скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Управление работой налоговых органов (на примере ИМНС РФ по Фрунзенскому району г. Саратова) скачать рефераты

При выработке принципов и применении на их основе методов налогового регулирования важное значение имеет учет их социальных последствий. Результаты социологических исследований налогообложения позволяют создать базу для разработки и принятия на правительственном уровне экономически обоснованных концепций развития налогообложения не только на один - два года, но и на более отдаленную перспективу. Анализ динамических рядов таких показателей даст представление о тенденциях налогообложения и обоснованности государственных расходов. Это, в свою очередь, составляет предмет парламентских слушаний по преференциальным вопросам для отдельных регионов, отраслей, групп предприятий и граждан.

Неоднозначной считается такая сфера налогового регулирования, как определение носителей налоговых льгот. Некоторые ученые предлагают свести число налоговых льгот к минимуму, другие - ликвидировать вовсе. Вознесенский А.Э. Актуальные вопросы общей теории налогов // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2002. № 4. С. 3 Экономическое бездействие системы налоговых льгот связано с двумя основными причинами.

Во-первых, и это главное, не накоплено достаточно финансовых ресурсов в бюджетах всех уровней для решения прежде всего социальных задач. Налоговое стимулирование, как правило, осуществляется через уменьшение налогового гнета (снижение ставок, освобождение от части налогов и др.), а это лишает бюджет доходов. Необходимость же социальных выплат из бюджета не только сохраняется, но и из года в год возрастает.

Во-вторых, не проработана сама методология формирования системы налоговых льгот.

В настоящее время важнейшим объектом научно-практических дискуссий Лапин В.Н. Пути перестройки налоговой системы с целью усиления ее стимулирующей функции. Становление институтов гражданского общества: Ч. II. Саратов, 2000. С. 87. и предметом пристального внимания правительственных структур является система налогового стимулирования инвестиций и ее взаимосвязь с элементами воспроизводственной структуры в целом. Негативной признана практика регулирования инвестиционной сферы с помощью монетаристских методов.

Наиболее перспективным методом налогового регулирования считается инвестиционный налоговый кредит.

Это единственный легитимно используемый метод. Предоставление такого кредита не меняет принципиальных основ налогообложения и в то же время позволяет оперативно вносить коррективы в ход инвестиционных процессов и общее состояние рыночной конъюнктуры.

Другой не менее перспективной областью налогового стимулирования является сфера экономических отношений, складывающихся при осуществлении лизинговых операций.

Получение оборудования по лизингу имеет ряд существенных преимуществ. С позиции минимизации налоговых расходов к ним относится прежде всего возможность применения механизма ускоренной амортизации. Применение механизма ускоренной амортизации сокращает налог на имущество, налогооблагаемой базой для которого становится быстро уменьшаемая остаточная стоимость оборудования.

Определенным образом результативность методов налогового регулирования зависит от уровня общественного сознания и профессионализма работников финансовых и налоговых администраций. Понимание ими необходимости сокращения числа неэкономических перераспределительных процессов, встречных потоков движения государственных ресурсов воплощается в реальные меры регулирования финансовой напряженности в стране. Следовательно, практическая результативность мер налогового регулирования зависит от экономической и социально-политической зрелости общества.

1.3. Организация и порядок проведения налогового контроля

Налоговый контроль осуществляется налоговыми организациями в различных формах. Одна из них - налоговая проверка, включая проверку данных учета и отчетности. Постановка налогоплательщика на учет в налоговых органах также является формой налогового контроля.

Контроль налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты предусмотренных законодательством налогов начинается с постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах.

Постановка на учет в налоговых органах осуществляется налогоплательщиками - юридическими лицами по месту нахождения организации или по месту нахождения ее обособленных подразделений; налогоплательщиками - физическими лицами, занимающимися предпринимательством без образования юридического лица, - по месту их жительства, а также по месту нахождения принадлежащего организациям и физическим лицам недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Налоговый кодекс устанавливает, что налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на налоговый учет вне зависимости от того, имеются или нет обстоятельства, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Иными словами, обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговом органе связана только лишь с фактом его регистрации в соответствующем государственном органе, а не с тем, будет ли данная организация или индивидуальный предприниматель в ближайшее время заниматься предпринимательской или иной деятельностью и, соответственно, возникнет ли у него в ближайшее время обязанность платить налоги.

Налоговое законодательство установило конкретные сроки постановки налогоплательщиков на учет в налоговом органе. Налогоплательщики обязаны подать заявление о постановке на учет в течение 10 дней после их государственной регистрации. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в соответствующий орган в течение 20 дней со дня его регистрации.

Налоговый кодекс обязывает налоговые органы на основе данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, недвижимого имущества и сделок с ним самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков.

Налоговые органы обязаны поставить налогоплательщика на налоговый учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать ему соответствующее свидетельство. При этом каждому налогоплательщику должен быть присвоен единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика. Потапов В.Г. Практика и теория налоговой службы // Государственная служба. 2003. № 4. С. 15.

С этого момента идентификационный номер налогоплательщика указывается во всех направляемых налоговым органом уведомлениях, а также указывается налогоплательщиком в подаваемых им в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях и других документах.

Таким образом, в Российской Федерации создается единый, централизованный государственный реестр налогоплательщиков, что существенно усиливает одну из важнейших составных частей налогового контроля в стране.

Но все-таки основной формой контроля налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками причитающихся налогов является налоговая проверка.

Права и обязанности органов, осуществляющих налоговый контроль, в практической работе реализуются путем проведения различных видов налоговых проверок. Цель проведения налоговых проверок заключается в осуществлении должностными лицами органов налогового контроля за соблюдением налогоплательщиком налогового законодательства, а также правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Налоговая проверка, проводимая налоговым органом, может быть камеральной и выездной.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для начисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщиков, имеющихся у налоговых органов. Главное ее отличие от выездной заключается в том, что первая проводится по месту нахождения налогового органа, а вторая - по месту нахождения налогоплательщиков.

Перечислим особенности проведения камеральной проверки. Карп М.В. Налоговый менеджмент. М., 2001. С. 175.

1. Массовый характер операций, осуществляемых налоговыми органами при камеральных проверках. Фактически каждый налогоплательщик, сдающий отчетность проверяется 1-2 раза в месяц. При этом всегда проверяется бухгалтерская отчетность, а также неограниченное количество справок, расчетов, пояснительных записок, прилагаемых к декларациям.

2. Массовый характер ошибок, допускаемых налогоплательщиками при заполнении деклараций и в расчетах сумм налогов, что приводит к массовым доначислениям налогов на весьма значительные суммы и, следовательно, к массовому применению налоговых и административных санкций.

3. Жесткий срок на начисление в карточках лицевых счетов сумм налогов «по данным плательщика». Кроме того, срок проведения камеральной проверки ограничен тремя месяцами со дня представления декларации налогоплательщиком, за которые налоговая инспекция должна обработать каждую декларацию 2 раза: первый раз - для начисления налогов по данным плательщика в течение пяти-десяти дней со дня подачи отчетности; второй - для собственно камеральной проверки.

4. Отсутствие единого стандартного подхода к разработке форм налоговых деклараций, что делает их крайне неудобными для ручной и непригодными для машинной обработки.

5. Отсутствие или неочевидность взаимосвязи показателей налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, делающие практически бессмысленной трату ресурсов инспекции на ее получение и обработку.

6. Необходимость представления дополнительных расчетов к декларациям, составленным не по стандартной форме.

7. Обязанность плательщика подтверждать свое право на льготы, заявленные в декларации, первичными документами (договорами, платежными поручениями, выписками банков и т.д.).

Камеральная проверка имеет высокую эффективность, поскольку и в настоящее время остается существенным методом пополнения доходов бюджета. Конечно, в ходе ее проведения невозможно выявить все умышленные (как правило, тщательно скрытые) нарушения налогового законодательства в начислении налогооблагаемой базы, в ведении бухгалтерского учета налогоплательщиками.

Однако обнаруженные ошибки в декларациях, в предоставлении льгот и т.д. приводят к существенному увеличению платежей в бюджет.

Все перечисленные особенности и недостатки камеральных проверок вынуждают налоговые инспекции иметь в своем составе многочисленные отделы камеральных проверок, укомплектованные квалифицированными сотрудниками. Их потенциал мог бы использоваться более рационально, если бы они были освобождены от массовой рутинной работы.

Сокращение затрат рабочего времени на проведение этой части камеральных налоговых проверок возможно по следующим направлениям улучшения управления работой налоговых органов Герасимова В.В. Проблемы в работе налоговых органов // Вестник ПАГС, 2001. № 1. С. 79.:

- установление единого срока сдачи налоговой отчетности и тем самым сокращение времени их приема;

- упрощение налоговой отчетности с целью сокращения технических, арифметических ошибок и ошибок в правильности заполнения форм;

- расширение практики сдачи налоговых деклараций на магнитных носителях;

- дифференцированный подход к периодичности проверок по отдельным группам налогоплательщиков (крупные, мелкие, заявляющие налоговые льготы, замеченные в нарушениях уплаты налогов и т.д.);

- развитие программного обеспечения проведения камеральных проверок по всей имеющейся в налоговой инспекции информации путем ее компьютерной обработки.

Управление проведением камеральных налоговых проверок предусматривает следующие этапы: плановая подготовка к ее проверке, оформление полученных результатов, принятие управленческого решения и контроль за его исполнением.

Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении любого налогоплательщика, будь то юридическое или физическое лицо.

В отличие от них выездные налоговые проверки могут проводиться только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа в отношении одного налогоплательщика по одному или нескольким налогам по месту нахождения его юридического адреса.

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две (и более) выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев.

В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить ее продолжительность до трех месяцев.

При необходимости должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут производить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а точнее осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

В тех случаях, когда у осуществляющих налоговую проверку должностных лиц достаточно оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты и изменены, производится их выемка по акту, составляемому данными должностными лицами. Налогоплательщик имеет право при выемке документов сделать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт.

Акт налоговой проверки составляется по результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов, подписывается этими лицами и руководителями проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководителем налогового органа выносится соответствующее решение, содержание которого может состоять в следующем:

- налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

- отказ от привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.

Кроме камеральных и выездных, законодательно не предусмотрены, но на практике часто применяются некоторые виды налоговых проверок Полунеев О.В. Высшая школа для «мытарей» // Государственная служба. 2001. № 1-2. С. 76., необходимых для нормальной работы по налоговому контролю. Эти проверки проводятся с целью установления места нахождения плательщика, выявления случаев осуществления хозяйственной деятельности без постановки на учет в налоговой инспекции, наличие специальных марок на алкогольную продукцию, встречные и др.

Как установлено в Налоговом кодексе, после вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства налоговый орган должен обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с налогоплательщика, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.

Виды налоговых правонарушений и соответствующие им налоговые санкции представлены в Приложении 5.

2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ В ИМНС РФ ПО ФРУНЗЕНСКОМУ Р-НУ Г.САРАТОВА

2.1 Организационная структура, задачи и функции ИМНС РФ по Фрунзенскому р-ну г. Саратова

ИМНС по Фрунзенскому району г. Саратова в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства Р Ф, а также правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Налоговая инспекция контролирует соблюдение законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей установленных законодательством РФ, а также осуществляет валютный контроль.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8