Бюджетная система РФ
Принципы бюджетной системы закреплены в гл. 5 Бюджетного Кодекса РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
сбалансированности бюджета;
эффективности и экономности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
гласности;
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств.
Рассмотрим подробнее данные принципы.
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
· право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
· право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
· право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации;
· право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);
· недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
· недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;
· недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
· недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом. Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип гласности означает:
обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
2 Характеристика элементов бюджетной системы
Элементы бюджетной системы делятся на два уровня базисный и настроечный.
Базисный уровень включает в себя сами элементы бюджетной системы: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, резервные фонды, целевые бюджетные фонды.
Настроечный уровень включает в себя аппарат управления бюджетной системой законодательной власти (государственная дума) и исполнительной власти (центральный банк, казначейство, счётная палата).
В последние годы роль и значение государства возрас-тают, увеличиваются и затраты на содержание государ-ственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.).
Российская Федерация имеет право на самостоятель-ный федеральный бюджет. Это право закреплено в Кон-ституции Российской Федерации, в которой особо записа-но, что в ведении Российской Федерации находится феде-ральный бюджет (ст. 71). Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его форми-рования и исполнения.
Законодательно дано право устанавливать налоги, сбо-ры, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, соглас-но ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в стране избирается Федеральное Собрание России, Пре-зидент РФ, Правительство, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для уп-равления народным хозяйством, выполнения законодатель-ства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, го-сударственные комитеты, ведомства и др.).
Для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий в Российской Федерации формируется цент-рализованный финансовый (денежный) фонд - федераль-ный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российс-кой Федерации.
В ст. 71 Конституции Российской Федерации записано: “В ведении Российской Федерации находятся: федераль-ный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития”.
2.1 Федеральный бюджет
Федеральный бюджет - ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены ос-новные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).
Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу за-кона после его утверждения Федеральным Собранием (Парламентом) Российской Федерации.
По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования Централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.
Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного про-дукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укреп-ления обороноспособности государства. На долю федераль-ного бюджета приходится значительная часть распредели-тельного процесса, которая заключается в распределении Денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, региона-ми страны.
Федеральный бюджет активно используется государ-ством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.
Средства федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицирован-ных и научных кадров.
Через федеральный бюджет осуществляется распреде-ление и перераспределение внутреннего валового продук-та и созданного национального дохода страны между от-раслями народного хозяйства, осуществляется финансиро-вание общегосударственных органов власти, науки, искус-ства, образования, обороноспособности и т. д.
Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уро-вень инфляции, предельный размер дефицита, предель-ный размер кредитов, предоставляемых Россией иностран-ным государствам, размеры заимствований устанавливают-ся Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год. [10, с. 83]
Самый последний федеральный бюджет на 2007 год был утверждён Государственной Думой РФ 24 ноября 2006 года, одобрен Советом Федерации 8 декабря 2006 года и закреплён Федеральным законом от 19.12.2006 №238 ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год”.
2.1.1 Доходы федерального бюджета
Доходы федерального бюджета - это денежные сред-ства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государ-ственной власти РФ.
В доходы федерального бюджета зачисляются:
· собственные налоговые доходы федерального бюд-жета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюд-жетной системы Российской Федерации;
· собственные неналоговые доходы;
· остаток средств на конец предыдущего года;
· доходы от бюджетных фондов;
· прочие доходы.
Таблица 2 - Доходы Федерального бюджета РФ в 2005-2007 годах. [1,2,3]
Доходы
|
Сумма, тыс. руб.
|
|
|
2005
|
2006
|
2007
|
|
Доходы всего
|
3 326 041 100,0
|
5 046 058 500,0
|
6 964 835 200,0
|
|
Налоговые доходы
|
2 719 455 300,00
|
4 275 407 400,00
|
5 958 295 600,00
|
|
Из них:
Налог на прибыль
|
259 003 300,0
|
344 838 100,0
|
580 408 800,0
|
|
Налоги и взносы на социальные нужды
|
266 500 000,0
|
302 090 200,0
|
368 773 900,0
|
|
Налоги на товары работы услуги реализуемые на территории РФ
|
791 822 600,0
|
1 212 247 500,0
|
1 485 042 900,0
|
|
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
|
483 035 600,0
|
753 309 000,0
|
1 068 990 200,0
|
|
Доходы от ВЭД
|
919 093 800,0
|
1 662 922 600,0
|
2 455 079 800,0
|
|
Неналоговые доходы
|
136050800,00
|
180 178 600,00
|
4 989 700,00
|
|
Из них:
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
|
73 004 000,0
|
85 769 000,0
|
99 780 600,0
|
|
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства
|
58 083 700,0
|
89 837 800,0
|
118 694 600,0
|
|
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
|
874 500,0
|
1 328 300,0
|
2 231 300,0
|
|
Прочие неналоговые доходы
|
4 088 600,0
|
3 243 500,0
|
2 758 400,0
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|