скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Глагол и вербоиды в русском и казахском языках, их значение и употребление в речи скачать рефераты

p align="left">Собственно-настоящее время имеет две формы: простую(жала? ) и сложную (к?рделі ).

а) Простое настоящее время бывает только у четырех глаголов ( глаголы состояния): Отыр (сидеть, сиди), ж?р ( ходить, ходи), жатыр ( лежать, ложись), которые в отличие от других глаголов, непосредственно принимают личные оканчания как и именные части речи.

б) Сложное настоящее время состоит из основного глагола, который принимает форму деепричастия ( -п, -ып, -іп, -а, -е) и одного из вышеназванных глаголов отыр, т?р, жатыр, ж?р при этом личные окончания присоединяются к вспомогательному глаголу.

Мен кітап о?ып отырмын. - Я читаю книгу. Сен жазып т?рсы?. - Ты пишешь. Мен ?йге бара жатырмын. - Я иду домой. Самат ма?ан келіп ж?р- Самат заходит ко мне.

Деепричастие образуется путем прибавления к корню глагола суффиксов -іп, -ып, -п. Если корень оканчивается на согласный -іп, - ып; на гласный -п. Например, жазу-жазып, келу-келіп, с?йлеу-с?йлеп.

В зависимости от того, какой из четырех вспомогательных глаголов используется, форма сложного настоящего времени приобретает различные смысловые оттенки, главным образом, видового характера.

Отыр указывает на то, что действие происходит в данный момент речи (сидя): ?діл кітап о?ып отыр "Адиль читает книгу". К?рім шай ішіп отыр "Карим пьет чай".

Жатыр придает действию постоянный характер и указывает на длительность: Оля институтта о?ып жатыр "Оля учится (продолжает учиться) в институте" Мен келе жатырмын. "Я иду (продолжаю идти)".

3. Т?р придает действию характер повторения, указывая на то, что действие происхбдит в данный момент речи (стоя): Екі адам с?йлесіп т?р "Два человека разговаривают (стоя)". Ол ма?ан ?арап тур "Он смотрит на меня (все это время)". Сен ма?ан келіп іщр "Заходи ко мне (регулярно)".

4. Ж?р, так же как жатыр указывает на постоянный характер действия или «его повторяемость: Оля институтта о?ып жур "Оля учится (продолжает учиться) в институте". Самат ма?ан келіп жур "Самат заходит ко мне".

Все эти глаголы имеют общее значение длительности действия. В русском и немецком языках подобная форма настоящего времени отсутствует.

Переходное настоящее время обозначает действие, которое происходит в настоящее время или будет происходить в будущем.

Переходное настояще-будущее время в зависимости от контекста может обозначать и настоящее, и будущее время, Например: ??стар ?шады "Птицы летают". Ол ерте? ?шады "Он завтра улетает".

В русском языке встречаются примеры, когда настоящее время употребляется в значении будущего, когда говорящий выска-зывает уверенность в том, что действие обязательно произойдет. Ср. русс. Завтра он летит в Москву. Я завтра выступаю на собрании.

1. Настояще-будущее (переходное) время в казахском языке образуется путем прибавления к корню глагола суффиксов деепричастия -а, -е, -й, а затем личных окончаний глагола Например: с?йле-й-мін (говорю), кел-е-мін ( прихожу ). Т?стен кейін заттарды жібер-е-мін. Я после обеда отправлю вещи.

2. При образовании собственно-настоящего времени в III лице единственного и множественного числа личные окончания отсутствуют, а при образовании переходного времени добавляются окончания -ды, -ді. Сравните:

III. Ол отыр -- Ол жазып отыр -- Ол жазады.

Олар жур -- Олар келіп жур -- Олар келеді

Прошедшее время

1. Жедел ?ткен ша?. (Очевидно-прошедшее время)

2. Б?рын?ы ?ткен ша?. (Давно прошедшее время)

З. Ауыспалы еткен ша?. (Переходное прошедшее время)

Вид глагола, которое локазывает, что действие лроисходит в прошедшем времени, называют прошедшим временем. В казахском языке имеются три формы прошедшего времени: 1) очевидно прошедшее время (жедел ?ткен ша?); 2) давно прошедшее время (б?рын?ы ?ткен ша?); 3) переходное прошедшее время (ауыспалы ?ткен ша?).

1. Жедел ?ткен ша?. Очевидно-прошедшее время.

Очевидно-прошедшее время обозначает что действие совершилось только что, в момент речи. Оно образуется путем присоединения к основе глагола суффиксов -ды, -ді, -ты, -ті и личных окончаний. Например: жаз-ды-м (написал), айт-ты-м (сказал).

2. Бурын?ы ?ткен ша?. Давно прошедшее время

Давно прошедшее время выражает действие, завершившееся в прежние вр?мена или до начала другого действия в прошлом. Оно образуется двумя способами: 1) путем прибавления к корню или основе глагола суффиксов причастия прошедшего времени -?ан, -кен, -?ан, -ген и личных окончаний глагола. Например: Мен бар-?ан-мын, - Я ходил. Ол к?рген - Он видел. Сен б?л кітапты окы-?ан-сы?. - Ты читал эту книгу. 2) путем прибавления к основе глагола суффиксов деепричастия -ып, -іп, -п, к которым добавляются личные окончания глагола. Например: Ол бар-ып-ты (Он ходил). Давно прошедшее время употребляется в тех случаях, когда говорящий сам не являетея очевидцем совершенного действия, а узнает о них из других источников или восстанавливает в памяти. Например: М?рат кино?а барды или М?рат ?ино?а барыпты. Оба варианта переводятся одинаково (Мурат ходил в кино). Первый вариант употребляется, если говорящий сам лично видел, что Мурат ходил в кино, а второй вариант, если говорящий узнал об этом от другого лица. Бейбітг?л кеше Жамбыл?а кет-іп-ті. Говорят, Бейбитгуль вчера уехала в Джамбул. Сен жазда лагерьде демал-ьіп-сы?. -Ты, оказывается, летом отдыхал в лагере.

Сложная форма давно прошедшего времени образуется путем прибавления к причастиям -?ан, -кен, -?ан, -ген вспомогательных глаголов еді, екен, к деепричастиям -ып, -іп, -п вспомогательного глагола еді. Например: Мен бол-?ан едім. - Я был когда-то. Сен бол-?ан екенсін. - Ты был оказывается. Сен бол-ып еді?. - Ты был когда-то.

Ауыспалы ?ткен ша?. Переходное прошедшее время.

Переходное прошедшее время, в отличие от очевидно-прошедшего (жедел ?ткен ша?), выражает действие более длительное и не имеет оттенка категоричности. Переходное прошедшее время создается путем присоединения к основе глагола аффиксов -атын, -етін, -йтын, -йтін и образует прошедшее или будущее время. Поэтому его называют переходно-прошедшим временем. Переходное прошедшее время очень часто употребляется в сочетании со вспомогательным глаголом еді. Например: жаз-атын-мын (я писал давно), білетін едім (я знал когда-то). При употреблении наречий ?азір (сейчас), б?гін (сегодня), ерт?? (завтра), келесі к?ні (на следующий день) глагол показывает, что действие происходит в будущем времени. Например: Ол ?ала?а ерте? бар-атын еді. - Он уезжает в город завтра.

Будущее время

1. Болжамды келер ша?. (Будущее предположительное время)

2. Ма?сатты келер ща?. (Будущее время намерения)

3. Ауыспалы келер ша?. (Переходное будущее время).

Будущим временем называют действие, которое произойдет или мыслится как возможное после момента речи. Будущее время имеет три формы: 1) будущее предположительное время (болжалды келер ша?); 2) будущее время намерения (ма?сатты келер ша?); 3) переходное будущее время (ауыспалы келбр ша?).

1. Болжамды келер ша?. Будущее предположительное время.

Будущее предположительное время выражает вероятное действие, которое должно произойти в будущем, причем степень вероятности является неопределенной. В русском языке это значение передается формой будущего врем?ни в сочетании со словами „возможно, может быть" и т. д. Будущее предположительно? время образуется путем прибавления суффиксов причастия -ар, -ер, -р, а после отрицательной формы глагола прибавлением суффикса -с. Например: Мен кел-ер-мін. - Я возможно, приду, Жарайды, сен о?ан айт-ар-сы?. - Ладно, возможно, ты

ему скажешь. Мен енді бар-ма-с-пын. -Теперь, возможно, я не пойду.

2. Ма?сатты келер ша?. Будущее время намерения.

Будущее время намерения (цели) означает, что действие будет проходить с каким-то намерением. Будущее время цели образуется при помощи суффиксов -ма?, -мек, -ба?, -бек, -па?, -пек и иногда вставляются аффиксы -шы, -ші, а затем прибавляются к ним личные окончания. Отрицательная форма образуется при помощи вспомогательного глагола емес. Например: Мен жаз-ба?-пын. - Я намерен написать. Мен айт-па?-шы-мын. - Я намерен (собираюсь) сказать. Мен ?ала?а бар-ма? емеспін. - Я не намерен ехать в город.

3. Ауыспалы келер ша?. Переходное будущее время.

Переходное будущее время по своей внешней форме совпадает с переходным настоящим, имеет одну и ту же форму глагола, которое обычно имеет двоякое значение (переходное настоящее время распознается по контексту). Переходное будущее время образуется путем прибавления к основе глагола суффиксов деепричастия -а, -е, -й, а затем личных окончаний глагола. Переходное будущее время выражает будущее действие, в совершении которого говорящий уверен. Например: Біз диктант жаз-а-мыз. - Мы напишем диктант. Мен ерте? театр?а бар-а-мын. - Завтра я пойду в театр. [ Казахская грамматика 1980,54]

2.2 Категория залога

Залоги глагола выражают возможные отношения между действующим лицом и объектом действия. В казахском языке имеются 5 залогов; 1) основной залог (негізгі етіс); 2) возвратный запог (?здік етіс); 3) понудительный залог (?згелік етіс); 4) взаимно-совместный залог (орта? етіс); 5) страдательный залог (ыры?сыз етіс).

Основной залог

Основной залог не имеет залоговых аффиксов, они представляют собой исходную форму, от которой образуются все остальные залоги.

Например: Біз радио ты?даймыз. - Мы слушаем радио. Олар кино?а барды. - Они ходили в кино.

Возвратный залог

Возвратный залог выражают действие, исходящее от субъекта и возвращающеёся к нему. В таких глаголах субъект действия в то же время является как бы и прямым объектом действия. Возвратный залог образуется путем присоединения к основе глагола аффиксов -ын, -ін, -н. Например: Кішкене ?ыз бала тара-н- ып т?р. - Маленькая девочка причесывается.

Понудительный залог

Понудительный запог выражает действие, совершаемое субъектом, как бы по принуждению через другого субъекта. Понудительный залог образуется от основы переходных глаголов прибавлением суффиксов: -?ыз, -кіз, -?ыз, -гіз, ыз -із, -дыр, -дір, -тыр, -тір, -ыр, -ір, -т. Например: Мен ініме ертегі айт-?ыз-дым. - Я заставила братишку рассказать сказку. Мен к?йлек сатып ал-дыр-дым. - Я попросила себе купить платье. С?уле сі?лісін ки-ін-дір-ді. - Сауле одела сестренку или Сауле заставила одеться сестренку.

Взаимно-совместный залог

Взаимно-совместный залог обозначает действия, которые совершаются двумя или несколькими лицами и происходят совместно или направлено друг на друга. Взаимно-совместный залог образуется от основы глагола посредством суффиксов: -ыс, -іс, -с. Например: Айман досымен хат жаз-ыс-а-ды. - Айман переписывается с подругой. Мен М?ратты? ж?гін к?тер-іс-ті-м. - Я помог Мурату отнести багаж. Жолдастар кезде-с-іп с?лемде-с-ті. -Товарищи встретились и поздоровались.

Страдательный залог

Страдательный залог обозначает действие, которое совершается как бы само собой без воздействия другого лица или объекта. Лицо или объект, совершившее данное действие, может быть явно не указано. Страдательный залог образуется от основы переходных глаголов прибавлением аффикеов -ыл, -іл, -я. Если основа оканчивается на л, то страдательный залог образуется прибавлением суффиксов -ын, -ін, -н. Например: 1. ?й салынды. -Дом построен (Не указано кем построено). 2. Кеш о?ушылар ар?ылы ?йымдастыр-ыл-а-ды. Вечер организуется учениками (Здесь видно кто организует вечер). Б?лме электр шамымен жары?та-н-а-ды. Комната освещается лампой. [Жиенбаев 2004,86]

2.3 Категория наклонения глагола

Наклонение - это грамматическая категория в системе глагола, обозначающая отношение действия к реальности, представление о возможности, желательности, истинности. Глагол казахского языка имеет 4 наклонения. Это: 1) изьявительное наклонение (ашы? рай); 2) повелительное наклонение (б?йры? рай); 3) условное наклонение (шартты рай); 4) желательное наклонение (?алау рай).

Изьявительное наклонение

Изьявительное наклонение обозначает действие в настоящем, в прошедшем и будущем времени. Например: Айдын кітап о?ып отыр. - Айдын читает книгу. Жансая ?й жинады. - Жансая убрала дом. Мен ерте? коно?а барамын - Я завтра пойду в кино.

Повелительное наклонение

Повелительное наклонени? выражает побуждени? к действию -просьбу, приказ. Повелительное наклонение образуется путем прибавления к основе окончаний -йын, -йін, -айын, -ейін (в единственном числе) -айы?, -ейік, -йы?, -йік (во множественном числе) І-лица, -сын, -сін ІІІ-лица, во !І-лице окончании не имеются. Например: Алдымен ойла, содан со? айт. - Сначала думай, потом говори. Біз жаз-айы?. - Давайте напишем.

Условное наклонение

Условное наклонение выражает возможность или желательность действия при тех или иных условиях. Условное наклонени? образуется прибавлением суффиксов -са, -се к основе глагола. Например: Мен кел-се-м, сен ?йде жо?сы?. - Когда я пришел, тебя не было дома. Сіз ша?ыр-са-?ыз, біз барамыз. - Если вы пригласите, мы придем.

Желательное наклонение

Желательное наклонение выражает желание, намерение говорящего. Желательное наклонение образуется путем прибавления к корню или к основе глагола суффиксов -?ы, -гі, -?ы -кі, затем следуют притяжательное окончание и вспомогательный глагол кел в третьем лице для трех видов времени (настоящего, прошедшего, будущего).

Например: 1. Мені? кино?а бар?ым келіп т?р. - Мне хочется пойти в кино (настоящее время). 2. Мені? кино?а бар?ым келді. - Мне хотелось пойти в кино (прошедшее время). З. Мені? кино?а бар?ым келеді- - Мне захочется пойти в кино (будущее время). [Бектуров 1994,54]

2.4 Виды глагола

В современном казахском языке имеются совершенный и несовершенный виды глагола, которые различаются между собой по семантике и по форме.

Несовершенный вид глагола выражает действие (или состояние) предмета без указания на его завершение или предел во времени, когда это действие прерывается, прекращается, например: келе жату (идти), о?ып отыру (читать).

Совершенный вид глагола выражает полноту и достигнутые результаты действия, а также однократно-мгновенное действие, например: жеп ?ою (скушать), о?ып шы?у (прочитать).Совершенный вид глагола образуется посредством сочетания основного глагола в форме деепричастия на -п со специальными вспомогательными глаголами. К таким вспомогательным глаголам относятся бол (быть), бітір (кончай), 6іт (кончаться), кет (уходить), ?ой (поставить), жібер (отпустить), шь? (выйти), сал (класть).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7