Управление работой налоговых органов (на примере ИМНС РФ по Фрунзенскому району г. Саратова)
2. В налоговой инспекции в соответствии с годовыми планами работы составляются квартальные планы проверок предприятий и утверждаются их руководителями. В них включаются, в первую очередь, предприятия, имеющие прибыль в значительных размерах или допускающие грубые нарушения в ведении бухгалтерского учёта и выполнении налоговых обязательств, а также убыточные предприятия.
По каждому отделу ИМНС РФ по Фрунзенскому району составляются квартальные планы проверок предприятий. Этот план оформляется в виде таблицы и отражает информацию о наименовании налогоплательщика и времени проведения проверки, а также в нем указывается вид проверки (см. таблицу 2.).
Таблица 2.
План выездных налоговых проверок соблюдения налогового законодательства на 4 квартал 2003 года. В связи с конфиденциальностью информации дипломник был вынужден умышленно придумать названия предприятий, не работающих на территории Фрунзенского района г.Саратова
№ п/п
|
Наименование налогоплательщика
|
Время проведения проверки
|
|
1. Комплексные проверки
|
|
1.
|
Садовое хозяйство «Роза»
|
Октябрь
|
|
2.
|
АОЗТ «Продтовары-33»
|
Ноябрь
|
|
3.
|
АОЗТ «Финал»
|
Ноябрь
|
|
4.
|
АОЗТ «Свет»
|
Ноябрь
|
|
5.
|
АОЗТ «Центр»
|
Ноябрь
|
|
6.
|
ЗАО Инкомкран
|
Ноябрь
|
|
7.
|
Общество Цемент
|
Ноябрь
|
|
8.
|
УПС Россия
|
Декабрь
|
|
9. .
|
АОЗТ «Тосол»
|
Декабрь
|
|
10.
|
АООТ «Колос»
|
Декабрь
|
|
11.
|
Саратовский конный завод
|
Декабрь
|
|
12.
|
АОЗТ «Коготь»
|
Декабрь
|
|
13.
|
Общество «Мысль»
|
Декабрь
|
|
14.
|
ЗАО «Щит»
|
Декабрь
|
|
2. Встречные проверки
|
|
1.
|
ОАО «Биоритм»
|
Ноябрь
|
|
2.
|
АООТ «Трактор»
|
Декабрь
|
|
|
3. В ИМНС РФ Фрунзенского района отделом анализа и налоговой статистики планируются суммы поступлений налогов и других платежей с предприятий на месяц, квартал, год. Эти плановые показатели рассчитываются исходя из проведённых проверок предприятий, предполагаемого дохода предприятий и т.д. Затем отдел сравнивает и анализирует плановые показатели с фактическими поступлениями за соответствующий период, рассчитывая не только отклонения, но и по каким причинам они произошли.
Рассмотрим выполнение бюджетных назначений за 9 месяцев 2003 года (табл. 3. цифры условные).
Таблица 3.
Выполнение бюджетных назначений за 9 месяцев 2003 года
по ИМНС РФ Фрунзенского района г. Саратова
Наименование налогов
|
|
Отклонение
|
|
|
Бюдж.назнач. тыс.руб.
|
Факт.выполн.
тыс.руб.
|
Абсол.отклон. тыс.руб.
|
Темп роста в %
|
|
ВСЕГО,
в том числе
|
186 576,0
|
205 143,0
|
18 567,0
|
109,9
|
|
1. НДС
|
70 250,0
|
80 397,0
|
10 147,0
|
114,4
|
|
2. Акцизы
|
110 000,0
|
114 283,0
|
4 283,0
|
103,9
|
|
3. Налог на прибыль
|
5 254,0
|
6 944,0
|
1 690,0
|
132,7
|
|
4. Ресурсные платежи
|
861,0
|
302,0
|
- 559,0
|
- 35,1
|
|
5. Прочие налоги
|
211,0
|
3 217,0
|
3 006,0
|
1 524,6
|
|
|
Как видно из таблицы 3. по НДС, акцизам, налогу на прибыль, и прочим налогам суммы фактических поступлений выше, чем плановые показатели. Особенно велико превышение прочих налогов от запланированной суммы - на 3006,0 тыс.руб. или в 15,25 раз. Фактическое поступление прочих налогов за 9 месяцев 2003 г. составило 3217,0 тыс. руб.
По налогу на прибыль сумма фактических поступлений превысила плановый показатель на 1690,0 тыс.руб. или на 132,7%. Плановый показатель по этому налогу - 5254,0 тыс.руб., а сумма фактических поступлений составила 6944,0 тыс.руб.
Следует отметить, что также превысил плановый показатель за этот период поступление по НДС на 10147,0 тыс.руб. или на 114,4%.
Небольшое превышение суммы поступления имело место по акцизам на 4283 тыс.руб. или на 103,9%, т.е. по акцизам сумма фактических поступлений практически схожа с плановым показателем (110000 тыс.руб.). Фактические поступления акцизов за 9 месяцев 2003 года составили 114 283,0 тыс.руб.
В тоже время наблюдается невыполнение намеченных бюджетных показателей по ресурсным платежам на 559,0 тыс.руб. или 64,9 %.
Это произошло из-за неплатёжеспособности крупных налогоплательщиков. Хотя следует сказать, что в отношении этих предприятий налоговая инспекция проводила определённую работа по уменьшению и принудительному взысканию сумм недоимки.
В целом фактическое поступление всех налогов за 9 месяцев 2003 года составило 205143,0 тыс.руб., что превысило плановый показатель на 18567,0 тыс. руб. или на 109,9%.
Таким образом, ИМНС РФ по Фрунзенскому району г. Саратова не только выполнила план по поступлению налогов за указанный период, но даже перевыполнила на 9,9%.
На основании табл. 3. можно построить диаграмму рис. 1. состав бюджетных поступлений по ИМНС РФ Фрунзенского района г. Саратова по видам налогов за 9 месяцев 2003 г.
Анализируя данные этой диаграммы можно с полной уверенностью сказать, что наибольший удельный вес имеют акцизные платежи - 114283,0 тыс.руб., НДС - 80397,0 тыс.руб. Налог на прибыль и прочие налоги по сравнению с вышеназванными налогами имеют небольшой удельный вес - 6944,0 тыс.руб. и 3217,0 тыс.руб. соответственно. Но самый маленький удельный вес по отношению к другим налогам имеют ресурсные платежи - 302,0 тыс.руб.
Рассмотрим динамику сумм поступлений всех налогов, собранных с предприятий Фрунзенского района г. Саратова за 9 месяцев 2002 года и 9 месяцев 2003 года.
Таблица 4.
Динамика налоговых поступлений по Фрунзенскому району г.Саратова за 9 месяцев 2002 года и 9 месяцев 2003 года
Наименование налогов
|
Суммы поступления тыс.руб.
|
Абс.откл.
|
Темп роста, %
|
|
|
9 мес. 2002 г.
|
9 мес. 2003 г.
|
|
|
|
НДС
|
66 675,0
|
80 397,0
|
13 722,0
|
120,6
|
|
Акцизы
|
82 869,0
|
114 283,0
|
31 414,0
|
137,9
|
|
Налог на прибыль
|
4 972,0
|
6 944,0
|
1 972,0
|
139,7
|
|
Госпошлина
|
53,0
|
170,0
|
117,0
|
320,7
|
|
Прочие налоги
|
1 851,0
|
3 349,0
|
1 498,0
|
180,9
|
|
Всего поступило,
|
181 789,0
|
205 143,0
|
23 354,0
|
112,8
|
|
В том числе:
Федеральный бюджет
|
149 547,0
|
158 820,0
|
9 273,0
|
106,2
|
|
Местный бюджет
|
8 086,0
|
18 530,0
|
10 444,0
|
229,2
|
|
Дорожный фонд
|
24 008,0
|
25 992,0
|
1 984,0
|
108,3
|
|
Отчислено в область
|
148,0
|
1 801,0
|
1 653,0
|
1216,9
|
|
|
В целом из табл. 4. видно, что уменьшение сумм поступлений за 9 месяцев 2003 года по сравнению с аналогичным периодом 2002 года не было.
Эффективным инструментом увеличения поступлений в местный бюджет является действующая в городе система взаимозачётов между промышленными и бюджетными предприятиями.
Сумма налога на добавленную стоимость за 9 месяцев 2003 года составила 80397,0 тыс.руб., а это на 13722,0 тыс.руб. или на 120,6% больше чем в аналогичном периоде 2002 года.
Произошло увеличение суммы акцизов на 31414,0 тыс.руб. в 2003 году по сравнению с 2002 годом, сумма поступлений этого налога составила 114283 тыс.руб., темп роста составляет 137,9%.
Рост поступлений налога на прибыль за 9 месяцев 2003 года по сравнению с 2002 годом практически тот же, что и рост акцизов. Сумма поступлений этого налога составила 6944 тыс.руб., что больше чем в 2002 году на 1972 тыс.руб. или на 139,7%.
Сумма всех поступлений за 9 месяцев 2003 года составила 205143 тыс.руб., что больше чем в 2002 году на 23354 тыс.руб. или на 112,8%.
Самая большая часть суммы налогов приходится в федеральный бюджет, а малая часть - отчисляется в область.
Подводя промежуточный итог исследования следует отметить, что анализ работы позволяет координировать (регулировать) деятельность не только отдельно взятой инспекции, но и всей системы налогового администрирования, выявлять слабые места в организации работы и на основе этого искать направления её совершенствования.
Планирование сулит немало выгод:
планирование поощряет руководителей постоянно мыслить перспективно;
ведёт к установлению показателей деятельности для последующего контроля;
заставляет организацию чётко определять свои задачи и политические установки;
делает организацию более подготовленной к внезапным переменам.
Поэтому и для ИМНС РФ по Фрунзенскому району планирование является основой для эффективной деятельности и достижения намеченных целей перед организацией.
2.3 Контроль и мотивация в деятельности налоговых органов
Контроль - это проверка чего-либо, направленная на выполнение законов, планов. Особенностью же налогового контроля является то, что он проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом.
ИМНС РФ по Фрунзенскому району г.Саратова осуществляет налоговый контроль трехступенчато:
контроль налогоплательщиков за соблюдением налогового законодательства;
ведомственный контроль;
внутренний контроль.
Рассмотрим подробнее каждый из этих видов контроля.
1) Основными документами, регулирующими деятельность по контролю предприятий за соблюдением налогового законодательства, являются: Налоговый кодекс РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства и другие нормативные акты.
В соответствии с вышеназванными документами налоговые органы имеют право производить на предприятиях всех форм собственности проверки различных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов - первичных документов, бухгалтерских книг, отчётов, планов, смет и т.п., получать необходимые сведения и справки, объяснения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|