставках именно современного оружия, а пытается создать лишь видимость реальной военной помощи, Совет революционного командования Египта решил обратиться с аналогичной проблемой к Советскому Союзу и Чехословакии. Беляев И. П. Указ. Соч. С. 126. Это было началом отхода Насера от проамериканской политики, особенно четко обозначившейся в его выступлении в г. Мина эль-Камх 20 декабря 1953г. Насер Г. А. Речь в Мина эль-Камх 20 декабря 1953 г. // Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979. С. 14. От вступления в военный пакт против СССР египетское руководство отказалось, мотивируя это тем, что СССР не угрожает арабам. Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 77.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6