скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Правовое обеспечение процедуры банкротства в Украине скачать рефераты

происходит учет частного интереса кредиторов, должника, инвестора и т.д.

Это означает, что в конечном итоговом документе участников, будь то план

санации, мировое соглашение, ликвидационный баланс, частный интерес должен

учитываться в виде погашения денежных требований или их урегулирования не

запрещенным Законом способом. Если в указанных документах такой вопрос был

оставлен в стороне или не учтены гарантии меньшинства кредиторов, такие

документы не подлежат утверждению судом.

В то же время частный интерес подчиняется общему (публичному) интересу и не

может быть приоритетным. Именно общий интерес — восстановление

платежеспособности и сохранение хозяйствующего субъекта и в дальнейшем

погашение денежных требований — основная черта методов правового

регулирования.

Несмотря на то что метод властных предписаний является доминирующим в

правовом регулировании отношений несостоятельности, без метода автономных

решений право несостоятельности существовать не может. Только сочетание

методов властных предписаний и автономных решений позволяет обеспечить

решение главной задачи — восстановление платежеспособности хозяйствующего

субъекта.

Таким образом, для правового регулирования отношений несостоятельности

характерно наличие не одного, а двух методов: основного — метода властных

предписаний, и* дополнительного — метода автономных решений. Методы

правового регулирования отношений несостоятельности характеризуются

наличием следующих признаков:

Во-первых, в основе методов лежит единый, общий (публичный) интерес,

который направлен на восстановление платежеспособности хозяйствующего

субъекта.

Во-вторых, частный интерес, хоть и подчинен общему, имеет относительную

самостоятельность и учитывается в приемах и способах воздействия на

участников отношений несостоятельности.

В-третьих, в отношениях несостоятельности приоритет отдается

централизованному правовому регулированию. В то же время участники

отношений в пределах границ, предоставленных им правовой нормой, могут

самостоятельно устанавливать свои права и обязанности.

В четвертых, к участникам отношений в основном применяют позитивное

обязывание как средство правового регулирования с частичным использованием

юридического дозволения.

В-пятых, приемы и способы правового воздействия на участников отношений

несостоятельности осуществляются комплексно.

Исходя из выделенных признаков можно сформулировать понятие метода

правового регулирования отношений несостоятельности.

Под методом правового регулирования отношений несостоятельности следует

понимать такие способы и приемы воздействия на участников отношений,

которые сочетают императивные и диспозитивные начала, используют на

субъектов позитивное обязывание и частично юридические дозволения,

направленные на восстановление платежеспособности хозяйствующего субъекта

(общий интерес), а при невозможности — его ликвидацию с целью полного или

частичного удовлетворения денежных требований кредиторов (частный интерес).

Наличие двух методов в правовом регулировании отношений несостоятельности,

с одной стороны, позволяет установить определенное сходство с хозяйственным

правом, с другой — увидеть некоторую относительную самостоятельность.

4. Право несостоятельности — подотрасль хозяйственного права

Отношения несостоятельности по своей правовой природе относятся к

хозяйственным отношениям. Так же, как и хозяйственные, по характеру

регулируемых отношений они делятся на имущественные и организационные, а по

субъектному составу — на горизонтальные и вертикальные. Поскольку отношения

несостоятельности возникают из-за неудовлетворительных результатов

хозяйственной деятельности, они тесно связаны с хозяйственными отношениями,

так как направлены на лечение неплатежеспособных "финансово больных"

хозяйствующих субъектов. Отношения несостоятельности по направленности

правового регулирования делятся на реабилитационные и ликвидационные.

Именно по такой правовой направленности отношения несостоятельности имеют

относительную самостоятельность с хозяйственными отношениями. Такая

относительная самостоятельность позволяет отграничивать отношения

несостоятельности с другими общественными отношениями смежных отраслей

права: гражданского, административного, финансового, трудового,

хозяйственно-процессуального. Все это позволяет говорить не об институте

банкротства, а о подотрасли хозяйственного права — права несостоятельности,

имеющего в своем составе не только предмет, но и метод, и принципы

правового регулирования.

Как и хозяйственное право, право несостоятельности использует несколько

связанных между собой методов правового регулирования. К таковым относятся:

метод властных предписаний и метод автономных решений. В основе методов

права несостоятельности лежит единый общий интерес, который направлен на

восстановление неплатежеспособности хозяйствующего субъекта. Отсюда и

преобладание позитивного обязывания как способа правового воздействия на

участников отношений. В то же время частный интерес, хотя и подчиняется

общему интересу, опосредованно учитывается, что и проявляется в методе

автономных решений в виде юридических дозволений в пределах границ,

очерченных правовой нормой. Комплексное сочетание обоих методов правового

регулирования позволяет решать задачи, поставленные подотраслью права.

Любая отрасль (подотрасль) права должна держаться на принципах, благодаря

которым держатся все нормы, институты, отрасли (подотрасли) права. Право

несостоятельности также имеет свои специфические принципы, которые

"цементируют" всю систему норм подотрасли. К ним относятся: сохранение

хозяйствующего субъекта; ликвидация имущества при невозможности сохранения

хозяйствующего субъекта с целью справедливого и организационного

удовлетворения денежных требований кредиторов; приоритет Закона перед

другими нормативными актами; государственное регулирование отношений

несостоятельности.

Наличие собственных принципов в праве несостоятельности позволяет правильно

определить цели и задачи подотрасли, то есть то, к чему должно стремиться

правовое регулирование.

Таким образом, наличие предмета, методов и принципов правового

регулирования говорит о появлении на правовом небосклоне новой подотрасли

права — права несостоятельности в составе такой отрасли, как хозяйственное

право.

Право несостоятельности — это подотрасль хозяйственного нрава, которая

регулирует общественные отношения, возникающие в связи с

неплатежеспособностью хозяйствующего субъекта как результата его

хозяйственной деятельности, при котором деятельность участников

осуществляется в сочетании с властными предписаниями и диспозитнвными

началами с применением к должнику судебных реабилитационных мер с целью

восстановления его платежеспособности или принудительной ликвидации для

полного или частичного погашения денежных обязательств.

Возникает вопрос: а почему не институт, а подотрасль права? Как справедливо

заметил С.С Алексеев, подотрасль — это такое объединение институтов, для

которого характерна высокая степень специализации, дифференциации и

интеграции входящих в его состав правовых общностей.

Наиболее яркой отличительной чертой подотраслей, выделяющей их из иных

правовых общностей, является наличие в составе подотрасли общего института

или, по меньшей мере, ассоциации общих норм.

Таким общим институтом в праве несостоятельности является раздел I "Общие

положения", где раскрывается значение терминов; говорится о судебных

процедурах, применяемых к должнику; указывается законодательство,

регулирующее отношения несостоятельности, и т.д

Кроме общего института, в состав права несостоятельности входят основные

институты как относительно обособленные блоки подотрасли. Особенность таких

институтов состоит в том, что они на своей "территории" регулируют

относительно полностью поставленные подотраслью вопросы при помощи

соответствующего набора правовых норм. Иными словами, каждый правовой

институт решает свои строго специализированные задачи согласно назначению.

Такими институтами в праве несостоятельности являются: возбуждение дела о

банкротстве; распоряжение имуществом; санация; ликвидация; мировое

соглашение и т.д.

Несмотря на свою относительную самостоятельность, институты права

несостоятельности связаны между собой в зависимости от той роли, которую

они играют в подотрасли. Например, институт ликвидации начинает свою работу

тогда, когда нормы института санации не привели к намеченным результатам.

Содержание правовых институтов права несостоятельности пронизано принципами

права. И в случае нестыковки норм или институтов подотрасли с каким-либо

отношением следует исходить из принципов права несостоятельности.

Исходя из правовой природы права несостоятельности, следует осуществлять

кодификацию законодательства о несостоятельности. На сегодняшний день мы

имеем ситуацию, когда отношения несостоятельности регулируются различными

нормативными актами: Законом "О восстановлении платежеспособности должника

или признании его банкротом", Хозяйственным процессуальным кодексом,

Законом "О банках и банковской деятельности" и др. Такое положение вещей не

идет на пользу отношениям несостоятельности.

Уже предлагается, в зависимости от структуры источников, разместить нормы

института несостоятельности в хозяйственном, хозяйственно-процессуальном

кодексе и Законе "Об антикризисном управлении". Поэтому представляется

целесообразным основные положения законодательства о несостоятельности

закрепить в Хозяйственном кодексе. Вместе с тем необходимо учитывать, что

дробление норм и институтов права несостоятельности преимущества не

принесет. Анализ зарубежного законодательства показывает, что в нормативных

актах по несостоятельности сосредоточиваются в большом объеме нормы других

отраслей права. Ведь особенность отношений несостоятельности состоит в том,

что они пронизывают все сферы общественных отношений. Стоило в США провести

кодификацию законодательства о несостоятельности, и кодекс о банкротстве

стал почти эталоном законодательства о несостоятельности. Не разделять

нормы о несостоятельности, а объединять их в единый кодификационный акт —

задача, стоящая на нынешнем этапе перед Украиной. Однако кодификацию

законодательства о несостоятельности следует вести не только путем

объединения всех норм несостоятельности, но и соединением норм других

отраслей права, которые тесно соприкасаются с отношениями

несостоятельности. Это, прежде всего, касается норм гражданского,

административного, трудового, финансового, уголовного — материального, а

также процессуального: гражданского, хозяйственного и уголовного права.

Только такое сочетание норм права несостоятельности и других смежных

отраслей права позволит создать важный, надежный и эффективный инструмент —

Кодекс о несостоятельности. Нынешний Закон Украины от 30.06.1999 г. № 784-

ХIV "О восстановлении платежеспособности должника или признании его

банкротом" практически положил начало этому процессу, сосредоточив в себе

не только нормы права несостоятельности, но и нормы гражданского, трудового

и хозяйственно-процессуального права. Теперь необходимо дополнить Закон

недостающими нормами хозяйственного процессуального кодекса, трудового и

гражданского права, провести структуризацию Кодекса, внести ряд

принципиальных изменений в положения Закона.

Наличие в Кодексе о несостоятельности наряду с нормами несостоятельности

норм других смежных отраслей права позволит говорить о существовании новой

отрасли законодательства. Конечно же, это будет комплексная отрасль

законодательства с широким диапазоном действий и высокой

правоприменительной эффективностью.

Что же касается структуры Кодекса о несостоятельности, то она могла бы

выглядеть следующим образом:

Глада I. Общие положения: цели и задачи; принципы; круг отношении, которые

регулирует Кодекс; субъекты; судебные процедуры и механизмы

несостоятельности и т.д.

Глава П. Меры по предупреждению несостоятельности

Глава Ш. Инициирование производства по делу о несостоятельности

Глава IV. Распоряжение имуществом

Глава V. Санация

Глава VI. Мировое соглашение

Глава VII. Упрощенный порядок рассмотрения дел о несостоятельности

Глава VIII. Специальный порядок рассмотрения дел о несостоятельности

Глава IХ. Порядок организации и деятельности хозяйственного суда по

рассмотрению дел о несостоятельности или процессуальные вопросы

несостоятельности

Глава X. Заключительные положения

Уже сейчас намечается тенденция разделения норм по несостоятельности на две

большие группы — общую и особенную.

В рассматриваемом варианте особенная часть Кодекса начинается с упрощенного

порядка рассмотрения дел о несостоятельности. Дальнейшее развитие

Законодательства о несостоятельности идет по пути специального правового

регулирования отношений несостоятельности для некоторых хозяйствующих

субъектов, что в дальнейшем сформируется в полноценную особенную часть

Кодекса о несостоятельности.

Кодекс о несостоятельности Украины — это кодификационный акт рыночных

отношений XXI века и его, по всей видимости, ожидает большая перспектива.

ВЫВОДЫ

Отношения несостоятельности по содержанию являются экономическими, а по

форме — волевыми. Они складываются вследствие неплатежеспособности

хозяйствующего субъекта из-за неудовлетворительных результатов

хозяйственной деятельности.

Отношения несостоятельности возникают и прекращаются на основе судебного

акта. По характеру отношений они являются имущественными и

организационными; по субъектному составу — горизонтальными и вертикальными.

Они направлены на восстановление платежеспособности хозяйствующего субъекта

с применением реабилитационных мер через судебные процедуры, а в случае

невозможности — используя ликвидацию имущества с целью полного или

частичного удовлетворения требований кредиторов.

Отношения несостоятельности тесно связаны с хозяйственными отношениями и

входят в предмет хозяйственного права. В то же время, отношения

несостоятельности обладают относительной самостоятельностью и могут

ограничиваться от отношений смежных отраслей права: гражданского,

административного, финансового, хозяйственно-процессуального,

исполнительного производства.

Отношения несостоятельности — это отношения, возникающие ж связи с

неплатежеспособностью хозяйствующего субъекта как результат его

хозяйственной деятельности, направленные на применение судебных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9