скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Биржи в экономике отрасли - (диплом) скачать рефераты

p>Мониторинг за процессами, составляющими информационную технологию: необходимо наблюдать и контролировать соответствие их параметров выдвинутым требованиям. Выделяется четыре основные задачи, решаемые на данной стадии.

    Выделение процессов, за которыми необходимо наблюдать
    оценка адекватности внутреннего управления
    получение независимой оценки
    обеспечение независимого аудита

Планирование и организация: вопросы стратегии и тактики развития, информационных технологий, вытекающие из основных целей бизнеса. После того как цели информационных технологий сформулированы, необходимо рассмотреть более широкий круг факторов, касающихся реализации: архитектура системы, технологические и организационные аспекты, финансирование.

Приобретение и ввод в действие: для реализации стратегии развития информационной технологии, выбранные решения должны быть зафиксированы, запланировано приобретение необходимого оборудования, других средств и ввод их в действие.

Поставка и поддержка: включает традиционный набор сервисов, связанных с поставкой, мониторинг, а всеми процессами, составляющими информационную технологию, необходимо соблюдать и контролировать соответствие их параметров выдвинутым требованиям. Для этого можно использовать как объективные методы, так и экспертные процедуры.

Каждый этап должен удовлетворять в необходимой степени следующим информационным критериям:

    действенность– соответствие потребностям бизнес процесса;

эффективность– обеспечение получения информации при оптимальном использовании ресурсов; конфиденциальность;

    целостность;
    доступность;

соответствие формальным требованиям –соответствие информации требованиям законов, контрактов и другим регулирующим актам;

достоверность информации –обеспечение информации, на основе которой производятся ответственные управляющие воздействия или принимаются решения;

    Каждый пункт требует некоторых ресурсов из списка:

данные– структурированная и неструктурированная информация различного типа приложения – ПО и документация

технология –вычислительная техника, прикладное ПО, операционные системы, СУБД, сетевая инфраструктура

обеспечивающая инфраструктура – помещения, другие обеспечивающие средства информационной системы люди –сотрудники, обладающие необходимой квалификацией для планирования, создания и эксплуатации информационной системы

Началом всех начал является бизнес-планирование. На основе бизнес-плана выделяются бизнес цели. В соответствии с бизнес целями определяется структура инфосистемы отрасли. Первым этапом является стратегическое планирование инфосистемы (рисунок 9). Стратегическая задача нашей инфосистемы–наиболее полный сбор информации из доступных источников и наиболее эффективная её обработка. Технологическое направление выбирается тривиально: ставка на высокоскоростные глобальные сети общего пользования типа Интернет. Организационные аспекты сильно зависят от конкретной организации, но в общем, потоке выделить закупку оргтехники и установку на неё программного обеспечения, кадровую работу, и аудит безопасности. Финансирование информационной технологии в состоянии примерно определить на стадии бизнес планирования. Основными составляющими финансирования являются: оргтехника, лицензионное программное обеспечение, фонд оплаты труда и аренда зданий. Цели управления коммуникациями преследуют создание и поддержание наиболее эффективных, надёжных и дешёвых способов передачи информации как внутри фирмы так и снаружи. Направления развития коммуникаций необычайно широки, и кардинальным направлением может служить создание высоко пропускной внутренней сети Интранет на базе АТМ. сетей с выходом в оптическое городское кольцо. Для бесперебойного функционирования вышеприведённого механизма отдельным этапом выделяют управление людскими ресурсами, в частности набор и материальное поддержание высококлассных специалистов в области информатизации и экономики. Всегда сложным и нудным пунктом при разработки нововведений является согласование разработки с внешними требованиями, т. е. соответствие инфосистемы формальным нормативным требованиям. Для того чтобы обезопасить себя от больших финансовых потерь при плохом стечении обстоятельств вводится оценка рисков. По полученной оценке потенциальных источников рисков и их классификации выстраивается система управления рисками. На предприятии в процессе разработки инфосистемы возникает множество связанных между собой проектов, для организации взаимодействия между которыми служит система управление проектами. Последним пунктом планирования инфосистемы является ставшая уже традиционной система управления качеством, назначение которой– мониторинг качества отдельных элементов, составляющих систему. Следующим этапом является приобретение и ввод в действие технологии. На этом этапе происходит выбор конкретных решений и их

    п - прямое воздействие Таблица 2
    о- опосредованное воздействие

подробное документирование для полнейшего точного исполнения. Приобретение и поддержка прикладного ПО является составной частью общего процесса, однако нельзя исключать и собственные разработки. Приобретение и поддержка технологического оборудования–чисто техническая задача, нас интересует только с точки зрения надёжности и пропускной способности. Перспективным считается собственная разработка и поддержка процедур информационных технологий, не имеющих аналогов в распространённых программных продуктах. Заключительными стадиями идут установка и проверка систем и управление изменениями (мониторингом).

является главной задачей инфосистемы, т. к. она фактически сама по себе является поставщиком сервисных услуг для субъектов отрасли, и эта часть проекта должна быть выполнена наиболее тщательно. Для выполнения работы в срок и с надлежащим качеством параллельно с основными службами вводится служба управления выполнением и качеством. Гарантии доступности сервиса подразумевают круглосуточный информационный обмен информации внутри отрасли в любое время для любого предприятия отрасли. Гарантии безопасности более подробно рассмотрены в главе “информационная безопасность”. Управление инцидентами и проблемами должно обеспечивать быстрое и качественное устранение возникающих простоев в инфосистеме. Под управлением данными подразумевается логистически-оправданное переключение потоков информации в инфосистеме.

Мониторинг по времени жизни технологии занимает наибольшее место, т. к. проводится всё время непрерывно в течение всего времени существования системы: от момента запуска в действие до момента остановки. Перед мониторингом надо грамотно определить собственно те процессы, за которыми будет вестись наблюдение, и с периодичность раз в год производить общий независимый аудит всей системы.

    Рисунок 9
    Управление сервисом, предоставляемым внешним организациям
    2. 2. Корпоративные порталы

Портал представляет собой унифицированный по формату данных источник информации. Сейчас в отрасли по сетям передаются многомиллионные объёмы информации, однако возможность их использования зажата в рамки кросплатформенной переносимости форматов данных, и люди, работающие с обычными источниками вынуждены либо отказываться от использования части информации либо тратить драгоценное время на её преобразование. Правильно настроенный портал решает эти проблемы: несмотря на обилие, разнородных данных такая технология позволяет пользователю получать всю информацию отрасли в удобном для него формате. Если верить аналитикам, то уже через несколько лет средства будут вкладываться не в системы планирования ресурсов предприятия (ERP — enterprise resource planning), как сегодня, а в корпоративные информационные порталы (EIP — enterprise information portal), решающие более широкий круг задач [4]. Согласно прогнозам, рынок ЕIР будет ежегодно расширяться на 35% и к 2002 году достигнет 14 млрд. долл.

В условиях глобализации бизнеса и укрупнения компаний происходит трансформация самой модели порталов, первоначально предложенной Yahoo, Excite и другими, в некий универсальный источник информации для сотрудников организаций, их клиентов и поставщиков. В отличие от статичных сетей intranet, порталы способны предоставлять оперативно изменяющуюся информацию, соответствующую моменту обращения за ней посредством браузера. Кроме доступа к информации, порталы предлагают разнообразные услуги по работе с данными: публикацию отчетов;

    группирование и анализ информации;
    рассылку уведомлений по подразделениям корпорации.

Уже ведутся разговоры о порталах для вертикальных отраслей, содержащих данные и предоставляющих услуги, которые необходимы для ведения бизнеса, работы, научной деятельности во всех сферах человеческого знания. Предсказывают, что в ближайшие два года будет создано 10 тыс. таких “ворталов” (vortal — от vertical portal). Порталомания дошла до того, что возник даже портал для порталов . Столь широкое распространение корпоративных порталов было бы невозможным без соответствующих инструментов и новых технологий работы с информацией. Давно существующие форматы хранения данных и способы их представления (HTML, PDF, СУБДи. т. п) подготовили почву для появления порталов, однако решающим, по мнению аналитиков, стало появление языка расширенной разметки XML и инструментов, поддерживающих работу с ним. Так, компанияDataChannel разработала инструментальную среду RIO, основанную на открытом стандарте XML, позволяющую строить корпоративные порталы. Каталогизация всех информационных ресурсов организации осуществляется теперь через виртуальные “папки” или информационные каналы, доступные через браузер. Как и в Yahoo, при работе с системой RIO пользователь может комбинировать поисковую машину с указателями на различные ресурсы, формировать свой индивидуальный интерфейс и т. п.

Большинство порталов в современном понимании — лишь тонкая оболочка корпоративной сети intranet. Язык XML же делает доступным все полезные ресурсы, скрытые в недрах intranet. Скажем, SAP дает возможность пользователям R/3 получить информацию обо всех клиентах, партнерах и разработчиках по всему миру, имеющих дело с данной программной системой. XML стал ключевой технологией в создании порталов, делая из них качественно другую субстанцию, нежели таблица содержания. Теперь информация доставляется пользователю в удобном для него виде (таблицы, графики, формулы, ноты, тексты, картины), независимо от места ее хранения. В обычном представлении электронный бизнес видится как поток транзакций, циркулирующих внутри организаций и между ними для поддержки бизнес процессов. Несмотря на всю красоту существующих технологий, используемых сегодня для обработки электронных транзакций, организации подстерегает ряд проблем, решить вторые способны лишь новые методы. Несовместимость форматов данных. Как оформить заказ на поставку, оформив его в виде письма, включив туда выдержки из факсимильных сообщений и запись, полученную с автоответчика? Может потребоваться номер заказа, запрос окажется написанным на языке, отличном от языка документов, используемых при его оформлении. Единственное на сегодняшний день решение –обработка вручную, что несовместимо с технологией электронной коммерции. Возможное решение–ссбрать через Internet в одном месте информацию из разных источников и на время создания документа хранить ее в стандартном формате XML. Консолидация бизнесов. Даже два отлично понимающих друг друга деловых партнера часто испытывают трудности при обмене данными — разные форматы документов, разные типы используемых аппаратно-программных средств, несовместимые системы обеспечения конфиденциальности и. т. п. Мало того, один раз, составленный заказ или письмо может использоваться многократно с небольшими изменениями, отражающими текущее состояние дел. Для организации такой работы опять же весьма подходит XlML, позволяющий задавать правила сбора и преобразования, данных различной природы. Управление распределёнными корпоративными данными. Большинство корпораций, проявляющих живой интерес к электронной коммерции, не мыслят своего существования без филиалов, разбросанных по всему миру. Вполне естественно, что в каждом из них может эксплуатироваться своя ОС, система документооборота, СУБД и т. п. Возникает вопрос: где и как хранить важные данные без риска потери их целостности и качества? Разношёрстные Internet-решения. Несмотря на охватившую столь многих Internet-эйфорию, возникли дополнительные трудности, связанные уже с самими Web-технологиями. Сложные сценарии и изощренные шлюзы часто оказываются бессильны перед большим трафиком, а статичные специализированные сценарии пасуют перед частыми изменениями условий ведения бизнеса. Кроме этого, концентрация технологических знаний у небольшого числа ИТ-специалистов вносит дополнительный риск в бизнес. В этой связи возможность интеграции с помощью корпоративных порталов разнообразных новых и старых архитектур, систем беспечения информации и пользовательских интерфейсов может помочь минимизировать издержки Internet-решений.

Можно привести много примеров развертывания корпоративных порталов за рубежом[4]. Однако, как это обычно бывает, вслед за появлением новых технологий возникает вопрос, насколько они затрагивают отечественных разработчиков и пользователей? Посмотрим, что в России внедряется технология порталов на базе XML. Государственная центральная научная медицинская библиотека – крупнейшее в Европе специализированное хранилище информации по медицинской тематике, предоставляющее возможность работы с электронными каталогами. Такой пример, казалось бы, отвлечённый от тематики диплома, позволяет протестировать предложенную систему в критическом режиме сверхнагрузок по объёмам, т. к. библиотека на сегодняшний день насчитывает 15 каталогов, указывающих на 3 млн. томов хранения. Ежегодный прирост составляет 30 тыс. единиц хранения. ГЦНМБ выписывает более 250 отечественных медицинских журналов и ежемесячно получает 800 наименований иностранной периодики, формируя свой фонд из 2200 зарубежных журналов. Это означает, что практически все официально зарегистрированные во всем мире издания по медицинской тематике представлены в ГЦНМБ. Кроме этого, библиотека играет роль депозитария диссертаций, по медицине, которых в России ежегодно защищается свыше 5 тыс. Опора на систематизированные знания и новые технологии дает возможность современному способному врачу работать гораздо эффективнее, чем самому талантливому доктору 100 лет назад, а современному выдающемуся врачу помогает сделать то, о чем раньше медицинский гений вряд ли мог даже мечтать. Поэтому более десяти лет назад в ГЦНМБ при участии компании ДИТ-М начались работы по созданию и реализации концепции электронных библиотек. Электронные библиотеки состоят из двух компонентов: электронных каталогов и архива документов. Первые представляют собой объемную базу библиографических знаний о документах, а также поисковый язык, позволяющий формировать поисковые предписания для конкретной прикладной области. Главная цель каталогов –поиск и выдача указателя на место хранения первоисточника. Сегодня эта задача решена, и на передний план выходит следующая – предоставление пользователю возможности непосредственной работы с массивами найденных документов, хранящихся в самых разнообразных формах. Если раньше 70% всего времени, которое врач посвящал изучению литературы, отнимал поиск и только 30% уходило на работу с самим документом, то сегодня, после развертывания систем электронных каталогов, соотношение стало составлять 5% к 95%. Узким местом оказалась доставка документа потребителю. Общеизвестно влияние такого стратегического ресурса, как природный газ, на экономику России. Сегодня на территории страны имеется около сотни месторождений, включенных в единую, национальную систему газоснабжения через сеть газопроводов протяженностью 150 тыс. км, обслуживаемую на местах 25 дочерними предприятиями Газпрома. Невозможно управлять огромным хозяйством без информационных технологий. Именно с этой целью в 1976 году был создан ВЦ Министерства газовой промышленности СССР, преобразованный в 1991 году в Информгаз, дочернее предприятие РДО “Газпром”.

Основная функция Информ-газа –оперативное информационное обслуживание администрации РАО “Газпром”: получение, хранение и обработка информации по добыче газа, его транспортировке и поставке заказчикам в России, СНГ и Западной Европе. В его ведение “входит системно-техническое обслуживание вычислительной техники”, расположенной на двух площадках — на ул. Наметкина (1600 компьютеров) и ул. Строителей (около 500 компьютеров), а главное — информационная поддержка центрального производственно-диспетчерского управления (ЦПДУ). Консолидированная информация о добыче газа, текущем состоянии газопроводов, параметрах транспортировки, режиме работы газокомпрессорных станций приходит по выделенным каналам связи от десятков предприятии из разных Точек страны. Эта информация используется для формирования балансов добычи и потребления газа, оптимизации маршрутов транспортировки и формирования соответствующих управляющих заданий работы для дочерних предприятий. Для решения перечисленных задач создана Автоматизированная система сбора, передачи, обработки и отображения технологической информации (АССПО-ОТИ). Один из результатов ее работы —база данных для ЦПДУ, на центральном дисплее которого размещается вся схема и параметры магистральных газопроводов высокого давления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18