скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Необходимость и сущность денег скачать рефераты

К числу факторов, обусловливающих денежную эмиссию, можно отнести, во-первых, увеличение и расширение товарной массы, рост производства под влиянием увеличения числа мелких производителей, рыночной ориентации крупных, в том числе оборонных, производств; активность и организованность торговли, увеличивающей товарное предложение и снижающей порчу и потери товаров; расширение структуры товарного рынка за счет выведения на рынок товаров, купля-продажа которых ранее была запрещена, и т.д. Во-вторых, рост цен, в первую очередь не связанный с изменением свойств и качества товаров и услуг, спекулятивные операции; неадекватную налоговую политику при отсутствии конкурентных условий формирования цен; появление посредников, часто не осуществляющих доработку и перемещение товаров; усиление монополий и влияния криминальной среды, искусственно взвинчивающих цены и пресекающих попытки их снижения, и т.д. В-третьих, снижение скорости оборота денег: увеличение доли наличных денег в структуре денежной массы и сбережений населения; плохую организацию торговли, дефицит и неадекватность ассортимента товарного предложения, замедляющие товарный и соответственно денежный оборот; политические и административные ограничения, сужающие возможности использования накоплений; общие риски и т.д. Условия, которые формируются под воздействием этих, а также ряда других факторов, практически неизменно вызывают денежную эмиссию: организованную при адекватной реакции правительства и эмиссионных органов или неорганизованную, стихийную при ее отсутствии; официальную или неофициальную; стабилизирующую с точки зрения структуры денежной массы или дестабилизирующую, наполняющую денежную систему денежными суррогатами.

С этой точки зрения можно говорить о различных видах денежной эмиссии, имеющих отличительные черты и особенности. Разнообразие видов и типов денежной эмиссии определяет необходимость их классификации (см. схему 1) как при разработке, так и при проведении эмиссионного регулирования. Одним из значимых классификационных подходов является выделение видов денежной эмиссии по их целевым установкам или функциональному предназначению. Так, эмиссия может иметь в качестве целевой установки изначальное формирование денежной массы, полную замену всех ее элементов при объявлении государством обесцененных бумажных денег недействительными, пополнение объема или изменение структуры денежной массы; ограничение в обороте или смену отдельных денежных инструментов. В историческом плане этот подход реализуется в процессе эволюции материальных носителей денег и в сценариях денежных реформ. В ходе начальной, формирующей эмиссии образуется денежная масса на этапах денежных реформ радикального типа, связанных со сменой типа денежной системы, или на переходных этапах исторической эволюции материальных носителей денег. Для обеспечения устойчивости экономического роста и поддержания баланса «денежная масса -- товарная масса» особое значение имеет пополняющая эмиссия. Она предполагает дополнительный выпуск или введение в оборот официальных, а иногда вследствие просчетов денежно-кредитной политики и неофициальных денежных знаков, денежных суррогатов.

Регулирующая эмиссия вносит временные корректировки в состав и структуру денежной массы. Она проявляется в рамках конкретных методов и инструментов реализации денежно-кре-дитной политики центрального банка: изменения учетной ставки, норм обязательных резервов, операций на открытом рынке и др. Методы и инструменты денежно-кредитной политики центрального банка могут быть нацелены на изменение не только объема, но и структуры денежной массы, ликвидности ее инструментов. В данном случае мы имеем дело с обменно-регулирующей эмиссией, когда отдельные элементы денежной массы заменяются один другим с целью регулирования ее состояния.

В операциях по замене денег, потерявших свою платежеспособность, по сути, также происходит денежная эмиссия, которую можно определить как обменную эмиссию. Она не изменяет объем и структуру денежной массы, но поддерживает ее функциональность. Конверсионная эмиссия происходит при смене в структуре денежной массы отдельных денежных инструментов. Она приводит к изменению качественных характеристик и формированию иных функций ее конкретных элементов. Так, расчетные инструменты, например банкноты, в ходе конверсионной эмиссии могут сменяться на специализированные - коммерческие ценные бумаги, инвестиционные - долговые и долевые ценные бумаги или на сберегательные - слитки и монеты из драгоценных металлов. Возможна и обратная конверсионная эмиссия при их реализации или погашении.

В настоящее время непосредственно под деньгами понимаются инструменты или активы, которые в безусловном порядке и в неограниченном объеме могут быть использованы в качестве законного признанного платежного средства. Они могут быть использованы всегда, везде и в любом количестве для оплаты товаров и услуг. Это, прежде всего инструменты, которые обладают официальным статусом денежных знаков в наличной и безналичной форме: банкноты, разменные монеты, специальные памятные и юбилейные монеты, казначейские билеты и т.п. Вместе с тем в условиях глубоких экономических, политических и денежных кризисов официальные денежные знаки в существенной степени могут потерять свою функциональность. В таких ситуациях денежными функциями могут быть наделены отдельные потребительские товары, так называемые вторичные эквиваленты, а также различные денежные суррогаты. Деньгами может быть любой актив, выполняющий на том или ином временном отрезке денежные функции или, по крайней мере, часть из них.

В этой связи денежную эмиссию следует классифицировать по объектам эмиссии или денежным инструментам. Помимо официальных денежных знаков, эмитируемых центральным банком, можно выделить денежные инструменты, официально разрешенные к использованию в качестве расчетного и платежного средства, однако имеющие ограниченную сферу обращения: векселя, некоторые виды государственных ценных бумаг и др. Их эмиссия носит ярко выраженный регулирующий характер с высокой степенью избирательности. Следующую группу составляют денежные активы, не обладающие статусом законных платежных и расчетных средств, но используемые в качестве расчетных и инвестиционных инструментов в отдельных конкретных операциях по договоренности контрагентов, - государственные долговые ценные бумаги, кредитные деньги стандартной эмиссии: облигации, финансовые фьючерсы и др.; кредитные деньги банковской нестандартной эмиссии: депозитные и сберегательные сертификаты, банковские акцепты; кредитные деньги небанковской нестандартной эмиссии: долговые расписки, закладные, варранты, коносаменты, форвардные контракты и др. Денежные инструменты последних двух групп можно охарактеризовать как квазиденьги. Наконец, можно выделить «историческую» группу инструментов денежной эмиссии. Она может рассматриваться в основном в познавательном плане. Хотя не исключены рецидивы использования в денежном обороте в условиях кризисов или дефицита официальных денежных инструментов драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов открытой и закрытой чеканки, а также других ценностей. Этот тип эмиссии можно назвать естественно-регулирующим, так как включение ее объектов в денежный оборот, нейтрализующее дисбалансы денежного обращения, происходит помимо желания и воли правительства и центрального банка. При этом подрывается их репутация, сводятся на нет цели и установки де-нежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, эффективность эмиссионного регулирования.

В ходе как официальной, организованной, так и вынужденной, неорганизованной, эмиссии ее объекты образуют состав и структуру денежной массы, которая реально функционирует и обеспечивает денежные потребности. Просчеты в организации этого типа денежной эмиссии формируют эмиссионные риски, значительно затрудняющие регулирование экономики. Еще одним типом подхода, дифференцирующим денежную эмиссию, является разделение ее по субъектам, или эмитентам, что имеет важное значение с точки зрения оценки эффективности эмиссионного регулирования. Если рассматривать денежную массу в широком плане, включая и квазиденьги, и вторичные эквиваленты, то эмитентами может быть достаточно широкий круг юридических лиц. Естественно, что качественные характеристики, результативность и эффективность их эмиссионных действий значительно различаются. Эмиссионная деятельность для них может быть основной, а иногда и вообще не иметь к их работе прямого отношения.

В первую очередь среди эмитентов следует назвать центральные банки, выпускающие денежные инструменты, имеющие официальный статус банкноты, разменные монеты и осуществляющие безналичную денежную эмиссию. К достаточно значимым эмитентам, занимающим при некоторых государствах ведущее место, следует отнести министерство финансов, казначейство и т.п., выпускающие в оборот казначейские билеты, казначейские векселя, другие государственные ценные бумаги и контролирующие деятельность эмиссионных банков или включающие их в свою структуру, а также местные органы власти, которые могут эмитировать облигации местных займов, выполняющих ряд денежных функций. Большую роль в формировании денежной массы играют коммерческие банки и иные кредитные учреждения. Действие денежного мультипликатора усиливает значимость их эмиссионной деятельности, что обусловливает необходимость применения центральным банком различных мер и методов денежно-кредитного регулирования, ограничивающих или стимулирующих объемы активных и пассивных операций коммерческих банков.

Не следует недооценивать и роль «неспециализированных» эмитентов, предпринимательских структур, которые эмитируют коммерческие, долевые и долговые ценные бумаги, в ряде случаев достаточно эффективно обеспечивая специализированные области денежного оборота платежными и расчетными средствами, а в кризисных ситуациях различными денежными суррогатами, которые нейтрализуют одни, но создают другие проблемы расчетов и платежей. Отдельно следует отметить в качестве эмитентов производителей вторичных эквивалентов, под которыми понимаются товары, берущие на себя функции денег в условиях кризисов, когда официальные денежные знаки их выполнять не в состоянии или выполняют лишь частично, а также когда возникает дефицит отдельных видов денежных инструментов.

Классификация денежной эмиссии по объектам и субъектам имеет важное значение при контроле центрального банка за динамикой показателей или агрегатов денежной массы, определении различных уровней ликвидности денежных инструментов. Уровень ликвидности денежных инструментов зависит от того, как быстро они могут быть проданы или обменены на товары и услуги с минимальными издержками относительно их стоимости. Например, наличные деньги, эмитируемые центральным банком, обладают абсолютной ликвидностью. То же самое можно сказать и о части безналичных денег, находящихся на счетах в центральном банке. Однако наличные деньги, размещенные в коммерческий банк на срочный депозит, не могут рассматриваться в качестве абсолютно ликвидного актива, поскольку не могут быть использованы их владельцем для осуществления расчетов и платежей до окончания срока действия депозита или без получения предварительного согласия банка. В большинстве стран высоколиквидными, но не абсолютно ликвидными считаются краткосрочные государственные ценные бумаги, казначейские векселя. К менее ликвидным денежным инструментам относятся депозитные и сберегательные сертификаты, банковские акцепты, векселя, некоторые другие виды ценных бумаг, значение которых с точки зрения необходимого объема денежной массы определяется особенностями национального законодательства, а также уровнем развития финансового и денежного рынков. Уровень ликвидности денежных инструментов, выпускаемых другими эмитентами, значительно ниже.

С учетом уровня ликвидности денежных инструментов основными показателями, характеризующими размеры денежной массы, являются денежные агрегаты М1 и М2. Агрегат Ml включает наиболее «узкую» группу денежных инструментов. К ним относятся наличные деньги в обращении, за исключением их части, находящейся в коммерческих банках, и средства юридических и физических лиц на текущих и расчетных счетах в коммерческих банках. Деньги на этих счетах в любой момент без какого-либо предварительного согласия банка могут быть использованы их владельцами в качестве законного платежного и расчетного средства. Таким образом, так называемый «узкий» показатель денежной массы состоит из части обязательств центрального банка, т.е. денежных инструментов, эмитированных центральным банком, а именно наличных денег в обращении, и части обязательств коммерческих банков -- средств на текущих и расчетных счетах. Более широким показателем денежной массы является агрегат М2, в который помимо тех инструментов, которые уже учтены в показателе М1, могут быть включены срочные и сберегательные депозиты в банках, краткосрочные банковские акцепты и векселя и некоторые другие достаточно ликвидные активы. Для оценки еще более широкого показателя денежной массы, включая квазиденьги, т.е. денежные инструменты, эмитируемые широкой группой юридических лиц, могут быть использованы показатели МЗ, М4 и т.д. В них дополнительно могут быть включены долгосрочные государственные ценные бумаги, коммерческие векселя, облигации и другие долговые обязательства ведущих компаний и фирм, обращающиеся на фондовой бирже, обязательства местных органов власти, другие менее ликвидные денежные инструменты.

Исторический опыт нашей страны и зарубежных стран, теоретические разработки и анализ практики позволяют классифицировать виды и типы денежной эмиссии по признаку ее организации. При этом большое влияние на формирование классификационных групп оказывают субъекты и объекты эмиссии. В историческом плане можно выделить:

? природно-стихийную (контролируемую и неконтролируемую) эмиссию первичных эквивалентов и драгоценных металлов в естественных формах;

? природно-производственную (контролируемую и неконтролируемую) эмиссию первичных эквива-лентов и драгоценных металлов в формах первичной унификации, связанную не только с добычей, но и с переработкой объектов эмиссии;

? открытую чеканку монет из драгоценных металлов;

? закрытую чеканку монет из драгоценных металлов, при которой особое значение приобретают организация, контроль и регулирование эмиссионных процессов со стороны соответствующих органов государственной власти;

? открытую эмиссию кредитных денег, включая долговые расписки и первичные векселя, базирующуюся на договоренностях, традициях;

? открытую регулируемую эмиссию разменных и кредитных денег -- монет, коммерческих векселей и т.п., имеющих более четко зафиксированные организационные схемы;

? открытую контролируемую эмиссию кредитных денег, т.е. ценных бумаг по проспектам эмиссии;

? закрытую, жестко организованную эмиссию всех видов денег монопольными эмиссионными центрами -- центральным банком и органами власти: банкнот, монет, государственных и муниципальных ценных бумаг.

Эмиссия и организация денежного оборота и особенно эмиссионное регулирование предполагают также определенную специализацию, позволяющую разделить эмиссию по классификационному признаку сфер оборота денежных инструментов. Сферы оборота также связаны с объектами и субъектами эмиссии, так как многие из них изначально имеют определенную ориентацию, а в некоторых проявляется и специализация денежных инструментов. Так, наличные деньги нацелены в первую очередь на сферу оборота товаров широкого потребления -- обслуживание оборота населения, розничной, мелкооптовой торговли, сферы услуг. Могут быть также выделены и такие специфические сферы эмиссии, как организационно-замкнутые, -- например, оборот талонов, чеков и др. только внутри предприятий, организаций, объединений между их организационными структурами или сотрудниками; так и инструментально-замкнутые, -- например, оборот векселей с передачей их по индоссаменту. Наконец, следует указать еще один достаточно важный с позиции эмиссионного регулирования подход, согласно которому выделяют тип эмиссии в зависимости от комплексности, завершенности ее сценариев. Так, полный сценарий эмиссии включает все ее этапы -- от разработки внешнего вида и определения номиналов денежных знаков до лимитов и принципов их оборота, методов эмиссионного регулирования. Базовый, минимальный, или «узкий», сценарий состоит только из процесса выпуска денег в обращение. Различные виды комплексных, а также частичных сценариев эмиссии объединяют отдельные варианты комплектации эмиссионных процессов.

Классификационные признаки отдельных видов эмиссии могут лежать в основе выработки направлений, сценариев, приемов эмиссионного регулирования и анализа ее воздействия на различные элементы экономики страны. Рассмотренные виды и типы денежной эмиссии позволяют сделать вывод о неоднозначности, многоплановости и разнообразии проявления этой экономической категории. Различные цели, объекты, субъекты, сферы организации денежной эмиссии предполагают разнообразные сценарии ее проведения, а главное -- ее результаты. При этом эмиссия как экономическая категория выполняет ряд функций: регулирующую, перераспределительную, контрольную, экономии издержек обращения. Перераспределительная функция определена тем, что в ходе эмиссии денежные инструменты перемещаются от эмитентов прямо, непосредственно или через посредников в соответствующие сферы денежного оборота, для которых они предназначены. Контрольная -- проявляется в ходе разработки эмиссионных действий, и особенно в различных реакциях на них элементов и сегментов эмиссионных сфер. Функция экономии издержек обращения связана с возможностью минимизировать затраты на изготовление денежных знаков, организацию их выпуска в оборот и его осуществление путем оптимизации набора эмитируемых денежных инструментов, максимально адаптированного к современным условиям страны: техническим, технологическим, организационным и иным, вплоть до социальных. Если попытаться выстроить иерархию функций денежной эмиссии, то на ее вершине следует поместить регулирующую, предполагающую, что в целевые установки денежных эмиссий обязательно входят позитивные изменения в экономике, уровне деловой активности, деятельности субъектов, элементов эмиссионных сфер, а также решение проблем и нейтрализация рисков, в зоне действия которых они оказались,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18