скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Японские комиксы и анимация скачать рефераты

фильм - "Служительница в храме" [Musume Dojoji]. Но вообще анимация в

Японии в этот период переживала спад, фильмов делалось мало, и они были

короткометражными. Тем не менее, процесс шел.

В 1956 году первую действительно крупную анимационную студию под

названием "Toei Douga" создал Окава Хироси, купив "Nippon Douga", к тому

времени уже несколько раз перешедшую из рук в руки, а ее первым фильмом

стал черно-белый "Каракули котенка" [Koneko no Rakugaki] (1957) режиссера

Ябуситы Ясудзи. В октябре 1958 года "Toei Douga" выпустила первый в Японии

цветной полнометражный фильм "Легенда о Белом Змее" [Hakuja Den], который,

в свою очередь, произвел сильное впечатление на заканчивающего школу

Миядзаки Хаяо.

Первые полнометражные фильмы "Toei Douga" очень напоминали

полнометражные фильмы студии Уолта Диснея - производство каждого занимало

около года, это были масштабные экранизации народных (только японских и

китайских, а не европейских) сказок с большим количеством персонажей-

животных. Некоторые из них даже попали в американский прокат, но там

провалились и на два десятилетия японская анимация практически исчезла с

экранов США.

И тут пришел Тэдзука... (60-е годы)

Третьим крупным проектом "Toei Douga" стал фильм "Путешествие на

Запад" [Saiyu-ki] (1960) режиссера Ябуситы Тайдзи. Это была экранизация

манги "Большое приключение Гоку" [Goku no Daibouken] (1952-1959) уже тогда

очень популярного и известного мангаки Тэдзуки Осаму. Естественно, что

Тэдзуку привлекли к созданию этого фильма. Он заинтересовался положением

вещей в современной анимационной промышленности и, увлеченный успехом в

Японии телевизионных сериалов американской студии "Hanna-Barbera", решил

сам заняться производством телевизионной анимации и отойти от сказочных

сюжетов в связи с увеличением популярности научной фантастики.

В 1961 году Тэдзука основал собственную анимационную студию "Mushi

Productions". После выпуска в 1962 году некоммерческой экспериментальной

ленты "История одной улицы" [Aru Machikadou no Monogatari] в январе 1963

года начался показ первого действительно популярного японского черно-белого

анимационного телесериала "Могучий Атом" [Tetsuwan Atomu] (1963-1966)

(самым первым японским анимационным телесериалом был "Календарь в картинках

студии Отоги" [Otogi Manga Calendar] (1962-1964), сделанный на студии

"Otogi", основанной в 1955 году Ёкоямой Рюити). Это был детский

фантастический сериал о приключениях смелого и умного мальчика-робота.

Успех этого сериала был столь значителен, что уже к концу 1963 года в

Японии было четыре студии телевизионной анимации, не считая ТВ-отделение

студии "Toei Douga". В 1965 году "Mushi" начала делать свой первый цветной

ТВ-сериал "Император Джунглей" [Jungle Taitei] (1965-1966), режиссером

которого стал Ринтаро.

В 1967 году начинается производство ТВ-сериала студии "Tatsunoko",

шедшего на наших экранах под названием "Гонщик Спиди" [Mach Go Go Go] (1967-

1968), первого аниме-сериала на спортивную тему, а в 1966 году студия "Toei

Douga" выпускает первый и очень успешный аниме-сериал для девочек - "Ведьма

Салли" [Mahoutsukai Sally] (1966-1968), основанный на манге Мицутэру Ёкоямы

"Ведьма Санни" [Mahoutsukai Sunny], которая, в свою очередь, была основана

на американском телесериале "Ведьмочка" [Bewitched]. Имя главной героини

было изменено из-за копирайтных расхождений с фирмой "Sony". Первые

семнадцать серий были черно-белые, остальные - цветные. Он также

показывался по ТВ у нас в стране, точнее не сам этот сериал, а его ремейк

1989-1991 годов. Это был не только первый сериал для девочек (сёдзё-аниме),

но и первый сериал о "девушках-волшебницах", из числа которых наибольшую

известность через двадцать лет после этого получил ТВ-сериал "Красавица-

воин Сейлор Мун".

Вторым таким сериалом считается "Секрет Акко" [Himitsu no Akko-chan]

(1969-1970) по манге Акацуки Фудзио, определивший дальнейшее развитие

канона "девушек-волшебниц" - обычная девочка/девушка получает магический

предмет, с помощью которого она может превращаться в кого-то другого и

помогать в таком виде людям. Также у нее есть маленький волшебный помощник,

обычно животное (очень часто - кошка).

По манге Мицутэру Ёкоямы делается в эти годы и первый японский черно-

белый ТВ-сериал об "управляемых огромных роботах" - "Железный человек номер

28" [Tetsujin #28] (1966). В 70-х эта тема была развита и популяризована

Нагаем Го, который превратил ее в настоящий кладезь сюжетов для

фантастических эпопей.

В 1969 году начал выходить самый долгий в истории человечества

телевизионный анимационный сериал - "Садзаэ-сан" [Sazae-san] по мотивам

манги Хасэгавы Матико. Его показ не закончен по сию пору, уже несколько

поколений японцев выросли, наблюдая за приключениями госпожи Садзаэ и ее

большой и дружной семьи.

В этом же году вышли два известных в России фильма - "Кот в сапогах"

[Nagagutsu wo Haita Neko] Ябуки Кимио (его главный герой стал символом

студии "Toei Douga") и "Корабль-призрак" [Sora Tobu Yureisen] Икэды Хироси,

в котором свою первую значительную работу получил Миядзаки Хаяо.

Одновременно с ними выходит первый спортивный сериал, посвященный

самой популярной японской игре того времени - бейсболу. Он назывался

"Звезда Кёдзина" [Kyojin no Hoshi] (1969). И в том же году выходит первое

спортивное полнометражное аниме для девочек, посвященное баскетболу, -

"Лучшая подача" [Attack No. 1]. Оба они были весьма успешны, и заложили

многие дальнейшие "стандарты" аниме для подростков на спортивные темы.

В эти годы Тэдзука Осаму оказал значительное влияние на формирование

принципов построения японской анимации, он сильно раздвинул границы

допустимых тем и состав зрительской аудитории. В 1969 году он выпустил

полнометражный аниме-фильм для взрослых "1001 ночь" [Senya Ichiya

Monogatari] по мотивам знаменитых арабских эротических сказок, а в 1971

году на экраны Японии вышла "Клеопатра" [Cleopatra] - смелая, почти

порнографическая пародия на исторические фильмы из римской жизни со

множеством намеренных несообразностей и анахронизмов.

Таким образом, в 70-е годы аниме вступило уже сформировавшимся

коммерческим искусством, гораздо более популярным в Японии, чем какая-

нибудь другая национальная анимация у себя на родине. В то же время почти

все основные крупные аниме-проекты были телевизионными сериалами, обычно

экранизациями манги. Одним из немногих исключений стал фильм Такахаты Исао

и Миядзаки Хаяо "Хорс - храбрый солнечный принц" [Taiyo no Ouji Horus no

Daibouken] (1968), который, несмотря на противодействие руководства Toei

(Такахата и Миядзаки были профсоюзными лидерами, конфликтовавшими с

начальством), был горячо принят зрителями и заложил основы нового канона

японской полнометражной анимации.

Образная система аниме и манги

В современных аниме и манге используется сложная образная система,

основанная как на реалиях повседневной жизни современной Японии, так и на

древних легендах, верованиях и преданий. Кроме того в аниме явно сказались

традиции японского театра, отличительным призхнаком которого является

большая символическая нагрузка.

Внешний вид персонажа

Главная особенность, отличающая мангу и аниме от их западных аналогов,

- это развитый символическо-графический язык, позволяющий несколькими

штрихами передать довольно сложные эмоции или выразить характер героя. В

этом аниме и манга близки к традициям средневековой живописи и скульптуры,

в которых каждый элемент изображения имел свой особый смысл. Скажем, Будда

на Востоке часто изображается с большим животом - это символ того, что он

достиг Абсолютного Счастья.

В аниме и манге, конечно, все не так сложно, но тоже есть множество

нюансов (стоит сразу оговориться, что вся образная система далеко не

ограничивается приведенным перечнем. Автор отобрал лишь самые интересные и

распространенные, по его мнению, символы):

V Цвет волос часто обозначает характер героя: рыжие - вспыльчивый,

белые - спокойный, черные - нечто среднее.

V Размер глаз и степень их блеска показывает степень молодости героя,

его открытости миру.

V Карикатурно-маленькие (тиби) изображения героев - признак того, что

герой ведет себя по-детски.

V Иногда герои падают в обморок, если поражены чем-то до глубины души.

Различные предметы и их использование

V Танец с веерами - традиционный самурайский танец победы. Часто

используется для подбадривания бойцов.

V Белая ленточка на голове (хатимаки) - символ полной концентрации на

своем деле.

V Статуя кошки с поднятой лапой - символ удачи. Часто стоит перед

синтоистскими храмами или в домах.

V Кусок материи, повязанный как косынка и завязанный под подбородком -

маскировка вора.

V Красная нить - Нить судьбы. Знак того, что судьбы двух персонажей

неразрывно связаны.

V Числа - Как в России и в Европе, в Японии верят в магию чисел.

Особенно несчастливыми считаются 4 и 9. Самое счастливое число - 5.

Действия персонажей

V Непроизвольное чихание - о персонаже в этот момент кто-то подумал.

V Вокруг персонажа возникают огни пламени или бурные волны - персонаж

разъярен или разгневан.

V Легкий мерцающий ореол вокруг персонажа - персонаж стоит под дождем.

V Потоки слез из глаз - смеховой прием, персонаж горько плачет, но

серьезно к причине его плача относиться не стоит.

V Капля пота на затылке - персонаж нервничает или боится.

V Неожиданное падение персонажа навзничь - реакция на сказанную кем-то

глупость.

V Кровь из носа - юношеская смущенная реакция на сексуальную сцену или

обнаженную девушку.

V Отрезание волос - знак отказа персонажа от своей текущей жизни.

После этого он "умирает" для своего прежнего круга общения и уходит

в странствие, чтобы не возвращаться.

Разновидности аниме

Кроме классификации анимации по различным стилям и направлениям,

существует также более общее и существенное деление - по способу

функционирования.

По этому признаку анимация делится на:

1. Коммерческую;

7. Прикладную;

8. Некоммерческую.

Рассмотрим каждый из этих типов анимации отдельно.

Коммерческая анимация

Коммерческая анимация является самостоятельным коммерческим продуктом.

Она создается для предположительного извлечения прибыли или же для

завоевания коммерческого рынка. Разумеется, проект может быть неудачен, и

коммерческая анимация может не принести никакой реальной прибыли - обычно

такая ситуация является провалом. Исключение составляют особые случаи

долговременных инвестиций в анимационное производство, когда прибыль

ожидается не от первых, а от последующих проектов, которые будут эффективно

продаваться за счет созданного "имени" и репутации студии.

В современном шоу-бизнесе коммерческая анимация создается как элемент

более масштабного концептуального проекта, в рамках которого объединяются

продажи различных видов продукции - книг, комиксов, видеокассет, игрушек,

моделей и так далее. Коммерческая анимация в таких случаях может быть как

ведущей ("модели героев фильма"), так и ведомой ("фильм о героях

компьютерной игры"). Прибыльность проекта в таком случае определяется по

сумме всех продаж. При этом вполне реальна ситуация, когда основные прибыли

получаются от продажи ведомых продуктов.

Самостоятельность коммерческой анимации заключается в том, что она

продается отдельно и независимо. Обычный зритель, приходящий в кинотеатр,

покупающий кассету или включающий телевизор, совершает эти действия именно

для того, чтобы посмотреть данный анимационный фильм. Разумеется, при этом

от него ожидается, что он посмотрит ТВ-рекламу или купит куклу любимого

персонажа, но это - его добровольное решение.

Важнейшим понятием для коммерческой анимации является формат - способ

ее представления зрителю и, соответственно, способ извлечения прибыли из ее

показа или продажи. Здесь выделяется ТВ-сериал, видео-анимация и

полнометражный фильм.

ТВ-сериал демонстрируется по общедоступным, кабельным, спутниковым и

другим ТВ-каналам. Обычно канал единовременно покупает права на

демонстрацию сериала и возвращает себе потраченные деньги за счет

размещения рекламы во время показа сериала и за счет платы за его просмотр

(в случае кабельных и платных спутниковых каналов).

Специфика телевидения заключается в необходимости регулярности и

стабильности. Одиночный показ короткометражных фильмов коммерчески

невыгоден, так как расходы на их внутреннюю рекламу такие же (рекламные

ролики, объявления в программе передач), а доходы от размещения рекламы -

существенно меньшие. ТВ-каналы заинтересованы в том, чтобы зрители

регулярно, в одно и то же время включали телевизоры и смотрели свои любимые

программы, предварительно распланировав для этого свою жизнь. Если время

показа фильмов будет все время меняться, то зрители устанут следить за ним

и постоянно перестраивать свои планы в соответствии с ТВ-программой.

Совокупность популярных программ поддерживает высокий рейтинг всего

канала. Это увеличивает его рентабельность, поэтому любой коммерческий ТВ-

канал заинтересован в постоянной, стабильной и предсказуемо популярной ТВ-

программе.

Видео-анимация предназначена для продажи на видеокассетах. В этом

случае права покупает видеокомпания и возвращает потраченные деньги за счет

продажи видеокассет, дисков и прочих видео-носителей, а также за счет их

проката. Такие продажи позволяют работать для менее массового зрителя и

создавать окупающиеся продукты, не ограниченные прокрустовым ложем формата

и концепции ТВ-канала. Каждый видеофильм надо продавать и рекламировать

отдельно, что является и благом, и горем, поскольку расходы на каждую такую

рекламную компанию оказываются больше, чем в случае ТВ-сериалов.

С появлением кабельного телевидения видеоанимация и ТВ-анимация

начинают сближаться. Обе они ориентированы на просмотр на сравнительно

небольшом телевизионном экране и редко содержат действительно сложные

звуковые эффекты, поскольку большие телевизоры и мощная и совершенная

звуковая техника есть далеко не у всех.

Полнометражная анимация создается для показа в кинотеатрах, на большом

экране и с использованием всех достижений звуковой техники. Это

предопределяет ориентацию на эффектное зрелище. В современном шоу-бизнесе

полнометражная анимация часто является ведомой по отношению к сериальной (в

Японии) или же ведущей по отношению к ней (в США). В обоих случаях

сериальной анимации свойственно экстенсивное развитие действия (усложнение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5