скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Cистема организации расчетов скачать рефераты

Cистема организации расчетов

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

тема: “СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ»

Выполнила: студентка 5 курса

факультета Финансы и кредит

заочного отделения

группы ГМФН -3

ТОРШИНА АННА ВЛАДИМИРОВНА

Преподаватель: к.э.н. Вишнинская Г.Н.

Уфа -2002

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Характер состояния расчетов в Российской Федерации

1.1. Виды безналичных расчетов на предприятии

1.2. Законодательная и нормативная база регулирования дебиторской и кредиторской задолженности в Российской Федерации

1.3. Кризис неплатежей и его влияние на финансовое положение предприятия

Глава 2. Анализ структуры, динамики и причин неплатежей на

предприятии Месягутовский районный узел связи филиал ОАО «Башинформсвязь»

2.1. Анализ финансовой устойчивости предприятия

2.2. Анализ ликвидности предприятия

2.3. Анализ состава, структуры и динамики расчетов на

предприятии

2.4. Оценка финансовой устойчивости и влияние на нее

неплатежей предприятий

Глава 3. Совершенствование безналичных расчетов

3.1. Мероприятия по усовершенствованию расчетов

3.2. Стимулирование исполнения обязательств дебиторов

3.3. Оценка экономической эффективности предложенных

мероприятий

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

4

7

7

16

20

25

25

30

35

45

47

47

56

61

63

71

74

ВВЕДЕНИЕ

Современная экономика представляет собой широко разветвленную сеть сложных отношений входящих в нее хозяйствующих субъектов между собой. Основой этих взаимоотношений являются расчеты за поставленную продукцию, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств. В платежном обороте народного хозяйства расчеты за поставленные товарно-материальные ценности занимают наибольший удельный вес. Осуществляются эти расчеты преимущественно в безналичной форме.

Безналичные расчеты являются важным звеном кругооборота средств предприятия. Они ускоряют их движение, сокращают издержки обращения, увеличивают резервы для кредитования производственно-хозяйственной деятельности. Система безналичных расчетов включает в себя ряд элементов, совокупность которых характеризует их организацию. Это прежде всего: принципы организации безналичных расчетов, формы безналичных расчетов, условия и правила их применения, организация документооборота, взаимный и банковский контроль за движением средств, осуществлением расчетов. Важнейший принцип безналичных расчетов - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. В укреплении платежной дисциплины большая роль отводится заключению хозяйственных договоров. Договор обуславливает конкретные формы расчетов, платежные инструменты, способы платежа.

В настоящее время предприятия сами выбирают форму расчетов. Использование прогрессивных форм расчетов, на основе применения векселей, зачета взаимных требований позволяет в известной степени осуществить контроль за выполнением договорных обязательств.

Своевременность денежных расчетов имеет важное значение для хозяйственной и финансовой деятельности предприятий. Проблема оплаты продукции и неплатежей возникает у предприятий в следствии недостатка денежных средств в составе его оборотных активов. Широкое внедрение коммерческого кредита, вексельного обращения способно послужить инструментом решения задачи насыщения хозяйственного оборота необходимой массой платежных инструментов.

Целью данной работы является анализ структуры, динамики, состояния расчетов на предприятии, выявления причин неплатежей и разработка конкретных мероприятий по снижению дебиторской задолженности на предприятии.

Исходя из поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по специальности;

изучение нормативно-правовой базы по регулированию задолженностью;

оценка влияния неплатежей на финансовое состояние предприятия;

оценка структуры дебиторской и кредиторской задолженности;

разработка рекомендаций по снижению задолженности и упорядочению расчетов на предприятии, а также по совершенствованию контроля за задолженностью и предотвращению ее появления.

В данной работе рассмотрен ряд практи-ческих проблем, связанных с управлением и регулированием дебиторской и кредиторской задолженности; механизмом реализации дебиторской и кредиторской задолженности; применением ряда превентивных мер: укрепление договорный дисциплины, 100 % предоплаты, залога, поручительства, денежных взысканий как способа обеспечения исполнения денежных обязательств.

При подготовке данного проекта были изучены работы таких авторов, как Липсиц И. В., Львов Ю. А., Ансофф И., Маккей Х., Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Ковалев В.В.

Объектом исследования выбрано предприятие «Месягутовский районный узел связи» филиал ОАО Башинформсвязь, являющееся типовым предприятием на данный момент, на котором, как и на большинстве предприятий

Башкортостана, имеются проблемы, связанные с дефицитом оборотных средств.

Предприятие «Месягутовский районный узел связи» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляющим свою деятельность на основе хозяйственного расчета.

Предприятие оказывает услуги с целью извлечения прибыли и наиболее полного удовлетворения потребностей жителей в услугах связи.

Для решения поставленных задач в работе использованы данные первичного, оперативно-технического, бухгалтерского учета, нормативные акты по вопросам организации и ведению учета, специальная литература, годовые отчеты за 1999-2001 гг., бизнес-планы на эти же годы.

В работе применены методы сравнения, цепных подставок, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический и другие.

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Виды безналичных расчетов на предприятии

Платежи на территории России осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Как правило, безналичные расчеты производятся через банки и иные кредитные организации, в которых открыты счета организаций и предпринимателей, участвующих в расчетах.

Законом может быть предусмотрен иной порядок расчетов. Использование иного порядка расчетов может быть также обусловлено избранной сторонами формой расчетов /ст.861 ГК РФ/. Кодекс не содержит исчерпывающего перечня форм расчетов, а регламентирует лишь основные из них. Охарактеризуем основные формы расчетов:

- Расчеты платежными поручениями.

Платежные поручения используются организациями для расчетов за продукцию и услуги, расчетов с бюджетом, органами социального страхования я др. Их можно применять в одногородних и иногородних расчетах.

Платежное поручение представляет собой распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя денег. В нем обязательно указывают назначение подлежащих перечислению сумм.

Платежное поручение передается в учреждение банка плательщика в порядке последующего акцепта после получения получателем товарно-материальных ценностей или оказанных ему услуг. Вместе с тем оно может выписываться и для предварительной оплаты счетов поставщиков. Под предварительной оплатой понимают оплачу товаров или оказанных услуг, готовых к отгрузке (оказанию) получателям немедленно после получения платежа и отгружаемых (оказываемых) не позднее 3 рабочих дней со дня получения платежа.

Платежные поручения оформляют, как правило, на сумму не менее предельной величины, установленной для банковских операций по безналичным расчета.

Платежи менее этой суммы осуществляют обычно почтовыми переводами. Не ограничивается сумма переводов на имя отдельных граждан причитающихся лично им средств и на имя других организаций, где нет кредитных учреждений.

При расчетах платежными поручениями (переводами) операции по расчетам у поставщиков и покупателей отражают на счетах бухгалтерского учета таким же образом, как и при расчетах платежными поручениями-требованиями.

- Расчеты платежными поручениями - требованиями.

При данной форме расчетов получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчетный документ, содержащий требование к плательщику об уплате получателю определенной суммы через банк за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.

Оплата платежных поручений-требований может осуществляться с их акцептом и без акцепта. Акцепт в расчетах означает согласие плательщика на оплату. Акцепт требований может быть последующим и предварительным. При предварительном акцепте банк производит списание средств со счета плательщика, если он не заявит в установленный срок отказ от акцепта. При последующем акцепте банк плательщика оплачивает платежное требование сразу после его поступления. Если плательщик в установленный срок заявит об отказе от акцепта, то банк немедленно восстанавливает сумму платежа на счете плательщика и списывает ее со счета получателя. Банк принимает последующие отказы от акцепта иногородних и одногородних требований в течение трех рабочих дней после поступления требования в банк плательщика.

Требование предъявляется в банк при иногородних расчетах в трех экземплярах, при одногородних - в четырех экземплярах.

Плательщик имеет право отказаться от акцепта счета в полной сумме в случае отгрузки поставщиком продукции не заказанной, недоброкачественной, нестандартной, некомплектной, досрочной поставки товаров или досрочного оказания услуг, предъявления поставщиком бестоварного требования, отсутствия утвержденных или согласованных и установленном порядке цен на товары и услуги и др.

Частичный отказ от акцепта может быть при нарушении поставщиком цен, скидок, допущении арифметических ошибок в требовании или в товарно-транспортном документе, поступлении части не заказанной, недоброкачественной, нестандартной продукции и др.

За необоснованный отказ от акцепта по решению арбитражного суда покупатель может нести материальную ответственность.

Если покупатель отказался от акцепта поручения-требования, поступившие по этому поручению-требованию товары (за исключением скоропортящихся) поступают на ответственное хранение покупателя.

В случае акцепта платежного поручения-тре6ования отделение банка покупателя извещает отделение банка поставщика об оплате покупателем расчетного документа. Сумма платежа зачисляется отделением банка поставщика на расчетный или другой счет поставщика.

Схема документ6оборота при расчете платежными требованиями с использованием предварительного акцепта приведена ниже.

Поставщик Покупатель

2 7 4 5

Отделение банка, 3 Отделение банка,

обслуживающее обслуживающее

поставщика 6 покупателя

Рис. 1. Схема документ6оборота при расчете платежными требованиями с использованием предварительного акцепта

Обозначения на схеме:

1- отправка документов, подтверждающих отгрузку товаров;

2- сдача поставщиком платежного поручения-требования в четырех или трех экземплярах на инкассо;

3 - отправка платежного поручения-требования в двух экземплярах учреждению банка плательщика;

4 - извещение покупателя о поступлении платежного поручения-требования;

5 -отправка покупателю оплаченного платежного поручения-требования;

6 - извещение об оплате покупателем счета;

7 - перечисление платежа за счет поставщика и извещение об этом поставщика.

Достоинством акцептной формы расчетов платежными требованиями является то, что она позволяет плательщику контролировать соблюдение поставщиком условий, предусмотренных договорами. Ее недостаток заключается в сравнительно медленном поступлении средств на счет поставщика (3 дня на акцепт и двойной срок почтового пробега).

Расчеты платежными поручениями-требованиями могут осуществляться и без их акцепта. Например, со счетов плательщика без акцепта оплачиваются требования за газ, воду, электрическую и тепловую энергию, канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные и некоторые другие услуги.

- Аккредитивная форма расчетов.

Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

Аккредитив - это поручение отделения банка покупателя отделению банка поставщика об открытии специального аккредитивного счета для немедленной оплаты поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении и в пределах указанной в заявлении суммы. Каждый аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком и выставляется на срок, указанный в договоре, который может быть продлен но согласию поставщика и покупателя.

Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке поставщика в полной сумме аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приемосдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара. Реестры счетов должны сдаваться поставщиком в обслуживающее его учреждение банка, как правило, на следующий день после отгрузки (отпуска) товара.

Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов приведена ниже.

4

Поставщик Покупатель

3 5 1

Отделение банка 2 Отделение банка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9