Экологическое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
Каковы основания отказа в гос-венной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы?
В гос-венной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:
- общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;
- общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют гос-венную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
- порядок гос-венной регистрации общественной организации не соответствует установленному законом;
- устав общественной организации, организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует установленным требованиям;
- не выполнены требования к содержанию заявления о проведении общественной и экологической экспертизы.
Указанный перечень оснований отказа в гос-венной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы предусмотрен статьей 24 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и является исчерпывающим.
Следовательно, по иным основаниям не может быть отказано в гос-венной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.
В каких условиях заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу?
Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после его утверждения специально уполномоченным гос-венным органом в области экологической экспертизы. В этих случаях на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются установленные законом формы ответ-ть за допущенные правонарушения.
неправомерными действиями в области экологической экспертизы; гражданско-правовая ответ-ть. Граждане и юридические лица, которых были нарушены экологической экспертизой, заказчиками долентации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения последними законодательства РФ об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в установленном гражданским законодательством РФ порядке. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, также подлежит компенсации причинителем вреда в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.
В данном Законе ничего не сказано о дисциплинарной ответ-ти рабочих и служащих за нарушения законодательства об экологической экспертизе.
Представляется, что такая ответ-ть рабочих и служащих, виновных в совершении указанных правонарушений, также может иметь место при соблюдении требований, предусмотренных законодательством о труде.
Тема 10. Экономико-правовой механизм природопользования охраны окружающей среды.
Каковы задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды?
Действующим законодательством, в частности статьей 15 Закона «Об охране окружающей природной среды», определены следующие задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды:
- планирование и финансирование природо-охранительных мероприятий;
- установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
- установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
- предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
- возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
Государственные природоохранительные органы РФ совместно с органами гос-венной статистики и с природо-пользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку. На гос-венные природоохранительные органы возлагается ведение гос-венного земельного, водного, лесного кадастров, гос-венных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов.
Какой порядок планирования и финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды?
Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в рамках составления программ, прогнозов социально-экономического развития на основе гос-венной экологической программы, с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.
Финансирование мероприятий по охране окружающей природной среды производится за счет:
- федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов;
- средств предприятий, учреждений и организаций;
- федерального, республиканских, краевых, областных, местных экологических фондов;
- фондов экологического страхования;
- кредитов банков;
- добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников.
Платность природопользования и ее виды Платность природопользования подразумевает взимание платы за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
Плата за природные ресурсы взимается:
- за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
- за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
- на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается:
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнений в пределах установленных лимитов;
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнений сверх установленных лимитов.
Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Что такое экологические фонды и для чего они создаются?
Экологические фонды создаются для решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных задач. Они представляют собой единую систему внебюджетных гос-венных экологических фондов, объединяющую федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды.
За счет каких источников образуются экологические фонды?
Экологические фонды образуются за счет средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических и физических лиц, в том числе:
- платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений;
- сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения;
- средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, добытой с их помощью продукции;
- полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц;
- инвалютных поступлений от иностранных юридических и физических лиц.
В чем состоит экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды?
Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды осуществляется путем:
- установления налоговых и иных льгот, предоставляемых гос-венным и другим предприятиям, учреждениям и организациям при внедрении отходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей продоохранительный эффект;
- освобождения от налогообложения экологических фондов;
- передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гр-нам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и отходов загрязняющих веществ; установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов;
- применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
- введения специального налогообложения экологически вредной профессии, а также продукции, выпускаемой с применением экологически вредных технологий;
- применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.
Приведенный перечень мер экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей природной среды, предусмотренных Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 24), не является исчерпывающим. Законодательством РФ и ее субъектов могут быть установлены и другие виды экономического стимулирования охраны окружающей природной среды.
Что понимается под лимитами на природопользование?
Лимиты на природопользование - это система экологических ограничений по территориям, представляющая собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, предельных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.
Такие лимиты устанавливаются специально уполномоченными гос-венными органами РФ в области охраны окружающей природной среды исходя из необходимости поэтапного достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в регионе.
Что такое экологическое страхование?
Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 23) предусматривается осуществление добровольного и обязательного экологического страхования предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности, доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.
Как предусмотрено Основными направлениями развития национальной системы страхования в РФ в 1998-2000 годах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1139, страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов гос-ва. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. В нерыночной системе хозяйствования, отмечается в данном нормативом акте, возмещение ущерба в основном осуществлялось гос-вом, которое из бюджета выделяло средства на восстановление разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию последствий стихийных бедствий и другие аналогичные цели, а система страхования играла вспомогательную роль.
Для современной же России ускоренное развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов лиц становится особенно значимым.
В связи с этим особенно важным является создание в РФ эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц, обеспечивающей:
- реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиняемых в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и катастроф и негативных социальных обстоятельств, за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет;
- формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды;
- максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов.
Что представляют собой договоры на комплексное природопользование?
Согласно статье 18 Закона «Об охране окружающей природной среды» договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование. Таким договором предусматриваются условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответ-ть сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.
Каков порядок выдачи лицензий на комплексное природопользование?
Лицензии на такое природопользование выдаются природопользователю специально уполномоченным на то гос-венным органом РФ в области охраны окружающей природной среды с указанием видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов; экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов; последствий несоблюдения этих требований.
Тема 11. Экологический контроль.
Что такое экологический контроль и каковы его виды?
Экологический контроль - это определенный вид деятельности гос-венных и общественных органов по наблюдению за состоянием окружающей природной среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверке выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению природы, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
Различаются следующие виды экологического контроля: гос-венный, производственный, общественный.
Какие органы осуществляют гос-венный экологический контроль и каковы их полномочия?
Государственный экологический контроль осуществляется гос-венными органами общей компетенции, а также специально уполномоченными органами РФ и ее субъектов. Важнейшими их них являются: Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и их органы на местах.
Должностные лица органов гос-венного экологического контроля имеют право в установленном порядке:
- посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и гос-венной безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;
- проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;
- выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;
- устанавливать, по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;
- назначать гос-венную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;
- требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|