скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Финансы, денежное обращение и кредит скачать рефераты

2. Налог на рекламу. Налог на рекламу уплачивают юридические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке до 5% от стоимости услуг по рекламе.

3. Налог на доходы физических лиц. До 2001 года ставка налога увеличивалась в зависимости от величины дохода с 12% до 35%. С 2001 года ставка налога перестала быть прогрессивной (плоская шкала) и все доходы (кроме специально установленных) облагаются по ставке 13%.

Следует отметить, что налог на доходы физлиц не явл. налогом предприятия. В данной ситуации предприятие выступает налоговым агентом по сбору и перечислению налога.

37. Характеристика прямых и косвенных налогов (+36)

Налоги -- это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в бюджет соответствующего уровня и гос. внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью, в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки. Налоги выполняют 2 осн. функции:-- фискальную, которая состоит в мобилизации (изъятии, привлечении) средств в бюджетную систему;-- регулирующую, связанную с вмешательством гос-ва в темпы развития экономики.

Налоги могут взиматься следующими способами: 1) кадастровый, когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. 2) на основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода явл. то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. 3) у источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Налоговая система состоит из налогов и сборов.

Различают: косвенные налоги -- налоги, заложенные в цену товаров, которые оплачивают потребители товаров и услуг; прямые налоги -- это непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. Прямые налоги подразделяются на налоги на доходы и налоги на имущество.

1) Прямые (налоги, которые изымаются из доходов юридических и физических лиц). Бывают: а) реальные; б) личные. К последним относятся: - подоходный налог с населения; - налог на прибыль юридических лиц; - налог на прирост капитала; - налог на доходы от денежных капиталов; - налог на сверхприбыль.

2). Косвенные (налоги, которые ориентируются на расходы). Состоят из 3 групп:

а) акцизы (надбавка к цене);

б) фискальные монопольные налоги (эти налоги устанавливает гос-во для пополнения казны);

в) таможенные пошлины. Бывают: - экспортные (для прекращения или уменьшения вывоза товаров); - импортные (для преграды поступления товаров импортного производства для гос-ва или производителя внутри страны); - транзитные.

38. Методы регулирования банковской деятельности

Осн. инструменты, при помощи которых ЦБР проводит кредитно-денежную политику:

* %-ная ставка по операциям ЦБР - официальная учетная ставка, по которой ЦБР готов учитывать векселя, предоставлять кредиты другим банкам, т.е. ЦБР выполняет функцию кредитора последней инстанции. Предоставление кредитов возможно на срок до года под обеспечение (золото, драгоценные металлы, валюта, ценные гос. бумаги, векселя, гарантии и поручительства).

* Регулирующие кредиты ЦБР размещаются в банках с целью поддержания ликвидности. С этой целью ЦБР проводит аукцион, на который допускаются КБ: 1) действующие на финансовом рынке более одного года; 2) регулярно представляющие отчетность в ЦБР; 3) соблюдающие все нормативы; 4) выполняющие резервные требования.

* Нормативное формирование обязательных резервов, депонируемых в ЦБР. Это часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на бес%-ный счет в ЦБР (нормы обязательного резервирования на 20.02.98 г. по счетам на срок до 30 дней - 14% , до 90 дней - 10%, свыше 90 дней - 8%, по валютным вкладам - 8%). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% от обязательств кредитных организаций. Изменение резервных требований возможно только в объеме пяти пунктов единовременно. В настоящее время расчет отчислений в обязательные резервы производится по среднеарифметической формуле, исходя из суммы ежедневных балансовых остатков по привлеченным средствам на отчетный период (на каждое 15 и 30 число месяца).

* Операции на открытом рынке - операции ЦБР по купле-продаже ценных бумаг.

* Формирование общих внутр. нормативов для кредитных учреждений.

* Участие в деятельности международных банковских организаций.

* ЦБР принимает решения о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения и осуществляет контроль над объемом денежной массы.

* РЦБ организует налично-денежное обращение.

Официальные отношения между рублем и драгоценными металлами не устанавливаются. Банкноты и монеты явл. безусловным средством расчетов и обязательными к приему на всей территории России, а также обеспечиваются всеми активами ЦБР. Банкноты и монеты не могут быть объявлены недействительными без предупреждения о сроке их обмена.

* ЦБР может осуществлять банковские операции по обслуживанию правительственных, исполнительных органов, казначейства, государственных внебюджетных фондов, воинских частей и МВД.

* Количественное и качественное стимулирование, или сдерживание в развитии определенных отраслей и территорий при полном объеме кредита процентов и сроков кредитования. Инвестиционные кредиты предоставляются под разработанную и утвержденную правительством или ЦБР инвестиционную программу развития отрасли или конкретной территории.

* ЦБР не имеет права заниматься операциями с теми банками и кредитными учреждениями, у которых нет лицензии, также не имеет права осуществлять операции с недвижимостью, не имеет права пролонгировать кредиты, также не имеет права заниматься торговой и производственной деятельностью и приобретать доли или акции кредитных или иных организаций.

Осн. критерии надзора: 1) достаточность капитала, то есть отношение собственных средств к суммарным обязательствам; 2) оценка качества активов (с точки зрения риска и ликвидности); 3) качество менеджмента (квалификация работников и руководящего состава); 4) Л. - способность быстро и безболезненно выполнять свои обязательства.

Доходность или рентабельность - это уровень прибыли по отношению к собственному капиталу.

* ЦБР не отвечает по обязательствам правительства и наоборот, за исключением взятых на себя обязательств, в свою очередь ЦБР не несет ответственности за деятельность кредитных учреждений.

* Нормативный контроль над деятельностью кредитных учреждений и банков, этот контроль осуществляется на основе балансовых данных. Баланс банка - это бухгалтерский баланс, отражающий состояние привлеченных и собственных средств, их источники и вложение в кредитные и другие операции. По данным баланса осуществляется контроль над формированием и использованием банковских ресурсов и других банковских операций, а также правильностью их отражения в бухгалтерском учете.

39. Активные операции коммерческого банка

Банк -- учреждение, организация, сфера деятельности которого торговля деньгами и предоставление связанных с ними услуг (посредничество в платежах, кассовое обслуживание, управление депозитами и другим имуществом клиента).

Система коммерческих банков в ее современном виде формируется с 1988 г. в соответствии с Законом РСФСР от 2.12.90 г. "О банках и банковской деятельности в РСФСР" и Законом "О Центральном Банке Российской Федерации".

Активы банков - это направления размещения собственного капитала и привлеченных средств с целью получения прибыли. Они включают кассовую наличность, различные вложения в кредиты и ценные бумаги, осн. средства. Пассивы - это операции, посредством которых банк формирует свои ресурсы для проведения кредитных и других операций. Пассивы состоят из собственных средств и заемных (привлеченных) средств на определенное время.

Операции банков делятся на пассивные и активные. Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных счетах или активно-пассивных счетах в части превышения пассивов над активами. Пассивные операции играют важную роль в деятельности коммерческих банков. Именно с их помощью банки приобретают кредитные ресурсы на рынке. Существует четыре формы пассивных операций коммерческих банков:1) первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка. 2) отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов. 3) получение кредитов от других юридических лиц. 4) депозитные операции. Пассивные операции позволяют привлекать в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций. С помощью первых двух форм пассивных операций создается первая крупная группа кредитных ресурсов- собственные ресурсы. Следующие две формы пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы. Собственные ресурсы банка представляют собой банковский капитал и приравненные к нему статьи.

Активные операции коммерческих банков - это операции, связанные с размещением банковских ресурсов.

В зависимости от срока различают: срочные (на опред-й срок) и онкольные (возвращаемые по первому требованию) ссуды и кредиты.

В зависимости от обеспечения различают:

1. Вексельные ссуды, в том числе: -- учет (дисконтирование) векселей, то есть их покупка до поступления срока платежа; -- акцептные операции, то есть выдача гарантий по оплате векселей своей солидной клиентуры за свой счет; -- аваль - выдача гарантий платежеспособности векселедателя. Ответственность по платежам переходит на банк в случае неспособности векселедателя оплатить вексель; -- выдача ссуд под залог векселей (под 50-70% от номинала).

2. Подтоварные ссуды - ссуды под залог товаров и товарораспорядительных документов: н-р, варрантов (свидетельств о принятии товаров на ответственное хранение на склад); железнодорожных накладных; коносаментов (свидетельств о приеме груза на борт корабля); накладных о перевозке грузов автомобилями, самолетами и т.д. Выдают ссуды в размере 50-70% стоимости товара.

3. Фондовые операции, то есть ссуды под обеспечение ценных бумаг (из расчета 50-60% обеспечения) и покупка ценных бумаг банком за свой счет (в основном это гос. ценные бумаги, акции нефтедобывающих и перерабатывающих предприятий).

4. Лизинговые операции.

40. Банковская система РФ и ее элементы

Банковская система - важнейшая из структур рыночной экономики, проводящая, концентрирующая осн. массу кредитных и финансовых операций, ведущая часть кредитной системы, куда, наряду с собственно банками, органически включена и целая сеть так называемых "квазибанковских" (околобанковских) учреждений: факторинговые и лизинговые фирмы, кредитные союзы и товарищества, пенсионные фонды, финансовые компании и множество других специализированных кредитно-финансовых организаций - все эти структуры явл. элементами парабанковской системы. Основной объем кредитных и финансовых услуг клиенту любой страны предоставляют банки.

БС представляет собой сложноорганизованную иерархическую структуру составляющих ее элементов - кредитно-финансовых институтов, важнейшими из которых явл. эмиссионные и не эмиссионные (коммерческие и специализированные) банки.

Российская БС, начиная с 1988 года, претерпела впечатляющие изменения. Переход от жесткого государственного контроля над денежными потоками к рыночной системе перераспределения временно свободных денежных ресурсов потребовал слома прежней структуры финансовых институтов и реорганизации функций Госбанка. С принятием в декабре 1990 года таких важных документов, как закон РСФСР "О Центральном Банке РСФСР", "О банке и банковской деятельности в РСФСР", была сформирована двухуровневая банковская система. В 1995 году полным законодательным запретом прямого кредитования Центральным банком агентов хозяйственной деятельности процесс трансформации был окончательно завершен.

В современных условиях развития товарно-денежных отношений, экон. методов хозяйствования роль банков в экономике существенно повысилась. Являясь центрами хозяйственной жизни, осуществляя регулирование денежного оборота и ссудного фонда, банки ведут работу, которую не выполняет ни одно звено управления экономикой. Мировая банковская история не знает аналога тому, что произошло в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500 самостоятельных банков, немало кредитных организаций, осуществляющих отдельные банковские функции. Для сопоставления: США, чтобы создать 1000 банков, потребовалось около 80 лет - с 1781 по 1860 г., в других странах банков до сих пор намного меньше.

Двухуровневая БС осн-ся на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. По вертикали осуществляются отношения подчинения между ЦБ как руководящим органом и низовыми звеньями - коммерческими универсальными и специализированными банками, по горизонтали - отношения равноправного партнерства между низовыми звеньями. При этом происходит разделение административных, операционных функций, связанных с обслуживанием хозяйства. ЦБ остается банком в полном смысле этого слова лишь для двух категорий клиентов - коммерческих универсальных и специализированных банков, а также некоторых бюджетных и правительственных структур. Причем преобладающими становятся функции надзора за состоянием рынка кредитно-финансовых услуг, регулирования и контроля деятельности низовых звеньев БС.

Низовое звено БС состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Основной его составляющей явл. универсальные коммерческие банки, поскольку специализированные (инновационные, инвестиционные, ипотечные и т. д.) банки в отличие от западной практики не получили пока достаточного развития в российской банковской системе.

Осн. назначение банка следует из самого его определения, сформулированного в ныне действующем «Законе о банках и банковской деятельности»: банк - коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим законом и на основании лицензии, выданной Центральным банком России, предоставлено право привлекать денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещать эти средства на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.

БС РФ образуют ЦБР, Банк внешней торговли РФ, Сбербанк РФ, КБ разных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операций. Для финанс-я отдельных целевых республиканских, региональных и иных программ могут создаваться специальные банки в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РФ.

Банки действуют на основании своих уставов, принимаемых в соответствии с законодательством РФ. ЦБР регистрирует уставы банков и ведет реестр (общереспубликанскую книгу регистрации) банков, получивших лицензии. Записи в реестр производятся одновременно с выдачей лицензий. Банки получают право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии. При ликвидации или реорганизации банков их лицензии возвращаются в ЦБР, а запись в реестре аннулируется. Банк осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выдаваемой ЦБР. В лицензии предусматривается перечень операций, выполняемых банком.

Все банки на территории РФ должны держать обязательные резервы в ЦБР и в соответствии со статьями 24 и 27 закона РФ ''О Центральном банке РФ" устанавливают нормативы обязательных резервных требований, депонируемых ими в ЦБР. Банки обязаны иметь свой страховой и резервный фонды, порядок формирования и использования которых устанавливается ЦБР и уставами банков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24