скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Биржи в экономике отрасли - (диплом) скачать рефераты

p>В то же время, существует и другая сторона медали. При определенных условиях введение надзора на рынке может вызвать снижение ликвидности, что является уже сдерживающим фактором. Снижение ликвидности может последовать, например, при введении необоснованно жестких ограничений на ценовые колебания; при запрещении любых типов сделок между брокерами/дилерами и их клиентами; при введении негибких условий и громоздких правил раскрытия брокерами информации перед организатором торговли о совершенных сделках и т. п. Поэтому при взвешенном подходе со стороны организатора торговли введение надзора на рынке ценных бумаг должно сопровождаться консультациями с участниками рынка, СРО и регулирующими органами. Применительно к ММВБ первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, с 1997г. на ММВБ в режиме опытной эксплуатации функционирует автоматизированная система надзора за рынком ценных бумаг SMARTS (Security, Market, Automated, Research, Training & Surveillance). Целью опытной эксплуатации системы является отработка технологий ведения надзора, разработка понятийного аппарата, определение и классификация видов недобросовестной торговли применительно к российскому биржевому рынку ценных бумаг. Имеющиеся к настоящему времени результаты эксплуатации позволяют сделать вывод об эффективности системы SMARTS при решении задач по трем основным направлениям:

обнаружение фактов необычного поведения участников торгов, действия которых могут быть расценены как запрещенные (манипулирование ценами и/или инсайдерская торговля);

автоматизированный контроль исполнения участниками установленных Правил торгов в Фондовой секции ММВБ и значений основных показателей состояния рынков ценных бумаг (в настоящее время осуществляется контроль критериев и показателей ценовой нестабильности, определенных Правилами торгов ММВБ); формирование базы данных о торгах и их первичная обработка для решения прикладных аналитических задач.

В целях создания эффективной системы надзора на финансовых рынках ММВБ биржей привлечены интеллектуальные ресурсы РАН. Намерения о взаимодействии между ММВБ и РАН в области развития биржевых технологий зафиксированы в "Меморандуме о сотрудничестве в области использования достижений РАН для развития биржевых технологий ММВБ", подписанном Сторонами 24 сентября 1997 г. В этом документе Стороны констатировали, что "одним из базовых направлений развития рынков капиталов является создание инфраструктуры биржевой торговли финансовыми инструментами, включающее разработку стандартов и технологии надзора на организованных рынках ценных бумаг" [7].

Важным условием организации эффективного надзора за рынком ценных бумаг является создание механизмов обмена информацией между биржей и участниками биржевого рынка по вопросам, связанным с проведением операций с ценными бумагами. На наш взгляд, такое взаимодействие может представлять существенный интерес для служб внутреннего контроля кредитных организаций при решении ими задач по предотвращению рыночных манипуляций и инсайдерской торговли, а также контроля взаимоотношений "клиент-брокер" в свете Указания Банка России N. 510 "О порядке организации внутреннего контроля в кредитных организациях - участниках финансовых рынков" от 29 августа 1997 г.

Активизация усилий по регулированию рынка ценных бумаг в направлении ограничения манипулирования ценами наблюдается и со стороны НФА (НАУРаГ), а также НАУФОР. На наш взгляд, координация деятельности регулирующих органов, СРО, организаторов торговли и профессиональных участников фондового рынка в направлении разработки единого понятийного аппарата, правил мониторинга рынков, проведения расследований выявленных случаев манипулирования ценами и инсайдерской торговли, раскрытия информации о сделках и др. нормативных документов является актуальной задачей.

Необходимость разработки неотложных мер по восстановлению инвестиционного потенциала российского фондового рынка связана с тем, что ранее принимавшиеся программные документы по развитию российского фондового рынка (Концепция развития рынка ценных бумаг, утверждена Указом Президента РФ № 1008 от 1. 07. 1996; Государственная Программа защиты прав инвесторов, утверждена Постановлением Правительства РФ № 785 от 17. 07. 1998) оказались практически не выполненными.

Так, Государственная программа защиты прав инвесторов, которая была одобрена Правительством РФ в 1998 г. , ставила своей целью построение системы защиты прав инвестора на “четкой и системной правовой базе финансового и фондового рынка России”.

Программа предусматривала разработку ряда законов и нормативных актов, проведение комплекса мер, направленных на обучение работников судебных и правоохранительных органов, а также на обеспечение эффективного взаимодействия указанных органов в целях противодействия нарушению прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Но эта Государственная программа оказалась исполненной лишь частично (например, принят Федеральный закон “О защите прав инвесторов”). Большинство мер, предусмотренных Программой, осталось нереализованным. Это произошло из-за игнорирования основных проблем правоприменительной деятельности, в первую очередь, связанных с поддержкой судебной системы. В результате финансового кризиса выявились недостатки отечественного рынка ценных бумаг:

преобладающая направленность участников рынка на получение спекулятивного дохода и отсутствие интереса к долгосрочным вложениям;

недостаточная заинтересованность эмитентов в выходе на открытый рынок капиталов, стремление удерживать крупные пакеты акций в собственности эмитентов, непонимание возможностей рынка по мобилизации капиталов; неотработанность системы взаимодействия органов государственного регулирования фондового рынка, отсутствие системы антикризисного регулирования рынка; неспособность государства оперативно и результативно воздействовать на текущие процессы; постоянно присутствующий конфликт интересов государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;

наличие больших пробелов и противоречий в нормативно-правовой базе фондового рынка; слабый контроль за выполнением уже имеющихся законодательных актов и Постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

слабая вовлеченность в работу на рынке ценных бумаг отечественных индивидуальных инвесторов.

Для создания эффективных механизмов рынка ценных бумаг, обеспечивающих переток инвестиций в реальный сектор экономики, необходим комплекс мер нормативно-законодательного, организационного, экономического, политического, социально-психологического характера, направленный на создание динамично развивающейся устойчивой системы функционирования российского фондового рынка (рисунок 8).

Прежде всего необходимо повышение мотивации вложений инвесторов в ценные бумаги.

Необходима Государственная Программа действий по выводу предприятий - эмитентов России на фондовый рынок. Эта Программа должна затрагивать практически весь спектр проблем, связанных с функционированием фондового рынка. Важным элементом данной Программы должна стать задача разработки индивидуальных программ (бизнес-планов) по выводу предприятий-эмитентов на фондовый рынок; выработки индивидуальных предложений по дальнейшей корпоративной политике предприятия, включая предложения по реструктуризации, санации и в необходимых случаях– банкротству.

В целях активизации инвестиционных процессов на фондовом рынке в Программе было бы целесообразно предусмотреть поручение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) при участии профессиональных участников фондового рынка, начиная с января 2000 г. , ежемесячно выводить на организованный рынок ценных бумаг не менее30-35 российских эмитентов, в том числе под инвестиционные проекты и программы реструктуризации. Основой для выбора этих предприятий может стать ежегодно составляемый Российским союзом промышленников и предпринимателей совместно с Экспертным институтом и Московской межбанковской валютной биржей список “1000 лучший предприятий России”.

    Рисунок 8 Государственное влияние на биржевой рынок

Методика работы с предприятиями должна быть отработана на пилотных проектах, которые должны начаться не позднее декабря 1999 г. , совершенствуясь по мере накопления опыта. Выбор предприятий, на которых осуществляются пилотные проекты, должен проводиться, в первую очередь, с учетом их значимости для экономики того или иного региона.

Необходимо утвердить программу финансирования деятельности экспертов, работающих с предприятиями в рамках программ вывода их на фондовый рынок, и затрат, связанных с подготовкой и реализацией пилотных проектов. Это финансирование может осуществляться за счет средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также из средств технической помощи международных финансовых институтов (включая заем Всемирного банка на развитие российского рынка капиталов).

Должна быть налажена работа с иностранными инвесторами, направленная на преодоление их отчужденности, сложившейся за последние годы, когда отдельные группы государственных и общественных деятелей пытались монополизировать право на защиту интересов иностранных инвесторов вместо того, чтобы добиваться проведения единой государственной политики по привлечению иностранного капитала.

При этом может дать серьезные результаты даже простое подключение иностранных инвесторов к обсуждению и решению вопросов правоприменительной практики на рынке ценных бумаг, также как и проведение с целью улучшения имиджа российской судебной системы серии “круглых столов” между юристами иностранных инвесторов и российскими судьями.

Не менее полезным будет проведение совместной с юристами иностранных инвесторов работы по совершенствованию юридических стандартов российского рынка ценных бумаг в рамках действующего законодательства.

При этом следует исходить из того, что иностранные инвесторы не могут претендовать на привилегии по сравнению с российскими инвесторами, не могут навязывать оценку имеющихся проблем с точки зрения отсутствующих в российском законодательстве юридических стандартов.

Должна быть налажена координация деятельности регулирующих, контролирующих, правоохранительных, судебных и налоговых инстанций путем создания при Правительстве РФ координационного органа, в рамках которого будут согласовываться решения государственных регулирующих органов по фондовому рынку.

Государство обязано укрепить судебную систему, расширив ее возможности по квалифицированному и быстрому рассмотрению дел, связанных с нарушением прав инвесторов и решением споров на рынке ценных бумаг.

Следует изменить законодательство в сторону увеличения прав акционеров, ужесточения контроля за его соблюдением, разработать и принять нормативные акты, определяющие ответственность руководителей компании-эмитента за соблюдение прав акционеров.

Перспективным направлением работы могло бы стать создание системы “правового ликбеза” для инвесторов и акционеров предприятий-эмитентов с целью разъяснения их законных прав и интересов. В рамках этой системы не сложно было бы обеспечить доступ населения к понятным и систематизированным авторитетным источникам законов и инструкций.

Следует также устранить имеющиеся противоречия между законодательством о рынке ценных бумаг, законодательством об акционерных обществах и приватизационным законодательством; создать механизмы контроля за разработкой административных инструкций и законодательно установить механизмы исполнения властных полномочий, которыми наделены субъекты Федерации.

Для решения указанных проблем можно было бы использовать средства займа Всемирного банка на развитие правовой реформы с распределением указанных средств через систему Министерства юстиции РФ.

Для успешной реализации Программы предлагается создание совещательного органа –Национального совета по финансовому рынку при Председателе Правительства РФ, включив в него представителей Федерального Собрания РФ, Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, Банка России, ФКЦБ России, Минфина РФ, Минэкономики РФ, МНС РФ, представителей организаторов торговли, саморегулируемых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, независимых экспертов. Основная задача этого органа–формирование основных направлений государственной политики и согласования совместных действий на финансовом рынке во взаимосвязи с денежно-кредитной, валютной и бюджетной политикой.

Можно ввести в практику, начиная с 2000 г. , разработку и утверждение ФКЦБ России совместно и по согласованию с Банком России и Минфином России ежегодных “Основных направлений государственной политики на рынке ценных бумаг”, а также ежегодных отчетов ФКЦБ России перед Президентом РФ и Правительством РФ о привлечении долгосрочных инвестиций через рынок ценных бумаг. Совершенно необходимо ввести в практику согласование с Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ правовой политики, проводимой на рынке ценных бумаг. 1. 7. Выводы

Реальное положение на биржевом рынке таково, что малое число предприятий реально использует биржевую информацию в процессе принятия управленческих решений. Потеря такого важного информационного источника негативно влияет на динамику развития отраслей и их биржевых структур. Вместе с тем гибкость такого финансового инструмента, как биржа, позволяет значительно улучшить положение в отрасли.

Если учесть, что в мировой практике объемы биржевых операций превосходят объемы небиржевых сделок, то можно предположить, что перспективы развития биржевого рынка в России большие. Вопрос лишь в том, как скоро они могут реализоваться, в частности это зависит от решения проблемы информационного обмена между биржей и предприятиями отрасли. Хотелось бы верить, что биржевая торговля получит свое развитие в нашей стране и со временем сможет стать реальным регулятором цен на товарных рынках страны.

    2. Разработка информационной системы отрасли
    2. 1. Методика разработки

В данной главе рассматривается поэтапный процесс создания инфоструктуры произвольной отрасли. Изложенная здесь точка зрения должна рассматриваться как метода, по которой необходимо совершенствовать уже имеющиеся наработанные связи между предприятиями и биржами отрасли. Метода полностью попадает под определение информационная технология, и, соответственно, многие черты этапов разработок уже существующих информационных технологий нашли своё применение и развитие в полученной методике.

Любая работающая информационная технология проходит следующие стадии жизненного цикла (таблица 2):

Планирование и организация: определение стратегии и тактики развития, информационных технологий, вытекающих из основных целей бизнеса; затем решаются вопросы, касающиеся реализации: архитектура системы, технологические и организационные аспекты, финансирование и т. д. На данной стадии выделяется 11 основных задач;

    определение стратегических задач информационной системы
    определение информационной архитектуры
    определение технологического направления
    определение организационных аспектов
    управление финансированием информационной технологии
    цели управления коммуникациями и направления их развития
    управление людскими ресурсами
    согласование с внешними требованиями
    оценка рисков
    управление рисками
    управление проектами
    управление качеством

Приобретение и ввод в действие: выбранные решения должны быть документально оформлены, спланировано приобретение необходимого оборудования и других средств и ввод их в действие. Выделяется 6 основных задач, решаемых на данной стадии;

    выбор решений и их документирование
    приобретение и поддержка прикладного ПО
    приобретение и поддержка технологического оборудования
    разработка и поддержка процедур информационных технологий
    установка и проверка систем
    управление изменениями

Доставка и поддержка: задачи, связанные с обеспечением процесса эксплуатации. Выделяется 13 основных задач, решаемых на данной стадии;

    определение требований к сервису
    управление сервисом, предоставляемым внешним организациям
    управление выполнением и качеством
    гарантии доступности сервиса
    гарантии безопасности
    идентификация свойств и их ценности
    обучение пользователей
    помощь и советы пользователям информационных технологий
    управление конфигурацией
    управление инцидентами и проблемами
    управление данными
    управление средствами
    управление операциями

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18