скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Реферат: Мораль помощи и взаимопомощи в дохристианский период Руси скачать рефераты

Реферат: Мораль помощи и взаимопомощи в дохристианский период Руси

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Мурманский Государственный Технический Университет»

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Профессионально-этические основы социальной работы»

на тему: «Мораль помощи и взаимопомощи в дохристианский период Руси»

Студент: 2 курса очной формы обучения

Специальность: Социальная работа

Номер студ. билета: СР2002-027

Фио студента: Соколов Павел Юрьевич

Преподаватель : Коренева Анастасия Вячеславовна

Дата сдачи работы в деканате:

Рег. номер работы на кафедра:

Мурманск

2004 г.

План:

v Введение

v ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НА РУСИ

v Формы помощи и взаимопомощи в славянских племенах до 10 века.

v Истоки традиций помощи и взаимопомощи у древних славян

v Особенности этикета, нравственности, моральных принципов И быта народов

языческой Руси

v Особенности архаической благотворительности.

v Заключение

v список использованной литературы

v Введение

В любом из периодов общественного развития основными функциями морали

являются регулирование и оценка инди­видуального поведения людей, приведение

его в соответствие с теми нормами и принципами, которые приняты данным

об­ществом в качестве базовых и отражают общественные инте­ресы. Моральные

нормы не только содержат предписания дол­жного поведения, они фиксируют и

такие нравственные ас­пекты личности, которые необходимы для нормативно

одоб­ряемого поведения, поскольку с точки зрения морали могут рассматриваться

и оцениваться не только действия и поступ­ки, но и мотивы деятельности, цели,

средства и даже намере­ния.

Человек изначально, еще будучи homo erectus, жил в обще­стве себе подобных,

поскольку индивид не может удовлетво­рять свои потребности, не вступая в

определенные отношения с другими людьми. Первобытная орда, затем племя —

первые формы человеческого коллектива, сообщества, известные нам из

материалов археологических, этнологических и палеонто­логических

исследований. О жизни этих далеких предков можно судить лишь по тем немногим

дошедшим до нас свиде­тельствам, которые пощадило время. Однако и эти

немногие доступные для анализа факты дают возможность сделать оп­ределенные

выводы, интересующие нас в связи с рассматри­ваемым вопросом.

v ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НА РУСИ

Современной истории известно, что изначально предок современно­го человека

был стадным существом и что первобытная орда вела кочевой образ жизни,

постоянно передвигаясь с места на место в поисках пищи; причем основными

способами ее добывания были собирательство и коллективная охота. Будучи

физически относи­тельно беззащитным, человек объективно нуждался в

коопериро­вании своих усилий с другими людьми для успешной охоты или защиты

от хищников. В те времена предок человека был жесток, а общество первобытных

людей было обществом, где выживали силь­нейшие. Многочисленные работы,

посвященные предыстории че­ловечества, говорят о том, что убийства детей

(видимо, используе­мых в качестве пищи в голодные периоды) и отказ в помощи

пре­старелым, больным и раненым членам орды были тогда в порядке вещей,

повседневной практикой, поскольку для находящейся в постоянном движении орды

медленно передвигающиеся в силу разных причин члены — не просто обуза, а

угроза безопасности для всех, а значит и для каждого. Задержка в пути,

передвижение со скоростью самых слабых и медлительных могли вызвать гибель

всей орды от голода или в результате нападения таких же диких людей или

животных. Поэтому Л. Крживинский называет первобытное общество-орду —

«обществом без стариков» и

«об­ществом сильных людей», имея в виду, что люди слабые поги­бали довольно

быстро, не получая помощи и поддержки со стороны своих соплеменников.

Происходил действующий в жи­вотном мире и распространявшийся в этот период

истории на дикого человека естественный отбор, в результате которого

вы­живали наиболее молодые, ловкие и сильные.

Вместе с тем, исходя из того, что предок человека жил не в одиночку, мы можем

сделать вывод, что и в этот начальный период истории человечества должны были

существовать оп­ределенные регуляторы поведения индивида в сообществе себе

подобных. Безусловно, полуживотное состояние человека де­лало неизбежным

преобладание биологического начала над социальным, и именно этим

обстоятельством определялась необходимость координировать действия внутри

племени и жестко регламентировать поведение его членов: «... люди

вза­имодействуют друг с другом с чувством моральности, такие поступки

соответствуют нашим биологическим интересам». Так, для полудикой орды имели

ценность лишь сильные, креп­кие и ловкие охотники, обеспечивающие орду

пропитанием и выполняющие при необходимости функции защиты, молодые -женщины

— как продолжательницы рода, а для женщин-ма­терей — их дети в силу

биологического закона сохранения вида. Таким образом, ценности первобытного

общества опре­делялись эмпирически, ощущались инстинктивно и носили явную

биологическую окраску в полном соответствии с кол­лективными потребностями

выживания homo erectus как спе­цифического биологического вида.

Строго говоря, это не были ценности в нашем современном понимании — мозг

человека в этот период не в состоянии был осмысливать такие сложные

философские понятия, как цен­ности», «благо», «добро», — но на уровне

примитивных полу­животных ощущений и инстинктов человек, безусловно, мог

дифференцировать полезное и вредное для себя и для сообщества.

О моральных отношениях этого исторического периода мож­но сказать лишь одно —

они были коллективистскими, ори­ентировались на совместное физическое

выживание, посколь­ку в одиночку предок человека выжить не мог, и содержали

только один закон — власть силы с целью обеспечения совмест­ного выживания.

Мораль (точнее, прамораль, истинктивная мораль, поскольку речь, лишь очень

условно, может идти о нор­мативной регуляции человеческого поведения с точки

зрения добра и зла и направленности на сохранение социума, его ста­билизацию)

носила ярко выраженный коллективистский харак­тер и подразумевала

безоговорочное подчинение более слабых сильнейшему, и этот сильнейший (как

правило, становивший­ся вожаком) имел неограниченные права, непререкаемый

ав­торитет и абсолютную власть, что давало ему возможность ис­пользовать свое

положение в первую очередь в своих собствен­ных целях и решать силовыми

методами все вопросы, возника­ющие в орде. Эта же власть, основываясь на

потребности обес­печения совместных действий, организовывала жизнь орды,

сохраняя и повышая ее жизнеспособность и укрепляя обуслов­ленный

потребностями выживания коллективизм. Таким обра­зом, в первобытной орде

царили отношения социального нера­венства, основанного на неравенстве

физическом и интеллек­туальном, и полная подчиненность интересов отдельного

инди­вида интересам коллектива.

Жизнь в коллективе и стремление выжить требовали от пер­вобытных людей

взаимопомощи при обороне и нападении, т. е. в экстремальных ситуациях, и

очевидно, что такие виды помощи друг другу оказывались коллективно — в

противном случае человек был бы уничтожен силами неживой природы и животного

мира. В самой орде должны были соблюдаться относительно миролюбивые

отношения, по крайней мере, внешне, и об этом заботился вожак, в первую

очередь охра­няя предков человека — своих соплеменников — от бессмыс­ленного

самоуничтожения, пресекая различные распри, не­мотивированные убийства

соплеменниками друг друга. Сле­довательно, даже в самом примитивном обществе,

каким яв­лялась первобытная орда, должна была существовать система наиболее

общих и универсальных норм и запретов, которые в первую очередь гарантировали

бы безопасность существова­ния в сообществе, невозможность его уничтожения

«изнут­ри», и соответствующая система санкций для нарушителей норм.

Как считает В. Вичев, «первые социальные нормы, возник­шие как отражение

производственной необходимости обуздать животный индивидуализм, как

закрепленные практикой целе­сообразные формы деятельности, имеют не столько

позитивный, сколько негативный характер. В них доминируют не столько

пред­писания к индивиду, сколько требования воздерживаться от оп­ределенных

действий, опасный характер которых уже подтвер­жден практикой». Из этого

следует, что членам сообщества зап­рещалось производить действия, наносящие

ущерб сообществу как единому целому, за чем следил вожак орды, карая

непокор­ных. Таким образом, уже изначально нормы поведения, склады­вающиеся

естественным путем или устанавливаемые в сообще­стве с помощью табу, были

направлены на противодействие тому, что могло бы помешать сообществу

обеспечивать жизнедеятель­ность, удовлетворять потребности и что представляло

бы угрозу его безопасности.

ами понятия «благо», «добро» и «зло» в этот период для человека ничем,

практически, не отличались от ощущений жи­вотного: тепло, сытно, безопасно —

добро, благо; опасность, голод, холод — зло, поскольку звуки, издаваемые

человеком в этот период, и главное, понятия, ими обозначаемые и выража­емые,

были ненамного разнообразнее и богаче, чем у живот­ных. Первобытный коллектив

— социальный организм, замк­нутое сообщество, противостоящее всему остальному

миру в же­стокой борьбе за существование. Первобытный человек являет­ся

коллективистом, но не в силу своей высокой нравственности, а в силу

необходимости бороться за существование.

Таким образом, можно сделать вывод, что мораль помощи и взаимопомощи уходит

корнями в природу человека и челове­ческого общества: в первобытной орде

поведение каждого ее члена соответствовало требованиям выживания в природной

среде и было направлено на удовлетворение в первую очередь коллек­тивных

потребностей — обеспечения выживания, безопаснос­ти, продолжения рода.

Однако, вызвано это было отнюдь не соображениями долга и совести, как считает

Ю. Г. Семенов, а, во-первых, инстинктом сохранения вида, который требовал

жер­твовать малым (индивидуальным выживанием) во имя больше­го (сохранения

вида), и, во-вторых, тем обстоятельством, что удовлетворить вышеуказанные

потребности выживания в оди­ночку не представлялось возможным — мир был

враждебен человеку, не обладающему такими физическими данными, как

большинство хищников, ведущих парный или одиночный об­раз жизни. Человек при

этом следовал такому же инстинкту стадности или коллективизма, какому следуют

животные, основой поведения которых является не нападение, а самоза­щита, —

т. е. животные-хищники. Фактически у человека не было возможности выбора

поведения, не было положитель­ных альтернатив коллективизму. При отсутствии

свободы воли трудно говорить о моральности или аморальности поведения, хотя

некоторые виды взаимопомощи и поддержки на инстин­ктивном уровне в орде имели

место как прообраз будущих моральных отношений.

По мнению историков, относительная «гуманизация» и мо­рализация отношений в

первобытном обществе произошла пос­ле величайшего события в истории

человечества — освоения огня. Использование данного природой огня и затем его

про­извольная добыча, хранение и использование для своих нужд стало, по

мнению многих ученых, переломным моментом в истории человечества. Открытие

дало людям реальную воз­можность стать более гуманными и ценить человеческую

жизнь как таковую.

О том, что человеческая жизнь, сам человек в этот период уже становится

наивысшей ценностью, пусть и не вполне осоз­наваемой объективно, косвенно

говорит такой факт: самой великой и ценной жертвой духам (предков или

природных предметов и явлений), культы которых в этот период уже

су­ществовали, считалась жертва человеческая, приносимая в особо

ответственных, важных и значимых случаях, тогда как в повседневности можно

было ограничиться принесением в жертву злаков, продуктов питания, животных,

различных изделий. Причем на роль жертвы в самых различных челове­ческих

сообществах, живших в различных уголках земного шара, выбирались наиболее

молодые, сильные и красивые члены племени — самое ценное и лучшее, чем

располагало племя.

Постоянное использование огня сделало возможным пере­ход к оседлому образу

жизни — огонь не только делал жилье более уютным и теплым и избавлял от

необходимости переко­чевывать «вслед за летом» и за перемещающимися на юг

стад­ными животными, но и защищал от хищных животных, и давал возможность

делать запасы пищи на случай голода, да и охота с применением огня стала

более добычливой. Видимо, с применением огня до некоторой степени снизилась

заболевае­мость и смертность от простудных и некоторых других заболе­ваний,

что делало племя более жизнеспособным.

Появилась с применением огня и возможность создавать более совершенные орудия

труда и охоты, что делало суще­ствование человека более стабильным и

обеспеченным. По мере совершенствования орудий труда возникло первое

примитив­ное разделение труда между членами племени и между пола­ми и

возрастными группами, причем в этих новых условиях полезными оказались и

слабые члены племени — дети и ста­рики. Последние могли играть и, как говорят

история и эт­нография, в действительности играли наряду с женщинами роль

хранителей огня, его «кормильцев», поскольку это не требовало больших

физических усилий, но давало возмож­ность освободить трудоспособных женщин и

мужчин для вы­полнения более трудоемких и неотложных работ. Их присут­ствие и

содержание для племени уже не было такой тяжкой обузой, как прежде; оно

постепенно становилось необходи­мым, хотя в голодные периоды или при других

экстремаль­ных обстоятельствах смерть (в том числе и от рук соплемен­ников)

все еще ожидала в первую очередь именно слабых.

В меньшей степени это касалось детей: они — будущее пле­мени, его потенциал,

и поэтому получали необходимую по­мощь и заботу, чтобы в свое время заступить

на место стар­ших. Однако тот факт, что старики, с точки зрения

биологи­ческой уже выполнившие свою функцию и ставшие бесполез­ными, все же

имели возможность жить в племени и не уми­рать от голода и холода, говорит о

том, что человек становит­ся действительно человеческим, социальным

существом, а не является только одним из многочисленных биологических видов,

существующих на земле. Такой первобытный коллек­тивный альтруизм был

объективной необходимостью, посколь­ку «...племя, заключающее в себе большое

число членов, кото­рые наделены высокоразвитым чувством патриотизма,

верности, послушания, храбрости и участия к другим; членов, кото­рые всегда

готовы помогать друг другу и жертвовать собой для общей пользы, должно

одержать верх над большинством дру­гих племен, а это является естественным

отбором», поскольку это соответствует законам природы, поскольку она «не

интере­суется» отдельными особями и индивидами.

Такое изменение отношения к детям и старикам, в свою оче­редь, привело к еще

большим изменениям. Постепенное усложне­ние труда повлекло за собой

необходимость обучения подрастаю­щего поколения приемам профессиональной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6