Бюджетная система РФ
Государственные внебюджетные социальные фонды име-ют целевое назначение, их формирование, отпуск средств, определение объемов финансирования, т. е. исполнение их бюджетов находится под контролем финансовых органов. Ми-нистерство финансов РФ, согласно Положению о нем, осу-ществляет финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов.
Пенсионный фонд.
Пенсионный фонд - это государственный централизо-ванный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения насе-ления, предназначенный, прежде всего, на выплату пенсий.
Трудовая пенсия - это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам зара-ботной платы или иного дохода, для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а так-же в случае потери трудоспособности, потери кормильца.
В России установлены следующие виды трудовых пен-сий:
1. трудовая пенсия по старости (по возрасту);
2. трудовая пенсия по инвалидности;
3. трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой части; страховой части; на-копительной части.
Право на трудовую пенсию по старости имеют:
· мужчины, достигшие возраста 60 лет;
· женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Государственные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отдельным катего-риям граждан за счет средств федерального бюджета.
Пенсия по государственному пенсионному обеспече-нию - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компен-сации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.
Пенсионный фонд является финансово-кредитным уч-реждением. Он осуществляет свою деятельность в соответ-ствии с действующим законодательством.
Право на социальное обеспечение граждан России за-писано в Конституции РФ: "Каждому гарантируется соци-альное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инва-лидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом" (ст. 39).
Согласно ст. 2 Положения о Пенсионном фонде денеж-ные средства этого фонда находятся в государственной соб-ственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд имеет в регионах Российской Феде-рации свои отделения.
Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ он осу-ществляет следующие основные функции:
· целевой сбор от плательщиков страховых взносов и аккумуляцию средств, необходимых для выплаты государ-ственных пенсий и пособий на детей;
· организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд;
· индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд от работающих граждан обязательных страховых взно-сов.
Таблица 4 -Расходы Пенсионного фонда РФ в 2007 году. [5]
Расходы
|
Сумма, тыс. руб.
|
|
Пенсионный фонд РФ
|
1 727 799 879,1
|
|
Социальная политика
|
1 727 716 468,1
|
|
Пенсионное обеспечение
|
1 725 586 468,1
|
|
Реализация государственных функций в области государственной политики
|
211 345 582,7
|
|
Обязательное пенсионное страхование
|
1 356 955 253,0
|
|
Пенсии финансируемые за счет федерального бюджета
|
100 093 614,9
|
|
Расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
|
8 928 888,6
|
|
Другие вопросы в области социальной политики
|
2 090 000,0
|
|
|
Таблица 5 - Доходы Пенсионного фонда РФ в 2007 году. [5]
Доходы
|
Сумма, тыс. руб.
|
|
Доходы
|
882 150 656,3
|
|
Налоги и взносы на социальные нужды
|
871 020 400,0
|
|
Страховые взносы
|
871 020 400,0
|
|
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии
|
753 860 000,0
|
|
Безвозмездные поступления
|
962 943 362,8
|
|
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ
|
962 916 511,6
|
|
Средства бюджетов, передаваемые бюджетам государственных внебюджетных фондов
|
962 916 511,6
|
|
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на Осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам
|
138 494 586,2
|
|
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии
|
559 770 329,4
|
|
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, пособий и компенсаций
|
100 093 614,9
|
|
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации на выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными
|
1 611 100,0
|
|
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на Материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации
|
1 650 000,0
|
|
Всего доходов
|
1 845 094 019,1
|
|
|
Руководство Пенсионным фондом осуществляется правлением Фонда и его исполнительной дирекцией. В состав правления ПФ России входят председатель, пер-вый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФ России, а также управ-ляющие отделениями ПФР. В состав правления могут входить представители государственных и общественных организаций. Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ и его региональных ор-ганов образуется ревизионная комиссия Пенсионного фон-да РФ. Состав правления Фонда утверждается Государ-ственной Думой.
Фонд социального страхования.
Статус внебюджетного фонда социального страхования Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (с различными дополнениями принятыми позднее). Фонд социального страхования управляет средствами государственного социального страхования РФ.
Согласно Положению о Фонде государственного соци-ального страхования он действует как самостоятельное го-сударственного некоммерческое финансово-кредитное уч-реждение. Отделения Фонда созданы во всех субъектах Федерации и в отдельных отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и др.).
Управление Фондом государственного социального стра-хования возложено на правление Фонда и его председате-ля. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.
Фонд государственного социального страхования Российской Федерации выполняет следующие функции:
· концентрация денежных средств государства на со-циальное страхование;
· обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременнос-ти и родам и другим законным основаниям (по уходу за ребенком до достижения им полутора лет);
· оплата путевок на санаторно-курортное лечение ра-ботников;
· участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального стра-хования;
· частичное финансирование санаториев-профилакто-риев, оздоровительных лагерей для детей.
Фонд государственного социального страхования - централизованный фонд денежных ресурсов общегосудар-ственного назначения.
Создается Фонд страховым методом с обязательным уча-стием средств предприятий и организаций и лиц, занимаю-щихся предпринимательской деятельностью.
Источником образования Фонда являются:
1. страховые взносы работодателей - предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде единого социального налога (взноса) по установленным став-кам;
2. страховые взносы граждан, занимающихся индиви-дуальной трудовой деятельностью;
3. средств государственного бюджета (в форме дота-ций) и доходы от инвестирования части временно свобод-ных средств Фонда в банковские вклады;
4. прочие поступления.
Все организации и предприятия независимо от форм собственности с 2001 года вносят взносы в Фонд государ-ственного социального страхования в виде единого соци-ального налога на счета, открытые органами Федерально-го казначейства, а затем последние перечисляют средства в Фонд социального страхования.
Размер взносов, перечисляемых в Фонд социального страхования, начисляется по тарифу, размер которого устанавливается Федеральным законом.
В пункте 1 статьи 1 федерального закона о бюджете фонда социального страхования РФ на 2007 год утверждены следующие суммы: “Утвердить бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2007 год по доходам в сумме 258 806 047,5 тыс. рублей, из них на обязательное социальное страхование 169 264 828,5 тыс. рублей, и по расходам в сумме 287 493 479,5 тыс. рублей, из них на обязательное социальное страхование 199 603 929,6 тыс. рублей.”
Резервный фонд.
Резервный фонд будет сформирован 1 февраля 2008 года в размере 10% от объема ВВП 2007 года. Средства для резервного фонда будут взяты из стабфонда. Если ВВП, произведенный в 2007 году, окажется выше или ниже прогноза, то этот факт будет учитываться при формировании резервного фонда на 2009 год.
Средства резервного фонда будут вкладываться в надежные ценные бумаги, которые можно было бы реализовать незамедлительно, в любой нужный момент. Доходность резервного фонда составит 3,5?4%.
То, что не войдет в резервный фонд, будет составлять фонд будущих поколений. Средства фонда будущих поколений будут инвестироваться в более широкие инструменты и, в частности, в бумаги корпораций, а в дальнейшем Минфин будет рассматривать возможность инвестировать средства этого фонда в недвижимость.
Доходность фонда будущих поколений предполагается на уровне 6,5?7%. Сейчас рассматривается вопрос о создании специального агентства по управлению средствами фонда будущих поколений или привлечении частных управляющих компаний, которые будут инвестировать эти средства в более широкий спектр инструментов по сравнению с набором инструментов, в которые инвестируются средства стабилизационного фонда, а в дальнейшем и резервного фонда, созданного на его базе.
2.3 Аппарат управления бюджетной системой
Федеральное казначейство
Федеральное казначейство Российской Федерации как участник бюджетных отношений было создано в структуре Минфина России в 1992 г. Главное управление казначейства, которое было одним из структурных подразделений центрального аппарата названного мини-стерства, в результате проведенной в 2004 г. административной рефор-мы с 1 января 2005 г. преобразовано в федеральную службу.
Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют са-мостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением Госу-дарственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Они несут установленную законодательством ответственность за невы-полнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и подчиняются руководителю казначейства.
В своей деятельности Федеральное казначейство руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, феде-ральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и др. При этом казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, координи-руя, кроме того, с ними свою работу по созданию информационной ба-зы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.
Возглавляет Федеральное казначейство руководитель (глава) службы, назначаемый на должность и освобождаемый от должности (равно как и его заместители) министром финансов Российской Феде-рации. В свою очередь, руководители органов Федерального казначей-ства по республикам, краям, областям, автономным образованиям, го-родам Москве и Санкт-Петербургу назначаются и освобождаются от должности руководителем самой службы. Структура и штатное распи-сание Федерального казначейства и указанных органов казначейства утверждаются соответствующими руководителями в пределах установ-ленного для них (казначейства и упомянутых органов) фонда оплаты труда. Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за выполнение возложенных на казначейство задач и обязанностей, устанавливает степень ответственности своих заместите-лей, начальников структурных подразделений этой федеральной служ-бы, а также руководителей органов казначейства по субъектам Россий-ской Федерации за руководство отдельными областями деятельности Федерального казначейства.
Задачи Федерального казначейства и его органов сводятся к сле-дующему:
· организация, осуществление и контроль за исполнением феде-рального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;
· регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фон-дами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|