скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ скачать рефераты

В отличие от большинства сторонников "мягких" вариантов реформирова-ния, которые, основываясь на принципе солидарности поколений, не учиты-вают главных принципов пенсионного страхования и ставят целью сокращение расходов на пенсии, мы считаем, что необходимы кардинальные меры по ре-формированию пенсионной системы введением семинакопительной системы в качестве основы пенсионного обеспечения [2, с. 66].

Перераспределение совокупного страхового тарифа на пенсионное и со-циальное страхование позволит размежевать распределительную и накопитель-ную составляющие пенсионной системы. Взносы работодателя целиком и пол-ностью должны поступать в распределительную систему ФСЗН, а взносы работника -- зачисляться на именной лицевой счет застрахованного лица. Это позволит достичь сочетания солидарных принципов с накопительными элемен-тами и в перспективе сократить нагрузку на работающее население, которая возрастет с ухудшением демографической ситуации.

Для усиления действия страховых принципов в социальном страховании и установления максимальной зависимости между уплатой страховых взносов и суммами полученных страховых выплат и дотаций необходимо задействовать механизм дифференциации тарифа на социальное страхование для нанимате-лей [22, с. 12]. Основанный на сравнении основных показателей деятельности стра-хователя (суммы страхового обеспечения по временной нетрудоспособности, суммы страховых взносов, количества случаев нетрудоспособности, периода нетрудоспособности на один страховой случай и др.) механизм должен преду-сматривать установление дополнительных скидок и надбавок к базовому стра-ховому тарифу и таким образом усиливать принцип самофинансирования, обоснованно распределяя страховую нагрузку. Дифференциация страхового тарифа уменьшит актуарные диспропорции, повысит устойчивость системы социального страхования и будет способствовать усилению контроля за сред-ствами социального страхования со стороны страхователей.

Необходимо также исключить произвольную, не учитывающую страховых принципов, традицию дотационных сумм на санаторно-курортное лечение и оздоровление [13]. Для расчета обоснованного возмещения стоимости санатор-ных путевок предлагается рассчитывать суммы дотаций с учетом страхового стажа реципиентов, суммы уплаченных ими страховых взносов и дотационно-го периода по формулам:

(6)

, (7)

где D -- сумма дотации (страхового возмещения) на санаторно-курортное ле-чение или оздоровление;

Zp -- среднемесячные доходы получателя дотации за 12 предшествующих месяцев, принимаемые для исчисления страховых взно-сов;

Zr -- среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в республике за аналогичный период;

Pd - дотационный период в месяцах (период страхо-вого стажа с момента предоставления получателю предыдущей дотации на са-наторно-курортное лечение или оздоровление);

Ptn -- типовой нормативный дотационный период в месяцах;

Ntsv -- типовой норматив страхового возмеще-ния;

Z -- среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в республике за п лет (для более точных расчетов мы предлагаем использовать данные за несколько лет);

Tos -- действующий тариф страховых взносов на оздорови-тельное страхование.

ФСЗН может ежегодно устанавливать дифференцированный по типам оз-доровительных учреждений норматив страхового возмещения с учетом мини-мальной стоимости путевки и сроков санаторно-курортного лечения.

Эта методика дает возможность более справедливо использовать средства социального страхования на оздоровление, точнее учитывать вклад каждого застрахованного в систему и суммы полученных страховых возмещений, а так-же расширить круг лиц, пользующихся услугами национальных оздоровитель-ных учреждений. Рациональное использование средств пенсионного и со-циального страхования снизит необоснованную нагрузку на систему социальных трансфертов, предотвратит ее искусственный дефицит.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное страхование как финансовая категория представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

В данной курсовой работе был определен исследуемый тип финансовых отношений, были рассмотрены его функции, признаки и принципы, виды социального страхования.

В нашей стране -- один из самых высоких страхо-вых тарифов в системах социаль-ного страхования, действующих в настоящее время (размер страхового взноса составляет 36%). Только проана-лизировав, от чего за-висит размер тарифов, куда и как эти средс-тва расходуются, како-ва мировая практика в этой области, мож-но определить что можно сделать для рефор-мирования системы социального страхова-ния и снижения стра-ховых тарифов.

Особенностью организации социальной защиты населения в Республике Беларусь является то, что этот процесс осуществляется за счет средств государственных целевых и бюджетных фондов: Фонда социальной защиты населения, государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и от несчастных случаев. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих.

Наиболее важной задачей, которую необходимо решить и которая во многом определяет существующие проблемы системы социальной защиты, является перестройка сознания на понимание того факта, что устаревшие стереотипы, механизмы и инструменты построения системы социальной защиты в новых современных условиях не могут быть эффективными и мешают социально-экономическому развитию общества.

Все вышеперечисленное положительно скажется на состоянии отечественной пенсионной системы. Жаль, что пока ничего не предпринимается для решения ее глобальных проблем: катастрофически низкое и продолжающее ухудшаться соотношение численности работающих и пенсионеров, назначение большого количества досрочных пенсий, зачет в трудовой стаж многих периодов без уплаты страховых взносов, льготные страховые тарифы и многое другое. Не совсем экономически оправдано и то, что сбором страховых взносов и ведением персонифицированного учета занимается ФСЗН, а назначением и выплатой пенсий - местные органы по труду и социальной защите.

Между тем, есть богатый мировой опыт реформирования пенсионных систем. Интересный материал по этой проблеме помещен в глубоком исследовании МАСО (международная ассоциация социального обеспечения) "Тенденции развития социального обеспечения в 2001-2004 годах". В частности, заслуживает особого внимания (для нас это очень важно) проводимая в жизнь многим развитыми странами стратегия увеличения продолжительности работы людей пожилого возраста, система, в которой работник заинтересован отложить свой выход на пенсию. Много поучительного можно найти в системах назначения и выплаты других видов пособий по социальному страхованию. Немало полезного в этой части можно увидеть в системах стран бывшего социалистического лагеря: Чехии, Словакии, Болгарии, Польше.

Руководством страны поставлена задача постоянного роста коэффициента замещения (проще говоря - увеличения размеров пенсий). Выполнить ее без серьезного реформирования пенсионной системы нельзя.

Успеху мероприятий по рефор-мированию пенсионного и социаль-ного страхования будет способство-вать дальнейшее расширение пер-сонифицированного учета, основан-ное на индивидуализации страховых выплат в рамках программы пенси-онного и социального страхования, а также создание системы актуарных расчетов, построение эффективной актуарной модели пенсионного и со-циального страхования, полностью учитывающей особенности и специ-фику национальной системы, кото-рая позволит рассматривать воз-можные варианты развития и своев-ременно принимать упреждающие меры при возникновении отрица-тельных тенденций.

Принимаемые ныне меры создают объективные предпосылки для значительного повышения эффективности и уровня социальной защищенности граждан Беларуси. Создана система персонифицированного учета пенсионных взносов, введено обязательное страхование социальных рисков работников, связанных с их профессиональной деятельностью. Пока, к сожалению, в Беларуси не получило должного развития дополнительное пенсионное обеспечение как один из важных элементов в системе пенсионного обеспечения многих государств. В настоящее время этой деятельностью занимаются лишь отдельные страховые организации в рамках страхования жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

.

1. Алешкевич, И. Н. Моделирование актуарной системы пенсионного и социального страхования в Республике Беларусь / И. Н. Алешкевич // Экон. и управ. - 2006. - №7. - С. 42-46.

2. Алешкевич, И. Н. Фонд социальной защиты населения: модель финансового обеспечения / И. Н. Алешкевич // Экон. и управ. - 2006. - №1. - С. 63-66.

3. Алешкевич, И. Н. Государственные целевые социальные фонды: динамика развития / И. Н. Алешкевич // Финансы, учет, аудит. - 2006. - № 8. - С. 21-23.

4. Ананич, О. Реформирование пенсионной системы будет осуществляться взвешенно и постепенно / О. Ананич //Финансы, учет, аудит. - 2004. - № 7. - С. 12-13.

5. Ананич, О. Социальное страхование в Беларуси и мировая практика / О. Ананич // Директор. - 2004. - № 5. - С. 34-37.

6. Ананич, О. Проблемы социального страхования в Беларуси / О. Ананич // Директор. - 2004. - № 5. - С. 27-29.

7. Громыко, Н. К. Тенденции социального реформирования в Республике Беларусь // Н. К. Громыко // Отдел кадров. - 2004. - № 8. - С. 84-97.

8. Доходы Фонда в 2005 г. //www.ssf.gov.by

9. Концепция реформы системы пенсионного, обеспечения в Республике Беларусь // НЭГ - 1997. - №20.- С. 18.

10. Капыльская, Л. И. Выплаты по государственному социальному страхованию / Л. И. Капыльская// Отдел кадров. - 2006. - № 5. - С. 70-78.

11. Каратуев, А. Г. Финансовый менеджмент. Учебно - справочное пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.

12. Колпина, Л. Г. Финансы и кредит : учеб. пособие для вузов / Л. Г. Колпина, Г. И. Кравцова, В. Л. Тарасевич; под ред. Л. Г. Колпина- Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. - 336 с.

13. Мировые тенденции в социальном страховании //www.ssf.gov.by

14. Николаевский, В. В. Социальная зашита населения: теория и практика / В. В. Николаевский // Социология. - 2004. - №3.- С. 21-42.

15. Об основах государственного соци-ального страхования: Закон Республики Бе-ларусь от 31 января 1995 г. № 3563-ХП [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http:// www.ssf.gov.by.

16. О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке направления на оздоровление в санаторно-курортное лечение населения за счет средств республиканского бюджета и средств государственного социального страхования и выдачи путевок и курсовок [Электрон, ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2005 г., № 332. Режим доступа: http://www. pravo.by

17. О концепции реформы системы пен-сионного обеспечения в Республике Бела-русь и плане первоочередных мер го реали-зации ее основных положений: Постановле-ние Совета Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997 г. № 349 // Нац экон. газ. -1997.-№20.-C 18.

18. О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь, 17 апр. 1992 г., № 1596-ХП (с измене-ниями и дополнениями) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. 1992. № 17, Ст. 275.

19. Расходы Фонда в 2005 г. //www.ssf.gov.by

20. Роик, В. Д. Доктрины и концепции со-циального страхования / В. Д. Роик // Человек и труд. -2005. - № 6. - С.74.

21. Теория финансов: Учебное пособие/ Н. Е.Заяц, [и др.]; под общ. ред. Н. Е. Заяц. - Мн.: Выш. шк., 2005.- 542с.

22. Финансы: Учебник для ВУЗов/ Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Перспектива, Юрайт, 2000.

23. Шуляк, П. Н. Белотелова Н.П. Финансы: Учеб. пособие.- М.: Издат. Дом Дашков И.К., 2000.

24. Шуст, В. Социально значимые виды страхования: состояние и перспективы развития / В. Шуст//Финансы, учет, аудит. - 2004. - № 4. - С. 12-13.

25. Финансы: Учебник / Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова.- М.: Изд-во Рос. Экон. Академии, 2000.

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 46 страниц, 2 рисунка, 25 литературных источников.

Тема: «Социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ»

Ключевые слова: социальное страхование, социальная защита населения, Фонд социальной защиты населения, персонифицированный учет, пенсионная система.

Объектом и предметом исследования методологические и практические вопросы совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.

Цель работы -- всестороннее и полное изучение тенденций социального страхования в системе социальной защиты населения и разработка путей и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.

При выполнении работы использовались методы как общенаучные, так и специальные методы исследования : анализ, синтез, сравнение, а также экономико-статистический и метод технико-экономических расчетов.

В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: ознакомление с теоретическими аспектами социального страхования, были изучены особенности организации социальной защиты населения в Республике Беларусь, ознакомление с международным опытом социального страхования, изучение тенденций и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.

Элементами научной новизны полученных результатов являются дальнейшее расширение пер-сонифицированного учета, основан-ное на индивидуализации страховых выплат в рамках программы пенси-онного и социального страхования, а также создание системы актуарных расчетов, построение эффективной актуарной модели пенсионного и со-циального страхования, полностью учитывающей особенности и специ-фику национальной системы, кото-рая позволит рассматривать воз-можные варианты развития и своев-ременно принимать упреждающие меры при возникновении отрица-тельных тенденций.

Экономическая и социальная значимость: Увеличение абсолютной численности пен-сионеров, их удельного веса в общей числен-ности населения и другие факторы стали при-чиной кризисных явлений в системе пенси-онного и социального страхования. В связи с этим особую экономическую и социальную значимость приобретает курсовая работа, как поиск оптимальной модели финансово-го обеспечения системы пенсий и пособий, которая учитывала бы международные прин-ципы и нормы, гарантировала качественно новый уровень пенсионирования и актива-цию страховых признаков системы.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5