Японские комиксы и анимация
минут серии, в которых к ней привлекается внимание зрителей. В завязке
обычно происходит что-то необычное - совершается преступление, появляется
новый второстепенный персонаж и так далее. Заставка в этом случае
показывается после завязки. Впрочем, в аниме завязки встречаются
существенно реже, чем в телесериалах с живыми актерами. Завязка - верный
признак концептуальной или концептуально-сюжетной организации сериала.
Заставка - это сконцентрированное и художественно обработанное
выражение идеи и стиля сериала. Она одновременно дает представление новому
зрителю о том, какого рода события будут происходить далее, и настраивает
уже опытного зрителя на восприятие сериала. Также заставка содержит все
основные титры.
Стилистически большая часть заставок - это анимационные клипы на
"заставочные песни" - весьма значительный фактор коммерческого успеха
сериала. Как уже неоднократно подчеркивалось, продажа саундтрека сериала
дает существенные доходы. Исполняют заставочные (и концовочные) песни либо
специально приглашенные музыканты, либо озвучивающие сериал актеры-сэйю. В
некоторых случаях продюсеры могут дать начинающему исполнителю роль в
сериале только для того, чтобы тот (или та) исполнил в нем песню и таким
образом прославился бы.
Особая форма краткого содержания предыдущих серий - рассказ о них от
лица персонажа (от первого лица). Также содержанию предыдущих серий может
быть посвящена целая серия - это классический способ вкратце сообщить новым
зрителям о том, что происходит в сериале, и одновременно сэкономить на
рисовании целой серии (она монтируется из уже нарисованных фрагментов).
Первая часть серии (примерно половина ее экранного времени) содержит
завязку, первичное развитие событий и начало кульминации. Вторая часть
серии содержит собственно кульминацию и развязку серии. Две эти части
разрываются внутренней рекламой, которая держит зрителей в напряжении и
одновременно представляет их вниманию сопутствующие сериалу товары.
Впрочем, конкретное разделение на первую и вторую часть может проходить и в
другом месте, на разделение кульминации - наиболее выигрышный вариант.
Место для рекламы обозначается специальными заставками уже в процессе
создания сериала.
Обычно суммарная длина серии и внутренней рекламы равна 30 мин, это
дает очевидные выгоды при организации телевизионной программы.
Реклама следующей серии обычно выполняется в стиле "рекламный ролик
фильма" - сочетание наиболее выигрышных кадров и "завлекательного"
закадрового текста.
Концовке обычно уделяется значительно меньшее внимание, чем заставке,
поскольку большую часть экрана занимают строчки полных титров серии. Часто
концовка - всего лишь чередование статичных рисунков. Петь концовочную
песню менее престижно, чем заставочную, хотя и это право дается отнюдь не
каждому. Эмоционально же концовка должна успокаивать нервы зрителей,
расшатанные кульминацией и развязкой.
Хентай в аниме и манге
Для многих из тех, кто начал знакомиться с аниме и мангой через
электронные сети, именно хентай стал их визитной карточкой. Многим может
показаться, что, кроме девушек разной степени обнаженности и огромных
половых органов, в аниме ничего нет. Конечно, это совсем не так. Тем не
менее, хентай в аниме и манге встречается довольно часто, и отметать его
полностью, наверно, тоже не стоит.
Слово "хентай" (hentai, правильная транскрипция - "хэнтай", но "е" уже
прижилась) с японского языка переводится как "извращенный". В принципе, оно
может использоваться в разных смыслах, но за пределами Японии утвердилось
его единственное значение - "рисованная эротика и порнография", как
статическая, так и анимированная.
Несмотря на то, что в японском "hentai" - прилагательное, в русском
языке оно было переосмыслено как существительное мужского рода.
Соответственно, появилось и прилагательное "хентайный".
История хентая
В истории японского искусства эротические гравюры и рисунки существуют
очень давно. Уже первые настенные рисунки, дошедшие до нас от середины
первого тысячелетия нашей эры, содержали в себе отчетливые сексуальные
мотивы.
Здесь стоит упомянуть о, которые в Японии хорошо известны.
Сельскохозяйственные праздники, связанные с этой символикой, проводятся
издревле и даже сейчас собирают множество участников и зрителей.
Одним из предшественников современной манги считаются откровенные
эротические гравюры на дереве "сюнга" (shunga) - "весенние картинки",
широко известные во всем мире. Сюнга и аналогичные книги и гравюры активно
создавались в Японии времен сёгунов (военных правителей) Токугава (1603-
1867), поскольку приключенческое и эротическое творчество тогда полностью
заменило запрещенную "политику".
Сейчас публикация этих произведений искусства в Японии запрещена
цензурным законодательством. Эти законы было приняты в 1890 году в
результате реформ, последовавших за реставрацией Мэйдзи (1867), когда
Япония начала перестройку на западный манер. Основано новое
законодательство было на уголовных кодексах Пруссии и Великобритании,
чрезвычайно в то время пуританских.
К сожалению, хотя многие из этих законов были переписаны американцами
после капитуляции Японии во Второй мировой войне, 125-я статья Уголовного
Кодекса осталась прежней. Несмотря на значительные изменения в сознании
общественности по отношению к этим вопросам, отменить или изменить эти
законы японцы пока не могут - для них это уже стало делом чести, хотя
отдельные попытки "явочным" порядком их нарушать и предпринимаются.
Додзинси
Кроме коммерческой манги, существует и любительская манга, "додзинси"
(dojinshi), которую рисут непрофессиональные художники, не зарабатывающие
этим себе на жизнь. Это не мешает им ее продавать, хотя и небольшими
тиражами (зато за большие деньги). Разумеется, значительный сегмент рынка
додзинси занимает хентай-додзинси, часто исключительно откровенная и
"извращенная".
Многие додзинси представляют собой переделки известных коммерческих
произведений, большей частью - хентайные. Такие переделки противоречат
японскому законодательству об авторских правах, но компании-правовладельцы
редко подают на нарушителей в суд. Исключение составляют случаи "особого
цинизма" переделки (классический случай - хентайная додзинси о любви
Сатоси, главного героя ТВ-сериала "Карманные чудища" [Pokemon]).
По степени откровенности додзинси-хентай делится на:
1. Хана-хентай (hana-hentai) - "цветочный хентай", основное внимание
уделяется романтическим отношениям персонажей. Не применяется для
описания однополых додзинси.
15. Лемон-хентай (lemon-hentai) - "лимонный хентай", основное внимание
уделяется изображению сексуальных отношений персонажей. Не применяется
для описания однополых додзинси.
16. Г-хентай (G-hentai, от "graphical") - "откровенный хентай",
изображается исключительно жесткий и извращенный секс.
Помимо садомазохизма и фетишизма, из числа прочих сексуальных
извращений, изображаемых в манге и аниме, особый интерес представляет
однополая любовь.
Разновидности хентая
Как всегда в любой массовой культуре, определяющим фактором эстетики
является потребитель. Основных потребителей хентай-продукции можно
разделить на две основные группы - подростки и взрослые. Естественно, эти
две группы сложно четко разделить - многие читают и то и другое, многие
взрослые продолжают читать подростковую мангу и уже будучи в весьма
солидном возрасте, но общая тенденция "водораздела" именно такова.
Подростковая манга для юношей (сёнэн-манга), как и следует из ее
названия, ориентирована, в основном, на школьников старших классов и
студентов. Ее герои - тоже школьники и студенты, переживающие возраст
первой любви, трудности переходного периода, сдающие вступительные экзамены
(в Японии - самые сложные вступительные экзамены в мире, так что сдать их -
отнюдь не простая задача), делающие первые шаги во взрослом мире. Секс в
подростковой манге играет хотя и значительную, но подчиненную роль, а в
основе сюжета лежат более важные и сложные темы, чем просто откровенный
показ сексуальных актов. Кроме манги, для подростков также снимается аниме
и делаются компьютерные игры на эротическую тематику.
Манга для взрослых (cэйнэн-манга) гораздо проще и утилитарнее. Она не
несет никаких идей и не обсуждает никаких проблем, ее цель - доставить
читателю сексуальное наслаждение. Сюжеты в манге для взрослых черезвычайно
примитивны и схематичны, полностью ориентированы на показ сексуальных сцен,
часто весьма извращенных. Стиль графики этой манги сильно отличается от
подростковой манги, он фотореалистичен, женщины часто изображаются
уродливыми.
Одна из причин популярности сэйнэн-манги - изменение отношений в
современной японской семье. Если раньше женщина полностью подчинялась мужу
и полностью от него зависела, то теперь, женщины начали зарабатывать
деньги, получили финансовую независимость, и феминизм больно ударил по
самым основам японского быта. В результате занятий гимнастикой и спортом, а
также изменения режима и рациона питания, женщины стали попросту физически
крепче и сильнее, чем некоторые мужчины. Этот факт входит в полное
противоречие с традиционным самоуважением и самомнением японских мужчин,
отсюда повышенный интерес к садомазохизму и школьницам, на которых можно
"самоутверждаться" (хотя бы мысленно).
Следует отметить, что развитая японская секс-индустрия не способствует
бурному росту сексуальной преступности. Значительная часть наблюдаемого
роста числа изнасилований связана не с увеличением их реального количества,
а с ростом самоуважения японок, которые все чаще сообщают о насилии над
ними (раньше сообщение в полицию об изнасиловании бросало на жертву тень
стыда). Тем не менее, уровень преступности такого рода значительно ниже,
чем, например, в США. Насколько в этом "виноват" хентай - социология пока
еще точно ответить не может.
Классификация хентая
Фэн-сервис (fan service) - жанpово не опpеделяющие, сюжетно не
обоснованные обнажения/ полyобнажения (сцены в дyше, превращения и т.д.).
Например, в ТВ-сериале "Космическая крепость Макросс" [Cho Jiku Yosai
Macross] есть фэн-сервис Линн Минмэй. Сюда же относятся откровенно
пародийные или юмористические сцены вроде знаменитой сцены стpиптиза в
сериале "Танковая полиция" [Dominion Hansai Gundan].
Эротика (erotica) - сюжетно обоснованные обнажения (любовные сцены
всех видов и типов), но без откpовенного показа самого полового акта. Cюжет
аниме связан с любовной тематикой.
Хентай (hentai) - откровенный показ полового акта (часто с
"цензypой"). Сюжетная линия тесно связана с сексyальной тематикой. Первым
хентай-аниме считается сериал "Лолита" [Lolita] (1984), а первым
влиятельным аниме, определившим канон хентая, - сериал "Сливки первой ночи"
[Cream Lemon] (1984-1986).
Щупальцы (tentacles) - Разновидность хентая, изображение мужских
половых органов в виде огромных щупалец. Обычно щупальцы - признак демона-
оборотня. В традиционной японской графике ассоциация щупалец и мужских
половых органов прослеживается с незапамятных времен. Аниме, определившим
канон "щупалец", считается сериал "Urotsukidoji" (1987-1989).
Садомазохизм (S&M) - Разновидность хентая, содержит изображения пыток
и страданий, причиняемых в качестве извращенного проявления любви.
Яой и юри
Среди прочих направлений хентай-манги и додзинси значительную часть
занимают комиксы мета-жанра "яой" (yaoi) - "однополая мужская любовь".
В последнее время появляется все больше и больше додзинси, посвященных
однополой женской женской любви. По имени героини книжного и ТВ-сериала
"Dirty Pair", ставшего популярным источником такого рода сюжетов, этот жанр
получил название "юри" (yuri).
Яой - это специфический, чисто японский мета-жанр манги для девушек (и
некоторых аниме). Само слово "yaoi" - это сокращение от фразы "Yama nashi,
ochi nashi, imi nashi", то есть - "Ни кульминации, ни смысла, ни развязки".
Изначально это был уничижительный "фэнский" термин, однако, сейчас он
приобрел расширительное и почти научное значение.
В общем случае, яой - это манга и аниме, описывающие любовные
отношения между парнями. Более точный и однозначный термин - "сёнэн-ай"
(shounen ai) - "юношеская любовь". Для того, что понять, почему этот мета-
жанр вообще появился и почему он стал достаточно популярен, нужно
обратиться к истории японской культуры и манги.
В отличие от христианской европейской культуры, гомосексуализм в
японской культуре никогда не считался чем-то зазорным. Наоборот, некоторые
трактаты по бусидо утверждали, что настоящему самураю более пристали
отношения с другим самураем, а не с женщинами, близость с которыми может
отвлечь воина от строго исполнения своего долга. К тому же, японская
эстетика утверждала, что красивый мужчина - это мужчина "женственный",
привлекательный, культурный, но никак не мускулистый громила. Именно такими
были герои классических японских эпических произведений (например, "Повести
о Гэндзи"), и именно им стремилась подражать культурная молодежь. Так
получилось потому, что эти эпосы создавали не мужчины, как это было в
Европе, а женщины, придавая своим любимым героям собственные черты.
После Реставрации Мэйдзи (1867-1878) жизнь Японии круто изменилась.
Была введена строгая цензура по европейскому образцу. Но сами представления
о негреховности гомосексуальных отношений цензурой было не изменить.
Когда благодаря Тэдзуке начался расцвет манги после Второй Мировой
войны, на арену очень быстро вышли мангаки-женщины, которые не хотели
писать так и о том, о чем писали мангаки-мужчины. Их интересовали более
"женские" темы - любовные треугольники, драмы, трагедии. Но все та же
японская культура была очень строга в отношении роли девушки в любовных
отношениях. Она не могла проявлять иннициативу, а могла только вяло
реагировать на мужские ухаживания. Это не давало простора для фантазии
авторов.
В ответ на это была разработана концепция "девушки-парня". Сначала, у
того же Тэдзуки или у Икэды Риёко в "Розе Версаля" [Berusaiyu no Bara]
(1972), это была девушка, переодевающаяся в парня. Потом возникло еще более
радикальное решение - юноша, ведущий себя в любовных отношениях как
девушка. Создателями этого варианта стали Хагио Мото в манге "Сердце
Томаса" [Thomas no Shinzou] (1972) и Такэмия Кэйко в манге "Песня ветра и
деревьев" [Kaze to Ki no Uta] (1974).
Важно отметить, что это была именно "женская" манга. То есть, манга,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|