скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Грамматические свойства вопросов и ответов в английском языке скачать рефераты

p align="left">2) Ответная реплика реагирует не на весь состав вопросительного предложения, а только на тот его член, который либо выражает элемент мысли, находящейся под вопросом, либо указывает на недостающую часть суждения. При этом ответная реплика часто дублирует структурно-грамматические особенности вопроса.

3) Несмотря на психологическую и физическую расчлененность состава вопросно-ответной речевой единицы между двумя собеседниками, в вопросительной и ответной репликах выделяются взаимообусловленные и ответные члены, образующие функциональный центр речевой единицы, который определяет ее коммуникативное содержание.

4) Каждая вопросно-ответная речевая единица имеет свою интоационно-структурную модель, которая выявляется на уровне постоянных элементов в составе грамматического и функционального центров всего вопросно-ответного единства.

5) В речевой практике вопросно-ответная речевая единица функционирует преимущественно в диалогической форме речи во множестве своих лексических, грамматических, структурных и интонационных вариантов.

6) Побуждением для вопроса в составе диалога может быть желание или необходимость получить какую-то информацию из предшествующего высказывания собеседника [25].

Из вышесказанного мы можем сделать определенные выводы. Во-первых, диалогическая речь, обладает характерными чертами - это краткость, эллиптичность, недоговоренность, непоследовательность, обрывистость, иногда одновременность обмена репликами, развертывание, включение реплик, изменение характера реплик-стимулов и реплик-реакций под влиянием воли и желания собеседника или условий общения, оговорки, переспросы, подхваты, сопутствующие реплики, бессоюзие, широкое употребление паралингвистических средств. Во-вторых, можно выделить несколько уровней коммуникативных единиц диалогической речи: реплику, диалогическое единство, диалогический абзац и диалог-текст. В-третьих, в качестве единицы диалога выступает диалогическое единство, рассматриваемое как две, реже три или четыре реплики, связанные семантически и структурно. Так же в данной главе рассматриваются несколько классификаций диалогических единств по разным основаниям.

Глава 2. Коммуникативные единицы в диалогической речи

2.1 Понятие коммуникативной единицы

В процессе непосредственного общения говорящий использует для выражения своей мысли направленные речевые произведения, которые называются коммуникативными единицами. Направленность коммуникативной единицы может быть прогрессивной, исходящей от говорящего, и регрессивной, то есть являющейся формой речевой реакции на коммуникативное поведение собеседника или на собственное речевое произведение. В соответствии с признаком направленности, речевых произведений их можно разделить на интенциональные коммуникативные единицы, то есть коммуникативные единицы, в которых произвольно выражается мысль говорящего, и реактивные коммуникативные единицы, в которых формы выражения речевой реакции обусловлены типом речевого стимула. В последнем случае можно выделить два подтипа коммуникативных единиц:

1) коммуникативные единицы, являющиеся реакцией на речевой стимул, идущий от собеседника;

2) коммуникативные единицы, являющиеся реакцией на собственный речевой стимул.

Коммуникативные единицы, то есть единицы направленного речевого общения, учитывались в теории предложения лишь частично, а именно в виде так называемых коммуникативных типов предложения, выделяемых по цели высказывания. Это -- известное всем деление предложений на повествовательные, вопросительные, повелительные и восклицательные. Это деление было основано, прежде всего, на учете синтаксической формы выражения данных коммуникативных типов. Отсюда возникли два недочета классификации, отмечаемые в разной связи рядом исследователей, а именно то, что эта классификация является недостаточно семантической, так как не учитывает многие коммуникативные единицы, не имеющие закрепленной морфологической или синтаксической формы выражения, и то, что эта классификация является недостаточно формализованной, так как некоторые из выделенных по форме коммуникативных типов выражают разное содержание. Например: вопросительное по форме предложение может выражать запрос, предположение, упрек и другие; повелительное -- приказ, просьбу, разрешение, запрет и другие [29, c.97].

Теория коммуникативных типов предложения, называемых коммуникативными единицами, была недостаточно полной потому, что она базировалась на понятии синтаксической формы предложения, то есть учитывала только традиционно выделяемые члены предложения. Вклад же других элементов предложения (например, вводных и обособленных членов предложения) в теорию коммуникативных типов не учитывался. Не принимались во внимание номинативные способы выражения коммуникативных единиц, под которыми в данном случае понимаются типы предикатов и аргументов и логико-семантические структуры.

Как уже отмечалось, теория коммуникативных типов предложения постоянно подвергалась уточнению и модификации. Так, в настоящее время выведены из числа коммуникативных типов восклицательные предложения на том основании, что они выражают не особую коммуникативную цель, а эмоциональный аспект.

Было также отмечено, что оставшиеся три коммуникативных типа предложения неодинаково противопоставлены друг другу, ибо оппозиция повествовательное/вопросительное предложение выделяется по чисто функциональному признаку, тогда как третий коммуникативный тип -- повелительное предложение -- является не чисто функциональным, а модально-функциональным, так как он выражается особой морфологической формой (повелительным наклонением [36, c.32].

Поставив во главу угла единицы коммуникативного общения, мы предлагаем рассмотреть сначала те из них, в рамках которых' происходит общение только двух собеседников. Коммуникативные единицы выделяются на основе типа речевого действия, производимого говорящим, а также на основе учета типа функционально-семантических элементов, фиксирующих различные стороны отражения человеком объективной действительности в речемыслительном процессе, поскольку лингвисты исходили из того, что существует три типа функционально-семантических элементов, которые, комбинируясь по-разному, создают различные типы коммуникативных единиц:

1) Функционально-семантические элементы, отражающие отношения, существующие в ситуациях объективной действительности.

2) Функционально-семантические элементы, связанные с отражением психической деятельности человека.

3) Функционально-семантические элементы, отражающие логическую деятельность человеческого мышления.

Таким образом, мы можем выделить следующие типы коммуникативных единиц:

1. Констатирующие коммуникативные единицы.

Традиционное разграничение повествовательных, вопросительных и повелительных предложений основано в большой мере на том факте, что повествовательные предложения выделялись в рамках функционального стиля повествования, а вопросительные и повелительные -- в рамках функционального стиля диалога. Между тем при изучении невопросительных предложений диалога видно, что они не имеют повествовательной функции, но могут выполнять целый ряд других функций, которые часто маркируются номинативно. Особенностью невопросительных предложений диалога является то, что они отражают внутренние психические переживания человека по поводу каких-то фактов; дают сообщение о фактах объективной действительности или номинируют поведенческую реакцию говорящего или собеседника. С точки зрения коммуникативной цели, заключенной в них, они могут быть названы констатирующими высказываниями и подразделены на сообщение, констатацию, утверждение, предположение.

2. Повелительные коммуникативные единицы.

Полная семантическая структура повелительных высказываний включает семантический элемент со значением приказания, просьбы,, предложения, запрещения; семантический элемент, номинирующий ту поведенческую реакцию, которую говорящий хочет получить от собеседника, и непредикатный семантический элемент, номинирующий тот предмет, который говорящий хочет получить от собеседника, или тот способ действия, который требуется от собеседника. Как правило, полная семантическая структура повелительного высказывания не используется в процессе непосредственного общения. Именно поэтому можно выделить определенные семантические типы повелительных высказываний в зависимости от типа номинации, представленной в нем. С номинативной точки зрения повелительные коммуникативные единицы могут быть разделены на несколько типов, а именно:

предикатные номинации с предикатами, называющими конкретные виды деятельности;

предикатные номинации с предикатами, выражающими фазы побуждения к действию;

предикатные номинации, выражающие прагматический аспект ситуации общения;

непредикатные номинации, номинирующие только предмет (вещество), являющиеся целью конкретного действия;

конкретно-предикатные номинации, то есть номинации, которые включают предикат с одним из параметров ситуации или модификаторами.

3. Вопросительные коммуникативные единицы.

Коммуникативные единицы, выражающие коммуникативное действие -- вопрос, могут быть представлены высказываниями полной семантической структуры, то есть с номинацией коммуникативного действия, или усеченной. Первое в традиционной грамматике принято называть косвенным вопросом, второе -- вопросительным предложением [36, c.45].

Далее мы более подробно рассмотрим данный тип коммуникативных единиц.

Опираясь на теорию выделения коммуникативных единиц в лингвистике, мы можем говорить о существовании двух основных типов единиц в диалогической речи, таких как вопрос и ответ, поскольку диалогическое общение предполагает, прежде всего, реакцию на речевое поведение собеседника.

2.2 Типы коммуникативных единиц

2.2.1.Вопрос как коммуникативная единица диалогической речи

Вопрос - это форма мысли, в которой выражено требование уточнить или дать новую информацию на основе уже имеющейся [20, c. 145].

Существенное место в научной литературе по вопросам и ответам занимает их классификация. В основу построения любой классификации положены основания (критерии) классификации, которые должны базироваться на существенных свойствах и закономерных связях классифицируемых объектов [28, c. 156].

Проблема классификации вопросов является междисциплинарной - ею занимаются не только лингвисты, но и логики, философы, социологи.

В данном исследовании мы рассмотрим лингвистические классификации вопросов. Их можно условно разделить на:

– классификацию коммуникативную

– классификацию по средствам выражения

– классификацию по расчлененности

– классификацию по месту вопроса в вопросно-ответной последовательности [9, c. 6].

Коммуникативная классификация. Свойством вопроса достаточно дав- но считается его направленность на выяснение неизвестного. Однако, как оказалось, не каждое вопросительное предложение направлено на выяснение неизвестного компонента положения дел в мире - существуют чистые вопросы и предложения переходного от вопроса к сообщению - характера [9, c. 6].

Сейчас можно считать общепринятым дихотомическое деление вопросов на:

– собственно-вопросы (или реальные, информативные, чисто информативные, прототипические,)

– несобственно-вопросы (или неинформативные, презумптивные, презумптивно-информативные, квази-вопросы, псевдовопросы,) [9, с.6].

Наиболее полной классификацией собственно-вопросов является классификация по двум характеристикам неизвестного - содержанию речевой ситуации, отраженной в неизвестном, и степени неизвестности неизвестного [30, с.397].

По этим критериям выделены пять классов вопросов:

1. вопрос, в котором неизвестным могут быть разные компоненты ситуации: лицо, время, место, цель, причина действия; все неизвестные одинаково неизвестны - (10) КІГґСщµДМеУэ№Э?

2. вопрос, в котором неизвестным могут быть разные ситуации, и одно из неизвестных наиболее вероятно - (11) ДгґУДД¶щАґЈїґУДЄЛ№їЖЈї

3. вопрос, в котором одинаково неизвестен факт наличия или отсутствия действия, признака, состояния -(12) ЕБО¬¶ыЧЯБЛ»№КЗГ»ЧЯЈї

4. вопрос, в котором неизвестное сопоставляется с тем, что уже известно

- (13) ґтіµВрЈїЈ»ДЗѕНКЗФхСщЈїЈ»

5. вопрос, в котором неизвестное сопоставляется с тем, что уже известно, и уподобляется ему - (14) ЕБО¬¶ыТІАґБЛВрЈї

Среди несобственно-вопросов выделены вопросы:

1) утвердительные/риторические, передающие предположение, догадку спрашивающего о действительном положении дел. Они констатируют данное положение дел в мире говорящего - (15) Лы°®ЙПДгБЛЈ¬¶ФВрЈї

2) риторические, выражающие констатацию противоположного положения дел - (16) Л­ПлЧц¶сДШЈї "никто себе зла не желает";

3) директивные, выражающие просьбу, приказание и поэтому используются говорящим для побуждения к действию или его запрещения - (17) ДЬёшОТµгСОВрЈї " передайте мне соль".

В классификации по средствам выражения можно выделить следующие пять классов:

1. вопрос с вопросительным словом (или местоименных, специальных, частных, исследовательских) и без вопросительного слова (или неместоименных, общих, подсказывающих). Основание классификации: наличие/отсутствие вопросительного слова.

2. вопросы альтернативные (или дизъюнктивные, разделительные) и неальтернативные. Основание классификации: наличие/отсутствие части, присоединенной через "или".

3. вопросы с вопросительными частицами, вопросительными оборотами и вопросов без вопросительных частиц и оборотов. Основание классификации: наличие/отсутствие таких вопросительных элементов, как частицы, обороты.

4. вопросы с инвертированным (по сравнению с повествовательным предложением) порядком следования подлежащего и сказуемого и с так называемым прямым порядком следования подлежащего и сказуемого. Основание классификации: порядок следования подлежащего и сказуемого по сравнению с повествовательным предложением.

5. сложные вопросительные предложения - сложносочиненных и сложноподчиненных [37, c.380].

В классификации по расчленености, то естьотнесенности вопроса к компонентам описываемого положения дел или ко всему положению дел в целом, различаются вопросы:

1. частные (или специальные, вопросы к ядру, категориальные) Среди частных вопросов выделяются: крипточастные, в которых вопросительное слово присутствует имплицитно - (18) ¶шОТДШЈїЈЁ=ЦБУЪОТДШЈїЈ©(19) ДъµДЖ±ДШЈїЈЁ=ДъµДЖ±ФЪДД¶щЈїЈ©

2. общие (или коннективные, функциональные). Общевопросительными называются, например, такие предложения, в которых вопрос относится к связи подлежащего и сказуемого [9, c.9]

Общие вопросы подразделяются на:

a) глобальные (20) ЛыДЬЧцВрЈї

b) фокализованные (21) ХвКЗЛыЧцµДВрЈї

c) альтернативные (22) ЛыДЬІ»ДЬЧцДШЈї

В настоящее время такие классификации вопросов используются преимущественно для целей обучения иностранным языкам.

Известная классификация Бали систематизирует по расчлененности собственно-вопросы, опираясь на понятия модуса и диктума [3, c. 47].

Ш. Бали предлагает различать вопросы:

– частичные диктальные

– полные диктальные

– частичные модальные

– полные модальные.

Классификация по месту вопроса в вопросно-ответной последовательности позволяет выделить:

1. повторение вопроса при ответе (или вопрос-переспрос, эхо-вопрос, "попугайским" вопрос)

2. вопрос-переспрос

3. встречный вопрос (или контрвопрос) [9, c.10].

Повторение вопроса при ответе находится во второй реплике вопросно-ответной последовательности, принадлежит отвечающему. -(23) ГчМмјґЅ«КЗФхСщµДМмЖшДШЈї -ОТПлКЗёцєГМмЖшЎЈДанный вид вопроса в большинстве языков строится с помощью тех же лексико-синтаксических средств, что и косвенные вопросы [9]. Это так называемые вопросы второй степени, которые нейтральны по отношению к отрицанию и всегда бывают нексусными, то естьфункционируют как вопросы без вопросительного слова, на которые можно ответить да/нет: - (24) ДъЧцКІГґБЛЈї-ОТЧцБЛКІГґЈї-КЗµДЈ¬ОТПлЦЄµАЈї [9].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5