скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Управление операциями с ценными бумагами в СХПК "Адышевский" Оричевского р-на Кировской области - (диплом) скачать рефераты

p>Как видно из таблицы 2 , если в 1995 году в целом деятельность предприятия была рентабельной , то в 1996 производство стало полностью нерентабельным . Основной показатель - экономическая рентабельность активов снизился более чем в 2 раза . Это произошло в первую очередь потому, что более чем в 2 раза снизилась рентабельность продаж , то есть на 100 рублей реализованной продукции в 1996 году было получено 21, 09 рублей убытка , в то время как в 1995 году 20, 93рублей прибыли . Единственным положительным моментом можно считать увеличение коэффициента трансформации на 1, 13 . Это говорит о том , что на предприятии улучшилась оборачиваемость полученных средств от реализации , но этот успех слишком незначителен , чтобы в целом повлиять на эффективность деятельности .

    Таблица 3
    Коэффициенты финансовой устойчивости СХПК “Адышевский”
    Показатели
    1992г.
    1993г.
    1994г.
    1995г.
    1996г.
    Коэффициент автономии
    0. 99
    0. 88
    0. 95
    0. 93
    0. 96
    Коэффициент финансовой зависимости
    0. 01
    0. 12
    0. 05
    0. 07
    0. 04
    Коэффициент финансовой устойчивости
    0. 99
    0. 88
    0. 97
    0. 94
    0. 96
    Коэффициент маневренности собственного капитала
    0. 14
    0. 33
    0. 09
    0. 08
    0. 08

Коэффициент соотношения текущих активов и иммобилизованных средств 0. 17

    0. 70
    0. 15
    0. 17
    0. 14
    Коэффициент соотношения заемных и собственных средств
    0. 01
    0. 14
    0. 05
    0. 07
    0. 04
    Тип финансовой устойчивости
    I
    I
    III
    IV
    IV

В таблице 3 представлены основные коэффициенты финансовой устойчивости СХПК “Адышевский”. На начало 1997 года коэффициент автономии в СХПК “Адышевский” составляет 0, 96 , что выше оптимального значения на 0, 3. Этот показатель указывает на то , что хозяйство на 96% независимо от заемного капитала . Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала показывает , что заемных средств у СХПК “Адышевский” всего 0, 04 , отсюда , коэффициент финансовой зависимости также невелик и составляет 0, 04.

Но , хотя хозяйство имеет достаточно собственных средств , коэффициент маневренности собственного капитала указывает , что только 8, 0%-ми можно свободно маневрировать . Величина данного коэффициента для нормального положения дел должна быть не менее 50% .

Одним из наиболее важных моментов является то , что коэффициент соотношения текущих активов и иммобилизованных средств должен быть больше коэффициента соотношения заемных и собственных средств . Это условие в СХПК “Адышевский” выполняется .

Еще одним важным показателем как для партнеров предприятия, так и для внутрихозяйственного использования является платежеспособность предприятия. Таблица 4

    Показатели платежеспособности СХПК "Адышевский"
    Показатели
    Оптимальное значение
    1992г.
    1993г.
    1994г.
    1995 г.
    1996 г.
    Коэффициент абсолютной ликвидности
    0. 2
    0. 094
    0. 017
    0. 401
    0. 354
    0. 109
    Коэффициент промежуточной ликвидности
    1
    0. 121
    0. 506
    0. 520
    0. 362
    0. 164
    Коэффициент текущей ликвидности
    2. 5
    3. 125
    2. 714
    3. 611
    2. 741
    1. 632

Таблица 4 указывает на тенденцию снижения ликвидности на предприятии , которая может привести к банкротству предприятия. Возможность банкротства определяют по состоянию общей величины запасов с размеров источников их формирования. Для этого используются следующие показатели:

- излишек (недостаток) собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат.

- излишек (недостаток) собственных и долгосрочных заемных средств для формирования запасов и затрат.

- излишек (недостаток) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат.

    Ас - наличие (отсутствие) собственных оборотных средств.

В СХПК”Адышевский” на конец 1996 года сложилась следующая ситуация :

    , S (0; 0; 0), Ас >0

Эти данные говорят о том , что на предприятии сложилась кризисная ситуация. Анализ финансовой устойчивости показал , что если в 1992 и 1993 годах СХПК “Адышевский” имел абсолютную финансовую устойчивость (таблица 3) , в 1994 году финансовое состояние оказалось неустойчивым (III тип финансовой устойчивости) , то с 1995 года и до настоящего времени находится в кризисном финансовом положении (IV тип финансовой устойчивости) .

Таким образом , можно говорить о том , что в настоящее время самым реальным финансовым инструментом для СХПК”Адышевский” является использование векселей, в частности векселей финансового управления администрации города Кирова и векселей областной администрации .

    5. Виды ценных бумаг и их использование
    5. 1. Акции

Нормально функционирующий механизм фондового рынка позволяет предприятию собрать средства путем осуществления первичной или вторичной эмиссии акций или облигаций. Первичную эмиссию большинство российских акционерных обществ осуществило в процессе приватизации.

Уставный капитал акционерного общества состоит из акций, являющихся основным инструментом финансирования деятельности предприятия, главным образом на момент его создания. Предприятия преобразованные в акционерные общества открытого типа в процессе приватизации изначально нарушили основной смысл создания акционерных обществ , как механизма привлечения свободного капитала, а не простого распределения собственности. Но в то же время приватизация носила и носит стратегически важный характер перевода российской экономики на основные рыночные принципы , а также создание нового класса - собственника , без которого невозможно нормальное функционирование предприятий в настоящих условиях.

Уставный капитал составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами, и определяет минимальный размер имущества АО, гарантирующий интересы кредиторов. При учреждении вновь организуемого АО , все акции размещаются среди учредителей. Количество и номинал размещенных акций каждой категории определяется уставом АО. Размер уставного капитала для открытых акционерных обществ ( в дальнейшем возможно как открытое, так и закрытое размещение акций ) не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда на дату регистрации общества. Для закрытых акционерных обществ ( возможно только закрытое размещение акций, при продаже акций акционеры имеют преимущественное право покупки акций ) не менее 100 минимальных размеров оплаты труда. Уставом АО может быть определено количество, номинал объявленных акций ( акций, которые АО вправе размещать дополнительно), права по ним, порядок и условия их размещения. Изменения устава АО, затрагивающие положение об объявленных акциях, принимаются общим собранием акционеров.

Акция - ценная бумага, свидетельствующая об участии ее владельца в собственном капитале компании. Покупка акций сопровождается для инвестора приобретением ряда имущественных и иных прав:

- право на соответствующую долю в акционерном капитале компании и на остаток активов при ее ликвидации,

    - право на получении части прибыли в виде дивиденда,

- право на участие в управлении компанией, как правило посредством голосования на собрании акционеров при выборе его исполнительных органов и принятии стратегических решений,

- право продажи или уступки акции ее владельцем какому-либо лицу, - право на получении информации о деятельности компании, главным образом той, которая публикуется в годовом отчете.

Акции могут быть двух видов обыкновенные ( для всех акций одинаковые номинал и права ) и привилегированными . Привилегированные акции могут быть нескольких типов, в каждом типе одинаковые номинал и права.

Обыкновенные акции имеют фиксированный набор прав : являются голосующими, размер дивиденда заранее не определен, ликвидационная стоимость заранее не определена.

Привилегированные акции могут обладать следующими правами : на дивиденд определенный в твердой сумме, проценте или в ином выражении , на ликвидационную стоимость - определенную в твердой сумме, в проценте, в ином порядке , на право голоса в случаях, предусмотренных законом или уставом. Если дивиденд и / или ликвидационная стоимость не определены. они выплачиваются так же, как для обыкновенных акций. По привилегированным акциям акционерных обществ созданных в процессе приватизации по первому варианту льгот определен размер дивидендов в размере 10 % от чистой прибыли АО.

Суммарный номинал привилегированных акций не может превышать 25 процентов уставного капитала. Уставом могут быть предусмотрены кумулятивные акции, дивиденды по которым ( или определенная часть дивидендов ) в случае их невыплаты накапливаются и выплачиваются в последствии. Привилегированные акции имеют право голоса, когда на собрании затрагиваются вопросы касающиеся интересов владельцев привилегированных акций (конкретно оговорено в Законе "О акционерных обществах" от 26. 12. 95г. N 208-фз) , либо в случае невыплаты дивидендов до момента их полной выплаты. Уставом АО может быть определен порядок конвертации привилегированных акций определенного типа в акции другого типа или в обыкновенные акции. В последнем случае уставом может быть предусмотрено право голоса по таким привилегированны акциям. Акция имеет номинальную и рыночную стоимость . Цена акции, обозначенная на ней , является номинальной стоимостью акции и не может быть менее 10 рублей . Цена , по которой реально покупается акция , называется рыночной ценой , или курсовой стоимостью ( курс акции ) . Курс акции находится в прямой зависимости от размера получаемого по ним дивиденда и в обратной зависимости от уровня ссудного ( банковского ) процента .

    Курс акции = Дивиденд/Ссудный процент *100% .

Процесс установления цены акции в зависимости от реально приносимого ею дохода называется капитализацией дохода и осуществляется через фондовые биржи , рынок ценных бумаг .

Существуют различные методы привлечения средств инвесторов для организации или расширения деятельности предприятия. В условиях классической рыночной экономики основными из них являются эмиссия долговых (облигаций) и долевых ( акций ) ценных бумаг. В мировой практике известны различные способы выпуска акций. Коротко охарактеризуем основные из них.

Наиболее распространенным методом эмиссии является размещение акций через инвестиционные институты , которые покупают весь выпуск и затем продают его по определенным ценам физическим и юридическим лицам. Такая практика носит название андерайтинга.

Следующий способ - продажа непосредственно инвесторам по подписке - отличается от предыдущего тем, что промежуточная продажа всего выпуска акций инвестиционному институту не производится. Считается, что только процветающие компании с хорошей репутацией могут позволить себе этот метод. Еще один распространенный способ - тендерная продажа. В этом случае один из нескольких инвестиционных институтов ( или выступающих единым пулом ) покупают у заемщика весь выпуск по фиксированной цене и затем устанавливают торг (аукцион), по результатам которого устанавливают оптимальную цену акции. К сожалению наша российская действительность вносит некоторые особенности в классические формы привлечения дополнительного капитала. Это связано с рядом макро- и микроэкономических проблем (несовершенство законодательства, политическая и экономическая нестабильность, образование большинства АО не путем привлечения капитала, а путем приватизации и т. д. ) Так в 1994 году по данным Федеральной комиссии по ценным бумагам, 27109 приватизированных предприятий выпустили на всех 155 новых эмиссий. Да и в 1995 - 1996 годах ситуация мало изменилась. Рассмотрим основные принципы и проблемы размещения акций на российских АО.

Согласно российскому законодательству эмиссия ценных бумаг может осуществляться одним из двух видов:

а) частное размещение без публичного объявления и проведения рекламной компании среди заранее известного ограниченного числа инвесторов ( до 100 включительно ) или на сумму не более 50 млн. руб.

б) открытая продажа с публикацией и регистрацией проспекта эмиссии среди потенциально неограниченного числа инвесторов или на сумму более 50 млн. руб. Существуют ограничения на дополнительные эмиссии для предприятий, у которых доля государства в уставном капитале превышает 25 процентов, а данный запрет связывает руки большинству эмитентов.

Кроме того , в соответствии с российским законодательством АО имеет право осуществлять эмиссии акций при полной оплате уставного капитала , в размере не более объявленного количества акций , при отсутствии просроченной задолженности, при наличии зарегистрированного публичного проспекта соответствующей эмиссии акций. Причем проспект , должен соответствовать определенной форме, содержать не только сведения об объеме и сроках проведения эмиссии, но и об инвестиционной программе использования средств, полученных от продажи акций, их окупаемость.

К препятствиям , имеющим макроэкономическую природу относятся прежде всего это наблюдавшееся в течении всего анализируемого периода (1994-1996 год) сочетание депрессивного состояния экономики с высокой инфляцией. Высокая доходность государственных ценных бумаг , и доступность этого инструмента практически для всех слоев инвесторов блокируют приток капитала с данного финансового рынка в режим реальных инвестиций.

Отрицательным фактором также является отсутствие права собственности на землю под предприятием. Оно чувствительно воздействует на инвестиционные приоритеты потенциального акционера , так как на довольно многих предприятиях нет ничего ценного кроме ожидаемой всеми возможности приобретения земли. Отсутствие или крайне незначительные дивидендные выплаты еще один минус для проведении крупной эмиссии рассчитанной на массового акционера. Ожидаемые хорошие дивиденды как правило основная причина толкающая мелкого , частного акционера к вложению собственных средств в акции.

Борьба за влияние в акционерном обществе как правило служит сдерживающим фактором при решении о дополнительной эмиссии акций, если правда , эта эмиссия не направлена на дополнительное усиление пакета "хорошим" акционерам и распыление пакетов у "нехороших". Конечно законодательство несколько защищает старых акционеров, имеющих преимущественное право покупки акций новой эмиссии. Но существует ряд механизмов с помощью которых можно попытаться обойти это ограничение, используя некоторую неповоротливость конкурентов. Такими механизмами могут служить выпуск конвертируемых облигаций или, к примеру, продажа опционов на акции эмиссии еще не появившейся в открытой продаже. Естественно , что более дешевой обходится эмиссия , когда она распространяется среди узкого, заранее известного количества акционеров. Но далеко не всегда у общества есть такая возможность, и тогда приходится рассчитывать на свободные денежные ресурсы населения. В этом случае расходы предприятия на проведение эмиссии составят в среднем 10 процентов от предполагаемого объема эмиссии , сюда входят оплата услуг аудиторов, консультантов и финансовых посредников помогающих размещать акции среди мелких инвесторов. Также значительную сумму съест реклама акций, и создание благоприятного имиджа предприятия , а также налог на ценные бумаги при регистрации проспекта эмиссии ( сейчас он составляет 0, 8 % от эмиссии ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10