Анализ доходов и расходов муниципального бюджета г. Рязань
Анализ доходов и расходов муниципального бюджета г. Рязань
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Анализ доходов муниципального бюджета
1.1 Структура доходов бюджета
1.2 Динамический анализ доходов бюджета муниципального образования
1.3 Исполнение доходной части бюджета муниципального образования
1.4 Анализ межбюджетных трансфертов
2 Анализ расходов муниципального бюджета
2.1 Основные направления расходования бюджетных средств муниципального образования
2.2 Динамический анализ расходов бюджета муниципального образования
2.3 Исполнение расходной части бюджета муниципального образования
3 Анализ дефицита (профицита) местного бюджета
ВЫВОДЫ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.
Вопрос об определении понятия “государственный бюджет” является дискуссионным, в теории и на практике существуют различные подходы к ответу на него. Под бюджетом может пониматься “система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд”. (см.: Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской: Учебник. - М.: Юрайт, 1999. - с. 12). При этом бюджетный фонд представляет собой централизованный денежный фонд, аккумулируемый государством и используемый в целях финансирования определенных общественных потребностей - обеспечения национальной обороны и безопасности, поддержки отраслей экономики, социальной защиты населения, развития образования, здравоохранения и т.п. Иное определение бюджета закреплено в Бюджетном кодексе РФ. В нем бюджет понимается как “форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления” (статья 6).
При употреблении слова “бюджет” на практике под ним понимается как денежный фонд, находящийся в руках государства, так и документ, определяющий порядок его образования и использования. С терминологической точки зрения более правильно разделять эти понятия. Документ, законодательно устанавливающий роспись доходов и расходов государства на центральном, региональном или местном уровне на определенный период времени, называется бюджетным планом. Исполнение бюджетного плана заключается в формировании и расходовании централизованного фонда финансовых ресурсов, который именуется бюджетным фондом.
Бюджетный план составляется органами исполнительной власти, рассматривается и утверждается законодателями, после чего обретает силу закона. Закон о бюджете является основным финансовым документом страны. Он составляется на определенный период времени, именуемый бюджетным периодом, который, как правило, равен календарному или хозяйственному году. В России бюджетный период соответствует календарному году (с 1 января по 31 декабря), а в США длится с 1 октября по 30 сентября.
Бюджет как система экономических отношений имеет две взаимосвязанные составляющие: отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов; и по поводу его использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.
Доходы бюджета формируются за счет налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Например, налоговые доходы увеличиваются при росте экономической активности в стране, доходы от продажи государственной собственности - при проведении приватизации.
Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.
1 Анализ доходов муниципального бюджета
1.1 Структура доходов бюджета
Структура доходов бюджета г.Рязань в 2004, 2005, 2006 годах
Статья доходов
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
|
|
Сумма тыс.руб.
|
Доля, %
|
Сумма тыс.руб.
|
Доля, %
|
Сумма тыс.руб.
|
Доля, %
|
|
1. Налоговые доходы, в т.ч.
|
202400
|
54
|
225600
|
60
|
244600
|
60
|
|
Налоги на прибыль, доход
|
130500
|
35
|
145000
|
39
|
170000
|
42
|
|
Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы
|
5200
|
1,4
|
2300
|
0,6
|
2600
|
0,6
|
|
Налоги на имущество
|
45000
|
12
|
52000
|
14
|
48000
|
12
|
|
Платежи за пользование природными ресурсами
|
1700
|
0,5
|
1800
|
0,5
|
1600
|
0,4
|
|
Налоги на совокупный доход
|
14800
|
4
|
17300
|
5
|
19600
|
5
|
|
Прочие налоги, сборы, пошлины
|
5200
|
1,4
|
7200
|
2
|
2800
|
0,7
|
|
2. Неналоговые доходы, в т.ч.
|
56700
|
15
|
44800
|
12
|
53400
|
13
|
|
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и мун. организаций
|
35000
|
9
|
6700
|
2
|
4700
|
1
|
|
Административные платежи и сборы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Штрафные санкции, возмещение ущерба
|
1300
|
0,34
|
1100
|
0,3
|
700
|
0,1
|
|
Прочие неналоговые доходы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход и пл. услуги
|
20400
|
5,5
|
37000
|
10
|
48000
|
12
|
|
3. Межбюджетные трансферты, в т.ч.
|
115000
|
30,7
|
104000
|
28
|
111000
|
27
|
|
Дотации
|
65000
|
17,4
|
64000
|
17
|
46000
|
11
|
|
Субвенции
|
40000
|
10,7
|
32000
|
9
|
48000
|
12
|
|
Субсидии
|
10000
|
2,7
|
8000
|
2
|
17000
|
4
|
|
Всего доходы:
|
374100
|
100
|
374400
|
100
|
409000
|
100
|
|
|
С помощью табл. 1 можно рассматривать основные группы доходов. Налог на прибыль, доход в общей сумме за рассматриваемые периоды колеблются в пределах 30% - 50%. Доля налогов на товары и услуги имеет тенденцию к снижению за 2004-2006 гг. от 1,4% до 0,6%. Налог на имущество в общей сумме доходов 2004 года составил 12%, но за последующие годы он вырос до 14%, а в 2006 году снизился до 12%. Платежи за пользование природными ресурсами остались прежними и составил 0,5% в 2005 году, но уменьшился до 0,4% в 2006г. Налоги на совокупный доход возросли с 4% в 2004 году и до 5% в 2006 г.
Прочие налоги, сборы, пошлины также имеют тенденцию к увеличению. В 2004 -2006 гг. данная группа составляла в общей сумме доходов 1,4%, а в 2006 уменьшилась до 0,7%.
Доля неналоговых доходов в 2004 - 2005 годах уменьшилась примерно с 15% - до 12%, но в 2006 г. повысилась до 13%.
Если рассматривать структуру межбюджетных трансфертов, то она наиболее контрастна. В 2004 году процент межбюджетных трансфертов в общей сумме составил -30%. Однако 2005 году он снизился до 28%, а уже в 2006 году процент еще снизился до 27%. Более подробно остановимся на данных 2005 года и обратимся к диаграмме.
На рис. 1 приведена диаграмма, показывающая структуру налоговых и неналоговых доходов бюджета в 2005 году. Среди налоговых доходов наибольшая доля - 39% приходится на налоги на прибыль и доход, а среди неналоговых доходов самый большой процент занимают межбюджетные трансферты - 28%.
Рис.1. Структура доходов бюджета в 2005 году
1- налог на прибыль;
2- налог на товары и услуги;
3- платежи за пользование природными ресурсами;
4- налоги на имущество;
5- налоги на совокупный доход;
6- прочие налоги, сборы, пошлины;
7- неналоговые доходы;
8- межбюджетные трансферты.
Далее определим источники (налоговые и неналоговые) формирования доходов местного бюджета за 2004 - 2006гг.
Для анализа структуры доходов местного бюджета рассчитаем коэффициент налоговых доходов
где
Н - налоговые доходы бюджета,
Д - все доходы бюджета
Коэффициент налоговых доходов в местных бюджетах за 2004, 2005,2006 годы не превышает 0,6, что обусловлено значительностью неналоговых источников доходов.
Коэффициент налоговых доходов за 2004 год составляет 0,54; за 2005 год - 0,6, за 2006 год - 0,59. Это обусловлено большим ростом неналоговых источников доходов. Инструментом структурного анализа доходов бюджета является определение доли прямых и косвенных налогов. И прямые, и косвенные налоги вносят свой вклад в местный бюджет.
На основании анализа, приведенного в данном подразделе можно сделать следующие выводы. Доходы бюджета г. Рязань представлены в виде налоговых, неналоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов.
Среди налоговых доходов наибольший вес занимает налог на прибыль, доход (2004 - 35%; 2005 - 39%; 2006 - 42%), в меньшей степени представлены платежи за пользование природными ресурсами (2004 - 0,5%; 2005 - 0,5%; 2006 - 0,4%).
1.2 Динамический анализ доходов бюджета муниципального образования
Постоянные изменения финансового климата, налогового и бюджетного законодательства и других параметров внешней среды приводят к изменениям в доходах бюджета муниципального образования. Анализ изменений, проходящих с течением времени, называется анализом бюджета в динамике или динамическим анализом.
Динамический анализ доходов бюджета в 2004-2006 годах, тыс. руб.
Статья доходов
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
|
|
Сумма, тыс. руб.
|
Сумма, тыс. руб.
|
Сумма, тыс.руб.
|
|
1.Налоговые доходы, в т.ч.
|
202400
|
225600
|
244600
|
|
Налоги на прибыль, доход, в т.ч.
|
130500
|
145000
|
170000
|
|
Налог на прибыль организаций
|
46688,9
|
42213,3
|
54500,7
|
|
Налог на доходы физических лиц
|
83811
|
93943,5
|
99567,3
|
|
Налог на игорный бизнес
|
-
|
8843,2
|
15932
|
|
Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, в т.ч.
|
5200
|
2300
|
2600
|
|
Акцизы на спирт этиловый
|
3150
|
1702,5
|
1755,1
|
|
Акцизы на алкогольную продукцию
|
-
|
15,5
|
119,8
|
|
Лицензионные и регистрационные сборы
|
19,5
|
-
|
-
|
|
Налог с продаж (задолженность)
|
2030,5
|
582
|
725,1
|
|
Налоги на имущество, в т.ч.
|
45000
|
52000
|
48000
|
|
Физических лиц
|
380,3
|
2671
|
2372,7
|
|
Предприятий
|
20453,1
|
25483,4
|
9435,3
|
|
Дарение и наследство
|
68
|
250
|
-
|
|
Земельный налог
|
24098,9
|
23595,6
|
36192
|
|
Платежи за пользование природными ресурсами, в т.ч.
|
1700
|
1800
|
1600
|
|
За пользование недрами
|
0,9
|
0,9
|
0,9
|
|
На добычу полезных ископаемых
|
454
|
299
|
350
|
|
Плата за воду
|
1245
|
1500
|
-
|
|
Плата за негативное воздействие на окр. среду
|
-
|
-
|
1249,1
|
|
Налоги на совокупный доход, в т.ч.
|
14800
|
17300
|
19600
|
|
Единый налог на вмененный доход
|
1546
|
4383
|
16679,4
|
|
Единый налог на вмененный доход для физических лиц
|
8837,8
|
4220
|
-
|
|
Един. Налог на вмен. доход
|
4416,1
|
8697
|
2920,6
|
|
Прочие налоги, сборы, пошлины
|
5200
|
7200
|
2800
|
|
гос.пошлина
|
1762,4
|
1464
|
1280
|
|
Местные налоги и сборы
|
1503,3
|
-
|
-
|
|
Налог на рекламу
|
40
|
40
|
30
|
|
Прочие налоги и сборы
|
1894
|
155
|
1490
|
|
2. неналоговые доходы, в т.ч.
|
56700
|
44800
|
53400
|
|
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и мун. Организаций
|
38279,1
|
28840,8
|
37754
|
|
Административные платежи и сборы
|
93,2
|
80
|
90
|
|
Штрафные санкции, возмещение ущерба
|
1716,8
|
1736
|
2449,7
|
|
Прочие неналог, доходы
|
37,7
|
-
|
-
|
|
Доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход и пл. услуги
|
16573,2
|
14143,2
|
13106,3
|
|
3. межбюджетные трансферты, в т.ч.
|
115000
|
104000
|
111000
|
|
Дотации
|
68292,8
|
67665,3
|
15167,5
|
|
Субвенции
|
31842,4
|
28637,4
|
80215,8
|
|
Субсидии
|
14865
|
7697,3
|
45616,7
|
|
Всего доходы:
|
374100
|
374400
|
409000
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|