Эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта
частоты вращения коленчатого вала) и на максимальной частоте вращения
коленчатого вала. Температура отработавших газов должна быть, ниже 70°С.
Дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения не должна
быть выше 40%, а на максимальной частоте вращения коленчатого вала - выше
15% .
Работы, выполняемые по системе питания карбюраторных двигателей. При
ЕО перед выездом автомобиля на линию проверяют плотность соединений
трубопроводов и приборов системы питания (фильтра - отстойника, топливного
насоса, фильтра тонкой очистки, карбюратора). Подтеканий топлива не
допускается. Количество топлива в баке проверяют по шкале указателя уровня
топлива на щитке приборов.
При ТО-1 проверяют работу привода дросселей и воздушной заслонки. Для
этого снимают воздушный фильтр и проверяют полноту открытия и закрытия
воздушной заслонки и дросселей. При неполном открытии и закрытии дросселей
и заслонки регулируют длин соответствующих тросов прибора.
Сливают отстой из фильтра-отстойника, отвернув спускную пробку. После
этого заворачивают пробку и протирают насухо фильтр отстойник. Проверяют
крепление карбюратора к впускному трубопроводу. Снимают масляно-контактный
воздушный фильтр с двигателя, разбирают его, сливают масло, промывают
керосином ил» бензином, продувают сжатым воздухом и заливают в корпус чисто
масло для двигателя до необходимого уровня, собирают фильтр v устанавливают
его на двигатель. Проверяют и при необходимости регулируют содержание окиси
углерода (СО) в отработавших газах
При ТО-2 проверяют и при необходимости регулируют уровень топлива в
поплавковой камере карбюратора и герметичность запорного клапана
поплавковой камеры.
Работы, выполняемые по системе питания дизельных двигателей. При ЕО
проверяют уровень масла в топливном насосе высокого давления и в регуляторе
частоты вращения. При необходимости доливают масло до уровня верхней метки.
Сливают отстой из топливного фильтра грубой и тонкой очистки, отвернув
пробку сливного отверстия. После слива отстоя заворачивают пробку и пускают
двигатель, дав ему поработать 3-4 мин для удаления воздушных пробок из
фильтров. Проверяют показания индикатора засоренности воздушного фильтра.
При ТО-1 проверяют герметичность соединений трубопроводов и приборов.
Подсос воздуха во внутренней части системы (от бака до
топливоподкачивающего насоса) приводит к нарушению работы топливоподающей
аппаратуры, а не герметичность части системы, находящейся под давлением (от
топливоподкачивающего насоса до форсунок), вызывает подтекания и перерасход
топлива. Впускную часть топливной магистрали проверяют на герметичность при
помощи специального прибора-бачка
Тех обслуживание приборов электрооборудования.
При ЕО перед выездом на линию проверяют действие внешних световых
приборов включением и выключением их, а также работу приборов сигнализации.
Включив зажигание и пустив двигатель, убеждаются в исправности контрольных
приборов, наличии зарядки генератора.
При ТО-1 очищают поверхность аккумуляторных батарей, протирая ее
тряпкой, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спир та или двууглекислой
соды, прочищают вентиляционные отверстия.
Клеммы при наличии их окисления зачищают металлической щеткой или
шабером. После присоединения проводов клеммы смазывают техническим
вазелином.
Уровень электролита в аккумуляторной батарее должен быть на 10-15 мм
выше пластин. Проверяют уровень стеклянной трубкой с делениями диаметром 3-
5 мм. Для этого трубку опускают в наливное отверстие аккумулятора до упора
в предохранительный щиток, закрывают торец трубки пальцем и вынимают ее.
Высота столбика электролита в трубке соответствует его уровню над
пластинами. При необходимости доливают дистиллированную воду до уровня.
Крепление генератора, стартера, аккумулятора в гнезде, прерывателя -
распределителя и других приборов электрооборудования проверяют при помощи
гаечных ключей. Ослабленные крепления подтягивают.
Смазывают подшипник валика прерывателя-распределителя консистентной
смазкой Литол-24, поворачивая крышку колпачковой масленки на 1/2 оборота.
Ось рычажка подвижного контакта прерывателя и фитиль кулачковой муфты
смазывают одной-двумя каплями масла для двигателя. Втулку кулачковой муфты
смазывают тремя-четырьмя каплями масла для двигателя.
При ТО-2 весь комплекс диагностических и регулировочных работ по
приборам электрооборудования проводят на посту углубленной диагностики Д-2
перед плановой постановкой автомобиля в ТО-2. Ниже проводятся
технологические операции ТО-2 электрооборудования автомобиля, не входящие в
объем диагностических работ, но выполняемые по заключению диагностирования
Д-2.
При выполнении демонтажно-монтажных работ, связанных со снятием и
установкой прерывателя-распределителя, проверяют и регулируют прерыватель-
распределитель и первоначальную установку зажигания.
Проверка и регулировка прерывателя-распределителя перед установкой на
двигатель заключается в следующем. Наружную поверхность прерывателя-
распределителя тщательно очищают, а внутреннюю поверхность крышки
распределителя, разносную пластину (ротор) и контакты прерывателя протирают
замшей, смоченной чистым бензином. Обгоревшие контакты прерывателя зачищают
абразивной пластиной или надфилем. После зачистки контакты продувают сжатым
воздухом и промывают бензином. При большом износе контакы заменяют.
Техническое обслуживание агрегатов трансмиссии.
При ТО-1 проверяют крепление сцепления, коробки передач, карданной
передачи, заднего моста и при необходимости подтягивают крепежные детали.
Проверяют и при необходимости подтягивают крепление подшипника
промежуточной опоры карданного вала. Свободный ход h педали сцепления
проверяют линейкой, которую устанавливают рядом с педалью на полу кабины.
Движок 1 на линейке подводят к педали, нажимая на педаль рукой до появления
сопротивления. Расстояние между движками 1 и 2 на линейке указывают
свободный ход педали сцепления.
Свободный ход педали сцепления соответствует установленному зазору
между выжимным подшипником и рычажками включения сцепления (1,5-3 мм) и для
большинства отечественных грузовых автомобилей составляет 30-50 мм, а
легковых - 20-40 мм. У автомобилей семейства МАЗ свободный ход педали
сцепления проверяют также, но при спущенном воздухе из пневмосистемы.
У автомобилей с механическим приводом сцепления семейства ЗИЛ, ГАЗ,
МАЗ, ЛАЗ регулируют свободный ход изменением длины тяги привода включения
сцепления. У сцепления автомобилей с гидравлическим приводом "Волга",
"Москвич", ВАЗ свободный ход педали сцепления регулируют, изменяя длину
штока рабочего (исполнительного) цилиндра.
У автомобиля КамАЗ привод выключения сцепления регулируют двумя
способами: регулировкой зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра
и регулировкой свободного хода рычага вилки выключения сцепления. Зазор
между поршнем главного цилиндра и толкателем поршня регулируют
эксцентриковым пальцем, на котором закреплен верхний конец толкателя. Этот
зазор должен обеспечить перемещение педали в пределах 6-12 мм. Свободный
ход рычага вилки выключения регулируют при помощи сферической гайки
толкателя поршня пневмогидроусилителя, поворачивая которую, следует
установить свободный ход рычага вилки в пределах 3,7-4,7 мм. В результате
свободный ход педали сцепления должен составить 30-42 мм.
Смазочные работы состоят из следующих операций. Втулки оси педали и
вилки выключения сцепления автомобиля ЗИЛ-130 смазывают через пресс-
масленки консистентной смазкой УС-1 до появления свежей смазки. Выжимной
подшипник смазывают подвертыванием на 2-3 оборота колпачковой масленки или
через две пресс-масленки солидолонагнетателем (автомобили семейства МАЗ,
КамАЗ). У автомобилей ЗИЛ-130 выжимной подшипник в процессе эксплуатации не
смазывают, так как его заполняют при сборке на заводе.
Контролируют и при необходимости пополняют уровень масла в коробке
передач, заднем мосту, раздаточной коробке, колесной передаче заднего моста
(автомобилей семейства МАЗ и автобусов семейства ЛАЗ и ЛИАЗ).
Смазывают подшипники карданов и подшипник промежуточной опоры
консистентной смазкой Литол-24 или 158 до появления смазки через
специальный клапан на крестовине кардана. Проверяют состояние сальников
крестовин кардана и резиновых чехлов на шлицевых соединениях.
При ТО-2 контролируют и при необходимости регулируют при-водкоробки
передач и делителя. Прочищают сапуны коробки передач и заднего моста.
Проверяют и при необходимости регулируют подшипники вала ведущей шестерни
редуктор а автомобиля изменением числа регулировочных шайб, обеспечивающих
предварительный натяг подшипников, заменяют масло.
При СО заменяют масло в картерах агрегатов трансмиссии в соответствии
с временем года. При замене масла промывают картеры трансмиссии дизельным
топливом и очищают магнитные пробки.
Техническое обслуживание гидромеханической коробки передач
При ЕО проверяют и при необходимости доливают масло в ГМП. При ТО-1
проверяют крепление ГМП к основанию кузова, крепление масляного поддона и
состояние масляных трубопроводов. Проверяют крепление электрических
проводов, правильность регулировки механизма управления периферийными
золотниками.
При ТО-2 проверяют крепление крышек подшипников и картера
гидротрансформатора к картеру коробки передач, правильность регулировки
режимов автоматического переключения передач, давление масля в системе,
исправность датчика температуры масла, состояние и крепление датчика
спидометра.
Техническое обслуживание несущих систем и шин
В процессе эксплуатации автомобиля, особенно в тяжелых дорожных
условиях, продольные и поперечные балки рамы подвергаются изгибу, в них
появляются изломы, трещины, ослабевают заклепочные и болтовые соединения. В
переднем мосту прогибается, а иногда и скручивается балка оси, изнашиваются
подшипники и их гнезда в ступицах колес, изнашиваются шкворни и их втулки,
разрабатываются отверстия в дисках под шпильки крепления колес к ступице,
теряется упругость рессор и пружин подвески легковых автомобилей, рессорные
листы ломаются, деформируются обода, повреждаются шины, изнашиваются и
разрушаются покрышки (трещины, проколы). У легковых автомобилей могут иметь
место деформации штанг стабилизаторов поперечной устойчивости, отказ в
работе амортизаторов и др. В результате указанных неисправностей изменяются
углы установки передних колес (углы наклона шкворней, схождение и развал
колес, соотношение углов при повороте), затрудняется управление
автомобилем, повышается износ шин и увеличивается расход топлива из-за
повышения сопротивления движения автомобиля.
Разрушение покрышек в эксплуатации происходит в результате повышенного
или пониженного против нормы давления воздуха в шинах. Пониженное давление
вызывает повышенную деформацию шины и перенапряжение материалов покрышки,
увеличение внутреннего трения и теплообразования в шине, в результате чего
нити каркаса отслаиваются от резины, перетираются и рвутся. Чрезмерное
давление воздуха в шине уменьшает ее деформацию и площадь контакта с
дорогой, что повышает напряжение нитей каркаса и удельное давление шины на
дорогу. Это приводит к преждевременному разрушению каркаса и интенсивному
износу протектора.
Преждевременный износ и разрушение шин происходят также при повышении
максимально допустимых нагрузок, действие которых на шину аналогично
действию пониженного давления. Возможны и механические повреждения шин при
движении по плохим дорогам с неисправными рессорами при перегрузке
автомобиля, что вызывает касание шин и кузова. При недостаточном давлении
воздуха в сдвоенных шинах уменьшается зазор между ними, что при увеличении
нагрузки и деформации шин приводит к взаимному их касанию и
истиранию боковых поверхностей. Камеры разрушаются из-за интенсивного
нагрева и проколов.
Диагностирование и техническое обслуживание несущих систем заключается
в систематической проверке зазоров в шкворневых соединениях, люфта
подшипников ступиц колес, оценке состояния рессорной подвески и
амортизаторов, болтовых и заклепочных соединений рамы, определении углов
установки управляемых колес, осмотре дисков и проверке их крепления к
ступице, замере давления | воздуха в шинах и балансировке колес.
При ЕО осматривают состояние рессор, проверяют крепление хомутиков,
центрового болта, рессорных пальцев и стремянок. Осматривают колеса и шины.
Выявленные неисправности устраняют.
При ТО-1 проверяют крепления и при необходимости подтягивают
хомутики, стремянки, пальцы рессор, гайки колес и другие детали подвески.
Техническое обслуживание рулевого управления
Характерными отказами и неисправностями рулевого управления являются:
ослабление крепления картера рулевого механизма, повышенный износ деталей
рулевого механизма, шаровых сочленений тяг и рычагов, ослабление крепления
рулевого колеса и рулевой колонки, выкрашивание червячной пары и
неправильная регулировка (чрезмерная затяжка деталей) рулевого механизма.
Неисправностями гидроусилителя рулевого привода являются:
недостаточный или слишком высокий уровень масла в бачке насоса,
наличие воздуха (пена в масляном бачке) или воды в системе, неисправность
насоса, повышенная утечка масла в рулевом механизме, засорение фильтров,
неисправная работа перепускного или предохранительного клапана насоса
(периодическое зависание, заедание, отворачивание седла), недостаточное
натяжение ремня привода насоса.
Указанные неисправности приводят к возрастанию свободного хода (люфта)
рулевого колеса, усилия на проворачивание обода рулевого колеса при
повороте, стуков в рулевом механизме, к появлению масла из сапуна насоса
(гидроусилитель рулевого колеса) и т. д. Возможно заедание или заклинивание
рулевого механизма.
Суммарный люфт в рулевом управлении при прямолинейном движении
автомобиля не должен превышать следующих предельных значений, град:
Для легковых автомобилей и созданных на их базе
Грузовых автомобилей и автобусов ......................... ........ 10
Грузовых
автомобилей......................................................... 25
Усилие, прикладываемое к ободу рулевого колеса при вывешенных колесах,
должно быть в пределах для грузовых автомобилей 30-40 Н, для легковых - 7-
12 Н. Проверяют также крепление и состояние шарнирных сочленений тяг
рулевого привода. Люфт определяют при помощи динамометра-люфтометра
закрепленного на ободе рулевого колеса зажимами 1.
Угловое перемещение колеса определяют под действием силы в 10 Н,
прилагаемой к динамометру 2. На автомобилях с гидравлическим усилителем
рулевого управления люфт измеряют при работающем двигателе.
Определение суммарного люфта не дает представления о том, за счет какого
сопряжения или узла произошло его увеличение, если предварительно не
проверить и подтянуть картер рулевого механизма, рулевую сошку; устранить
зазоры в шарнирах рулевых тяг; проверить давление воздуха в шинах и
регулировку подшипников колес.
При ЕО проверяют герметичность соединений гидроусилителя. Убеждаются в
отсутствии подтекания жидкости. При необходимости подтягивают крепления.
Проверяют состояние привода рулевого управления внешним осмотром,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|