Влияние исторических, политических, культурных событий на изменение образа человека в живописи Испании XVII и XVIII веков
|другие захватили до него лавры |времени. | |
|первооткрывателей и что, | | |
|поскольку они уже умерли, слава | | |
|их возросла, он, движимый своим | | |
|причудливо изобретательным | | |
|вдохновением, принялся | | |
|изображать сценки из жизни | | |
|простонародья в новой, смелой | | |
|манере, с необычными красками и | | |
|освещением. Кое-кто упрекал его,| | |
|что он не пишет картин на более | | |
|серьезные сюжеты и не стремится | | |
|к приятности и красоте, в чем | | |
|мог бы соперничать с Рафаэлем де| | |
|Урбино, на что он учтиво | | |
|возражал, говоря, что | | |
|предпочитает быть первым в этом | | |
|грубом жанре, нежели вторым в | | |
|изящном". | | |
|Ставящий задачей прославить, |Успех Гойи в кругах знати, |ПАР|
|возвеличить знатного заказчика, |близкой к королевской семье, |АДН|
|парадный портрет был широко |наконец дал ему возможность |ЫЙ |
|представлен в XVII веке в |получить титул, которого он |ПОР|
|Западной Европе. Известно его |добивался много лет: в 1799 году|ТРЕ|
|понимание живописи, |Карл IV пожаловал ему звание |Т |
|подтверждение которого не |Первого придворного живописца. К| |
|составляет труда, настолько оно |этому времени у Гойи появилось | |
|прямолинейно, постоянно и |немало покровителей среди | |
|ригористично. Когда он начинал, |аристократии, и в финансовом | |
|завистники упрекали его, что он |отношении он неплохо обеспечил | |
|пишет только портреты. Им |будущее своей семьи. К тому | |
|невдомек было, что Веласкес |времени им были уже созданы | |
|произведет первую великую |«Капричос», но даже провал с их | |
|революцию в западной живописи и |публикацией не поколебал его | |
|что эта революция будет состоять|желания на время оставить | |
|именно в том, что вся живопись |живопись. Ему хотелось воплотить| |
|станет портретом, то есть |в жизнь образы своего | |
|индивидуализацией объекта и |внутреннего мира, гораздо больше| |
|моментальностью изображенной |волнующие его. | |
|сцены. Портрет, понятый в таком |Таково было положение дел, когда| |
|обобщенном смысле, утрачивал |король заказал Гойе написать | |
|свое традиционное узкое значение|групповой портрет королевской | |
|и превращался в новое отношение |семьи. Предварительно Гойя | |
|к изображаемому. Тут нельзя |сделал натурные эскизы отдельных| |
|поставить с ним рядом никакого |членов семьи в Арахнуэсе (они | |
|другого художника, и в сознании |«восхитили заинтересованных | |
|Запада Веласкес прежде всего и |лиц»), а затем приступил к | |
|больше всего творец своего, |групповому портрету и завершил | |
|особого мира. Добавим, что его |его очень быстро. В течении года| |
|мир в основном состоит из |картина была закончена. | |
|чудовищ или, по меньшей мере, из|Композиция картины кажется | |
|уродов. Думаю, невозможно, да и |поначалу столь же | |
|не следует избегать вопроса, |представительной и незыблемой, | |
|почему творчеству Веласкеса |как и в королевских портретах | |
|присущ столь необычный характер,|1799-1800 годов. Она искусно | |
|причем так явно выраженный. Как |построена и создает впечатление | |
|во всякой человеческой судьбе, |торжественного выхода королевы, | |
|тут вмешался случай. В самом |обнимающей младшую дочь – | |
|деле, было лишь игрой случая, |одиннадцатилетнюю Марию Исабель | |
|что в то время, когда |и держащей за руку младшего сына| |
|единственной обязанностью |– шестилетнего Франсиско де | |
|Веласкеса было писать портреты |Паула. Все остальные персонажи | |
|королевской семьи, ни король, ни|как будто расступились, | |
|королева Марианна Австрийская, |образовав две плотные группы | |
|ни инфанты Мария Тереса и |слева и справа от королевы – | |
|Маргарита не отличались приятной|одну во главе с наследником | |
|наружностью. Королева Изабелла |престола доном Фердинандом и | |
|Бурбонская была красива, но она |другую во главе с королем | |
|почему-то, - быть может, потому,|Карлом. Королева Мария-Луиза, | |
|что Веласкес был призван в |окруженная младшими детьми, - в | |
|Мадрид ненавистным ей |центре картины, а король стоит в| |
|графом-герцогом Оливаресом, - |стороне, повторяя ту ситуацию, | |
|уклонялась от того, чтобы он ее |которая сложилась в их жизни; | |
|написал. О холсте, в котором |весь его облик выражает почтение| |
|ныне кое-кто склонен усматривать|царственной супруге. Королеве не| |
|ее портрет, можно сказать, что |могла не польстить подобная | |
|неясно, принадлежит ли он кисти |группировка, в которой была | |
|Веласкеса, и также неясно, |подчеркнута ее главенствующая во| |
|изображает ли он королеву. Донья|всем клане роль и где она была | |
|Марианна Австрийская была |(в духе идеалов сентиментализма)| |
|немолодая женщина с |представлена заботливой матерью | |
|нарумяненными щеками и некрасиво|семейства. Ей одной | |
|выпуклым лбом, утопавшая в |предоставлено здесь достаточно | |
|огромных платьях доведенной до |свободного места (остальные | |
|безобразия барочной моды. Филипп|просто теснятся), и она может | |
|IV хотя и отличался изящной |сколько угодно вертеться, | |
|фигурой, однако, его голову, |демонстрируя –роскошное платье, | |
|вероятно, было ужасно трудно |а особенно бриллиантовую стрелу | |
|писать не только из-за |в своей прическе – недавний | |
|невыразительности черт лица, но |подарок Годоя, знак достигнутого| |
|из-за странной формы лба. Никто |в конце 1800 года примирения | |
|еще не обратил внимания, что, за|королевы с ее неверным | |
|одним лишь исключением, во всех |любовником (для посвященных | |
|тридцати четырех портретах |получалось так, что «князь мира»| |
|короля, указанных в каталоге |незримо присутствовал в этом | |
|Куртиса, его лицо изображено в |портрете членов испанского | |
|три четверти и с правой стороны.|–царствующего дома). Мы видим | |
|Исключение открывает нам |роскошные костюмы, блистающие | |
|причину. Это знаменитый портрет |драгоценностями и королевскими | |
|"Ла Фрага", единственный, где |регалиями, однако лица | |
|Филипп изображен в военном |царственной четы свидетельствуют| |
|костюме, - кроме конного |об удручающем отсутствии | |
|портрета в Прадо, где он в |характера. Скучные, | |
|панцире. Тут мы видим, что левая|невыразительные физиономии | |
|половина его лба была чрезмерно |роскошно одетых короля и | |
|выпуклой и искажала пропорции |королевы заставляют вспомнить | |
|лица. Только три члена |высказывание французского | |
|королевской семьи обладали |романиста Теофиля Готье : они | |
|приятной наружностью, и Веласкес|напоминают «булочника с женой, | |
|охотно писал их портреты: рано |которые получили крупный выигрыш| |
|умерший инфант дон Карлос; |в лотерею». Вместе же три | |
|кардинал-инфант, вскоре |вышеназванные группы | |
|удаленный из Испании |перегородили от края и до края | |
|графом-герцогом, и принц дон |поле картины, заняли всю ее и | |
|Бальтасар Карлос, которого |так небольшую глубину и застыли,| |
|Веласкес не раз и с |заворожено глядя в предлежащее | |
|удовольствием изображал. Не |картине пространство. Взгляды их| |
|повезло Веласкесу также с самой |пристальны, но странно | |
|главной персоной в государстве, |рассредоточены – каждый смотрит | |
|- с его покровителем. |только перед собой. Находясь | |
|Граф-герцог Оливарес был почти |вместе, выступая рядом, они | |
|чудовищно безобразен: огромного |каждый сам по себе, в самом себе| |
|роста, тучный, с вдавленным |и только для самого себя. У них | |
|основанием носа. Можно заметить |нет общего центра притяжения, | |
|неуверенность Веласкеса в первых|нет общего интереса. Кроме детей| |
|его портретах Оливареса. В |и Гойи все остальные | |
|особом введении к серии |присутствующие как будто смотрят| |
|портретов графа-герцога кисти |в зеркало, каждый сам на себя. | |
|Веласкеса будет сказано |Зеркало должно находиться на | |
|подробнее о том, как художник |месте зрителя и невозможно | |
|решал проблему, которую |встретиться с ними взором. Не | |
|представляла собою эта трудная |смотрят они и друг на друга, | |
|модель. |существуя совершенно | |
|В произведениях Веласкеса цвет |изолированно, как «гигантские | |
|играет основную роль. Ставящий |насекомые», наколотые в | |
|задачей прославить, возвеличить |коллекции энтомолога[21]. Как | |
|заказчика, парадный портрет был |будто ничто не способно нарушить| |
|широко распространен в Западной |это затянувшееся самолюбование. | |
|Европе. |И все же оно нарушено. Нарушено | |
|Понимание сложности человеческой|присутствием постороннего этой | |
|натуры по-разному проявляется в |семьи человека, художника, | |
|творчестве различных мастеров |явившегося сюда из другого, | |
|XVII века. Веласкес стремился |третируемого всеми этими | |
|дать четкий портретный очерк, |Величествами и Высочествами | |
|акцентируя внимание на |мира. Взором своим лишь он один | |
|сложившихся свойствах характера.|охватывает все поле картины, и | |
|Но при всей яркости |он же превращает всех позирующих| |
|индивидуальных характеристик, |в предмет искусного эксперимента| |
|общей чертой, роднящей все его |(позирование перед зеркальной | |
|портреты, является то, что |стеной Аранхуэсской галереи), | |
|изображенные люди, какими бы |пристального анализа, совершенно| |
|душевными качествами они не |независимого и нелицеприятного | |
|обладали, всегда исполнены |суждения. Один только он | |
|особой внутренней значимости. |прорывает душную замкнутость | |
|В 1656 г. были написаны |картины и, встретившись взглядом| |
|«Фрейлины», или как их называют |со зрителем поверх голов | |
|«Менины», - огромное полотно, |коронованных моделей, будто | |
|высотою более 3 м., с фигурами в|передает ему – тоже все видящему| |
|натуральную величину. Картина |и все понимающему – результаты | |
|представляет собой редкий в |своих наблюдений. | |
|испанском искусстве пример |Ни одна черта характера этой | |
|группового портрета. К нему |блестящей семьи не ускользнула | |
|мастер обращался и ранее. Свои |от проницательного взгляда | |
|возможности в области этого |художника. Надменный, заносчивый| |
|жанра он проявил уже в «Сдаче |человек в голубом камзоле слева | |
|Бреды», сумев объединить |– старший сын короля, | |
|действующих лиц единым |впоследствии тиран Фердинанд | |
|переживанием – сознанием |VII. Рядом, отвернувшись от | |
|важности события. В «Менинах» |него, стоит предполагаемая | |
|они связаны условиями, в которые|невеста, не получившая ещё | |
|поставлены. Веласкес обогащает |официального предложения. За | |
|свой рассказ о человеке, |спиной короля сгруппировались | |
|изображая кусок жизни, |другие, менее значительные | |
|окружающей его, и, «Менины» |родственники. Возможно, подражая| |
|соединяют в себе достижения |шедевру Веласкеса – «Менинам» и | |
|художника не только в области |повторяя собственную манеру, | |
|портрета, но и бытовой живописи |зафиксированную в других его | |
|– 2 стержневых линий его |картинах, Гойя изобразил на | |
|искусства. Главное действующее |заднем плане себя, прилежно | |
|лицо сцены – маленькая инфанта |работающим над большим полотном.| |
|Маргарита, любимая дочь |Ни один из предыдущих портретов | |
|ФилиппаIV от второго брака с |не источал еще таких переливов | |
|Анной Австрийской. Она |серебра, такого сияния золота, | |
|изображена стоящей в центре |такого слепящего глаз мерцания | |
|комнаты в нарядном розовом |алмазных звезд, стрел, эгретов, | |
|платьице, окруженная двумя |ожерелий, подвесок. От | |
|фрейлинами. Одна из них – донья |нестерпимого блеска взор зрителя| |
|Мария Агостина Сарменто – |буквально спасается в ту тень, | |
|подносит инфанте бокал с водой, |которая окутывает фон портрета; | |
|встав на колени согласно |он отдыхает на картинах, | |
|этикету; другая – графиня |уходящих куда-то ввысь позади | |
|Изабелла Веласко – делает |королевского семейства, а затем | |
|реверанс. Слева от этой группы |концентрируется на прежде почти | |
|два карлика: Мария Барбала и |неприметном лице художника, | |
|Николасито Пертусато, толкающий |глядящего прямо на нас поверх | |
|ногой спящую собаку. Позади |голов венценосных моделей. Его | |
|стоит придворная дама Мария |пристальный, все понимающий и | |
|Марсела де Уллое. В глубине |требовательный взгляд, его | |
|комнаты, в дверях, виднеется |строгое, не нуждающееся ни в | |
|гофмаршал королевы дон Хосе |каких внешних украшениях | |
|Ньето. Художник тонко |достоинство приковывают к себе | |
|улавливает внутреннюю |внимание и побуждают иначе | |
|подвижность и изменчивость |посмотреть на только что почти | |
|жизни, ее контрастные аспекты. |ослепившее нас зрелище – | |
|Перед зрителем как бы |посмотреть на него не снизу | |
|выхваченная из жизни сцена |вверх (где реально находиться | |
|повседневного быта королевского |зритель), но сверху вниз (как | |
|двора. В левой части картины |это может художник), проникнуть | |
|Веласкес изобразил себя во время|сквозь внешний блеск и заглянуть| |
|работы над парным портретом |в души тех, кто хотел бы в нем | |
|королевской четы. Это его |скрыться. Мы замечаем птичье | |
|единственный достоверный |обличье инфанты Марии Хосефы, | |
|автопортрет. Веласкес изобразил |выпученные глаза дона Антонио, с| |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|