скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Влияние исторических, политических, культурных событий на изменение образа человека в живописи Испании XVII и XVIII веков скачать рефераты

|другие захватили до него лавры |времени. | |

|первооткрывателей и что, | | |

|поскольку они уже умерли, слава | | |

|их возросла, он, движимый своим | | |

|причудливо изобретательным | | |

|вдохновением, принялся | | |

|изображать сценки из жизни | | |

|простонародья в новой, смелой | | |

|манере, с необычными красками и | | |

|освещением. Кое-кто упрекал его,| | |

|что он не пишет картин на более | | |

|серьезные сюжеты и не стремится | | |

|к приятности и красоте, в чем | | |

|мог бы соперничать с Рафаэлем де| | |

|Урбино, на что он учтиво | | |

|возражал, говоря, что | | |

|предпочитает быть первым в этом | | |

|грубом жанре, нежели вторым в | | |

|изящном". | | |

|Ставящий задачей прославить, |Успех Гойи в кругах знати, |ПАР|

|возвеличить знатного заказчика, |близкой к королевской семье, |АДН|

|парадный портрет был широко |наконец дал ему возможность |ЫЙ |

|представлен в XVII веке в |получить титул, которого он |ПОР|

|Западной Европе. Известно его |добивался много лет: в 1799 году|ТРЕ|

|понимание живописи, |Карл IV пожаловал ему звание |Т |

|подтверждение которого не |Первого придворного живописца. К| |

|составляет труда, настолько оно |этому времени у Гойи появилось | |

|прямолинейно, постоянно и |немало покровителей среди | |

|ригористично. Когда он начинал, |аристократии, и в финансовом | |

|завистники упрекали его, что он |отношении он неплохо обеспечил | |

|пишет только портреты. Им |будущее своей семьи. К тому | |

|невдомек было, что Веласкес |времени им были уже созданы | |

|произведет первую великую |«Капричос», но даже провал с их | |

|революцию в западной живописи и |публикацией не поколебал его | |

|что эта революция будет состоять|желания на время оставить | |

|именно в том, что вся живопись |живопись. Ему хотелось воплотить| |

|станет портретом, то есть |в жизнь образы своего | |

|индивидуализацией объекта и |внутреннего мира, гораздо больше| |

|моментальностью изображенной |волнующие его. | |

|сцены. Портрет, понятый в таком |Таково было положение дел, когда| |

|обобщенном смысле, утрачивал |король заказал Гойе написать | |

|свое традиционное узкое значение|групповой портрет королевской | |

|и превращался в новое отношение |семьи. Предварительно Гойя | |

|к изображаемому. Тут нельзя |сделал натурные эскизы отдельных| |

|поставить с ним рядом никакого |членов семьи в Арахнуэсе (они | |

|другого художника, и в сознании |«восхитили заинтересованных | |

|Запада Веласкес прежде всего и |лиц»), а затем приступил к | |

|больше всего творец своего, |групповому портрету и завершил | |

|особого мира. Добавим, что его |его очень быстро. В течении года| |

|мир в основном состоит из |картина была закончена. | |

|чудовищ или, по меньшей мере, из|Композиция картины кажется | |

|уродов. Думаю, невозможно, да и |поначалу столь же | |

|не следует избегать вопроса, |представительной и незыблемой, | |

|почему творчеству Веласкеса |как и в королевских портретах | |

|присущ столь необычный характер,|1799-1800 годов. Она искусно | |

|причем так явно выраженный. Как |построена и создает впечатление | |

|во всякой человеческой судьбе, |торжественного выхода королевы, | |

|тут вмешался случай. В самом |обнимающей младшую дочь – | |

|деле, было лишь игрой случая, |одиннадцатилетнюю Марию Исабель | |

|что в то время, когда |и держащей за руку младшего сына| |

|единственной обязанностью |– шестилетнего Франсиско де | |

|Веласкеса было писать портреты |Паула. Все остальные персонажи | |

|королевской семьи, ни король, ни|как будто расступились, | |

|королева Марианна Австрийская, |образовав две плотные группы | |

|ни инфанты Мария Тереса и |слева и справа от королевы – | |

|Маргарита не отличались приятной|одну во главе с наследником | |

|наружностью. Королева Изабелла |престола доном Фердинандом и | |

|Бурбонская была красива, но она |другую во главе с королем | |

|почему-то, - быть может, потому,|Карлом. Королева Мария-Луиза, | |

|что Веласкес был призван в |окруженная младшими детьми, - в | |

|Мадрид ненавистным ей |центре картины, а король стоит в| |

|графом-герцогом Оливаресом, - |стороне, повторяя ту ситуацию, | |

|уклонялась от того, чтобы он ее |которая сложилась в их жизни; | |

|написал. О холсте, в котором |весь его облик выражает почтение| |

|ныне кое-кто склонен усматривать|царственной супруге. Королеве не| |

|ее портрет, можно сказать, что |могла не польстить подобная | |

|неясно, принадлежит ли он кисти |группировка, в которой была | |

|Веласкеса, и также неясно, |подчеркнута ее главенствующая во| |

|изображает ли он королеву. Донья|всем клане роль и где она была | |

|Марианна Австрийская была |(в духе идеалов сентиментализма)| |

|немолодая женщина с |представлена заботливой матерью | |

|нарумяненными щеками и некрасиво|семейства. Ей одной | |

|выпуклым лбом, утопавшая в |предоставлено здесь достаточно | |

|огромных платьях доведенной до |свободного места (остальные | |

|безобразия барочной моды. Филипп|просто теснятся), и она может | |

|IV хотя и отличался изящной |сколько угодно вертеться, | |

|фигурой, однако, его голову, |демонстрируя –роскошное платье, | |

|вероятно, было ужасно трудно |а особенно бриллиантовую стрелу | |

|писать не только из-за |в своей прическе – недавний | |

|невыразительности черт лица, но |подарок Годоя, знак достигнутого| |

|из-за странной формы лба. Никто |в конце 1800 года примирения | |

|еще не обратил внимания, что, за|королевы с ее неверным | |

|одним лишь исключением, во всех |любовником (для посвященных | |

|тридцати четырех портретах |получалось так, что «князь мира»| |

|короля, указанных в каталоге |незримо присутствовал в этом | |

|Куртиса, его лицо изображено в |портрете членов испанского | |

|три четверти и с правой стороны.|–царствующего дома). Мы видим | |

|Исключение открывает нам |роскошные костюмы, блистающие | |

|причину. Это знаменитый портрет |драгоценностями и королевскими | |

|"Ла Фрага", единственный, где |регалиями, однако лица | |

|Филипп изображен в военном |царственной четы свидетельствуют| |

|костюме, - кроме конного |об удручающем отсутствии | |

|портрета в Прадо, где он в |характера. Скучные, | |

|панцире. Тут мы видим, что левая|невыразительные физиономии | |

|половина его лба была чрезмерно |роскошно одетых короля и | |

|выпуклой и искажала пропорции |королевы заставляют вспомнить | |

|лица. Только три члена |высказывание французского | |

|королевской семьи обладали |романиста Теофиля Готье : они | |

|приятной наружностью, и Веласкес|напоминают «булочника с женой, | |

|охотно писал их портреты: рано |которые получили крупный выигрыш| |

|умерший инфант дон Карлос; |в лотерею». Вместе же три | |

|кардинал-инфант, вскоре |вышеназванные группы | |

|удаленный из Испании |перегородили от края и до края | |

|графом-герцогом, и принц дон |поле картины, заняли всю ее и | |

|Бальтасар Карлос, которого |так небольшую глубину и застыли,| |

|Веласкес не раз и с |заворожено глядя в предлежащее | |

|удовольствием изображал. Не |картине пространство. Взгляды их| |

|повезло Веласкесу также с самой |пристальны, но странно | |

|главной персоной в государстве, |рассредоточены – каждый смотрит | |

|- с его покровителем. |только перед собой. Находясь | |

|Граф-герцог Оливарес был почти |вместе, выступая рядом, они | |

|чудовищно безобразен: огромного |каждый сам по себе, в самом себе| |

|роста, тучный, с вдавленным |и только для самого себя. У них | |

|основанием носа. Можно заметить |нет общего центра притяжения, | |

|неуверенность Веласкеса в первых|нет общего интереса. Кроме детей| |

|его портретах Оливареса. В |и Гойи все остальные | |

|особом введении к серии |присутствующие как будто смотрят| |

|портретов графа-герцога кисти |в зеркало, каждый сам на себя. | |

|Веласкеса будет сказано |Зеркало должно находиться на | |

|подробнее о том, как художник |месте зрителя и невозможно | |

|решал проблему, которую |встретиться с ними взором. Не | |

|представляла собою эта трудная |смотрят они и друг на друга, | |

|модель. |существуя совершенно | |

|В произведениях Веласкеса цвет |изолированно, как «гигантские | |

|играет основную роль. Ставящий |насекомые», наколотые в | |

|задачей прославить, возвеличить |коллекции энтомолога[21]. Как | |

|заказчика, парадный портрет был |будто ничто не способно нарушить| |

|широко распространен в Западной |это затянувшееся самолюбование. | |

|Европе. |И все же оно нарушено. Нарушено | |

|Понимание сложности человеческой|присутствием постороннего этой | |

|натуры по-разному проявляется в |семьи человека, художника, | |

|творчестве различных мастеров |явившегося сюда из другого, | |

|XVII века. Веласкес стремился |третируемого всеми этими | |

|дать четкий портретный очерк, |Величествами и Высочествами | |

|акцентируя внимание на |мира. Взором своим лишь он один | |

|сложившихся свойствах характера.|охватывает все поле картины, и | |

|Но при всей яркости |он же превращает всех позирующих| |

|индивидуальных характеристик, |в предмет искусного эксперимента| |

|общей чертой, роднящей все его |(позирование перед зеркальной | |

|портреты, является то, что |стеной Аранхуэсской галереи), | |

|изображенные люди, какими бы |пристального анализа, совершенно| |

|душевными качествами они не |независимого и нелицеприятного | |

|обладали, всегда исполнены |суждения. Один только он | |

|особой внутренней значимости. |прорывает душную замкнутость | |

|В 1656 г. были написаны |картины и, встретившись взглядом| |

|«Фрейлины», или как их называют |со зрителем поверх голов | |

|«Менины», - огромное полотно, |коронованных моделей, будто | |

|высотою более 3 м., с фигурами в|передает ему – тоже все видящему| |

|натуральную величину. Картина |и все понимающему – результаты | |

|представляет собой редкий в |своих наблюдений. | |

|испанском искусстве пример |Ни одна черта характера этой | |

|группового портрета. К нему |блестящей семьи не ускользнула | |

|мастер обращался и ранее. Свои |от проницательного взгляда | |

|возможности в области этого |художника. Надменный, заносчивый| |

|жанра он проявил уже в «Сдаче |человек в голубом камзоле слева | |

|Бреды», сумев объединить |– старший сын короля, | |

|действующих лиц единым |впоследствии тиран Фердинанд | |

|переживанием – сознанием |VII. Рядом, отвернувшись от | |

|важности события. В «Менинах» |него, стоит предполагаемая | |

|они связаны условиями, в которые|невеста, не получившая ещё | |

|поставлены. Веласкес обогащает |официального предложения. За | |

|свой рассказ о человеке, |спиной короля сгруппировались | |

|изображая кусок жизни, |другие, менее значительные | |

|окружающей его, и, «Менины» |родственники. Возможно, подражая| |

|соединяют в себе достижения |шедевру Веласкеса – «Менинам» и | |

|художника не только в области |повторяя собственную манеру, | |

|портрета, но и бытовой живописи |зафиксированную в других его | |

|– 2 стержневых линий его |картинах, Гойя изобразил на | |

|искусства. Главное действующее |заднем плане себя, прилежно | |

|лицо сцены – маленькая инфанта |работающим над большим полотном.| |

|Маргарита, любимая дочь |Ни один из предыдущих портретов | |

|ФилиппаIV от второго брака с |не источал еще таких переливов | |

|Анной Австрийской. Она |серебра, такого сияния золота, | |

|изображена стоящей в центре |такого слепящего глаз мерцания | |

|комнаты в нарядном розовом |алмазных звезд, стрел, эгретов, | |

|платьице, окруженная двумя |ожерелий, подвесок. От | |

|фрейлинами. Одна из них – донья |нестерпимого блеска взор зрителя| |

|Мария Агостина Сарменто – |буквально спасается в ту тень, | |

|подносит инфанте бокал с водой, |которая окутывает фон портрета; | |

|встав на колени согласно |он отдыхает на картинах, | |

|этикету; другая – графиня |уходящих куда-то ввысь позади | |

|Изабелла Веласко – делает |королевского семейства, а затем | |

|реверанс. Слева от этой группы |концентрируется на прежде почти | |

|два карлика: Мария Барбала и |неприметном лице художника, | |

|Николасито Пертусато, толкающий |глядящего прямо на нас поверх | |

|ногой спящую собаку. Позади |голов венценосных моделей. Его | |

|стоит придворная дама Мария |пристальный, все понимающий и | |

|Марсела де Уллое. В глубине |требовательный взгляд, его | |

|комнаты, в дверях, виднеется |строгое, не нуждающееся ни в | |

|гофмаршал королевы дон Хосе |каких внешних украшениях | |

|Ньето. Художник тонко |достоинство приковывают к себе | |

|улавливает внутреннюю |внимание и побуждают иначе | |

|подвижность и изменчивость |посмотреть на только что почти | |

|жизни, ее контрастные аспекты. |ослепившее нас зрелище – | |

|Перед зрителем как бы |посмотреть на него не снизу | |

|выхваченная из жизни сцена |вверх (где реально находиться | |

|повседневного быта королевского |зритель), но сверху вниз (как | |

|двора. В левой части картины |это может художник), проникнуть | |

|Веласкес изобразил себя во время|сквозь внешний блеск и заглянуть| |

|работы над парным портретом |в души тех, кто хотел бы в нем | |

|королевской четы. Это его |скрыться. Мы замечаем птичье | |

|единственный достоверный |обличье инфанты Марии Хосефы, | |

|автопортрет. Веласкес изобразил |выпученные глаза дона Антонио, с| |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6