скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Бюджетная система, налоги и проблема налогооблагаемый базы скачать рефераты

В тот же период уменьшалась доля налогов на доходы и росла доля налогов на капитал. Обычно это способствует повышению надежности налоговой системы, поскольку доходы учитывать трудно, но с другой стороны не способствует осуществлению принципа справедливости (тут открываются большие возможности для недобросовестных налогоплательщиков), а капитал поддается более точному учету (насколько высокая точность вообще возможна в экономике). Обращает на себя внимание ничтожная доля налогов на имущество физических лиц, что объясняется, во-первых, ограниченностью имущества у основной массы населения даже после того, как существенная часть жилого фонда была приватизирована; во-вторых, низкими ставками имущественных налогов.

Итак, сложившаяся система налогов в России направлена только на наполнение любыми средствами бюджета, не учитывая остальных функций налогов (социальная, перераспределительная). Например, в общей налоговой массе США косвенные налоги составляют 75%, и, кстати, после войны в течении 20-30 США удерживала самый низкий процент по кредитам, плюс предоставила льготы по налогообложению капитала и инвестиций в него Дворкович "Государственная финансовая политика", Вопросы экономики 2002 №4. Все это говорит неправильности целеполагания в области налогов, о не эффективной структуре налоговой системы и о неспособности выполнять свои функции налоговых органов.

2.2.1. Распределение налогов между отраслями и бюджетами различных уровней.

1) Анализируя систему налогов, важно обратить внимание на их распределение по уровням бюджетов - федеральному и территориальным, на налоговый вклад отраслей и секторов экономики, на соотношение между разными налогами - прямыми и косвенными, налогами на доходы, на капитал и на потребление.

Общее представление о российской налоговой системе дает таблица о налоговых поступлениях.

Таблица 2. Налоговые поступления в консолидированный и федеральный бюджеты, % ВВП Российский статистический сборник 2003 г.

Налоговые поступления

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г

В консолидированный бюджет, всего

22,3

22,8

23,1

23,1

20,2

НДС

5,31

5,50

5,96

6,43

5,35

Акцизы

1,07

1,61

2,33

2,45

2,25

Налог на прибыль

7,79

7,18

4,46

4,08

3,86

Подоходный налог с физических лиц

2,79

2,21

2,51

2,82

2,57

Таможенные пошлины

0,92

1,46

2,04

0,95

1,14

Федеральные дорожные фонды

0,53

0,58

0,62

0,62

0,78

Налог на имущество предприятий и физических лиц

0,77

0,97

1,63

1,77

1,64

Местные налоги и сборы

0,92

0,95

1,13

0,93

1,16

Платежи за пользование недрами и природными ресурсами

0,54

0,72

0,89

1,53

0,87

Спецналог

0,83

0,61

0,24

0,08

-

Прочие налоговые поступления

0,86

0,96

1,25

1,43

0,53

В федеральный бюджет, всего

8,46

10,58

11,20

10,28

8,49

НДС

3,15

3,91

4,08

4,43

3,57

Акцизы

0,59

1,22

1,96

1,97

1,72

Налог на прибыль

2,70

2,60

1,61

1,50

1,52

Подоходный налог с физических лиц

*

0,20

0,23

0,06

*

Таможенные пошлины

0,92

1,46

2,04

0,95

1,14

Федеральные дорожные фонды

0,53

0,58

0,62

0,62

0,78

Платежи за пользование недрами и природными ресурсами

0,18

0,29

0,29

0,40

0,14

Спецналог

0,60

0,39

0,14

0,05

-

В российской налоговой системе отчисления в бюджеты территорий выше, чем в федеральный бюджет.

Таблица 3. Распределение налоговых платежей между бюджетами, % к итогу Российский статистический сборник 2003 г.

Платежи

1999

2000

2001

2002

2003

Федеральный бюджет

37,9

46,5

48,6

44,4

42,1

Бюджеты территорий

62,1

53,5

51,4

55,6

57,9

Налог на имущество предприятий и физических лиц, а также местные налоги и сборы неизменно полностью остаются в распоряжении территориальных бюджетов. В местных бюджетах оседает большая часть подоходного налога (в 2003 г. - 98%), платежей за пользование недрами и природными ресурсами (83,5), платежей в дорожные фонды (67,3) и налога на прибыль (63,2%). В федеральный бюджет направляются 100% таможенных пошлин, значительная часть акцизов (76,7%) и НДС (68,9%). Но с введением в действие нового налогового кодекса федеральные органы будут получать около 56 % всех налоговых поступлений, возмещая потери регионам в виде трансфертов и субсидий Рубченко М. "Возьму твою ношу" Эксперт 2002 №30, что доведет их соотношение до 51,5 (федеральный бюджет) и 48,5 - региональный. Как мы видим, федеральный центр увеличивает свои налоговые поступления, что приведет к росту местных налогов, пошлин и сборов, так как падение доходов территориальных бюджетов на 20 % не будет ничем не компенсировано.

Налоговое бремя существенно различается по отраслям народного хозяйства. Так, доля промышленности и транспорта в общих налоговых поступлениях в 2003 г. была в 1,4 раза выше ее доли в ВВП, а сельского хозяйства - в 7,2 раза меньше. Это несоответствие вызвано тем, что, во-первых, предприятия разных отраслей имеют неодинаковые возможности для уплаты налогов, прежде всего из-за неравной рентабельности. Сельское хозяйство убыточно, поэтому низка его доля в общих налоговых поступлениях в бюджет.

Таблица 4. Доля секторов народного хозяйства в налоговых поступлениях и производстве ВВП в 2003 г., % к итогу Российский статистический сборник 2003 г.

Секторы народного хозяйства

В налоговых поступлениях

В производстве ВВП

Промышленность

39,7

28,1

Транспорт

15,1

10,8

Торговля, общепит, сбыт

8,6

16,1

Строительство

6,5

8,7

Банковская деятельность

2,4

0,3

Сельское хозяйство

1,0

7,2

Прочие секторы

26,8

28,9

Во-вторых, доля налоговых поступлений зависит от способности предприятий некоторых отраслей уходить от уплаты налогов как легальными, так и нелегальными путями. Традиционно лучше других это удавалось торговле, строительству, а также сферам общественного питания, материально-технического снабжения и сбыта. Не случайно при неплохой рентабельности не менее 10 % Гурова Т. "Магазин на ровной части суши" 2003 №47 их вклад в совокупные налоговые платежи в 1,9 раза ниже, чем производство товаров и услуг.

Существуют и объективные условия, определяющие более высокую налоговую нагрузку на предприятия промышленности и транспорта, в частности высокая оснащенность основными фондами (зданиями, сооружениями и др.). Эти объекты налогообложения трудно скрыть от взимания налога на имущество. А в торговле оснащенность более низкая, с нее в этом смысле взять почти нечего.

Отрасли разнятся также размерами недоимки по налогам. Наиболее аккуратные плательщики - банки (в 2002 г. их недоимка была равна 0,6% суммарной недоимки по всем секторам), у промышленности самая большая недоимка (58,67%), причем она существенно превысила долю промышленности в совокупных налоговых поступлениях (39,7%), т.е. объективно получается, что недоимка облегчает налоговое бремя, приходящееся на этот сектор.

Фактически легальным способом смягчения бремени стали отсрочки налоговых платежей. На промышленность в 2002 г. приходилось 84,2% всех отсрочек. За 2003 г. задолженность бюджету всех предприятий превысила 279 млрд. рублей. При этом годовая прибыль рентабельных предприятий составляла 209 млрд., а убытки прочих - 187,5 млрд. Понятно, что в таких условиях выплатить столь огромную задолженность предприятия не в состоянии.

Таким образом, устранение неравномерности налоговой нагрузки по отраслям, ее перераспределение с промышленности на торговлю, общественное питание, снабжение, сбыт и строительство облегчило бы решение бюджетных проблем, хотя при таких масштабах ухода от налогов перевод налоговой нагрузки с промышленности на торговлю существенно снизит собираем ость налогов. Поэтому главная задача состоит в том, что одновременно с уменьшением налогового пресса и реструктуризацией налоговой системы, необходимо повысить эффективность бюджетной политики и качество работы налоговых органов.

2.3. Основные проблемы налоговой системы России.

Таблица 5. Налоговые доходы консолидированного бюджета, млрд. рублей Российский статистический сборник 2003 г.

Налоговые поступления

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Всего

140,7

377,4

520,5

619,0

НДС

33,5

91,3

134,5

172,1

Акцизы

6,7

26,8

52,5

65,6

Налог на прибыль

49,1

119,1

100,6

109,2

Подоходный налог с физических лиц

17,6

36,7

56,7

75,6

Таможенные пошлины

5,8

24,2

46,0

25,5

Федеральные дорожные фонды

3,3

9,7

14,1

16,8

Налог на имущество предприятий и физических лиц

4,9

16,1

36,7

47,4

Местные налоги и сборы

5,8

15,7

25,6

25,0

Платежи за пользование недрами и природными ресурсами

3,4

11,9

20,2

41,0

Спецналог

5,2

10,1

5,5

2,3

Прочие налоговые поступления

5,4

15,9

28,3

38,5

Госпошлина

0,5

1,1

1,6

1,7

земельный налог

1,7

3,3

5,4

9,4

транспортный налог

1,0

2,2

3,7

4,5

налог на операции с ценными бумагами

0,4

0,9

0,3

0,5

лицензионный сбор за право производства и торговли спиртными напитками и пивом

0,1

1,3

1,5

0,8

Каждый год, обсуждая госбюджет, законодатели обнаруживают, что его доходов не хватает для покрытия намечаемых расходов и надо бы увеличить объем собираемых налогов. С другой стороны, необходимо уменьшить налоговый пресс - в общественном сознании прочно утвердилось мнение, что налоги чрезмерны, уровень налогообложения в России близок к предельному для ее возможностей. Однако его вряд ли удастся понизить, учитывая размах теневой экономики, низкий уровень монетизации ВВП (10 %) А. Яковлев «О причинах бартера, неплатежей и уклонения от уплаты налогов в российской экономике», Вопросы экономики 4/2002 г. и сложившуюся традицию, когда уклонение от налогов не только не осуждается в обществе, а даже приветствуется.

Беда в том, что уровень уже взятых на себя государством обязательств несовместим с размером государственных доходов. Точно подсчитать социальные и иные обязательства, принятые в различных нормативных актах, довольно сложно, если вообще возможно. Некоторые законы никогда не будут выполнены, все это понимают и не включают соответствующие расходы в годовые бюджеты. По поводу реализации других законов есть надежды, а третьи действительно реализуются. Правда, обязательства порождаются не только законами - к примеру, у государства огромная задолженность по заказам оборонным предприятиям.

Оценивая общую величину государственных обязательств, предусмотренных законодательством и хозяйственными решениями, эксперты сходятся в том, что она намного превышает допустимую налоговую нагрузку на экономику. Отсюда следует политически крайне неприятный вывод. Если сохранять завышенный уровень обязательств, для которого явно не хватает собираемых налогов, это приведет к сокращению налоговых поступлений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7