Эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта
Утечка воздуха через поршневые кольца определяется только
прослушиванием при положении поршня в н.м.т. в зоне минимального износа
цилиндров. Утечка через прокладку головки цилиндров обнаруживается по
пузырькам в горловине радиатора или в плоскости разъема.
Крепежные работы при ТО-2 проводятся дополнительно к крепежным
работам, выполняемым при ТО-1. При этом они включают контроль и крепление
головки к блоку цилиндров подтягиванием гаек динамометрическим ключом.
Момент и последовательность затяжки устанавливаются заводами-
изготовителями. Чугунную головку цилиндров крепят в горячем состоянии, а
головку цилиндров из алюминиевого сплава - в холодном, что объясняется
неодинаковым коэффициентом линейного расширения материала болтов и шпилек
(сталь) и головки (алюминиевый сплав). Затяжку выполняют от центра к краям
по диагонали.
Регулировочные работы являются завершающими. При обнаружении стука в
газораспределительном .механизме проверяют и регулируют /см. рис. 4.4)
тепловые зазоры между горцами стержней клапанов и толкателями или носиками
коромысел (при верхнем расположении клапанов. Зазоры проверяют пластинчатым
.дулом 1 при полностью закрытых клапанах при необходимости регулируют на
холодном двигателе. Регулировку зазоров в клапанах выполняют, начиная с
первого цилиндра, в последовательности, соответствующей порядку работы
цилиндров двигателя. Зазор изменяют до нужной величины, вращая
регулировочный винт толкателя или винт 3 коромысла 1, опустив контргайку 2.
Зазор должен соответствовать заводским данным. Например, для двигателей ЗАЗ-
53, ЗИЛ-130,ЯМЗ-236 зазор должен быть равен 0,25-0,30 мм.
[pic]
Рис. Проверка и регулировка теплового зазора
Для установки поршня первого цилиндра в в.м.т. при такте сжатия
используют установочные метки двигателя.
Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя обеспечивает его работу в оптимальном
температурном режиме, равном 85-90°С, при различных условиях эксплуатации.
Характерными неисправностями системы охлаждения являются подтекания и
недостаточная эффективность охлаждения двигателя. Первое происходит из-за
повреждения шлангов их соединений, сальника водяного насоса, порчи
прокладок, трещин, а второе - из-за 'Пробуксовки ремня вентилятора или его
обрыва, поломок водяного Насоса, неисправности термостата, внутреннего или
внешнего загрязнения радиатора, в результате образования накипи.
Признаками неисправности системы охлаждения служит перегрев Двигателя
и закипание охлаждающей жидкости в радиаторе, если они 1йс являются
результатом длительной и большой нагрузки двигателя или Неправильной
регулировки системы зажигания или системы питания.
Диагностирование системы охлаждения двигателя заключается в
определении ее теплового состояния и герметичности, проверке натяжения
ремня вентилятора и работы термостата. Разность температур между верхним и
нижним бачками радиатора при полностью прогретой системе охлаждения должна
быть в пределах 8-12°С. Герметичность системы контролируют на холодном
двигателе. Течь охлаждающей жидкости может быть обнаружена по следам
подтеканий через сальник жидкостного насоса, в местах соединения патрубков
и т.д. Герметичность проверяют под давлением 0,06 МПа.
Натяжение ремня 1 привода вентилятора или жидкостного насоса (рис.
4.5) проверяют замером прогиба ремня при нажатии посередине между шкивами с
усилием примерно 30-40 Н. Прогиб должен быть в пределах 8-14 мм.
[pic]
Рис. Проверка и регулировка ремней привода жидкостного насоса,
компрессора, генератора и насоса гидроусилителя
Работу термостата проверяют при замедленном прогреве двигателя после
пуска или, наоборот, при быстром его прогреве и перегреве в процессе
работы. Снятый термостат погружают в подогреваемую ванну с водой,
контролируя температуру термометром. Момент начала и конца открытия клапана
должен
Рис. 4.5. Проверка и регулировка ремней привода жидкостного насоса,
компрессора, генератора и насоса гидроусилителя
происходить соответственно при температурах 65-70 и 80-85'С.
Неисправный термостат заменяют.
При ЕО проверяют герметичность системы охлаждения тщательным осмотром
всех соединений .При необходимости подтягивают соединения. Уровень жидкости
в радиаторе должен быть на 20-30 мм, ниже верхней кромки заливной
горловины. При необходимости жидкость доливают.
При ТО-1, выполняя уборочно-моечные работы, тщательно промывают
двигатель, удаляя грязь и масляные пятна с его поверхности, промывают
радиатор сильной струей, направив ее из подкапотного пространства через
радиатор наружу. Проверяют натяжение ремней вентилятора и водяного насоса и
при необходимости регулируют, используя точки 2 регулировки,
предусмотренные конструкцией данного автомобиля. Проверяют работу парового
и воздушного клапанов, пробки радиатора. Смазывают подшипники водяного
насоса и шкива вентиля торного устройства (у двигателейЯМЗ-236и ГАЗ-53А).
Проверяют действие жалюзи радиатора и его привод.
При ТО-2 подтягивают крепления гайки ступицы шкива вентилятора.
Проверяют работу датчика и указателя температуры охлаждающей жидкости.
Проверяют работу гидромуфты или электромуфты включения вентилятора.
При СО (через 40-60 тыс. км пробега) для удаления шлама систему
охлаждения промывают струей воды под давлением 0,15-0,2 МПа (при снятом
термостате) раздельно (сначала рубашку охлаждения, а потом радиатор) в
направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости. Промывку выполняют
до появления чистой воды.
Для удаления накипи, приводящей к снижению мощности двигателя,
увеличению расхода топлива (на 5-6 %), возникновению детонации интенсивному
износу деталей цилиндропоршневой группы, систему охлаждения промывают
различными растворами. Наиболее эффективным является раствор соляной
кислоты с ингибитором, смачивателем и пеногасителем. Раствор заливают в
систему охлаждения, пускают двигатель и прогревают раствор до температуры
60°С (термостат должен вить снят). Через 10-15 мин. раствор сливают, а
систему промывают горячей водой.
Сливные краники прочищают мягкой проволокой.
Для уменьшения образования накипи в системе охлаждения необходимо
использовать воду малой жесткости. Смягчение воды можно Обеспечить
предварительным кипячением, добавлением соды, извести или пропуская ее
через магнитные фильтры, а также добавлением в воду различных
антинакипинов.
Наиболее опасно в зимнее время размораживание системы охлаждения.
Для повышения надежности работы системы применяют антифризы (жидкости с
низкой температурой замерзания - минус 40°С). У антифриза больше
коэффициент объемного расширения, поэтому наполнять систему надо на 90-95%
(если нет расширительного бачка).
Техническое обслуживание системы смазывания
Работа системы смазывания определяет надежность и долговечность
двигателя, в котором все основные трущиеся пары смазываются под давлением.
В процессе работы двигателя качество картерного масла ухудшается, а
количество его уменьшается в результате угара и потерь масла через
неплотность в системе смазки.
Ухудшение качества масла во время работы двигателя происходит из-за
разжижения его топливом, загрязнения механическими примесями и окисления, а
также из-за срабатывания присадок, придающих маслу лучшие свойства.
Разжижение топливом смазки приводит к повышенному износу деталей
двигателя. В картер двигателя топливо попадает при значительном износе
цилиндропоршневой группы, неработающей свече или форсунке, разрыве
диафрагмы топливного насоса. Попадание охлаждающей жидкости в систему
смазывания возможно в результате нарушения герметичности прокладки головки
цилиндров или уплотнительных колец гильз цилиндров.
Наличие воды в масле вызывает интенсивное изнашивание деталей
двигателя. Устраняется потеря герметичности за счет замены уплотнительных
колец или прокладок. При резком падении давления в системе смазывания
(повреждение масляной магистрали или привода масляного насоса) двигатель
необходимо остановить.
При ЕО проверяют осмотром герметичность системы смазывания и ее
соединений. Контролируют уровень масла в картере двигателя масломерным
щупом. При необходимости доливают масло до верхней метки. Контролируют
давление масла в системе при пуске двигателя и в процессе работы
автомобиля.
При ТО-1 проверяют крепления маслопроводов и приборов системы
смазывания. При ослаблении креплений гайки и болты подтягивают. Отстой из
фильтров сливают на прогретом двигателе.
При ТО- 2 заменяют масло в картере двигателя. После слива
отработавшего масла рекомендуется промыть систему с использованием
специальной установки и промывочного масла. Промывать можно также
маловязким веретенным маслом, смесью масла с дизельным топливом или
промывочной жидкостью, состоящей из 90% уайт-спирита и 10% ацетона. Для
этого в картер заливают промывочную жидкость в объеме, равном половине
емкости системы смазывания, двигатель пускают и дают ему проработать 4-5
мин на повышенной частоте вращения (800-1000 об.|мин) холостого хода, затем
промывочную жидкость сливают и т свежее масло.
Фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки заменяют при смена в
двигателе. Перед сменой необходимо слить из корпуса в отстой. Вынув
фильтрующий элемент, промывают внутренность корпуса керосином и протирают
его ветошью насухо. грубой очистки снимают, тщательно промывают в керосине
ой щеткой и продувают сжатым воздухом. 1рают и очищают центрифугу. Перед
установкой кожуха провернуть ли вращается центрифуга от руки. После
окончательной проверяют работу центрифуги по затуханию вращения (она
остановиться через 2-3 мин после остановки двигателя). Замене масла
проверяют систему вентиляции картера, крепление деталей и отсутствие
отложений в трубках и на клапанах.
Техническое обслуживание приборов системы питания
Техническое состояние системы питания определяет мощностных и
гномические показатели работы автомобиля, влияние его на окружающую среду.
Характерные неисправности системы питания: нарушение герметичности,
течь топлива из топливных баков, трубопроводов, загрязнение топливных и
воздушных фильтров.
У карбюраторных двигателей изменяется пропускная способность
калиброванных отверстий и жиклеров карбюратора, происходит раз-регулировка
жиклеров холостого хода, нарушается герметичность игольчатoro клапана
поплавковой камеры карбюратора, изменяется уровень топлива в поплавковой
камере, изменяется упругость и длина пружины в ограничителях максимальной
частоты вращения коленчатого вала. В топливном насосе карбюраторного
двигателя возможны прорывы Диафрагмы и уменьшение жесткости диафрагменной
пружины.
У дизелей появляется износ и раз регулировка плунжерных пар насоса
высокого давления и форсунок, потеря герметичности этих механизмов.
Возможен износ отверстий форсунок, их закоксованность и засорение. Эти
неисправности приводят к неравномерности работы топливного насоса по
количеству и углу подаваемого топлива, ухудшению качества распыливания
топлива форсункой, изменению момента начала подачи топлива.
В результате перечисленных неисправностей повышается расход топлива и
увеличивается токсичность отработанных газов.
Диагностическими признаками неисправностей системы питания являются:
затруднение пуска двигателя, увеличение расхода топлива под нагрузкой,
падение мощности двигателя и его перегрев, изменение состава и повышение
токсичности отработавших газов.
Диагностирование системы питания дизельных и карбюраторных двигателей
проводится методами ходовых и стендовых испытаний.
При диагностике методом ходовых испытаний определяют расход топлива
при движении автомобиля с постоянной скоростью на мерном горизонтальном
участке дороги с малой интенсивностью движения Движение осуществляется в
обоих направлениях.
Контрольный расход топлива определяют для грузовых автомобилей при
постоянной скорости 30-40 км/ч и для легковых - при скорости 40-80 км/ч.
Количество израсходованного топлива измеряют расходомерами, которые
используют не только для диагностики системы питания, но и для обучения
водителей экономичному вождению.
Диагностирование системы питания автомобиля можно проводить и
одновременно с испытанием тяговых качеств автомобиля на стенде с беговыми
барабанами значительно сокращает потери времени и исключает неудобства
метода ходовых испытаний. Для этого автомобиль устанавливают на стенде
таким образом, чтобы ведущие колеса опирались на беговые барабаны. Перед
замером расхода топлива предварительно прогревают двигатель и трансмиссию
автомобиля в течение 15 мин. при скорости 40 км/ч на прямой передаче и при
полном открытии дросселя, для чего на ведущих колесах создают нагрузку
нагрузочным устройством стенда. После этого у карбюраторных двигателей
проверяют работу топливного насоса (если стенд с беговыми барабанами не
оборудован манометром для контроля работы топливного насоса) прибором
модели 527Б на развиваемое им давление и герметичность клапана поплавковой
камеры карбюратора. Давление замеряют при малой частоте вращения
коленчатого вала двигателя и при открытом запорном кране. Результаты
проверки сравнивают с данными таблицы, помещенной на крышке футляра
прибора, и, если есть необходимость, устраняют неисправности.
Нормальное давление у топливных насосов Б-9 и Б-10 автомобилей ЗИЛ-
130, ГАЗ-53А, "Урал-375Д" и "Урал-377" равно 0,025-0,03 МПа. Для
определения расхода топлива, отсоединив прибор 527Б, подсоединяют
расходомер. По количеству израсходованного топлива за время испытания
рассчитывают расход топлива (в л/100 км), соответствующий определенной
скорости движения, и сравнивают полученный результат с нормативом.
Токсичность отработавших газов двигателей проверяют на холостом ходу.
Для карбюраторных двигателей при этом используют газоанализаторы, а для
дизельных - фотометры (дымомеры). Для проведения замеров газоанализаторами
ГАИ-1 и ГАИ-2 газоотборник вставляется в выпускную трубу на глубину 300 м
от ее среза Анализ отработавших (азов в соответствии с ГОСТом проводят на
двух частотах вращения Коленчатого вала двигателя: минимальной n min и на
повышенной, равной 0,6 n min (где n min - номинальная частота вращения
коленчатого вала двигателя). В первом случае содержание СО не должно
превышать 1,5% по объему, во втором - 2%. Отбор газов осуществляется при
прогретом двигателе и полностью открытой воздушной заслонке. Перед заменами
двигатель должен проработать не менее 1 мин. в режиме 'проверки. Состав
отработавших газов характеризует процесс сгорания протекающий в цилиндрах
двигателя, и качество рабочей смеси.
Дымность отработавших газов оценивают по светопроникновению
(оптической плотности) отработавших газов и определяют по шкале прибора.
Основой прибора является прозрачная стеклянная трубка, Которую пересекает
световой поток. Степень поглощения света зависит от задымленности газов,
проходящих по трубке.
Измерение дымности проводится при ТО-2 после ремонта или регулировки
топливной аппаратуры на холостом ходу в двух режимах работы двигателя:
свободного ускорения (т.е. разгона двигателя от минимальной до максимальной
Страницы: 1, 2, 3, 4
|