скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ скачать рефераты

В 1964 г. было введено социальное обеспечение и некоторые формы социального страхования членов колхозов, которые с 1930-х гг. были од-ной из самых незащищенных категорий трудящихся. В 1971 г. организу-ются независимые от бюджета государственного социального страхова-ния и фонда социального обеспечения централизованные фонды соци-ального страхования и социального обеспечения колхозников.

До 1990 г. в Беларуси со-циального страхования в полном его понимании не существовало. За все годы совет-ской власти не было принято пол-номасштабного закона о социаль-ном страховании, принимались лишь декреты и постановления по отдельным его видам. Средства государственно-го бюджета на социальные нуж-ды выделялись по остаточному принципу. Правда, сохранялась система уплаты страховых взно-сов, но это лишь создавало види-мость социального страхования.

В течение многих лет гражда-нам навязывался постулат о том, что социальное страхование осу-ществляется за счет государства. Намеренно создавалась иллюзия, что пенсионеров содержит госу-дарство. Такое мнение сохрани-лось у многих до сих пор. Видимо, потребуется еще немало време-ни, чтобы воспитать понимание того, что пенсию не дают, а ее за-рабатывают, причем заботиться об этом надо каждому, начиная с ранней молодости.

Провозглашенная в конце 80-х гг. перестройка вызвала ко-ренные изменения в организа-ции и финансировании социаль-ного страхования. В Беларуси Со-ветом Министров и Федерацией профсоюзов на основании соот-ветствующих постановлений Совета Министров СССР и ВЦСПС принимаются постановления от 20 декабря 1990 г. № 327 «Об об-разовании Фонда социального страхования Белорусской ССР» и от 20 декабря 1991 г. № 481 «Об организации пенсионного Фонда Республики Беларусь». Этими до-кументами фактически было по-ложено начало внедрению стра-ховых принципов в систему со-циального обеспечения страны [12, с. 99-100].

Фонд социальной защиты населения образован в соответствии с по-становлением Верховного Совета Республики Беларусь № 2367-ХП от 10.06.1993 г. на базе пенсионного фонда и фонда социального страхова-ния. ФСЗН до 2004 г. был самостоятельной финансово-кредитной орга-низацией при Министерстве труда и социальной зашиты, а в 2004 г. в соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 г.» стал целевым бюджетным фондом. Его денежные средства не подлежат изъятию по другому назначению. В своей деятельности ФСЗН опирает-ся на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного соци-ального страхования», введенный в действие с 1 апреля 1995 г. Главными задачами фонда являются [15]:

- финансирование расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

- сбор страховых взносов;

- расширенное воспроизводство средств фонда па принципах само-финансирования;

- международное сотрудничество в области социального страхования.

Функциями ФСЗН являются:

- методическая и организационная работа но установлению порядка платежей и размеров страховых взносов;

- контроль за поступлением и расходованием средств и деятельнос-тью структурных подразделений;

- координация работы структурных подразделений и методическая помощь им;

- обеспечение капитализации его средств и привлечение доброволь-ных и благотворительных взносов;

- совершенствование государственного социального страхования;

- организация информации всей категории плательщиков;

- ведение бухгалтерской и статистической отчетности и ответствен-ность за ее достоверность;

- определение совместно со всеми структурами, чья деятельность свя-зана с социальной защитой населения, направлений расходования допол-нительных средств, поступающих в фонд.

Средства ФСЗН складываются из обязательных взносов нанимате-лей и граждан, от коммерческой деятельности (в основном от капитали-зации денежных средств), добровольных пожертвований, поступлений по регрессным искам. Размер обязательных страховых взносов нанима-телей и гражданам устанавливается от фонда заработной платы в соот-ветствии с законом Республики Беларусь «О размерах обязательных стра-ховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства со-циальной защиты Республики Беларусь» и может уточняться Советом Министров.

Структура доходов Фонда в 2005 году показана на рис. 1. Хорошо видно, что основная часть доходов складывается из страховых взносов (более 90%). Существенная часть доходов (4,4%) получена от капитализации временно свободных остатков средств путем вложения их в депозиты банков и покупки государственных казначейских обязательств. Остальные составляющие доходной части не имеют заметного значения.

Рис. 1. Доходы фонда в 2005 году

Источник: 8].

Средства из ФСЗП расходуются на следующие цели:

- выплата пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, по слу-чаю потери кормильца, социальных пенсий;

- выплата пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, по беременнос-ти, по случаю рождения ребенка и уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, по болезни и временной нетрудоспособности, на по до 16 лет, на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных или больных СПИДом.

Помимо этого из ФСЗН выплачиваются пенсии гражданам, выезжа-ющим за пределы республики в соответствии с ее международными до-говорами, финансируются расходы на оздоровление трудящихся, повы-шение социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жиз-ни и ростом заработной платы, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, обеспечение текущей дея-тельности фонда и возмещение расходов по оформлению регрессных ис-ков.

Расходная часть Фонда показана на рис. 2. Наибольшая часть расходов - это расходы на выплату пенсий, доля которых в общей сумме расходов составила около 89%.

Рис. 2. Расходы фонда в 2005 году

Источник: 19].

Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих. В этом случае рабочий стаж и заработок в течение трудоспособного перио-да слабо влияет на размер получаемой пенсии.

В целях усиления взаимосвязи пенсий и пособий с результатами тру-да, усиления достоверности сведений о стаже и заработках, создания пред-посылок для контроля за уплатой страховых взносов гражданами, повы-шения заинтересованности в уплате страховых взносов, упрощения и ускорения процедуры назначения пенсий и пособий в нашей республике начался этап реформирования пенсионного дела с ориентацией на пер-сональный характер социального страхования. Он регламентирован за-коном Республики Беларусь от 6.01.1999 г. «Об индивидуальном (персо-нифицированном) учете в системе государственного социального стра-хования». Суть реформы заключается в переходе от одноуровневой системы социальной защиты граждан к многоуровневой, включающей несколько видов пенсий: социальных пенсий, выплачиваемых за счет обязательных страховых взносов и дополнительных пенсий, формируе-мых по накопительному принципу.

Для выплаты пенсий за счет обязательных страховых взносов вводится индивидуальный (персонифицированный) учет заработков каждого ра-ботающего. С этой целью работодатели регистрируют в ФСЗН работни-ка, на которого открывается индивидуальный лицевой счет (ИЛС) под номером, соответствующим номеру паспорта нового типа. Этот номер закрепляется за гражданином в течение всей его жизни. Он может рабо-тать в нескольких местах, сообщая свой номер всем работодателям. При этом информация о всех доходах, уплате из них взносов в ФСЗН, стра-ховом стаже, местах работы будет аккумулироваться в одном ИЛС. Это избавит граждан от поиска сведений за весь трудоспособный период, об-легчит начисление пенсий, обеспечит рост поступлений в ФСЗН [4, с. 12].

Однако качественную оценку возмож-ностей пенсионной системы нельзя делать без учета демогра-фической ситуации.

Так как наша пенсион-ная система является распредели-тельной, в ней пенсии выплачиваются за счет страховых взносов ра-ботающих и их работо-дателей. Основное уравнение системы, рассчитанное по формуле 1 имеет вид:

(1)

где m - тариф взносов на пенсионное страхо-вание,

-средняя за-работная плата по стра-не, на которую начис-ляются страховые взносы,

Р - количество работаю-щих и уплачивающих страховые взносы;

к - коэффициент замеще-ния,

П - количество пен-сионеров.

Значит, к -- , т.е. коэффициент заме-щения (что больше все-го интересует пенсио-нера) равен тарифу страховых взносов, ум-ноженному на соотношение между количеством пла-тельщиков взносов и числом пен-сионеров. Следовательно, на раз-мер пенсии решающее влияние оказывают два фактора: тариф страховых взносов и соотноше-ние численности плательщиков страховых взносов и пенсионе-ров. Демографическая ситуация в республике складывается так, что это соотношение достигло недо-пустимо низкой величины и про-должает уменьшаться. По данно-му критерию Беларусь занимает одно из последних мест в мире.

В РБ сохраняется низкий воз-раст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 для женщин), таких стран осталось очень мало (среди бывших республик Советского Союза - только Россия, Узбекис-тан, Украина). В настоящее время пенсии получает 26% населения республики. Согласно прогнозам, в 2025 г. удельный вес пенсионе-ров превысит 32%, соотношение лиц пожилого и работоспособно-го возрастов будет ухудшаться и дальше [8, с. 18].

Возникает проблема - как в дан-ных условиях сохранить достигнутое значение коэффициента замеще-ния? Очевидно, что сделать это при неизменном страховом тарифе невоз-можно. Выход один - улучшать со-отношение количества платель-щиков страховых взносов и полу-чателей пенсий.

Наряду с этим в пенсионной си-стеме Беларуси немало внутренних проблем, одной из которых являет-ся порядок предоставления досроч-ных пенсий.

Расточительность нашей пен-сионной системы связана также с тем, что законодательством пре-дусмотрен зачет в трудовой стаж многих периодов работы без уп-латы страховых взносов (с начис-лением пенсии за эти годы). К ним относятся: служба в армии; учеба в высших и средних специальных учебных заведениях, училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению ква-лификации, в аспирантуре, клини-ческой ординатуре, докторантуре; период получения пособия по безработице; время по уходу за детьми, ин-валидами, престарелыми и т.д.

В совер-шенных пенсионных системах за указанные периоды страховые взносы уплачиваются (из государственного бюджета, за счет соот-ветствующих страховых фондов и др.

Одним из основных принципов пенсионной сис-темы является солидар-ность. Однако у нас этот принцип давно перерос в гипертрофированный перераспределителъный эф-фект.

К числу проблем пенсионной системы относится также наличие льготных страховых тарифов. Та-кой подход нарушает главный принцип социального страхова-ния - зависимость размера пенсии от уплаты страховых взносов. Это увеличивает распределительный эффект пенсионной системы и де-лает ее несправедливой. В мировой практике подход иной - тариф на пенсионное страхование оди-наков для всех застрахованных.

У нас отсутствует философия за-рабатывания средств на старость. Как правило, об этом начинают ду-мать лишь в возрасте, близком к пенсионному. Кроме того, у застра-хованных нет заинтересованности в уплате страховых взносов из-за от-сутствия жесткой увязки размеров пенсий с величиной уплаченных взносов. Широко распространено уклонение от уплаты страховых взносов (зарплата в "конвертах").

Настоящим бедствием пенсион-ной системы (как, впрочем, и всей системы социального страхования) является то, что значительные объемы страховых денег идут на за-тыкание прорех республиканского бюджета. Начиная с 2004 года, средства Фонда включены в состав республиканского бюджета и проходят через счета Казна-чейства Министер-ства финансов. Система стала не-прозрачной и, следовательно, воз-можности для нецелевого исполь-зования средств социального страхования еще более расшири-лись [3, с. 63].

Аналогичная ситуация наблю-дается и в системе страхования от безработицы. Она усугубилась в сентябре 1999 г., когда Государ-ственный фонд содействия заня-тости решением правительства был преобразован из страхового внебюджетного фонда в бюджет-ный.

Эффективность работы сис-тем социального страхования во многом определяется тем, как ими управляют. Этот вопрос зас-луживает отдельного рассмотре-ния, тем более что организацион-ное построение и управление со-циальным страхованием в Бела-руси далеко несовершенны.

В связи с этим возникает необхо-димость научного обоснования и разработки практических мер по совер-шенствованию основных структурооб-разующих элементов социальной за-щиты населения, в частности пенсион-ного и социального страхования, со-здания их целостного механизма, от-вечающего современным условиям.

3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

В Беларуси остро стоит про-блема выбора пути, по которо-му должно развиваться социаль-ное страхование. В связи с этим полезным является международ-ный опыт в этой области.

В настоящее время системы со-циальной защиты действуют бо-лее чем в 170 странах мира. Каж-дая из них имеет свою специфич-ную систему, соответс-твующую уровню ее экономического и по-литического развития, историческому опыту и традициям, отобра-жающим роль индиви-дуальной ответствен-ности, а также ответс-твенности семьи, ра-ботодателей, общества в целом за благососто-яние людей, попадаю-щих в неблагоприят-ные условия. Наиболее распространенными видами социального страхования явля-ются: пенсионное, медицинское, страхование от безработицы, от несчастных случаев на произ-водстве и профессиональных за-болеваний.

Одна из самых продвинутых систем социального страхования с более чем 100-летней историей, -- в Германии.

Она включает пять видов стра-хования: пенсионное; медицин-ское; от несчастных случаев на производстве и профессиональ-ных заболеваний; по безработи-це; по уходу.

Пенсионное страхование со-стоит из трех уровней:

1) обяза-тельное государственное пенси-онное страхование;

2) обеспече-ние в старости от предприятий;

3) частная система пенсионного обеспечения.

Главным является первый уровень; второй и третий существенно дополняют его, хотя и не являются обязательными.

Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное стра-хование - 19,1% начисленной за-работной платы. Уплачиваются они равными долями нанимате-лем и наемным работником. Ли-ца, не имеющие работодателя (например, самозанятые), платят весь страховой взнос сами.

Обязательная пенсионная сис-тема Германии, как и наша, явля-ется распределительной - теку-щие пенсионные расходы финан-сируются за счет страховых взно-сов работающих. В ней выплачи-ваются пенсии: по возрасту, в связи с утратой трудоспособнос-ти, в случае смерти кормильца [5, c. 34].

В рамках разветвленной се-ти обеспечения старости в Гер-мании большое значение прида-ется пенсионному обеспечению от предприятий (в нашей систе-ме такого обеспечения практи-чески нет). Это широко практи-куется крупными компаниями; на малых предприятиях, в торгов-ле - значительно реже. Основные предпосылки его развития - креп-кое экономическое положение и, что очень важно, налоговые льго-ты для предприятий, страхующих своих работников.

Обеспечение от предприятий до-полняется страхованием жизни, как частной формой обеспече-ния старости. Несмотря на доб-ровольный характер этого стра-хования, им сегодня пользуются 80% работающих, наиболее ши-роко - самозанятые (87%). Доля выплат от этого вида страхова-ния в общей сумме пенсионных выплат составляет более 20% и продолжает расти. Как показыва-ет статистика, частная инициати-ва по обеспечению старости че-рез страхование жизни в Герма-нии расширялась по мере ее эко-номического роста.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5