скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Демократические преобразования в Египте (1952-1956 гг.) скачать рефераты

p align="left">Следующим источником для написания дипломной работы является отечественная периодическая печать. Необходимо отметить, что советская пресса отображала действительность с идеологической позиции, выражая точку зрения партийных и правительственных организаций, но не общественное мнение.

Нами были изучены публикации газеты «Правда» - органа ЦК КПСС, относящиеся к январю - августу 1952г., 1954-1955гг. Также были использованы материалы газеты «Известия» - органа Верховного Совета СССР, за январь-март 1951 г., а также журнала «Новое время» за январь - июль 1952 г. Следует отметить, что поток информации о событиях в Египте не был постоянным и зависел, в основном, от обстановки на международной арене. Большинство публикаций о развитии ситуации в Египте относились к разряду сообщений ТАСС, использовании информации из репортажей Франс Пресс, Рейтер, Нью-Йорк Таймс, региональных агентств в Каире, Дамаске, Тель-Авиве, а также хронике международных событий. Аналитические статьи в данных периодических изданиях относительно Египта были представлены в мае - июле 1952г., мае - октябре 1954г., в связи с обострением обстановки на Ближнем Востоке, а также с учетом развития взаимоотношений Каира с Москвой. В них советские авторы обвиняют Великобританию и США в давлении на египетское правительство, а также подчеркивают роль СССР в урегулировании ситуации на Ближнем Востоке. Необходимо отметить, что вплоть до начала 1955г. в Советском Союзе не принимали во внимание влияние Египта на формирование позиций других арабских стран в области внешней политики. В целом, в данных источниках был изложен обширный фактический материал о внутриполитической ситуации в Египте, взаимоотношениях его руководства с США и Англией в вопросах, связанных с выводом оккупационных войск с территории страны, а также созданием на Ближнем Востоке военно-политических блоков.

Таким образом, круг источников, изучавшихся нами в полном объеме или опосредованных через монографии советских авторов, позволяет составить целостную картину происходивших в стране событий.

Методологической основой изучения данной проблемы стали исторический и критический принципы. Принцип историзма означает, что любое явление необходимо рассматривать в движении, понимать его сущность, причины появления и влияние на другие исторические объекты. Критический принцип подразумевает объективное отношение к источникам и литературе, их критику. В соответствии с принципами исторического исследования были применены и методы исторического познания. Исторический метод подразумевает воспроизведение явлений в их хронологическом развитии с присущими им особенностями. Систематический метод сопоставляет различные точки зрения по одной проблеме и выводит, если это возможно, наиболее вероятную действительность.

Автор ставит перед собой цель на основе методов и принципов исторического исследования рассмотреть ход преобразований в Египте в период с 1952 по 1956 гг.

Эта цель определила следующие задачи: исследовать внутренние изменения в стране в данный период, а также рассмотреть положение Египта в системе международных отношений.

Цели и задачи определили структуру дипломной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованных источников и литературы.

Глава первая

Внутренняя политика египетского правительства в 1952-1956 гг.

1. Законодательное оформление нового режима.

В 1952г. в Египте была свергнута монархия. К власти пришла организация «Свободные офицеры» во главе с Г.А. Насером. Государственный переворот 23 июля 1952г. явился завершением длительного периода развития национально-освободительного движения в Египте в предшествующие революции годы. Национальные правительства Египта в период с 1923 по 1952гг., так и не решили проблемы национальной независимости. Отсутствие решительных шагов со стороны государственной власти в направлении усиления авторитета Египта как самостоятельной политической величины на мировой арене стало причиной быстрого развития национально-освободительного движения внутри страны. Само движение за независимость несло в себе различные и зачастую противоположные идеи создания сильного государства, поэтому партии и движения входившие в него, не смогли найти компромисс между собой, что, в свою очередь, вело к разочарованию как в традиционных партиях, так и в представителях движения за независимость. В этих условиях на политическую арену вышла военная организация «Свободные офицеры», представлявшая собой силу, не затронутую борьбой между политическими группировками.

Успех «Свободных офицеров» был обусловлен рядом особенностей: сравнительно однородным социальным составом - военнослужащими, выходцами из крестьян со средним достатком; четкой структурой и жесткой дисциплиной; законспирированностью, что помогло избежать массовых арестов, ослабивших другие политические организации.

Во главе государства стал Совет руководства революцией (СРР), сосредоточивший в себе функции высшего законодательного и исполнительного органа власти «до восстановления гражданского правления», Беляев И. П. Указ. Соч. С. 130. формально во главе с генералом Нагибом. Фактически СРР руководил Насер. Первоначально Нагиб был представлен как главнокомандующий египетских вооруженных сил. Агарышев А. Указ. Соч. С. 70-71. «Я приказал, - писал впоследствии Насер, - не раскрывать никого, кроме генерала Нагиба,…основная причина такого приказа состоит в том, что я боялся раскола в рядах «свободных офицеров». Там же. С. 72. Имена членов Совета руководства революцией были строго засекречены, а генералу Нагибу приписывали разработку плана восстания.

После переворота Совет руководства революцией был расширен. В состав Исполнительного Комитета Совета руководства революцией 1952 г. входили: Мухаммед Нагиб, Гамаль Абдель Насер, Кемаледдин Хусейн, Абдель Хаким Амер, Хасан Ибрагим, Абдель Мунаим, Абдель Рауф, Гамаль Салим и Салах Салим, Абдель Лятиф аль-Багдади, Халид Мохиеддин, Анвар Садат, Закария Мохиеддин, Хусейн аль-Шафии. / Агарышев А. Указ. Соч. С. 81. Перед новым руководством встала задача упрочения своей власти в стране. Для её решения было необходимо реорганизовать государственную структуру управления, а также провести кадровые перестановки руководящего состава, как в гражданской, так и военной сферах. Необходимо отметить, что Насер лично контролировал процесс формирования новой элиты египетского общества. Отбором кадров в структуры безопасности Египта занимался Специальный комитет. Для осуществления контроля за функционированием государственного аппарата страны был создан департамент государственной безопасности - «Управление общих расследований» под руководством Р. Нахаса. http://search.rambler.ru/cgi-'Из истории арабских спецслужб' С. 2.

После отречения короля Фарука от престола и передачи им королевского титула своему четырехмесячному сыну Фуаду II 4 августа 1952г. по предложению Государственного совета и с одобрения Совета министров был назначен временный регентский совет (принц М. А. Монейм, бывший председатель палаты депутатов Бахи Эд-дин Баракат, министр путей сообщения полковник Р. Механна). ТАСС. Создание регентского совета в Египте // Правда. 05.08.52. (№218). С. 3. В создавшихся условиях факт передачи власти, по сути, ликвидировал монархию как реально действующий институт власти. Также, в первые недели после переворота было объявлено о роспуске политической полиции, арестована группа высших чинов органов безопасности, началась «чистка» государственного аппарата, которая затронула несколько сот высших чиновников и армейских офицеров, объявлена амнистия всех лиц, обвинявшихся в оскорблении короля. 11 августа были введены в действие меры по ограничению поездок за границу, переводов денежных сумм из страны, повышению налогов на торговые доходы в качестве части политики строгой экономии, которая помогла ликвидировать к 1954г. дефицит государственного бюджета. Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 85-86. В процессе борьбы с внутренней оппозицией были затронуты и средства массовой информации, правоохранительные органы, высшие учебные заведения и мечети. Так, например, одна из крупнейших египетских газет «Аль-Мисри» была закрыта за выпуск статьи, направленной против нового режима; введен запрет на выступления с речами в мечетях, не носивших религиозный характер; установлен контроль за формированием политических взглядов в студенческой среде, проведена «чистка» университетов. 30 июля 1952г. были упразднены титулы «паша» и «бей». Ликвидация сословных привилегий «имела не только важное социально-экономическое значение, но и явилось своего рода началом культурной революции». Агарышев А. А. Указ. Соч. С. 103. Дворцы, принадлежавшие египетским аристократам и иностранцам, были национализированы, а права представителей данного сословия существенно ограничены: детям бывших пашей и беев было запрещено поступать на государственную службу, становиться офицерами, а некоторым государственным деятелям прежнего режима и их семьям запрещено покидать места их постоянного проживания. Необходимо заметить, что право управления предприятиями, отелями и компаниями, принадлежавших ранее пашам, было передано ведущим членам организации «Свободные офицеры», что нередко вело, по мнению А. А. Агарышева, к казнокрадству и способствовало росту коррупции. Там же.

После переворота новым премьер-министром был назначен Али Махир. Назначение А. Махира на пост премьер-министра было вызвано его проамериканской позицией, что должно было создать у Великобритании представление о проамериканском характере переворота. 30 июля 1952 г. был опубликован декрет о смешанных компаниях, разрешавший иностранцам владеть 51% акций в смешанных компаниях (вместо установленных ранее 49%) в Египте. Этот декрет был принят в интересах иностранных монополий, с которыми был связан А. Махир. 10 августа 1952 г. в своем обращении к нации он заявил, что «противодействие политических партий парализовало политическую жизнь» страны, поэтому необходимо, чтобы они «имели единую национальную программу». ТАСС. К положению в Египте // Правда. 12.08.52. (№225). С. 3. Также премьер-министр призвал провести «чистку» в партиях, которая, по мнению советской прессы, стала бы «ударом против Вафда и шагом на пути к установлению диктатуры». Там же.

За время пребывания правительства А. Махира у власти в Египте было подавлено несколько забастовок рабочих, требования которых носили экономический характер. Так, к примеру, в результате всеобщей забастовки 10 тыс. текстильщиков Кафр эд-Давара, проводившейся 13-14 августа 1952г., 576 забастовщиков были арестованы и преданы военному суду, а 28 её руководителей были приговорены к смертной казни. Также, во второй половине августа 1952г., была проведена серия арестов руководителей и активистов различных коммунистических организаций. Новейшая история арабских стран (1917-1966). М., 1967. С. 407-408. Однако не следует думать, что правительство А. Махира действовало независимо от СРР, как это, к примеру, представлено в Новейшей истории арабских стран. Новейшая история арабских стран (1917-1966). М., 1967. С. 407-408. Система государственного управления Египта после переворота, с учетом специфики режима, предполагала подотчетность деятельности правительства Исполнительному Комитету Совета руководства революцией, поэтому действия А. Махира, в частности организация подавления забастовок и преследование коммунистических организаций, были санкционированы с ведома руководителей «Свободных офицеров». Следует отметить, что данные действия нового руководства не способствовали поднятию авторитета власти среди населения страны, поэтому, стремясь самоотстраниться от действий правительства А. Махира, а также продлить кредит доверия со стороны египетского общества, 7 сентября 1952г. СРР принял решение об отстранении премьер-министра с занимаемого им поста. В тот же день на его место был назначен М. Нагиб - единственный член ИК СРР, статус которого соответствовал посту такого ранга. Насер стал заместителем премьера, а с мая 1953г. - одновременно и министром внутренних дел. Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 257.

Необходимо отметить, что внутри СРР не было единства в выборе пути дальнейшего развития страны. Это было связано с тем обстоятельством, что члены организации придерживались различных политических взглядов. Так, к примеру, Ю. Мансур и Х. Мохи ад-Дин представляли левых, А. Садат, К. ад-Дин Хусейн, Х. Шафеи, А. Рауф и Р. Механна разделяли экстремистские мусульманские убеждения. З. Мохи ад-Дин, А. аль-Богдади и Х. Ибрахим были сторонниками развития по западному образцу. Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 95. Каждый из них, отстаивая интересы своей социальной группы, предлагал собственные решения проблем страны, поэтому начальный период революции можно охарактеризовать как период «исканий и экспериментирования в области социально-экономического и политического развития страны». Вавилов В. В. Указ. Соч. С. 143. По мнению Насера, «главная проблема в начале революции состояла в том, что мы ничего не знали о точном смысле революционного действия, о его природе и требованиях. Мы чувствовали необходимость революции, радикального обновления, но мы не знали, ни путей, ни методов, которые вели к осуществлению этого». Цит по: Nasser G. Op. Сit., P. 28. // Вавилов В. В. Указ. Соч. С. 143.

В теоретическом плане эта борьба среди «Свободных офицеров» выразилась в выдвижении Насером идеи о необходимости одновременного осуществления в Египте не только политической, но и социальной революции. Под политической революцией Насер подразумевал освобождение страны от присутствия оккупационных войск и вмешательства Англии во внутренние дела, а также ликвидацию института королевской власти. По его мнению, цели революции заключались в том, «чтобы избавить страну не только от феодализма, монархии и враждебных народу партий, но и всякого рода деспотии». Насер Г. А. Речь в Мина эль-Камх 20 декабря 1953 г. // Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979. С. 12. Социальные преобразования были направлены против «эксплуататорских устремлений»Там же. С. 13. и совершались в интересах средних и беднейших слоёв египетского общества. Вавилов В. В. Указ. Соч. С. 145. Однако, часть «Свободных офицеров» во главе с генералом М. Нагибом, считавшая июльскую революцию законченной, требовала ограничить процесс демократизации установлением парламентской системы. По мнению М. Нагиба, одного года «переходного периода» было достаточно для оздоровления политической жизни страны и после которого необходимо перейти к парламентско-конституционной системе правления. Нагиб, опираясь на национальные буржуазные партии, намеревался занять в будущей парламентской республике пост президента. Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 118.

Стремление к одновременному осуществлению двух революций - политической и социальной - уже само по себе содержало противоречие: если политическая революция объединяла нацию, то социальная - вела к её разобщению, так как затрагивала материальные интересы различных слоёв египетского общества. Разрешение этого противоречия Насер видел в том, чтобы руководство революцией и дальше осуществлялось под контролем армии, которую офицеры считали «однородной, «надклассовой силой», вышедшей из народа и не утратившей с ним связь».Вавилов В. В. Указ. Соч. С. 146. Исходя из такого понимания роли армии, Насер и его сторонники по СРР считали необходимым «остаться у власти до тех пор, пока чаяния народных масс и революционного авангарда не будут сформулированы в чёткой программе». Мохи-эд-Дин Х. Египетская революция, её развитие и перспективы // Проблемы мира и социализма. 1966. №8. С. 39. Этим принципом обосновывалась необходимость сосредоточения всей административной власти в стране в руках военных, максимальной централизации государственного аппарата и управления страной без политических институтов дореволюционного периода, что, в свою очередь и привело, по мнению Ш. А. аш-Шафии, к установлению диктатуры. Аш-Шафии Ш. А. Указ. Соч. С. 178-179.

В связи с этим, следующим шагом на пути к становлению режима стало опубликование 9 сентября 1952г. закона о реорганизации политических партий, согласно которому, всякий желающий учредить политическую партию должен был информировать об этом министра внутренних дел, представить доклад об организационной структуре, программе и материальных ресурсах партии, а также список её членов-учредителей. Всего к сентябрю 1952г. в Египте было зарегистрировано 25 политических партий. Вафд, Саад, Либеральная, Вафдистский блок, Ассоциация «Братьев-мусульман», а также ещё четыре мусульманские партии, три женские партии, две социалистические и две националистические, Демократическая партия./ Новейшая история арабских стран (1917-1966). М., 1967. С. 409.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6