скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Бюджетная система РФ скачать рефераты

К налоговым доходам относятся:

· предусмотренные налоговым законодательством Рос-сийской Федерации федеральные налоги и сборы, пени и штрафы;

· таможенные пошлины, таможенные сборы;

· государственная пошлина.

К неналоговым доходам относятся:

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной федеральной собственности;

· доходы от продажи имущества, находящегося в го-сударственной федеральной собственности;

· доходы от платных услуг, оказываемых соответству-ющими органами государственной власти;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной от-ветственности, в том числе штрафы, конфискации, ком-пенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;

· доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд;

· иные неналоговые

Федеральные налоги, средства от которых поступают в федеральный бюджет, устанавливаются федеральным за-коном. Федеральный закон устанавливает пропорции (доли) распределения налоговых поступлений в порядке бюджет-ного регулирования доходов между бюджетами разных уров-ней. Такое распределение утверждается Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет.

Кроме поступления налоговых доходов в процессе ис-полнения федерального бюджета в его доходы могут по-ступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Рос-сийской Федерации. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.

В доходах федерального бюджета отдельной строкой учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов по ставкам, установленным Законом о федераль-ном бюджете на очередной финансовый год.

Налоги и сборы представляют собой часть националь-ного дохода, мобилизуемого в определенной доле в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. Все налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги - это непосредственное (прямое) изъятие части доходов налогоплательщика (налог с населения, налог на прибыль предприятий и др.). Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.). Налоги - главный источник формирования доходов федерального бюджета.

2.1.2 Расходы федерального бюджета

Расходы федерального бюджета - это денежные сред-ства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Практически расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюд-жета на финансирование затрат общегосударственного ха-рактера, предусмотренных в Законе о федеральном бюд-жете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемо-го на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1. по экономической роли в процессе воспроизводст-ва -- на затраты, связанные с финансированием матери-ального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2. по функциональному назначению - на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народ-ного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обо-роны страны, правоохранительную деятельность, фунда-ментальные исследования и др.

Таблица 3 - Расходы Федерального бюджета РФ в 2007 году. [3]

Расходы

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес в % от суммы расходов

Расходы всего

5 463 479 900,0

-

Общегосударственные вопросы

808 196 478,2

14,79

Национальная оборона

822 035 929,6

15,05

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

662 867 227,2

12,13

Национальная экономика

497 229 532,4

9,10

Жилищно-коммунальное хозяйство

53 024 456,1

0,97

Образование

277 939 330,1

5,09

Здравоохранение и спорт

206 373 527,5

3,78

Социальная политика

215 565 757,4

3,95

Межбюджетные трансферты

1 844 346 454,2

33,76

В составе расходов бюджета в зависимости от их эко-номического содержания выделяют текущие расходы и ка-питальные расходы.

Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на вое производство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюд-жета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование. В соответствии с действующим в Российской Федера-ции законодательством (Бюджетным кодексом Российской федерации) исключительно из федерального бюджета фи-нансируются следующие функциональные виды расходов:

1. обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федера-ции, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов испол-нительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2. функционирование федеральной судебной системы;

3. осуществление международной деятельности в об-щефедеральных интересах (финансовое обеспечение реа-лизации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, междуна-родного культурного, научного и информационного сотруд-ничества федеральных органов исполнительной власти, взно-сы Российской Федерации в международные организации, Другие расходы в области международного сотрудничества);

4. национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промыш-ленности;

5. фундаментальные исследования и содействие науч-но-техническому прогрессу;

6. государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

7. государственная поддержка атомной энергетики;

8. ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

9. исследование и использование космического пространства;

10. содержание учреждений, находящихся в федераль-ной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

11. формирование федеральной собственности;

12. обслуживание и погашение государственного долга РФ;

13. компенсация государственным внебюджетным фон-дам расходов на выплату государственных пенсий и посо-бий, других социальных выплат, подлежащих финансиро-ванию в соответствии с законодательством Российской Фе-дерации за счет средств федерального бюджета;

14. пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного матери-ального резерва;

15. проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

16. федеральная инвестиционная программа;

17. обеспечение реализации решений федеральных ор-ганов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

18. обеспечение осуществления отдельных государ-ственных полномочий, передаваемых на другие уровни вла-сти;

19. финансовая поддержка субъектов Российской Фе-дерации;

20. официальный статистический учет;

21. прочие расходы.

Кроме того, в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации средства федерального бюджета исполь-зуются совместно со средствами бюджетов субъектов Фе-дерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов (ст. 85 БК РФ):

1. государственная поддержка отраслей промышленно-сти (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобиль-ного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

2. обеспечение правоохранительной деятельности;

3. обеспечение противопожарной безопасности;

4. научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие на-учно-технический прогресс;

5. обеспечение социальной защиты населения;

6. обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспече-ние гидрометеорологической деятельности;

7. обеспечение предупреждения и ликвидации послед-ствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий меж-регионального масштаба;

8. развитие рыночной инфраструктуры;

9. обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

10. обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законо-дательством РФ;

11. обеспечение деятельности средств массовой инфор-мации;

12. финансовая помощь другим бюджетам;

13. прочие расходы, находящиеся в совместном веде-нии Российской Федерации, субъектов Российской Феде-рации и муниципальных образований.

Таким образом, можно отметить, что спецификой фе-дерального бюджета Российской Федерации является фи-нансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов, в том числе фиксирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования, международную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государ-ственного управления, правоохранительной деятельности.

Расходы федерального бюджета являются обществен-но полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообра-зие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных расходов они служат единой цели - обеспечению финансовыми ресурсами феде-ральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования - предоставление средств министерствам, ведомствам, предприятиями, объединени-ям, организациям и учреждениям на проведение предус-мотренных по плану мероприятий.

В основе бюджетного финансирования лежат принци-пы: безвозвратности, целевого характера бюджетных расходов и предоставления средств в соответствии со сметным порядком осуществления их расходов.

2.2 Государственные внебюджетные фонды

Государственный внебюджетный фонд - это фонд де-нежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворе-ния некоторых потребностей социального и экономическо-го характера.

Внебюджетные фонды - одна из форм перераспреде-ления и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Необходимость образования государственных внебюд-жетных фондов заключается в следующем: создание госу-дарственных внебюджетных фондов необходимо государству, прежде всего, для более эффективного использования фи-нансовых ресурсов, а также для успешного решения соци-альной политики.

Правовой основой образования государственных соци-альных внебюджетных фондов является, прежде всего, Конституция РФ (1993 г.) и Бюджетный кодекс РФ.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации нашли отражение общие принципы, правовой статус и назначе-ние государственных внебюджетных фондов, суть которых состоит в следующем: государственные внебюджетные фон-ды образуются на основании соответствующих актов орга-нов государственной власти. Внебюджетные фонды имеют обособленные бюджеты и источники формирования до-ходов.

Бюджетным кодексом Российской Федерации установ-лено, что вне федерального бюджета образуются государ-ственные фонды денежных средств, управляемые органа-ми государственной власти Российской Федерации и пред-назначенные для реализации конституционных прав граж-дан на:

· социальное обеспечение по возрасту;

· социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

· социальное обеспечение в случае безработицы;

· охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Средства государственных внебюджетных фондов нахо-дятся в государственной собственности.

Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной систе-мы РФ и не подлежат изъятию на цели, не предусмотрен-ные законодательством.

Доходы государственных внебюджетных фондов фор-мируются за счет:

· обязательных платежей, установленных законода-тельством РФ;

· добровольных взносов физических и юридических лиц;

· других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этих фондов, представляются на рассмотрение органу исполнительной власти (Правительству РФ) и представляются в Федераль-ное Собрание на утверждение. Утверждаются бюджеты го-сударственных внебюджетных фондов в форме законов од-новременно с принятием Федерального закона о федераль-ном бюджете на очередной финансовый год.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Согласно статье 44 Бюджетного кодекса РФ к государственным внебюджетным фондам относятся:

· Пенсионный фонд Российской Федерации;

· Фонд социального страхования Российской Федера-ции;

· Федеральный фонд обязательного медицинского стра-хования;

· Государственный фонд занятости населения Россий-ской Федерации.

Все эти фонды называются внебюджетными социальными фондами, потому что они созданы в целях эффективной реализации социальных программ РФ. Они образуют само-стоятельную финансово-правовую базу федеральных и ме-стных внебюджетных средств. Самостоятельность внебюд-жетных социальных фондов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение их бюджетов осуще-ствляется представительными (законодательными) органа-ми, а исполнение бюджетов фондов - органами исполни-тельной власти совместно с органами управления фондов самостоятельно на основе Закона об утверждении бюджета и механизма бюджетного регулирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5