скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Бюджетная система, налоги и проблема налогооблагаемый базы скачать рефераты

Полученные официальные трансферты. В данную категорию входят все невозвратные, безвозмездные платежи, полученные от других органов государственного управления или международных организаций. Это репарации, дарения, средства, предназначенные для осуществления особых проектов или программ, поддержки основного бюджета или другой цели.

К трансфертам от других уровней управления относятся невозвратные безвозмездные платежи, поступающие от одних уровней управления другим уровням. В российской практике они имеют форму финансовой поддержки субъектов Федерации в виде дотаций, субвенций, субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

Различают собственные и регулирующие доходы бюджета. К собственным относятся виды доходов, закрепленные на постоянной основе за соответствующими бюджетами законодательством. К регулирующим относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты.

2. НАЛОГИ И ПРОБЛЕМА НАЛОГООБЛАГАЕМЫЙ БАЗЫ.

2.1. Функции налогов. Налогооблагаемая база.

Основных функций налогов всего три: перераспределения, социальная и фискальная.

Функция перераспределения заключается в том, что налоговая система служит для изменения структуры экономики для их большего соответствия стратегическим целям развития государства. При этом налоговая система не должна осуществлять чрезмерное давления на одни сектора экономики за счет ослабления налогового пресса на другие. Это послужит появлению ложной рентабельности отрасли, что отрицательно скажется на неразвитом потенциале других отраслей.

Социальная функция состоит в том, что, во-первых, прогрессивные налоги на доходы выравнивают их у разных слоев населения, во-вторых, полученные средства от сбора налогов идут на социальные нужды (образование, культура, здоровье и т.д.). Здесь также нельзя увлекаться, так как чрезмерная социализированность бюджета создает избыточный платежеспособный спрос, что создает угрозу инфляции.

Фискальная функция налогов состоит в том, что налоги как основная доходная статья бюджета должны его наполнять в полном объеме, чтобы избежать его дефицит.

Становиться понятно, что гармоничное сочетание всех вышеперечисленным функций налогов и создает эффективную налоговую систему. А чрезмерное выделение одной из них приводит к плачевным результатам.

Многие видят в налогах лишь фискальный смысл, т.е. взимание государством с физических и юридических лиц обязательных платежей (налогов) для финансирования государственных расходов на здравоохранение, образование, оборону, государственный аппарат и т.п. При этом упускается из виду, что налоги служат также мощным экономическим регулятором, способным влиять на все стороны хозяйственной и социальной жизни общества.

Налоговые поступления составляют преобладающую часть доходов бюджетов всех уровней. Налоговая нагрузка на российскую экономику, по официальным данным, составляет около 23-24% ВВП, а вместе с внебюджетными фондами социального характера - более 30%. Это средняя цифра для стран, сопоставимых с Россией по уровню экономического развития. Однако если исключить из ВВП виртуальную составляющую, связанную с повсеместным завышением цен на товары, реализуемые по бартеру, то налоговая нагрузка на российскую экономику, по оценкам исследователей, составит 55-60% ВВП.

На величину налоговых поступлений в бюджет влияют объем производства (реальный объем ВВП), индекс инфляции, дебиторская задолженность, недоимки по платежам в бюджет, обменный курс национальной валюты и др. Важны также техника исчисления и методы сбора налогов. Кроме того, в российской налоговой системе слишком велики налоговые льготы, предоставляемые исполнительной и законодательной властями, а также масштабы уклонения от налогов.

Каждый из этих факторов по-своему и нередко противоречиво сказывается на поступлении налогов. Так, рост производства ведет (при прочих равных условиях) к увеличению сбора налогов в результате расширения налогооблагаемой базы. А инфляция как уменьшает, так и увеличивает налоговые поступления. В условиях инфляции прибыль предприятий завышается из-за недооценки используемых в производстве материальных ресурсов и амортизационных отчислений. При отсутствии систематической их переоценки уменьшается база налога на имущество физических лиц и предприятий. С ростом цен сокращается реальная величина необлагаемого минимума доходов физических лиц.

Важную роль в собиремости налогов и наполнении бюджета играет вид налога, будь то косвенный налог, или прямой, или налог с капитала. Основной вопрос здесь заключается в том, как собрать данный налог, как учесть налогооблагаемую базу и как сделать ее прозрачной для федеральных органов. Налогооблагаемая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Эта база и порядок ее определения (исчисления) устанавливаются по каждому налогу (сбору). Например, налогооблагаемая база может рассчитываться на основе стоимостных характеристик (доход, прибыль, цена реализации, прирост стоимости акций) или на нестоимостных (объем автомобильного двигателя, площадь земельного участка, превышение выбросов вредных веществ над предельно допустимыми нормами). Термин применяется и в обобщенном смысле - как суммарная в денежном выражении потенциальная основа налогообложения предприятия, региона или страны в целом.

Например, в ФРГ укрывается от налогообложения до 25% доходов. Однако эта страна имеет развитую правовую систему, мощную, с солидным опытом налоговую службу, стабильную социально-экономическую и политическую ситуацию. В России, где всего этого нет, масштаб уклонения от налогов оценить достоверно невозможно. Приблизительную оценку можно сделать, сравнивая теоретическое налоговое бремя (при добросовестной уплате всех налогов среднее предприятие обязано перечислять в бюджет 46% вновь созданной стоимости) с фактическими поступлениями налогов в бюджет (в федеральный - 9,1% официально учтенного ВВП, в консолидированный - 17-20%). Разница в несколько раз между этими величинами образуется из-за тяжелого экономического положения предприятий, использования льгот и повсеместного уклонения от налогов. Такая ситуация свидетельствует с одной стороны о чрезмерном налоговом прессе, а другой вскрывает методологическую неполноценность налоговой системы (есть ненужные налоги, нет методики вскрытия налогооблагаемой базы и т.д.).

Выбор наиболее приемлемой структуры налогов предполагает, что, если одно из требований принимается в качества критерия оптимизации, то другие должны учитываться в форме ограничений. Реальная налоговая система, не будучи идеальной, с точки зрения какого-либо отдельного критерия, рассматриваемого изолировано, может приближаться к оптимуму с позиции баланса требований в рамках имеющихся возможностей.

Существенным и вместе с тем удобным для представления в количественной форме является требование экономической нейтрализации, иными словами, минимизация избыточного налогового бремени. Однако, проектируя любые изменения в налоговой системе, имеет смыл ставить вопрос, какой из приемлемых и практически осуществимых вариантов является наиболее нейтральным, то есть порождает наименьшее избыточное бремя.

Практическая осуществимость вариантов зависит от того, какие виды прямых и косвенных налогов удается собрать с помощью тех средств, которые имеются в распоряжении государства.

Приемлемость вариантов определяется, с одной стороны, способностью собрать необходимую сумму налоговых поступлений, а с другой - соответствием принципам справедливости. Чем выше налоговые поступления, тем, при прочих равных условиях, значительнее избыточное бремя. Требования справедливости, если они предполагают достижение всеобшего равенства, также могут вступать в конфликт со стремлением уменьшить избыточное бремя.

Следовательно, задача состоит с минимизации избыточного бремени имеющихся в распоряжении государства налогов при заданной величине налоговых поступлений и некоторых ограничениях на распределение доходов. Яковлев А. “О причинах бартера, неплатежей и уклонения от уплаты налогов в российской экономике”, Вопросы экономики 4/2004 г.

2.2. Анализ налоговой системы России и ее проблем

Из всех налогов, действовавших последние годы в России (по разным оценкам, их было от 30 до 150), наиболее серьезное значение имеют пять: НДС, налог на прибыль, акцизы, подоходный налог на физических лиц, платежи за недра и природные ресурсы, которые дают более 70% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Остальные можно вводить или отменять - от этого на федеральном уровне ничего принципиально не изменится.

В России действуют примерно те же основные налоги, что и в западных странах, но их соотношение существенно отличается. Доля подоходного налога в первом полугодии 2003 г. в России составляла 13%, в европейских странах - от 20 до 30%, налога на прибыль - соответственно 19% и от 5 до 10%, таможенных пошлин - 6% и от 0,5 до 1,5%. Иными словами, там значительно больше налогов платят физические лица, что свидетельствует о более высоких уровнях благосостояния населения и налоговой культуры. Так, уплата подоходного налога для жителей этих стран является едва ли не первой гражданской обязанностью, ее выполнение строго контролируется, а невыполнение сурово наказывается и осуждается обществом. К тому же подоходный налог, который строится обычно по прогрессивной шкале (богатые платят относительно больше, бедные - меньше), способствует выравниванию доходов.

Налог на добавленную стоимость (самая большая доходная статья федерального бюджета) в России впервые был введен в 1992 г. со ставкой 28%, в последующие годы она снижалась, но оставалась выше, чем в других странах. Объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории России товаров, выполненных работ и оказанных услуг. В облагаемый оборот включаются любые денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров, работ, услуг.

Поскольку НДС заменил действовавший прежде налог с оборота, удалось увеличить общий уровень налоговых изъятий и повысить стабильность поступлений. Благодаря преемственности НДС по отношению к налогу с оборота (по функциям) и по отношению к использовавшемуся в 1991 г. налогу с продаж (по технике взимания) введение этого налога не потребовало значительных изменений налоговой системы, вызвало минимально возможный в тех условиях скачок общего уровня цен, прошло психологически относительно безболезненно. Так как была установлена пониженная ставка на продукты питания, удалось соблюсти социальную справедливость, тем более, что не было возможности за короткий срок обеспечить адресную поддержку низкодоходных слоев населения. Использование небольшого числа ставок (основная, пониженная и нулевая) внесло лишь минимальные искажения в относительные цены. Положительно и то, что техника взимания НДС препятствует уклонениям от его уплаты, обеспечивая бюджетную отдачу и справедливость налоговой системы.

Акцизами облагаются товары особенно высокой рентабельности (водка, ликероводочные изделия, пищевой спирт, табак, икра, автомобили, нефть, нефтепродукты и др.). Правительство устанавливает их список и определяет ставки в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых изготовителями.

Таблица 1. Структура налогов на доходы, капитал и потребление, % к итогу Российский статистический сборник 2003г.

Налоги

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.,

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Налоги на доходы

47,4

41,3

30,2

29,9

31,9

Налог на прибыль

34,9

31,6

19,3

17,6

19,1

Подоходный налог с физических лиц

12,5

9,7

10,9

12,2

12,8

Налоги на капитал

8,2

9,6

13,4

16,9

15,6

Налог на имущество предприятий

3,4

4,2

7,0

7,5

8,0

Платежи за пользование недрами и природными ресурсами

2,4

3,2

3,9

6,6

4,3

Прочие налоги на капитал

2,4

2,2

2,5

2,1

2,1

земельный налог

1,2

0,9

1,0

1,5

1,5

лицензионный сбор за право производства и торговли спиртными напитками и пивом

0,1

0,3

0,3

0,1

0,2

местные налоги и сборы с физических лиц

0,4

0,4

0,7

0,6

1,3

госпошлины

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

налог на операции с ценными бумагами

0,3

0,2

0,0

0,1

0,1

налог на имущество физических лиц, включая налог на наследство

0,0

0,1

0,1

0,1

0,1

Налоги на потребление

44,5

49,1

56,4

53,3

52,5

НДС

23,8

24,2

25,9

27,8

26,5

Акцизы

4,8

7,1

10,1

10,6

11,2

Таможенные пошлины

4,1

6,4

8,8

4,1

5,7

Федеральный дорожные фонды

2,4

2,6

2,7

2,7

3,9

Прочие налоги на потребление

9,4

8,9

9,0

8,1

5,2

Спецналог

3,7

2,7

1,1

0,4

-

транспортный налог

0,7

0,6

0,7

0,7

0,2

местные налоги и сборы с юридических лиц

3,7

3,8

4,2

0,6

1,3

Исходя из субъективной оценки тяжести налога, плательщики и политики могут предпочитать невидимые косвенные налоги прямым. В пользу усиления роли косвенных налогов говорит и то, что они оказывают меньшее отрицательное влияние на сбережения, чем, скажем, прямой подоходный налог, при этом их легче отслеживать и собирать.

За 1999-2003 гг. доля прямых налогов уменьшилась с 48 до 34,5%, в том числе налога на прибыль - с 34,9 до 15, подоходного налога на физических лиц - с 12,5 до 11%, а доля косвенных налогов выросла, в том числе НДС - с 23,8 до 23,9%, акцизов - с 4,8 до 10,5%. Однако, во-первых, переход к системе превалирования косвенных налогов усложняет процесс перераспределения средств между отраслями экономики и не способствует справедливому обложению отраслей (делая отрасли с низкой нормой рентабельности убыточными), и, во-вторых, это не способствует реализации социальной функции налогов, то сеть выравниванию доходов населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7