Бюджетная система, налоги и проблема налогооблагаемый базы
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
- иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).
3. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:
- От нерезидентов;
- От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
- От государственных внебюджетных фондов;
- От государственных предприятий и учреждений;
- От наднациональных организаций.
Бюджетные расходы это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям:
a. расходы федерального бюджета;
b. Расходы бюджетов субъектов РФ;
c. расходы местных бюджетов;
Рассмотрим виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета:
- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование и использование космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного долга РФ;
- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
- проведение референдумов и выборов РФ;
- федеральная инвестиционная программа;
- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
- финансовая поддержка субъектов РФ;
- федеральный статистический учет;
- прочие расходы. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2002
Рассмотрим доходы и расходы, отраженные в федеральном бюджете на 2006 года.
Таблица 6. Доходы федерального бюджета РФ на 2006 год (извлечение)
|
сумма
|
Удельный вес дохода во всех доходах федерального бюджета, %
|
|
Налоговые доходы, всего
|
1 726 310 100,0
|
81,21%
|
|
Налог на прибыль
|
207 443 700,0
|
9,76%
|
|
Налог на игорный бизнес
|
1 009 200,0
|
0,05%
|
|
Налог на добавленную стоимость
|
773 508 000,0
|
36,39%
|
|
Акцизы
|
224 815 000,0
|
10,58%
|
|
Лицензионные и регистрационные сборы
|
804 100,0
|
0,04%
|
|
Налог на покупку иностранных денежных знаков
|
1 849 400,0
|
0,09%
|
|
Налоги на совокупный доход
|
5 677 600,0
|
0,27%
|
|
Налоги на имущество
|
920 000,0
|
0,04%
|
|
Платежи за использование природными ресурсами
|
183 715 700,0
|
8,64%
|
|
Таможенные пошлины
|
324 108 900,0
|
15,25%
|
|
Прочие налоги, пошлины и сборы
|
2 458 500,0
|
0,12%
|
|
Неналоговые доходы, всего
|
104 284 200,0
|
4,91%
|
|
Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций
|
50 472 500,0
|
2,37%
|
|
Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства
|
2 779 400,0
|
0,13%
|
|
Перечисление прибыли Банка России
|
4 000 000,0
|
0,19%
|
|
Платежи от государственных организаций
|
13 972 400,0
|
0,66%
|
|
Плата за пользование водными биологическими ресурсами
|
7 000 000,0
|
0,33%
|
|
Доходы от использования лесного фонда
|
1 950 000,0
|
0,09%
|
|
Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций
|
4 822 300,0
|
0,23%
|
|
Доходы от продажи земли и нематериальных активов
|
290 000,0
|
0,01%
|
|
Административные платежи и сборы
|
804 100,0
|
0,04%
|
|
Доходы от внешнеэкономической деятельности
|
47 911 900,0
|
2,25%
|
|
Прочие неналоговые доходы
|
3 114 300,0
|
0,15%
|
|
Доходы целевых бюджетных фондов, всего
|
13 893 900,0
|
0,65%
|
|
Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет
|
281 230 000,0
|
13,23%
|
|
Всего доходов
|
2 125 718 200,0
|
100%
|
|
|
Основная часть доходного потенциала (табл. 6.) федерального бюджета на 2006 год формируется за счет налоговых доходов, которые составляют около 81% от общей суммы поступлений в казну. И только 4,91% составили неналоговые доходы. В целом это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляют всего лишь 2,37% от доходов федерального бюджета. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2006 год (анализ концепции) // Экономист, 2003. №11
В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Доля этих налоговых платежей составляет около 62% от всех налоговых доходов. Это также свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.
Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ; акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого); налоги на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.
Таковы основные составляющие, характеризующие доходную часть федерального бюджета.
Структура и основные составляющие расходной части федерального бюджета на 2006 год приведены в табл. 7.
Таблица 7. Расходы федерального бюджета РФ на 2006 год.
|
Сумма
|
Удельный вес статьи расходов во всех расходах федерального бюджета, %
|
|
Государственное управление и местное самоуправление
|
56 745 563,30
|
2,91%
|
|
Судебная власть
|
19 111 999,80
|
0,98%
|
|
Международная деятельность
|
42 858 764,50
|
2,20%
|
|
Национальная оборона
|
284 157 831,50
|
14,59%
|
|
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
|
173 863 288,30
|
8,93%
|
|
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
|
30 317 957,10
|
1,56%
|
|
Промышленность, энергетика и строительство
|
57 707 669,70
|
2,96%
|
|
Сельское хозяйство и рыболовство
|
26 821 500,00
|
1,38%
|
|
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
|
9 758 799,80
|
0,50%
|
|
Транспорт, связь и информатика
|
7 034 319,70
|
0,36%
|
|
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
|
8 693 085,00
|
0,45%
|
|
Образование
|
80 088 334,70
|
4,11%
|
|
Культура, искусство и кинематография
|
10 292 505,80
|
0,53%
|
|
Средства массовой информации
|
10 264 830,20
|
0,53%
|
|
Здравоохранение и физическая культура
|
31 908 141,60
|
1,64%
|
|
Социальная политика
|
430 350 521,50
|
22,10%
|
|
Обслуживание государственного долга
|
285 009 298,70
|
14,64%
|
|
Финансовая помощь бюджетам других уровней
|
265 406 554,00
|
13,63%
|
|
Исследование и использование космического пространства
|
9 742 000,00
|
0,50%
|
|
Военная реформа
|
16 544 982,80
|
0,85%
|
|
Дорожное хозяйство
|
68 519 404,00
|
3,52%
|
|
Прочие расходы
|
-3 067 652,00
|
-0,16%
|
|
Резервный фонд
|
4 300 000,00
|
0,22%
|
|
Проведение выборов и референдумов
|
2 632 436,00
|
0,14%
|
|
Целевые бюджетные фонды
|
13 893 900,00
|
0,71%
|
|
Всего расходов
|
1 947 386 255,40
|
100%
|
|
Кроме того:
Расходы, перечисляемые в Пенсионный фонд в счет поступлений от единого социального налога
|
281 230 000,00
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|