скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта скачать рефераты

убедившись в наличии шплинтов, гаек пальцев шарнирных соединений и в

отсутствии погнутости тяг.

[pic]

Рис. Динамометр-люфтомер

При ТО-1 контролируют рулевой механизм динамометром-люфтомером при

прямолинейном положении колес автомобиля. Контролируют усилия

проворачивание рулевого колеса при вывешенных передних колесах.

Проверяют и при необходимости устраняют люфт в шарнирных соединениях

рулевых тяг. Люфт удобней проверять вдвоем: один резко поворачивает рулевое

колесо вправо и влево, а другой смотрит на перемещение шарнирного

соединения. Если одна деталь соединения перемещается, а другая неподвижна,

то имеется люфт; если же перемещаются обе детали одновременно, то люфта

нет.

Определить люфт в шарнирных соединениях можно также перемещением тяги

руками в продольном направлении. Если, например, продольная тяга

перемещается вместе с сошкой, то люфт в шарнирнирном соединении

отсутствует. Чтобы отрегулировать люфт, необходимо расшплинтовать пробку и

затягивать ее специальным ключом до ощутимого сопротивления, а затем

отвернуть пробку до первого положения, при котором ее можно зашплинтовать.

| Проверяют шплинтовку гаек шаровых пальцев осмотром и, сняв крышку бачка

гидроусилителя, проверяют в нем уровень масла и уровень масла в картере

рулевого механизма, при необходимости его доливают.

Проверяют и при необходимости регулируют натяжения ремня привода насоса

гидр о усилителя (прогиб под усилием 40 Н должен быть не более 8-14 мм).

При ТО-2 проверяют крепление рулевого колеса. Слегка перемещают рулевое

колесо вдоль вала или покачивают его в направлении, перпендикулярном

плоскости вращения колеса. При обнаружении ослабления крепления снимают

кнопку сигнала и подтягивают р гайку крепления колеса на рулевом валу

накидным ключом.

Осевой зазор в роликовых подшипниках червяка рулевой передачи обычно

регулируют прокладками, имеющимися под нижней крышкой картера рулевого

механизма.

Материально-техническое обеспечение (МТО)

Автомобильного транспорта представляет собой процесс снабжения

автопредприятий подвижным составом, агрегатами, запасными частями,

автомобильными шинами, аккумуляторами и материалами, необходимыми для

нормальной их работы. Правильная организация МТО играет важную роль в

улучшении использования автомобилей посредством поддержания их в исправном

состоянии.

Подвижной состав. В настоящее время в стране выпускается около 250 моделей

и модификаций автомобильной техники (грузовые и легковые автомобили,

автобусы, специализированные автомобили, прицепы и полуприцепы) различных

марок: ЗИЛ, ГАЗ, МАЗ, КрАЗ, КамАЗ, "Урал", БелАЗ, ЛАЗ, ЛиАЗ, ПАЗ, УАЗ, РАФ,

ВАЗ, "Москвич", ЗАЗ и др.

АТП укомплектованы обычно несколькими моделями автомобилей, и число их в

отдельных случаях достигает 20 и более.

Запасные части. На их долю приходится около 70° о номенклатуры изделий и

материалов, потребляемых автомобильным транспортом. Номенклатура запасных

частей для грузовых и легковых автомобилей, используемых в народном

хозяйстве, насчитывало свыше 15 тыс., а для легковых автомобилей населения

- около 10 тыс. на именований. Запасные части делятся на: механические

детали и узлы, детали и узлы топливной аппаратуры, детали и узлы

электрооборудования и приборов, подшипники качения, изделия из стекла,

резины, асбеста, войлока и текстиля, пробки, пластмассы, картона и бумаги.

Номенклатурные тетради, по которым АТП заказывают необходимые запасные

части, содержат 0,7-0,8 тыс. наименований запасных частей по каждой модели

автомобиля. Следовательно, для обеспечения работоспособности 7-10 моделей

автомобилей, что характерно для среднего АТП, необходимо располагать

номенклатурой, насчитывающей 5-8 тыс. наименований [I].

Автомобильные шины и аккумуляторы. Эти виды технических изделий не входят в

номенклатуру автомобильных запасных частей, поэтому их распределяют и

учитывают отдельно.

В стране выпускается около сотни моделей различных покрышек н

соответствующих им камер для шин легковых и грузовых автомобилей, автобусов

и прицепов. Номенклатура используемых на автомобилях аккумуляторных батарей

насчитывает более 10 наименований.

Горюче-смазочные материалы. Имеющийся парк автомобилем использует около 60

наименований ГСМ, в том числе: бензины шести марок (А-66, А-72, А-76, АИ-

93, АИ-95, АИ-98); дизельные топлива трех марок (Л, 3, А); два вида

газообразного топлива (СНГ, СПГ);

моторные масла более 10 марок (М-8Б, М-8В , М-12Г , М-бз/ЮГ и др.);

трансмиссионные масла более 10 марок (ТАД-17и, ТАп- 15В, ТСп-14гип и др.);

пластичные смазки более 10 марок (солидол С, солидол Ж, смазка 1-13,

Консталин-1, Литол-24, Фиол-1 и др.).

Технические жидкости. Общее их число насчитывает около 20 наименований. В

зависимости от назначения они подразделяются на:

охлаждающие (антифриз марок 40 и 65, тосолы А-40 и А-65):

тормозные (БСК, ГТЖ-22М, "Нева"); для гидроподъемных систем (И-22А.И-ЗОА, И-

12А, АУ, АМГ-10, МВП); амортнза горные (АЖ-16.АЖ-12Т, МГП-10); пусковые

(Холод-Д40, НИИАТ ПЖ-25, "Арктика").

Лакокрасочные материалы. Для поддержания надлежащего внешнего вида

автомобилей и защиты окрашенных поверхностей от коррозии применяются

лакокрасочные материалы (лаки, краски, грунтовкн, шпатлевки, растворители и

т.д.), насчитывающие более сотни наименований.

Технологическое оборудование. Уборочно-моечное, подъемно-транспортное,

смазочно-заправочное, диагностическое, ремонтное и другое оборудование, а

также специальный инструмент, применяемый при проведении ТО и ремонта

подвижного состава, насчитывают более 200 наименований.

Прочие материалы. Перечень материалов, которые используются для

удовлетворения хозяйственных нужд АТП, также достаточно велик. Среди них:

металлы (прутки круглые и шестигранные, листовая сталь, проволока,

швеллеры, двутавры и уголки различных размеров, свинец, олово, медь,

припой, стальные и латунные трубки и т. п.); режущий и мерительный

инструмент (сверла, плашки, метчики, напильники, резцы, фрезы, развертки,

нековки, штангенциркули, микрометры, линейки, индикаторы и др.);

электротехнические материалы (провода, электродвигатели, трансформаторы,

пускатели, предохранители, щиты распределительные, лампы накаливания и

дневного освещения и т.д.); москательные товары и химикаты (растворители и

краски общего назначения, серная и соляная кислоты, ; клеи, олифа, шампуни

технические, полировочная паста и т.д.); ремонтно-строительные материалы

(доски, фанера, цемент, алебастр, |кирпич и т.д.); спецодежда для рабочих.

Таким образом, для обеспечения бесперебойной работы автомобильного

транспорта необходимо иметь в наличии несколько тысяч (наименований

разнообразных изделий и материалов. Работникам | МТО, осуществляющим

снабжение АТП, необходимо их заблаговременно и в нужном количестве

заказать, вовремя получить, правильно распределить и бережно хранить.

Именно к этому и сводятся задачи МТО.

Методы расчета норм расхода запасных частей

1.Расчетно-аналитический метод

Основными показателями, используемыми при расчете норм расхо- * да запасных

частей расчетно-аналитическими методами, являются: | средний ресурс детали

до ее замены, средний ресурс (средний срок | службы) машины и средняя

годовая наработка машины.

Под ресурсом детали до замены понимается:

- для неремонтируемой детали - наработка от начала эксплуатации до замены в

соответствии с действующей технической документацией и требованиями на

дефектацию;

- для ремонтируемой детали - наработка до замены с учетом всех ремонтных

воздействий, предусмотренных конструкторско-технологи-ческой документацией.

Средний ресурс (Rcp ) определяется по формуле:

а) для неремонтируемой детали (случай полной выборки)

Rcp= 1/ni-1 [pic]Ri

б) для ремонтируемой детали

Rcp= RI+[pic]Rmi(dmi- (mi)

где n - число деталей;

mi - количество ремонтов;

Ri- ресурс i-ой детали;

R1 - средний ресурс детали до 1 -го ремонта;

Rmi - ресурс детали между (mi-1) и mi-тым ремонтом;

dmi - доля от первоначального количества деталей, поступивших в mi – том

ремонте;

(mi- коэффициент сменяемости детали при mi ремонте.

Средний ресурс до списания данных машин (R) определяется на основе

утвержденных нормативных сроков службы (Tn) по формуле:

R= Tn*W

где W - средняя годовая наработка машин в физических единицах. Определяется

по статистическим данным и данным плановых организаций и хозяйств на год

внедрения норм.

Если фактический срок службы машины довольно значительно отличается от

нормативного, то рекомендуется его рассчитать по формуле:

T=R/W

Средний ресурс до списания машин в этом случае определяют по формуле:

R= R1 + (kpRkp

где: R1 - средний ресурс машины до 1 -го капитального ремонта;

(kp - количество капитальных ремонтов, проводимых за срок службы машины;

Rkp - средний межремонтный ресурс машины.

С вероятных позиций с учетом величины послеремонтного ресурса машины

среднее количество капитальных ремонтов может ,быть равно как целому числу,

так и дробному.

Организация складского хозяйства и управление запасами на АТП

В общем стоимостном объеме производственных запасов АТП запасные части и

агрегаты составляют 40-60%, материалы 10-12%, шины 8-15° о, топливо 4-8%,

инструмент, инвентарь и спецодежда 15-28%

Запасные части и материалы хранят в закрытых складах на многоярусных

стеллажах или в шкафах. Агрегаты автомобиля хранят на стеллажах или

устанавливают на деревянном настиле пола.

Номенклатура хранимых на АТП технических изделий и материалов достигает

3500 наименований. Обычно их разбивают на 10 ос новных групп: металлы,

инструменты и приспособления, электротехнические материалы, скобяные

товары, москательные товары и химикаты, ремонтно-строительные материалы,

вспомогательные материалы, спецодежда, станки и принадлежности к ним,

разные материалы. Для удобства работы склада каждая из групп также делится

на 10 подгрупп по признаку однородности материалов и получает свой второй

номенклатурный номер. Каждую подгруппу, в свою очередь, подразделяют на 10

частей, из которых каждая получает свой номенклатурный номер и т.д. Таким

образом, каждый материал имеет определенный трех- или четырехзначный номер,

который полностью его характеризует и дает возможность расположить

материалы на складе в определенной последовательности. Такая классификация

материальных ценностей носит название лестничной и широко применяется на

складах АТП.

Изделия и материалы располагают на специальных стеллажах, позволяющих

быстро отыскивать то, что необходимо для производства.

Металлы в прутках хранят на многоярусных стеллажах в горизонтальном

положении, а в случае если их диаметр более 100 мм - на низких роликовых

стендах. Листовые металлы - в кипах или в вертикальном положении в клетках

стеллажей.

Легковоспламеняющиеся материалы и кислоты (лаки, краски, серная и соляная

кислоты) хранят в огнестойком помещении, изолированном от остальных

помещений. Бутыли с кислотой располагают отдельно в отгороженном помещении

в специальной мягкой таре.

Промежуточные склады устраивают в крупных цехах АТП для ускорения получения

необходимых материалов и деталей.

Монтажный, режущий, контрольно-измерительный инструмент и приспособления

хранят в инструментально-раздаточной кладовой. Здесь же осуществляют их

мелкий ремонт, например, заточку. Инструменты хранят в многоярусных

клеточных стеллажах так, чтобы каждый номенклатурный номер имел свою

отдельную ячейку.

Кладовая водительского инструмента служит для хранения и выдачи

инструмента, закрепленного за автомобилем. Кроме того, здесь проверяют

комплектность и техническое состояние инструментов и сдают неисправные в

ремонт.

Инструменты хранятся в стандартных ящиках или брезентовых

сумках на клеточных стеллажах с числом ячеек, соответствующим числу

автомобилей. На каждый автомобиль заводят инструментальную книжку, в

которую записывают все инструменты, выданные на автомобиль.

В такелажной кладовой хранят и выдают погрузочный инвентарь (брезенты,

веревки, цепи, ломы, лопаты), а также выполняют его просушку и ремонт, учет

и пополнение необходимого комплекта. Для хранения такелажа применяют

полочные многоярусные стеллажи, а для его сушки устраивают сушильные

отделения с вешалками.

Склад утиля принимает от производства негодное имущество и материалы и

сдает их соответствующим организациям для вторичного использования.

Шины и другие резинотехнические изделия и материалы хранят на специальных

складах, желательно в подвальных или полуподвальных помещениях, температура

в которых должна поддерживаться в пределах минус 10 - плюс 20° С, а

относительная влажность 50-60%. Помещения для хранения шин должны быть

защищены от дневного света, для чего в окна вставляют специальные стекла.

На складах для хранения резиновых материалов не допускается хранение

материалов, отрицательно действующих на резину: керосина, бензина,

скипидара, масла.

Покрышки хранятся на деревянных или металлических стеллажах в вертикальном

положении и располагаются от отопительных приборов на расстоянии не менее 1

м. При долгосрочном хранении покрышки необходимо периодически (раз в

квартал) поворачивать, меняя точку опоры. Складывать покрышки в штабеля не

допускается. Камеры хранятся на специальных вешалках с полукруглой полкой

слегка накачанными, припудренными тальком или вложенными в новые покрышки.

Периодически (через 1-2 мес.) камеры также поворачивают, меняя точки опоры.

Сырую резину, применяющуюся при ремонте, хранят в рулонах, подвешенных за

деревянный сердечник, на полках стеллажей, а толстую пластичную резину - в

раскатанном виде. Клей для ремонта хранят в закрытой стеклянной посуде.

Таким образом, на любом АТП должны функционировать как минимум три склада:

основной материальный склад (запасные части, материалы, имущество),

специализированный склад для приема, хранения и выдачи ГСМ; склад утиля.

Основной склад должен иметь в своем составе секции для шин, лакокрасочных

материалов и других химикатов, хранение которых должно быть организовано в

соответствии со специальными правилами.

Номенклатура хранимых агрегатов, узлов и деталей, а также уровни их запасов

на складах АТП зависят от типа подвижного состава, условий работы

автопредприятня, системы управления! запасами и в общем случае определяются

в соответствии с рекомендациями "Положения о техническом обслуживании и

ремонте подвижного состава автомобильного транспорта". Оборотный фонд

создается и поддерживается за счет поступления новых и отремонтированных

агрегатов и узлов, в том числе п оприходованных со списанных автомобилей, и

корректируется на основе информации, получаемой в процессе функционирования

системы управления запасами в масштабах объединения, в которое входит

данное АТП. При этом необходимо обязательно учитывать следующее ограничение

- стоимость всех запасных частей и материалов, хранимых на АТП, по верхнему

уровню запаса не| должна превышать норматива оборотных средств по этой

статье.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ И

МЕТОДЫ ИХ ЭКОНОМИИ

Автомобильные бензины

Материалы, обеспечивающие работу автомобиля, называются эксплуатационными.

К ним относятся топливо, смазочные материалы и технические жидкости.

Бензин - основной вид топлива для карбюраторных двигателей. Сырьем для

получения бензина служит нефть, нефтяные газы, бурый и каменный уголь,

горючие сланцы.

Бензин как топливо должен обладать хорошей испаряемостью, стойкостью против

детонации, высокой стабильностью, (т.е. способностью сохранять

первоначальные свойства при длительном хранении), не содержать смолистые

отложения, а также воды и механические примеси.

Под испаряемостью понимают способность бензина переходить из жидкого

состояния в парообразное. Хорошая испаряемость бензинов обеспечивает

приготовление горючей смеси необходимого качества, облегчает пуск

двигателя, уменьшает конденсацию паров бензина в цилиндрах двигателя и

разжижение масла в его картере.

Стойкость бензина против детонации оценивается октановым числом, которое

присутствует в каждой марке бензина. Так, например, в марке бензина АИ-93

буква А означает, что бензин предназначен для автомобилей, буква И - что

октановое число данного бензина определяют по исследовательскому методу, а

цифра 93 - октановое число. В марке А-76. где нет буквы И - октановое число

76 определено по моторному методу.

Бензин, в который добавлена этиловая жидкость, называют этилированные.

Этиловая жидкость ядовита, поэтому этилированные бензины тоже ядовиты и

применение их требует строгого соблюдения правил техники безопасности.

Чтобы отличить этилированные бензины от неэтилированных, их окрашивают в

соответствующие цвета: А-72 - в розовый, А-76 - в желтый, АИ-93 - в

оранжево-красный и АИ-98 - в синий цвет.

Стабильность бензинов характеризуется сохранением их физико-химических

свойств в допустимых пределах во время перевозки, хранения и использования

в конкретных условиях эксплуатации.

В соответствии с рекомендациями заводов - изготовителей автомобилей

применяют марки бензинов:

А-72 - для автомобилей ГАЗ-51, УАЗ-69, ЗИЛ-164А, ЗИЛ-157, и

др.;

А-76 - для автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ГАЗ-53А, ГАЗ-66, и

др.;

АИ-93 - для автомобилей ГАЗ-24 "Волга", автомобилей семейства ВАЗ, АЗЛК и

др.;

АИ-95 "Экстра" -для автомобилей ГАЗ-14 "Чайка", ЗИЛ-4104, ЗИЛ-117 и др.

АИ-98 - для легковых автомобилей со степенью сжатия выше 9,5 (в основном

для иномарок).

Дизельное топливо

Основными свойствами дизельного топлива являются температура

самовоспламенения, температура застывания и вязкость.

Температурой самовоспламенения называется температура, до которой

необходимо нагреть смесь дизельного топлива с воздухом, чтобы начался

процесс ее горения. Эта температура равна примерно 300-350° С. О само

воспламеняемости дизельного топлива судят по метановому числу. Чтобы

определить метановое число, дизельное топливо сравнивают с эталонными

топливами, метановое число которых заранее известно.

Метановое число находится в пределах 40-45 единиц. С повышением метанового

числа процесс сгорания протекает более плавно, двигатель работает более

экономично и не так жестко.

Для повышения метановых чисел дизельных топлив к ним добавляют специальную

присадку - изопропилнитрат. |

Температура застывания дизельного топлива оказывает влияние на работу

дизеля: чем она ниже, тем надежнее работает дизель, так как при застывании

топливо превращается в желеобразную массу Я подача его из топливных баков в

цилиндры двигателя становится невозможной. Температура застывания

дизельного топлива должна быть на 10-15° С ниже температуры окружающего

воздуха в районе его эксплуатации.

Под вязкостью понимается внутреннее трение жидкости, возникающее между его

частицами при взаимном перемещении.

Определенная вязкость дизельного топлива необходима для нормального

распыления топлива. Недостаточная вязкость может привести к обеднению

горючей смеси, а высокая - к затрудненной подаче и впрыску топлива в

цилиндры двигателя. Вязкость определяют на капиллярном вискозиметре при

температуре воздуха 20° С и измеряют в сантистоксах (сСт). Нормальная

вязкость дизельного топлива находится в пределах 1,5-8,0 сСт.

Чтобы обеспечить хорошее смесеобразование дизельного топлива с воздухом,

оно должно иметь определенный фракционный состав.

Содержание кислот и серы в дизельном топливе строго огранивается ГОСТами.

Выпускают следующие марки дизельного топлива: Л-летнее, 3-зимнее, А-

арктическое.

Смазочные материалы

Главное назначение смазочных материалов - уменьшать износы трущихся деталей

и сокращать затраты энергии на трение. Кроме того, смазочные материалы

отводят тепло, выделяющееся при трении, уплотняют зазоры в смазываемых

узлах, удаляют с трущихся поверхностей продукты износа и предохраняют эти

поверхности от коррозии.

К смазочным материалам относятся масла и пластичные смазки.

Смазочное масло должно обладать определенными свойствами в зависимости от

условий, в которых оно будет работать в том или ином узле трения.

Наиболее тяжелы эти условия в двигателях, где масло подвергается

воздействию высокой температуры, разжижается топливом, частично

обводняется, а также загрязняется пылью , частицами металла, образующимися

при износе деталей, и продуктами распада масла.

Масла для двигателей. Эти масла должны иметь определенную вязкость,

температуру застывания и температуру вспышки, обладать хорошими

противоизносными и моющими свойствами, стабильностью и коррозионностью.

Вязкость- основное свойство масел. Внешне вязкость масла проявляется в его

подвижности: чем меньше вязкость, тем масло более подвижно.

От вязкости масла зависит возможность создания хороших условий для

смазывания, а следовательно, и предохранение деталей от износа, а также

хорошего охлаждения трущихся деталей.

Вязкость масел для двигателей выбирается с учетом частоты вращения

коленчатого двигателя. Для двигателей с большой частотой вращения

коленчатого вала применяют масло с небольшой вязкостью.

Вязкость масел измеряют в сантистоксах (Сст).

Страницы: 1, 2, 3, 4