скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Учет и контроль привлеченных денежных средств в депозиты и вклады банка на примере филиала ОАО Банк "Менатеп" - (диплом) скачать рефераты

p>Поэтому большинство российский коммерческих векселей работает по схеме отличной от классической (в виде товарного кредита). Зачастую векселя предприятий используются только как средство расчета с кредиторами, а его функция непосредственного обращения в деньги игнорируется. Причина проста: как только происходит трансформация векселя в деньги, то продукция из разряда отгруженной переходит в разряд реализованной, следовательно необходимо платить налог на прибыль. Поэтому вексель переходит от одного контрагента к другому в качестве покрытия дебиторской задолженности и если и возвращается

    18

векселедателю, то лишь в качестве погашения дебиторской задолженности. Поэтому операторы вексельного рынка делают основной удар на операции с

банковскими векселями как более надёжными и ликвидными. Данное обстоятельство связано с тем, что наличные держатели банковских векселей могут получить по ним живые деньги, в то время как коммерческие в лучшем случае имеют обеспечение каким-нибудь товаром. Интерес банков к векселям вполне закономерен. Во-первых, снижение доходности на рынках ГКО/ОФЗ и ОГСЗ заставило банки обратить взгляды на более высокодоходные ценные бумаги. Во-вторых, банки не могли не учитывать запросы клиентов, а также активно используют их для взаиморасчётов. Кроме того, получая от использования векселей доход, банки расширяют тем самым спектр предлагаемых клиентам услуг.

Негативным фактором в использовании векселей российскими банками является их неумеренный выпуск. Показателен в этом смысле пример "Тверьуниверсалбанка" - "пионера" вексельного рынка. Рискованная политика данного банка в использовании векселей поставила его в тяжёлое финансовое положение.

    ОБЛИГАЦИЯ

Облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесением её владельца средств и подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу её номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента ( если иное не предусмотрено условиями выпуска).

Облигации выпускаются в серии, состоящей из однородных ценных бумаг с равной номинальной стоимостью и одинаковыми условиями выпуска и погашения. Облигация имеет ряд обязательных элементов:

номинал - денежная сумма, обозначенная на лицевой стороне сертификата облигации, её получает владелец в день наступления срока погашения; купонную ставку - обусловленный процент от номинальной стоимости, которую

должен выплачивать эмитент ежегодно. Хотя купонная ставка устанавливается как годовая, но выплачиваться она может по частям, например, раз в квартал или полгода;

дату погашения - календарную дату, день, в который компания возвращает владельцу облигации сумму, равную номиналу и прекращает выплату процентов; договор эмиссии - контракт на публичный выпуск облигационного займа, он исполняется между заёмщиком и компанией - дилером, распространяющей данный заём;

    19

положение о выплате - пункт договора об эмиссии, согласно которому эмитент создаёт специальный фонд погашения, из которого производится выплата

    процентов и номинальной стоимости;

обеспечение - активы или имущество компании, служащие залогом при выпуске облигаций;

рейтинг - оценку их инвестиционных качеств специализированными организациями.

    Бланк облигации должен содержать следующие реквизиты:
    наименование "облигация";
    фирменное наименование и местонахождение эмитента;

фирменное наименование (или имя) покупателя либо надпись, что облигация на предъявителя;

    номинальную стоимость облигации;
    размер процентов (если предусмотрены проценты);
    порядок и сроки погашения облигации и выплаты процентов;

место и дату выпуска, номер государственной регистрации, серию и порядковый номер облигации;

    образцы подписей уполномоченных лиц эмитента;
    права, вытекающие из облигации.

Решение о выпуске облигаций принимается правлением банка (кредитного учреждения) в порядке, предусмотренном его уставом. Такое решение обязательно должно содержать:

    изложение цели выпуска;
    указание вида облигаций (именные или на предъявителя);
    общую сумму выпуска;
    номинальную стоимость облигации;
    порядок выплаты процентов;
    порядок и сроки размещения облигаций;
    порядок оплаты облигаций и т. д.

Кроме основной части к облигации может прилагаться купонный лист на выплату процентов. Купон должен содержать следующие реквизиты: порядковый

номер купона; номер облигации; наименование эмитента; год выплаты процентов; образцы подписей уполномоченных лиц эмитента

    облигации.

Банк может выпускать облигации лишь при условии полной оплаты всех ранее выпущенных им акций (для акционерного банка) или полной оплаты пайщиками своих долей в уставном капитале банка (для паевого банка). Одновременный выпуск банком акций и облигаций запрещается. Облигации должны быть размещены не позднее чем через 6 месяцев после регистрации их выпуска. Минимальной оплаченной доли выпуска облигаций, достижение которой считалось бы необходимым для регистрации итогов выпуска, не установлено. При реализации облигаций не требуется также

    20

открытия банком-эмитентом специального накопительного счета в Банке России. Облигации предприятий (корпоративные облигации) выпускаются

предприятиями с целью финансирования затрат на приобретение элементов основного и, более редко, оборотного капитала.

По субъектам облигации подразделяются на именные и предъявительские. На именных облигациях указывается наименование держателя. В Российской Федерации корпоративные облигации могут быть именными и предъявительскими. Владельцам именных облигаций выдаётся сертификат - документ, свидетельствующий о праве того или иного лица на обладание указанными в нём долговыми обязательствами. Компания выпустившая именные облигации, поручает специальному агенту, чаще всего коммерческому банку, вести учет их движения, фиксируя переход из одних рук в другие. При продаже именных облигаций сертификат прежнего владельца погашается, а новому владельцу выдаётся новый сертификат.

По методу обеспечения облигации предприятий бывают закладными и без закладными.

Закладные облигации обеспечиваются физическими и финансовыми активами (ценными бумагами) компании. Без закладные, или необеспеченные, облигации представляют собой прямые долговые обязательства, не создающие имущественных претензий к корпорации. Их обеспечением служит общая платёжеспособность компании.

По условиям выплаты процентов различают облигации с фиксированным и плавающим процентом.

Фиксированный процент обычно определяется как часть номинальной стоимости облигации. Плавающий процент устанавливается периодически в соответствии с изменениями ставок денежного рынка и рынка капиталов. Проценты расчитываются по отношению к номиналу облигаций независимо от их курсовой стоимости. Процент может выплачиваться чеком, платёжным поручением, почтовым или телеграфным переводом. Выплата очередных процентов держателю облигации удостоверяется путём погашения или отрезания купона на облигации. Оплата может производиться в форме ценных бумаг, перечисления денежных сумм, в том числе в иностранной валюте, товарами или иными имущественными правами. Выплата процентов по облигации является юридическим обязательством предприятия. В случае отказа в выплате эмитент может быть объявлен неплатёжеспособным и подлежать ликвидации. Источником выплаты процентов является чистая прибыль, а в случае её недостаточности специальные резервные фонды эмитента.

По способам погашения облигации классифицируются на отзывные и безотзывные.

Отзывные облигации дают эмитенту право их досрочного отзыва (погашения).

При отзыве выдаётся премия, облигации выкупаются с некоторой добавкой к

    21

номинальной стоимости. Безотзывные облигации погашаются по номиналу в заранее установленный срок погашения.

По характеристикам резервных фондов различают облигации с отложенным фондом и с выкупным фондом.

Отложенный фонд создаётся для погашения части или всей суммы займа путём периодических фиксированных отчислений из чистой прибыли. По мере формирования отложенного фонда осуществляется досрочное гашение части выпуска по номинальной стоимости без выплаты премии. Гашение производится путём прямого обращения к держателям облигаций. Выкупной фонд также формируется за счёт отчислений от прибыли. Однако используется он для приобретения (выкупа) облигаций на рынке, если выкуп можно произвести по заранее установленной цене или ниже её. Такая возможность появляется при росте ставки ссудного процента. Обычно путём выкупа на рынке погашается меньшая часть займа. Разновидностью выпусков с отложенным фондом являются сериальные облигации. По этим облигациям часть долга подлежит обязательному погашению ежегодно.

По наличию конверсионной привилегии облигации подразделяются на конвертируемые, обменные, неконвертируемые.

Конвертируемые облигации дают их держателю право на покупку обыкновенных акций этой же компании по определённой цене в определённый срок. Обменные облигации дают право приобретения по фиксированной цене обыкновенных акций других компаний (кроме акций компании-эмитента данных облигаций). При этом акции других компаний служат закладом для обеспечения прав держателей обменных облигаций. Неконвертируемые облигации не обладают конверсионной привилегией, т. е. правом покупки обыкновенных акций. Кроме уже указанных, существуют следующие особенности облигаций предприятий:

    эмитируются в основном крупными компаниями;

при ликвидации предприятия погашение облигаций (выплата средств их держателям) осуществляется вслед за расчётом с работниками по оплате труда, т. е. перед расчётом с бюджетом и акционерами;

при выплате процентов по облигациям при недостатке прибыли для этой цели предприятия ( в отличие от банков) не имеют права выплачивать их из резервного фонда;

выпуск облигаций возможен только после оплаты всего выпуска акций, но не более 25% уставного капитала.

На данный момент на рынке долговых обязательств отсутствуют эти облигации.

Держатели облигаций не пользуются правами собственников акционерных обществ, которыми наделены владельцы акций. Тем не менее лица, имеющие на руках облигации, обладают определёнными преимуществами перед акционерами.

    22

До того, как акционерное общество начисляет дивиденды по акциям, оно должно обеспечить выплату процентов по облигациям. Если акционерное общество

становится банкротом, то в первую очередь погашаются его обязательства перед держателями облигаций и иными кредиторами, а только затем оставшиеся активы распределяются между акционерами. Таким образом, долговые обязательства обладают старшинством перед долевыми ценными бумагами. Коммерческие организации, размещая облигации и иные долговые обязательства, обязуются выплатить их номинальную стоимость. В США наиболее часто облигации выпускаются с номинальной стоимостью в размере 1000 долларов. Тем не менее на рынке встречаются облигации с номиналом 10000 долларов, 500 и даже 100 долларов. Облигации стоимость которых составляет менее 1000 долларов, называют облигациями с низкой ценой. Соответственно облигации со стоимостью свыше 1000 долларов называются дорогими облигациями. Банки обычно предпочитают облигации большого номинала, поскольку по ним удобнее платить проценты. Котировка облигаций даётся в процентах от их номинальной стоимости.

Возврат денег по облигациям осуществляется в определённое время, которое называется датой погашения. Корпоративные облигации обычно выпускаются на срок от 10 до 40 лет и более. Наиболее распространены облигации, выпускаемые на период от 20 до 30 лет. Облигации со сроками обращения до 5 лет считаются краткосрочными. Они обычно выпускаются компаниями, связанными с производством продукции, оказанием услуг, и могут быть гарантированы их активами или застрахованы. Облигации, выпускаемые на срок от 7 до 15 лет относятся к среднесрочным, а облигации, находящиеся в обращении более 20 лет, являются долгосрочными. Величина процентов по облигациям зависит от продолжительности их обращения. Как правило, в нормальной экономической ситуации облигации, выпускаемые на длительные сроки, приносят повышенные проценты по сравнению с облигациями, размещаемых на более короткие сроки времени. Причём разница между уровнями доходности по долгосрочным облигациям оказывается меньше разрыва в доходности по краткосрочным долговым обязательствам. Поэтому линия доходности облигаций имеет вид выпуклой возрастающей кривой.

В экстремальных экономических условиях указанная связь между доходностью долговых обязательств и сроками их обращения нарушается. При высокой инфляции, когда спрос на деньги значительно превышает их предложение, ставки процентов по краткосрочным долговым ценным бумагам могут оказаться выше, чем по долгосрочным.

В соглашении о выпуске облигаций устанавливаются права и обязанности сторон. Законодательством обычно предусматриваются требования к такого рода соглашениям, признанные защищать интересы вкладчиков.

Акционерное общество, выпускающие облигации, принимает на себя

    23
    1. 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ
    Ценные бумаги
    Первичные Производные

В качестве первичных ценных бумаг, выступают акции, облигации, ноты, вексель, депозитные сертификаты и другие инструменты, являющимися правами на имущество, денежные средства, продукцию, землю и другие первичные ресур- сы. Производные ценные бумаги - любые ценные бумаги, удостоверяющие право владельца на покупку или продажу первичных ценных бумаг - акций, облигаций государственных долговых обязательств. К числу таких бумаг можно отнести опционы, фьючерсы, подписные права. Понятие производных ценных бумаг является юридически признанным, водится российским Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР. В форме обособленных документов В виде записей по счетам Ценные бумаги - обособленные документы - имеют материальную форму в виде бумажных сертификатов. О ценных бумагах - записях по счетам - говорят, что они имеют безналичную форму. В этом случае ценная бумага существует в виде записи на счёте бухгал- терского учёта и аналитических реестрах к нему. Соответственно, бухгалтерская запись содержит все необходимые реквизиты ценных бумаг (эмитент, сроки, сумма, держатель, процент и т. п. ). При купле-продаже ценных бумаг, дарении, передаче, погашении и т. п. она перемещается не путём передачи бумажного сертификата ( его не существует), а путём совершения бухгалтерских проводок по счетам и записей в реестрах бухгалтерского учёта.

    Долговые Титулы собственности

Долговые ценные бумаги - являются долговыми обязательствами (облигация, нота, вексель и т. п. ). Ценные бумаги - титулы собственности удостоверяют право собственности на активы (простые и привилегированные акции, конвертируемые ценные бумаги, варранты, подписные права и т. п. Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные Бессрочные

По общепринятой практике, краткосрочные ценные бумаги - сроком погашения до 1 года, среднесрочные - от 1 до 5 лет, долгосрочные - свыше 5 лет (по долго- вым обязательствам РФ от 5 до 30 лет). К бессрочным ценным бумагам относя- тся фондовые инструменты, не имеющие конечного срока погашения акции, бессрочные облигации, выпускаемые государством (например, консоли). В рос- сийской практике последние выпускаться не могут, сроки долговых обязатель- ств Российской Федерации не могут превышать 30 лет. 9

    Государственные Негосударственные

Правительства, правительст- венных Мини- стерств и ведо- мств и др. Муниципальных органов власти Корпоратив- ные Иностран- ных эмитен- тов Частные

Данная классификация составлена на основе критерия "кто выпустил ценные бумаги", "кто является эмитентом". Корпоративные ценные бумаги - фондовые инструменты, выпускаемые пред- приятиями, организациями. Частные ценные бумаги - в данном случае речь идет о выпуске ценных бумаг физическими лицами. В качестве таких фондовых инструментов могут высту- пать вексель и чек.

Ценные бумаги, которые могут выпускаться только банком Ценные бумаги, которые могут выпускать как банки, так и другие эмитенты

Депозитные и сберегательные сертификаты, валютные фьючерсы, чеки Все ценные бумаги, указанные в таблице. Банки не могут эмитировать коносаменты и (по существующим юридическим нор- мам) акции трудового коллектива, товар ные фьючерсы и опционные контракты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9