скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ скачать рефераты

Система обязательного меди-цинского страхования в Герма-нии (ОМС) введена в 1883 г. Ос-новными ее задачами являются:

* ранняя диагностика забо-леваний;

* медицинское обслужива-ние, включая денежные пособия по болезни;

* оказание услуг по реабили-тации, цель которой - сохранение и поддержание здоровья;

* помощь по охране мате-ринства и другие виды помощи;

* семейное страхование. Эта система функционирует независимо от государственно-го бюджета через самостоятель-ные страховые учреждения и ор-ганизации, которые финансиру-ются за счет страховых взносов. Размер взносов - 14% заработка застрахованного и уплачиваются они равными долями нанимате-лем и застрахованным. Медицин-ские услуги оказываются в соот-ветствии с состоянием здоровья застрахованного вне зависимос-ти от суммы взносов. В системе ОМС Германии разработан под-робный каталог оказываемых ме-дицинских услуг [5, с. 38].

В Германии существует так-же система частного медицин-ского страхования (ЧМС) для граждан, которые в силу своей деятельности или высоких до-ходов не подлежат обязательно-му медицинскому страхованию. Кроме того, ЧМС предлагает за-страхованным в ОМС дополни-тельные услуги, которые не вхо-дят в ее каталог.

Закон о социальном стра-ховании от несчастных случа-ев введен в Германии в 1884 г. и был первым законом такого рода в мире. Это страхование решает следующие задачи:

* профилактика несчастных случаев и профессиональных за-болеваний;

* реабилитационные услу-ги после трудового увечья и при профзаболевании;

* выплата пенсий пострадав-шим и пенсий при потере кор-мильца, а также других пособий.

Данный вид страхования осу-ществляется товариществами профессионального страхова-ния, которые специализируются по отраслям производства. В их ведении находятся: несчастные случаи на производстве; травмы, полученные по пути на работу (с работы); профессиональные забо-левания.

Действующей системой над-бавок и скидок непосредствен-но вознаграждается стремление предприятия к обеспечению бе-зопасности труда и защиты здо-ровья работающих. Максималь-ный страховой тариф - 6%.

Страхование по безработице в Германии действует с 1927 г. и включает [13]:

* консультирование по выбо-ру профессии;

* содействие в трудоустройс-тве;

* помощь в получении про-фессионального обучения, по-вышении квалификации по про-фессии и адаптации к новым условиям работы;

* предоставление услуг, по профессиональной реабилитации;

* проведение мероприятий по сохранению рабочих мест;

* изучение рынка труда и рынка профессий;

* выплату пособий по безра-ботице, пособий по временному трудоустройству, помощи по без-работице, а также денежной ком-пенсации в случае банкротства предприятия.

Финансирование социального страхования по безработице осу-ществляется за счет страховых взносов нанимателей и наемных работников, уплачиваемых рав-ными долями из общеустановлен-ного размера - 6,5% от заработка.

Страхование по уходу - са-мый молодой вид социального страхования в Германии - введе-но в 1995 г. Основными задача-ми его являются: услуги по уходу на дому; уход за стационарными больными; обеспечение вспомо-гательными средствами по ухо-ду и оказание технической помо-щи; организация курсов по обу-чению уходу за больными. Фи-нансирование осуществляется за счет страховых взносов, уплачи-ваемых самим застрахованным. Размер страхового тарифа - 1,7% заработка.

Таким образом, максималь-ный суммарный тариф по всем видам социального страхования, уплачиваемый нанимателем, не превышает 26%.

Сравнивая системы социаль-ного страхования Беларуси и дру-гих стран, в частности Германии, можно найти в них некоторое сходство. Однако при более вни-мательном рассмотрении видно, что наша система сильно отлича-ется от зарубежных, причем, увы, не в лучшую сторону. Более того, наметившиеся в последнее вре-мя пути ее развития, к большому сожалению, являются уходом от страховых принципов и возвра-том к изжившей себя советской системе. Вопросы несовершенс-тва отечественной системы, не-обходимость и пути ее реформи-рования требуют отдельного рас-смотрения.

Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: фе-деральном, штата, местном. Преимущества данной системы состо-ят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны [13].

В США с 1935 г. Законом о социальном страховании были уста-новлены два вида страхования -- пенсии по старости и пособия по безработице, меры помощи некоторым категориям бедняков (в пер-вую очередь инвалидам и сиротам), а со временем -- пенсии при утрате кормильца, пособия по нетрудоспособности (не связанной с производственными травмами), медицинское страхование лиц в возрасте 65 лет и старше. Действие указанного закона распростра-няется также на рабочих и служащих частного сектора. Для желез-нодорожников, федеральных гражданских служащих, ветеранов войны и военнослужащих установлена особая система социального страхования. Вместе с тем государственным страхованием не охва-чены сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприя-тий, поденщики и некоторые другие категории трудящихся [22, с. 237].

Кроме общей федеральной программы, на уровне штатов суще-ствуют программы страхования на случай производственного трав-матизма или профессиональных заболеваний. Компенсация (за уве-чья на производстве, гибель и т.д.) достигает до 2/3 заработной платы, и в основном она (компенсация) выплачивается частными страхо-выми компаниями.

Что касается вспомоществования бедным, то оно получило рас-пространение в стране с 60-х годов нашего века и нацелено на обес-печение гарантированного дохода, поддержку семей с детьми, пре-старелых, инвалидов, многодетных или неполных семей (где глава семьи женщина или безработный), нуждающихся в продовольствен-ной, жилищной и медицинской помощи.

Гарантированный государством доход в США соответствует «чер-те бедности». Он систематически корректируется с учетом уровня инфляции и может быть увеличен за счет бюджетных средств штатов. Продовольственная помощь осуществляется главным образом путем предоставления нуждающимся продуктовых талонов. Их по-лучают лица или семьи, доход которых не превышает 125% от дохо-да «черты бедности». Талоны предоставляются им бесплатно или по сниженным ценам. Другие формы продовольственной помощи -- школьные завтраки, помощь матерям с детьми до 1 года и т.д.

Жилищные субсидии в США предоставляются семьям с низки-ми доходами, и их размер составляет в среднем 2000 долларов в год на семью.

Система государственного страхования в стране дополняется частными системами страхования, имеющими две формы -- коллек-тивную по месту работы и индивидуальную.

Частным пенсионным обеспечением, имеющим важное значение для большей части трудящихся страны ('/3 из всех обеспеченных пен-сиями), охвачено около 40 млн. рабочих и служащих. Пенсионные фонды складываются из взносов предпринимателей (свыше 90%), профсоюзов, неорганизованных рабочих и служащих. Отличие част-ной пенсии от государственной состоит в том, что она выплачивает-ся рабочим и служащим после 10 лет непрерывного стажа в одной фирме, а государственная -- независимо от места работы.

В США довольно широко распространены также дополнитель-ные выплаты (оплата отпусков и больничных листов, дополнитель-ных пособий по безработице, субсидии на продолжение образова-ния и юридические услуги).

В США можно отметить как общие с другими странами, так и особенные приемы и формы социальной работы с различными ка-тегориями населения.

4. ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Увеличение абсолютной численности пен-сионеров, их удельного веса в общей числен-ности населения и другие факторы стали при-чиной кризисных явлений в системе пенси-онного и социального страхования. Послед-ствиями негативных процессов явились глу-бинная деформация финансовых основ пен-сионного и социального страхования, рост расходов Фонда социальной защиты населе-ния на многочисленные выплаты, не обес-печенные адекватным поступлением страхо-вых платежей.

В связи с этим особое значение приобре-тает поиск оптимальной модели финансово-го обеспечения системы пенсий и пособий, которая учитывала бы международные прин-ципы и нормы, гарантировала качественно новый уровень пенсионирования и актива-цию страховых признаков системы.

Целью такой работы является построение модели финансового обеспечения системы пенсионного и социального страхования, адекватной современным рыночным услови-ям, которая должна обеспечивать [1, с.42]:

· сочетание солидарности обязательств и индивидуального накопления в пенсионной системе с существенным преобладанием пос-леднего;

· равенство страхового тарифа для всех плательщиков взносов;

· возвратность пенсионных и других стра-ховых платежей по замкнутой траектории;

· индивидуальный учет не только уплачен-ных взносов, но и полученных страховых выплат;

· целевое использование страховых взно-сов на выплату пенсий;

· эквивалентность страховых платежей и выплат в распределительной составляющей системы;

· консервацию (сбережение) страховых взносов на индивидуальных счетах застрахо-ванных;

· увеличение страховых выплат в накопи-тельном звене за счет полученных инвести-ционных доходов;

· прямую зависимость размера пенсии от тру-дового (страхового) вклада застрахованных лиц;

· адекватность величины пенсии совре-менным условиям -- сохранение ее покупа-тельной способности в течение всего перио-да получения путем индексации пенсионно-го капитала.

Нуждается в изменении система управления пенсионным обеспечением в стране. Первоочередным в этой части представляется объединение в одной организационной структуре всех функций по сбору и аккумуляции средств, назначению и перерасчету пенсий, а также их выплате. Это -- мировая практика, к этому пришли в России, это необходимо делать и в Беларуси.

В условиях рыночной экономики банкротство, реорганизация предприятий стали носить массовый характер. При этом зачастую не сохраняются архивы, которые могли бы подтвердить трудовой стаж и размер заработной платы для назначения государственной пенсии. Размер пенсии не отражает индивидуального вклада каждого работающего в систему социального страхования в течение всей трудовой деятельности.

Вместо практики назначения пенсии по справке о заработной плате и сведениям из трудовой книжки приходит система персонифицированного учета, являющаяся информационной базой, в которой будут накапливаться сведения, необходимые для назначения пенсии. В перспективе данные персонифицированного учета будут использоваться и при назначении пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице).

Основная задача персонифицированного учета - сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключить неоправданное расходование средств социального страхования на выплату «не заработанных» пенсий.

Персонифицированный учет улучшит финансовое положение в государственном социальном страховании за счет повышения заинтересованности непосредственно работника в правильном отражении заработка при начислении страховых взносов и полном их перечислении и создаст информационную базу для реформ в системе государственного социального страхования, в частности, в пенсионной системе [6, с. 28].

При сегодняшней системе социальной солидарности поколений (иными словами, при перераспределении средств от работающих к неработающим) персонифицированный учет позволит обеспечить сбор средств и хранение точной информации о страховом стаже каждого работающего гражданина, о заработке или доходе за весь этот период, о начисленных страховых взносах и накопление другой информации, необходимой для начисления пенсии.

Персонифицированный учет позволит в дальнейшем при необходимости обеспечить функционирование накопительной системы и учет уже не только информации о работающих гражданах, но и сумм, накапливаемых на счетах каждого застрахованного гражданина. Если не начать персонифицированный учет сегодня, то реформы государственного социального страхования, в частности, системы пенсионного обеспечения, будут просто невозможны.

Даже наш небогатый опыт работы с временно свободными финансовыми ресурсами свидетельствует о перспективности этого направления. Опираясь на мировой опыт, эта сфера деятельности должна расширяться. Инвестирование средств социального страхования в экономику страны, должно идти по многим направлениям, не ограничиваться лишь депозитами в банки и покупкой государственных казначейских обязательств. Конечно, это требует более квалифицированного подхода в сравнении с тем, который мы имеем сегодня. Нужны подготовленные люди, нужны соответствующие структуры в Фонде, но эти затраты правомерны и окупятся с лихвой.

Система социального страхова-ния также требует глубокой транс-формации, которая обусловлена не-обходимостью более справедливого распределения страховой нагрузки между получателями социальных выплат и пособий [2, с.65]. Более жесткое равновесие между суммой уплачен-ных страховых взносов и системой выплат должно быть достигнуто через подвижную дифференциацию тари-фов на социальное страхование от-носительно базового тарифа. Необ-ходимо осуществить более деталь-ную увязку составляющих тарифных ставок совокупного страхового тари-фа по отдельным видам социального страхования (по болезни застрахо-ванного; страхования родителей от болезни детей; в связи со смертью за-страхованного; на санаторно-курорт-ное лечение и др.) и суммам страхо-вых выплат.

Страховые взносы в фонд и отношения, возникаю-щие при их уплате, имеют налоговую природу, т.к. тарифы взносов устанав-ливаются государством и являются облигаторными платежами, при этом объем страховых выплат не совпадает с размером страховых взносов. Стра-ховые тарифы установлены произ-вольно, без необходимой оценки со-циальных рисков и актуарных расче-тов. Тогда как страховые платежи дол-жны быть строго целевыми, связанны-ми с социальными рисками, возмезд-ными, максимально эквивалентными и выплачиваться только при наступле-нии страховых событий.

Для действия подлин-ного механизма страхования необходимо установить жесткие и точные правовые отношения между страхов-щиком в лице фонда, страхователями и застрахованными для обеспечения наиболее полного соответствия между размерами страховых взносов и обяза-тельствами фонда. В связи с возмож-ностью резких колебаний в количестве социальных рисков фонду необходимо формировать финансовый резерв, средства которого должны инвестиро-ваться в высоколиквидные вложения.

Прямое установление государ-ством страховых тарифов без подроб-ного анализа обширных статистических данных и актуарных расчетов крайне нерационально. Введение час-тичной дифференциации тарифа на пенсионное и социальное страхование, а также создание автономной системы страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний стало важным шагом в нужном направлении. Однако произо-шедшие перемены в системе уже нельзя считать своевременными. Давно назрела необходимость создания пол-ноценной разветвленной системы пен-сионного страхования с введением обя-зательного государственного накопи-тельного страхования с равнозначным участием социальных партнеров.

Особое внимание государства необходимо срочно привлечь к про-блемам ранней диагностики серьез-ных заболеваний застрахованных. С этой целью необходимо в рамках го-сударственного социального страхо-вания рассмотреть возможность вве-дения нового вида страхования -- ди-агностического. Подобное государ-ственное социальное страхование существует во многих цивилизован-ных странах и предусматривает вып-латы на медицинское обследование каждые два года для застрахован-ных, достигших 35-летнего возраста; а также ежегодное обследование по раннему распознаванию рака у жен-щин с 20-летнего возраста, у мужчин - с 45 лет. В нашей стране такой вид страхования будет особенно акту-альным для лиц, не получающих выплат по временной нетрудоспо-собности в течение нескольких лет подряд и долговременно не посеща-ющих амбулаторно-поликлинические учреждения [9, с.72].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5