скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Бюджетная система РФ скачать рефераты

Бюджетная система РФ

-3-

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Экономический факультет

Кафедра финансов и учета

КУРСОВАЯ

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

Заярская Анастасия Викторовна

Руководитель

доцент, к.э.н.

______ Т. Л. Ищук

Автор работы

______ А.В. Заярская

Томск 2007

Оглавление

Введение 3

1 Понятие и структура бюджетной системы 4

1.1 Общие понятия 4

1.2 Функции бюджета 5

1.3 Принципы бюджетной системы 7

2 Характеристика элементов бюджетной системы 13

2.1 Федеральный бюджет 13

2.2 Государственные внебюджетные фонды 20

2.3 Аппарат управления бюджетной системой 26

3 Анализ современного состояния бюджетной системы 31

Заключение 38

Литература 39

Введение

В настоящее время с переходом экономики к рыночным отношениям, возможность государства оказывать влияние на экономические процессы в стране сузилась, при этом значительно возросла роль бюджетной системы как одного из важнейших институтов государства, - инструмента государственного регулирования экономики. В этой связи важнейшей задачей органов государственной власти является реальная экономиче-ская возможность осуществления ими властных полномочий с помощью государственного бюджета. В этом ключе тема данной курсовой работы весьма актуальна.

Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, выяснить роль бюджетной системы, понять насколько она дифференцирована по странам и анализ современное состояние бюджетной системы.

Предметом исследования является то, как осуществляется деятельность государства, происходит кругооборот финансовых ресурсов и как строится его финансовая мощь на основе управления основным финансовым планом государства - бюджетной системой.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрены понятие и функции бюджета, произведена дифференциация подходов к их изучению, а также названы принципы, на которых базируется бюджетная система любой страны. Во второй главе бюджетная система изучается через призму ее основных элементов, проводится их классификация, сопоставляются те или иные составляющие. Третья глава посвящена непосредственному анализу современного состояния бюджетной системы, где каждому элементу приурочены конкретные статистические факты, а также дана оценка действующей бюджетной системе.

Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты Законы о Бюджете, публикации экономических газет, журналов “Российский налоговый журнал” более того, в современной литературе данная тема описана в работах таких авторов, как Парыгина В.А. “Бюджетная система России”, Годин А.М., Подпорина И.В. “Бюджет и бюджетная система РФ”, Вахрин П.И. “Бюджетная система Российской Федерации” и многие другие работы, на которые невозможно было не опираться при изучении бюджетной системы РФ.

1 Понятие и структура бюджетной системы

1.1 Общие понятия

Основное понятие бюджетной системы дано в 6 статье Бюджетного Кодекса РФ: “бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”. Там же даны и остальные понятия, такие как бюджет, консолидированный бюджет, государственный внебюджетный фонд.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных цент-рализованных фондов, и, прежде всего, общегосударствен-ного фонда денежных средств - государственного бюдже-та. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы страны. [10, с.15]

Необходимо заметить, что бюджет по-разному может рассматриваться с экономических и юридических позиций.

Так, с экономической точки зрения бюджет является совокуп-ностью экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Таблица 1 - Различные подходы к определению понятия “бюджет” [8, с24]

-3-

Напротив, как юридическая категория бюджет представляет со-бой, с одной стороны, основной финансовый план образования, рас-пределения и использования публичных финансов (бюджет-план), ко-торый, с другой стороны, принимается в особой процедуре предста-вительным органом государственной власти в форме закона (бюджет-закон). При этом такой финансовый план закрепляет юри-дические права и обязанности участников бюджетных правоотношений.

С экономической точки зрения функционирование бюджет-ной системы осуществляется в процессе совершенствования бюджетного строительства. Вместе с тем нельзя не признать, что с юридической точки зрения бюджетная система любого госу-дарства функционирует посредством последовательной цепи бюджетных правоотношений. Главная экономическая роль бюд-жета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправ-ления.

Бюджетное устройство государства - тот финансовый хре-бет, на котором строится вся система государственного управления. Бюджетное устройство любой страны определяется, как известно, ее государственным (административно-территориальным) устройством. Это объясняется тем, что, с одной стороны, в современных условиях государственное управление невозмож-но без устойчивого и достаточного финансирования, а с другой - именно управление деньгами становиться наиболее эффективной формой управления.

Основной задачей бюджетов выступают аккумуляция и справедливое, разумное перераспределение публичных (государственных) средств по вертикали (между центром управле-ния и нижестоящими уровнями управления), а также по горизонтали - между органами управления одного уровня.

В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. Главным звеном является государственный бюджет, в котором концентрируется основная часть ресурсов государства. Местные бюджеты в государственный бюджет не входят. Они самостоятельно составляются, утверждаются и исполняются местными органами власти. В федеративных же государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

1. государственный бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального прави-тельства);

2. бюджеты членов федерации (в США - штатов, в Германии - земель, в Канаде - провинций, в России -- субъ-ектов Федерации);

3. местные бюджеты.

Бюджетная система США включает федеральный бюджет, бюджеты 50 штатов и местные бюджеты (графств, муниципали-тетов, тауншипов). В Канаде она состоит из федерального бюд-жета, бюджетов десяти провинций, а также местных бюджетов (общин, областей, графств).

В конфедеративных (союзных) государствах, представляю-щих собой образованный на постоянной основе союз суверен-ных государств, нацеленный, как правило, на достижение поли-тических или военных целей, государства, входящие в состав конфедерации, имеют собственные бюджетные системы. В то же время может создаваться и бюджет конфедерации, формируе-мый из взносов входящих в нее государств. Пример -- Союз России и Белоруссии, союзное государство, общий (союзный) бюджет которого формируется за счет взносов его участников. На аналогичных принципах построен и бюджет Европейского Союза, за тем исключением, что евробюджет имеет собственные налоговые и неналоговые доходы.

Для России как федеративного государства характерно трехуровневое строение ее бюджетной системы, бюджетное уст-ройство включает в себя три уровня бюджетного управления и бюджетной деятельности:

· федеральный -- федеральный (государственный) бюд-жет, федеральные внебюджетные фонды;

· региональный -- бюджеты субъектов Федерации и регио-нальные внебюджетные фонды;

· муниципальный -- местные бюджеты. [9, с.137]

1.2 Функции бюджета

Функции бюджета - это дискуссионный вопрос. Существуют 2 подхода к определению функций бюджета: первый подход классический (выделяющий 2 функции: распределительная и контрольная), а также другой подход, добавляющий к вышеперечисленным функциям ещё три: общетеоретическую, аналитическую и критическую.

Итак, согласно классической теории бюджет выполняет следующие функции:

1. распределительно-перераспределительную;

2. контрольную;

Значение распределительно-перераспределительной функции обусловлено тем, что через бюджет осуществляется формирование государственных финансов и их распределение (использование). При-чем с экономической точки зрения считается, что через бюджет проис-ходит распределение и перераспределение валового внутреннего про-дукта, что придает бюджету макроэкономическое регулятивное значение. С помощью распределительной функции бюджета про-исходит распределение средств на производственную и не-производственную сферы, межтерриториальное и межот-раслевое распределение финансовых ресурсов, формиру-ются фонды специального целевого назначения, происхо-дят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосудар-ственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное распределение на-ционального дохода осуществляется в соответствии с по-требностями экономического и социального развития реги-онов и отраслей.

Непроизводственная сфера не участвует в создании на-ционального дохода, но является активным его потреби-телем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здра-воохранение, просвещение и др.).

Через расходы и налоги государственный бюджет выс-тупает важным инструментом распределения (регулирова-ния) и стимулирования экономики и инвестиций, повыше-ния эффективности производства. Через бюджет оказыва-ется государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атом-ной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка за-частую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики ис-пользуются налоги. [8, c.20]

Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств госу-дарства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отра-жаемое в соответствующих показателях бюджетных поступ-лений и расходных назначений. Бюджетный контроль пре-следует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета выражается и в том, что будучи связанным с народным хозяйством, бюджет по-казывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показыва-ют как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

Таким образом, основными функциями государственно-го бюджета, как основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение соци-альной политики; 2) контроль за образованием и использо-ванием централизованного фонда денежных средств. [8, с.21]

В более новой литературе к основным функциям добавляются ещё 3:

1. общетеоретическая;

2. аналитическая;

3. критическая

Общетеоретическая функция бюджета заключается в его назначении способствовать развитию экономической (финансовой) и юридической (бюджетное право) науки, науки об обществе, о государстве, об экономике вообще (например, науки государственного управ-ления, общей теории финансов и т.д.).

Аналитическая функция бюджета состоят в классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей, контроле над их объемами.

Значение критической функции бюджета заключается в первую очередь в выявлении в процессе бюджетных отношений недостатков дей-ствующего законодательства и пробелов позитивного права в сфере бюджетной деятельности, в установлении несоответствий правовых норм реалиям экономической действительности, задачам государственного регулирования экономики и интересам государства в целом. По-этому в широком смысле эта функция направлена на повышение эффективности норм действующего законодательства. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Как видим, перечисленные функции бюджета взаимозависимы и как бы вытекают одна из другой. Кроме того, поскольку наука о бюд-жетной деятельности развивается в рамках науки финансовой, она тес-но взаимосвязана и активно использует (претворяет в жизнь, реализуя на практике) передовые научные достижения российского права и экономической мысли, а, следовательно, указанные функции реализуют сущность бюджета как экономико-правовой категории. [8, с25]

1.3 Принципы бюджетной системы

Модель бюджетного устройства зависит не только от социально-экономического устройства общества, но и от национально государственного устройства страны. Поэтому бюджетное устройство РФ основывается на модели бюджетного федерализма, который по существу представляет собой определённый тип бюджетного устройства федеративного государства.

Принцип - правила, требования и установки, обязательные для исполнителей и законодателей.

В мировой практике существует бюджетный декалог, который формирует 10 основных принципов для любой бюджетной системы, любой страны мира. Он включает в себя:

1. единство

2. реалистичность

3. гласность

4. количественность

5. качественность

6. ежегодность

7. своевременность

8. полнота

9. ясность

10. подконтрольность

Данные принципы так или иначе нашли своё отражение в бюджетной системе РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5