Бюджетная система РФ
К налоговым доходам относятся:
· предусмотренные налоговым законодательством Рос-сийской Федерации федеральные налоги и сборы, пени и штрафы;
· таможенные пошлины, таможенные сборы;
· государственная пошлина.
К неналоговым доходам относятся:
· доходы от использования имущества, находящегося в государственной федеральной собственности;
· доходы от продажи имущества, находящегося в го-сударственной федеральной собственности;
· доходы от платных услуг, оказываемых соответству-ющими органами государственной власти;
· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной от-ветственности, в том числе штрафы, конфискации, ком-пенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;
· доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд;
· иные неналоговые
Федеральные налоги, средства от которых поступают в федеральный бюджет, устанавливаются федеральным за-коном. Федеральный закон устанавливает пропорции (доли) распределения налоговых поступлений в порядке бюджет-ного регулирования доходов между бюджетами разных уров-ней. Такое распределение утверждается Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет.
Кроме поступления налоговых доходов в процессе ис-полнения федерального бюджета в его доходы могут по-ступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Рос-сийской Федерации. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.
В доходах федерального бюджета отдельной строкой учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов по ставкам, установленным Законом о федераль-ном бюджете на очередной финансовый год.
Налоги и сборы представляют собой часть националь-ного дохода, мобилизуемого в определенной доле в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. Все налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги - это непосредственное (прямое) изъятие части доходов налогоплательщика (налог с населения, налог на прибыль предприятий и др.). Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.). Налоги - главный источник формирования доходов федерального бюджета.
2.1.2 Расходы федерального бюджета
Расходы федерального бюджета - это денежные сред-ства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Практически расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюд-жета на финансирование затрат общегосударственного ха-рактера, предусмотренных в Законе о федеральном бюд-жете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемо-го на общегосударственные цели.
Расходы федерального бюджета классифицируют:
1. по экономической роли в процессе воспроизводст-ва -- на затраты, связанные с финансированием матери-ального производства и содержанием непроизводственной сферы;
2. по функциональному назначению - на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народ-ного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обо-роны страны, правоохранительную деятельность, фунда-ментальные исследования и др.
Таблица 3 - Расходы Федерального бюджета РФ в 2007 году. [3]
Расходы
|
Сумма, тыс. руб.
|
Удельный вес в % от суммы расходов
|
|
Расходы всего
|
5 463 479 900,0
|
-
|
|
Общегосударственные вопросы
|
808 196 478,2
|
14,79
|
|
Национальная оборона
|
822 035 929,6
|
15,05
|
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
|
662 867 227,2
|
12,13
|
|
Национальная экономика
|
497 229 532,4
|
9,10
|
|
Жилищно-коммунальное хозяйство
|
53 024 456,1
|
0,97
|
|
Образование
|
277 939 330,1
|
5,09
|
|
Здравоохранение и спорт
|
206 373 527,5
|
3,78
|
|
Социальная политика
|
215 565 757,4
|
3,95
|
|
Межбюджетные трансферты
|
1 844 346 454,2
|
33,76
|
|
|
В составе расходов бюджета в зависимости от их эко-номического содержания выделяют текущие расходы и ка-питальные расходы.
Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на вое производство основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюд-жета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование. В соответствии с действующим в Российской Федера-ции законодательством (Бюджетным кодексом Российской федерации) исключительно из федерального бюджета фи-нансируются следующие функциональные виды расходов:
1. обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федера-ции, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов испол-нительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
2. функционирование федеральной судебной системы;
3. осуществление международной деятельности в об-щефедеральных интересах (финансовое обеспечение реа-лизации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, междуна-родного культурного, научного и информационного сотруд-ничества федеральных органов исполнительной власти, взно-сы Российской Федерации в международные организации, Другие расходы в области международного сотрудничества);
4. национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промыш-ленности;
5. фундаментальные исследования и содействие науч-но-техническому прогрессу;
6. государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
7. государственная поддержка атомной энергетики;
8. ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
9. исследование и использование космического пространства;
10. содержание учреждений, находящихся в федераль-ной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
11. формирование федеральной собственности;
12. обслуживание и погашение государственного долга РФ;
13. компенсация государственным внебюджетным фон-дам расходов на выплату государственных пенсий и посо-бий, других социальных выплат, подлежащих финансиро-ванию в соответствии с законодательством Российской Фе-дерации за счет средств федерального бюджета;
14. пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного матери-ального резерва;
15. проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
16. федеральная инвестиционная программа;
17. обеспечение реализации решений федеральных ор-ганов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
18. обеспечение осуществления отдельных государ-ственных полномочий, передаваемых на другие уровни вла-сти;
19. финансовая поддержка субъектов Российской Фе-дерации;
20. официальный статистический учет;
21. прочие расходы.
Кроме того, в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации средства федерального бюджета исполь-зуются совместно со средствами бюджетов субъектов Фе-дерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов (ст. 85 БК РФ):
1. государственная поддержка отраслей промышленно-сти (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобиль-ного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
2. обеспечение правоохранительной деятельности;
3. обеспечение противопожарной безопасности;
4. научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие на-учно-технический прогресс;
5. обеспечение социальной защиты населения;
6. обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспече-ние гидрометеорологической деятельности;
7. обеспечение предупреждения и ликвидации послед-ствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий меж-регионального масштаба;
8. развитие рыночной инфраструктуры;
9. обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
10. обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законо-дательством РФ;
11. обеспечение деятельности средств массовой инфор-мации;
12. финансовая помощь другим бюджетам;
13. прочие расходы, находящиеся в совместном веде-нии Российской Федерации, субъектов Российской Феде-рации и муниципальных образований.
Таким образом, можно отметить, что спецификой фе-дерального бюджета Российской Федерации является фи-нансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов, в том числе фиксирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования, международную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государ-ственного управления, правоохранительной деятельности.
Расходы федерального бюджета являются обществен-но полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообра-зие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных расходов они служат единой цели - обеспечению финансовыми ресурсами феде-ральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования - предоставление средств министерствам, ведомствам, предприятиями, объединени-ям, организациям и учреждениям на проведение предус-мотренных по плану мероприятий.
В основе бюджетного финансирования лежат принци-пы: безвозвратности, целевого характера бюджетных расходов и предоставления средств в соответствии со сметным порядком осуществления их расходов.
2.2 Государственные внебюджетные фонды
Государственный внебюджетный фонд - это фонд де-нежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворе-ния некоторых потребностей социального и экономическо-го характера.
Внебюджетные фонды - одна из форм перераспреде-ления и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
Необходимость образования государственных внебюд-жетных фондов заключается в следующем: создание госу-дарственных внебюджетных фондов необходимо государству, прежде всего, для более эффективного использования фи-нансовых ресурсов, а также для успешного решения соци-альной политики.
Правовой основой образования государственных соци-альных внебюджетных фондов является, прежде всего, Конституция РФ (1993 г.) и Бюджетный кодекс РФ.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации нашли отражение общие принципы, правовой статус и назначе-ние государственных внебюджетных фондов, суть которых состоит в следующем: государственные внебюджетные фон-ды образуются на основании соответствующих актов орга-нов государственной власти. Внебюджетные фонды имеют обособленные бюджеты и источники формирования до-ходов.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установ-лено, что вне федерального бюджета образуются государ-ственные фонды денежных средств, управляемые органа-ми государственной власти Российской Федерации и пред-назначенные для реализации конституционных прав граж-дан на:
· социальное обеспечение по возрасту;
· социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
· социальное обеспечение в случае безработицы;
· охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Средства государственных внебюджетных фондов нахо-дятся в государственной собственности.
Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной систе-мы РФ и не подлежат изъятию на цели, не предусмотрен-ные законодательством.
Доходы государственных внебюджетных фондов фор-мируются за счет:
· обязательных платежей, установленных законода-тельством РФ;
· добровольных взносов физических и юридических лиц;
· других доходов, предусмотренных законодательством РФ.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этих фондов, представляются на рассмотрение органу исполнительной власти (Правительству РФ) и представляются в Федераль-ное Собрание на утверждение. Утверждаются бюджеты го-сударственных внебюджетных фондов в форме законов од-новременно с принятием Федерального закона о федераль-ном бюджете на очередной финансовый год.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.
Согласно статье 44 Бюджетного кодекса РФ к государственным внебюджетным фондам относятся:
· Пенсионный фонд Российской Федерации;
· Фонд социального страхования Российской Федера-ции;
· Федеральный фонд обязательного медицинского стра-хования;
· Государственный фонд занятости населения Россий-ской Федерации.
Все эти фонды называются внебюджетными социальными фондами, потому что они созданы в целях эффективной реализации социальных программ РФ. Они образуют само-стоятельную финансово-правовую базу федеральных и ме-стных внебюджетных средств. Самостоятельность внебюд-жетных социальных фондов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение их бюджетов осуще-ствляется представительными (законодательными) органа-ми, а исполнение бюджетов фондов - органами исполни-тельной власти совместно с органами управления фондов самостоятельно на основе Закона об утверждении бюджета и механизма бюджетного регулирования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|