скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Управление работой налоговых органов (на примере ИМНС РФ по Фрунзенскому району г. Саратова) скачать рефераты

В ходе контрольных мероприятий налоговые органы применяют два вида проверок:

камеральная проверка;

выездная налоговая проверка.

Камеральная проверка - это проверка налоговых расчётов в момент их принятия должностным лицом налоговой инспекции. Её результат либо отражается в специально выделенной графе налогового расчёта - «По данным налоговых органов», в котором указывается сумма, определённая налоговым инспектором, либо делается запись об исправлениях, внесённых в результате предварительной оперативной проверки.

Выездная налоговая проверка - это более глубокая проверка полноты и правильности расчётов по налогам, в ходе которой проверяется достоверность отчётов, деклараций, расчётов путём сопоставления их данных с данными первичных документов и бухгалтерских записей. Такие проверки могут проводиться налоговыми инспекциями по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях срок проверки может быть увеличен до одного месяца, но с разрешения руководителя налогового органа или его заместителя.

Эти проверки могут проводиться совместно с финансовыми, банковскими и правоохранительными органами. При необходимости проводятся внеплановые проверки. Обязательны проверки в случае ликвидации или банкротства предприятия. Обязательным условием для подготовки к проверки является утверждения перечня вопросов, подлежащих налоговому контролю.

Например, при проведении выездной налоговой проверки по налогу на прибыль должностные лица налоговых органов в обязательном порядке должны рассмотреть следующие вопросы:

правильность определения предполагаемой прибыли и выручки от реализации основной продукции (работ, услуг) для исчисления сумм авансовых платежей в бюджет;

правильность отражения в бухгалтерском учёте и отчётности фактической прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг);

достоверность данных учёта о фактической себестоимости продукции;

полнота и правильность отражения в учёте фактических затрат на её производство и калькулирование себестоимости продукции;

достоверность и законность отражения в бухгалтерской отчётности прибыли (убытков) прочей реализации и внереализованных операций;

правильность расчётов по налогу на прибыль.

Сроки проведения документальных проверок и состав групп определяется с учетом объема и особенностей деятельности налогоплательщика, профессиональной подготовленности налоговых инспекторов (см . Приложение 12 «Акт выездной налоговой проверки»).

Если в процессе проверок должностными лицами налоговой инспекции выявляются нарушения, за которые виновные подлежат к административной ответственности, то данные факты отражаются в акте проверок и составляются протоколы об административном нарушении налогового законодательства.

На государственные налоговые инспекции, в соответствии с нормативными актами, возлагается обязанность принимать по материалам проведенных документальных проверок письменное решение, направленные на устранение выявленных нарушений, о внесении причитающихся сумм в бюджет, уплате штрафных санкций.

Такие решения принимает руководитель налоговой инспекции или его заместители в течении 14 дней по получению акта проверки на основе всестороннего и полного изучения данного акта, а также других имеющихся материалов (объяснений руководителей проверяемых предприятий, аналитических справок и т.д.)

Особое внимание обращается на заключение проверяющего по поводу правильности фактов, изложенных возражениях и объяснениях руководителя и главного бухгалтера предприятия.

Решение должно содержать:

краткое изложение выявленных нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета со ссылками на конкретные нормативно-правовые акты;

перечень рекомендаций налогоплательщику по устранению выявленных недостатков с указанием конкретных сроков их реализации;

ответственность за допущенные нарушения налогового законодательства и сроки перечисления денежных сумм;

разъяснение налогоплательщику его права в месячный срок обжаловать действия должностных лиц ИМНС и принятое решение в вышестоящий государственный налоговый орган.

Примеры решений о возобновлении операций по счетам в банке и о привлечении к налоговой ответственности представлены в Приложении 13 "Образцы документации ИМНС РФ".

Налоговые органы имеют право применять к предприятиям, организациям и физическим лицам различные виды финансовых санкций для дальнейшего недопущения нарушений в области налогового законодательства, установленные Налоговым кодексом РФ.

Следует отметить, что налоговые органы после проведения контрольных мероприятий обязаны обеспечить всесторонний контроль за устранением налогоплательщиком выявленных нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета.

2) Методы ведомственного контроля подразделяются на систематические и разовые, плановые и внеплановые, комплексные, целевые и тематические.

Систематический ведомственный контроль за органами, структурными подразделениями и работниками осуществляется руководителями всех ступеней и вышестоящими органами в ходе повседневной деятельности. Возможны, в целях проверки жалобы или другого сигнала, разовые целевые командировки сотрудника в нижестоящие налоговые органы.

Ведомственный контроль осуществляется в соответствии с утверждаемыми руководителями вышестоящих налоговых органов планами контрольной работы. В случае необходимости проводятся внеплановые проверки.

Комплексные проверки как правила проводятся не реже одного раза в два года. Сроки и продолжительность проверки определяются руководителем, назначившим проверку, с учетом объема и особенностей деятельности, подлежащих проверке органов и численности работников, участвующих в ее проведении.

Руководитель при назначении комплексной проверки определяет перечень участков работы и вопросы, подлежащие исследованию. В частности:

работа по обеспечению своевременного и полного учета налогоплательщиков;

используемые формы и методы выявления неучтенных юридических лиц;

организация сбора налога и иных обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды;

состояние контроля за налогоплательщиками;

действенность работы по реализации материалов проверок соблюдения налогового законодательства и правильность применения финансовых санкций, своевременность и полнота взыскания дополнительно начисленных налогов и соответствующих штрафов.

Также при комплексных проверках обследуются дополнительные направления контроля.

В качестве первого дополнительного направления контроля следует назвать проверку правовой грамотности сотрудников, инспектируемой налоговой инспекции, соблюдение ими законодательства, и не только налогового.

По результатам проверки организации работы налоговой инспекции составляется акт в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю проверяемой инспекции.

В акте должны найти отражение: общие результаты деятельности ИМНС, состояние работы по анализу хода поступления в бюджет налогов, организации сбора налогов и других обязательных платежей, осуществление контроля за соблюдение налогового законодательства. В нем излагаются также выявленные проверкой нарушения и недостатки в работе налоговой инспекции.

Должностные лица, осуществляющие комплексные проверки, вправе вносить руководству проверяемой налоговой инспекции предложения:

о применении к проверенным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовых санкций и наложении на должностных лиц административных штрафов;

об отмене решений налоговой инспекции в случае несоответствия их закону.

Итак, ведомственный контроль осуществляется как повседневным наблюдением со стороны руководителей вышестоящих органов, так и посредством проведения специальных мероприятий-проверок, тематических, целевых и комплексных.

3) Внутренний контроль осуществляется с помощью перепроверок за сотрудниками инспекции.

Например, начальник отдела, после того как предприятие проверено, осуществляет выездную налоговую проверку, в ходе которой заново проверяет предприятие и выявляет ошибки своих сотрудников, если таковые есть. Затем начальник разрабатывает конкретные меры по устранению выявленных недостатков, принимает решения о привлечении к ответственности виновных сотрудников и информировать начальника налоговой инспекции или его заместителя.

Кроме этих перечисленных контрольных мероприятий существует прокурорский надзор за деятельностью налоговых органов, который является вспомогательным, дополнительным контролирующим органом.

Первоочередной задачей и конечной целью всех направлений деятельности прокуратуры является правовая защита граждан, и изменение характера отношений с контролирующими органами, проверка полноты принятых этими органами мер по устранению выявленных нарушений и привлечение виновных к ответственности.

Таким образом, прокурорский надзор за деятельностью налоговых органов является одной из гарантий соблюдения в ее деятельности действующих законов, соблюдения законных интересов граждан и защиты интересов государства.

Мотивация в ИМНС РФ по Фрунзенскому р-ну г. Саратова осуществляется путем премирования, соблюдения социальных гарантий для государственного служащего См. Приложение 14: «О порядке премирования» и т.п.

Порядок премирования и установления ежемесячных надбавок за особые условия государственной службы Федеральным государственным служащим ИМНС РФ по Фрунзенскому р-ну г. Саратова рассмотрен в Положении «О порядке премирования ИМНС», которое разработано в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, Указом Президента РФ от 06.04.98 «О денежном содержании федеральных государственных служащих».

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка для работников инспекции разработаны поощрения за успехи в работе:

А) Объявление благодарности;

Б) Награждение почетной грамотой;

В) занесение на Доску Почета;

Г) Награждение ценными подарками;

Д) Выдача премии;

Е) Представление к награждению орденами, медалями и другими наградами.

2.4 Совершенствование налогового администрирования

На сегодняшний день в работе налоговой инспекции актуальной проблемой является обеспечение инспекции профессиональными кадрами. Причин возникшей ситуации несколько:

Во-первых, уровень зарплаты инспекторов, как и в целом у госслужащих низок, а требования к специалистам, принимаемым на работу в инспекцию высоки. Необходимы специалисты, имеющие высшее профессиональное образование и опыт работы по специальности не менее 3 лет. Так же определены особые квалификационные требования, в соответствии с которыми, принимаются сотрудники на работу. С целью повышения квалификации служащих инспекции должны проводиться курсы повышения квалификации.

К тому же нагрузка на инспекторов очень серьезная. Это связанно с тем, что инспекция перегружена: налогоплательщиков много, инспекторов мало. Принять отчеты не просто, несмотря на то, что задействованы сразу все сотрудники. Но налогоплательщики все равно час, два, особенно в последние дни, предусмотренные для подачи документации. Каждый старается сдать отчет в последний день и получается, что в инспекцию приходят по 1,5-2 тыс. посетителей. У инспекторов нет просто физической возможности всех быстро принять. Единственный выход из этой ситуации переход на сдачу отчетности в электронном виде.

Концентрация сведений о налоговой базе в рамках местных инспекций, неполнота информации приводит к тому, что на национальном уровне невозможно проводить работы по детальному статистическому анализу экономического потенциала, планировать сценарии развития налоговой базы государства и регионов, а так же обоснованно определять уровень налоговых поступлений. Необходимо создание мощных центров обработки данных - специализированных налоговых органов (межрегиональных, региональных) по обработке налоговой информации.

Необходимо создавать хранилища данных для оперативного получения интегрированной информации по всем видам деятельности налоговой инспекции. Кроме того, хранилище данных интегрирует информацию, имеющуюся в разнородных исходных базах данных, в единую результирующую базу данных, оптимально спроектированную для поддержки процесса принятия решений, в течение года в системе МНС проводится в среднем от 440 тыс. до 500 тыс, выездных; налоговых проверок юридических лиц и 310-400 тыс. проверок физических лиц.

На основе интегрированных информационных ресурсов налоговых органов могут быть успешно решены вопросы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. С интеграцией информационных ресурсов эффективное практическое воплощение получает идеологии информационно-программной реализации средств их ведения, пре-доставляющая возможность адаптации к изменяющимся требованиям среды, однозначной идентификации показателей и гибкого создания сложных аналитических отчетов.

Центральным звеном модернизации налоговой системы является создание центров обработки данных (ЦОД), на которые возлагается основное бремя задач по вводу, обработке, хранению и использованию большого объема информации налоговых органов всех уровней. Эти центры должны создаваться как специализированные налоговые инспекции, в зону деятельности которых должны входить как региональные управления Министерства РФ по налогам и сборам, так и подчиненные им территориальные налоговые инспекции.

Создание ЦОД повлечет за собой необходимость внедрения налогового администрирования, в том числе бесконтактного способа подачи деклараций, централизованной обработки налоговых документов и ведения лицевых счетов, бесконтактного информационного обслуживания. Исходя из этого можно определить следующие принципы построения технологических процессов в ЦОД:

1. Непрерывность функционирования налоговых органов. Перераспределение функции налоговых органов в связи с созданием межрайонных и межрегиональных инспекций по централизованной обработке данных должно способствовать более качественному выполнению основных задач МНС России и не должно вызвать невыполнение или неполного выполнения функций налоговых органов.

2. Экономическая целесообразность. Деятельность по развитию централизованной обработки данных должна быть экономически оправдана. Решение по организации технологических процессов обработки информации, использовании. Каналов, связи и закупки оборудования должны учитывать особенности регионов и быть экономически рациональными.

3. Единое информационное пространство. Централизованные информационные ресурсы регионов, сосредоточенные в межрайонных и межрегиональных инспекциях МНС России по централизованной обработки данных, должны быть доступны сотрудникам налоговых органов в степени, необходимой для выполнения ими должностных обязанностей в полном объеме.

Специализированные налоговые органы по централизованной обработке данных должны иметь возможность информационного взаимодействия между собой и тем самым представлять собой каркас единой информационной, программно-технической и телекоммуникационной системы налоговых органов РФ.

При этом в результате централизации информационных ресурсов возникают дополнительные возможности для анализа информации с целью усиления контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах.

4. Оперативность и полнота информационного обслуживания.

Централизация информационных ресурсов налоговых органов должна обеспечить возможность оперативно и полного информационного обслуживания налогоплательщиков как о состоянии взаиморасчетов с бюджетом, так и о законодательстве РФ о налогах и сборах, что должно способствовать повышению уровня добровольного исполнения налоговых обязательств.

5. Технологичность.

Концентрации подлежат только те информационные ресурсы и налоговые процедуры, централизация которых технологически целесообразна. Применение высокопроизводительной техники и современных технологий должно быть технологически оправдано М.В. Мишустин. Совершенствование налогового администрирования - фактор повышения эффективности работы налоговых органов. Финансы №6 2003г..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8