скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Влияние исторических, политических, культурных событий на изменение образа человека в живописи Испании XVII и XVIII веков скачать рефераты

|религиозными мыслителями, то |началом. Как ни один из великих | |

|Веласкес создает новую - в |мастеров Испании, Гойя воплотил | |

|нерелигиозную - визуальную |в своем искусстве трагедию и | |

|антропологию, превращая портрет |героические чаяния испанского | |

|в основной принцип живописи. Что|народа, переживавшего в это | |

|бы Веласкес ни изображал – |время один из самых бурных | |

|человека, кувшин, форму, позу, |периодов своей истории. Вместе с| |

|событие, - он всегда пишет |тем его творчество, отличающееся| |

|портрет, в конечном итоге - |правдивостью, исторической | |

|портрет мгновения.[15] В "Лоции |конкретностью и глубоко | |

|живописца" приводится следующий |национальным характером (что | |

|диалог Веласкеса с Сальваторе |отметил еще В. В. Стасов), несет| |

|Розой: "Понравился ли вам наш |в себе и более широкое, | |

|великий Рафаэль?" - "Если вы |универсальное содержание, ибо в | |

|хотите знать правду, то Рафаэль |нем находят | |

|мне не нравится". - "Но тогда в |косвенно-ассоциативное выражение| |

|Италии нет, наверное, ни одного |многие проблемы и трагические | |

|художника, который отвечал бы |противоречия новой исторической | |

|вашему вкусу и которого можно |эпохи. В какой бы области ни | |

|было бы увенчать короной". - |работал Гойя, всегда его | |

|"Красота и совершенство |образные решения были отмечены | |

|находятся в Венеции, кисти |особым, отличным от прошлого, | |

|венецианцев я отдаю первое |художественным видением мира. | |

|место, и Тициан является их |Гойя пишет летом 1718 года: | |

|знаменосцем" (Магсо Bosquini. La|“Честь художника очень тонкого | |

|carta del navegar pittoresco. |свойств. Он должен из всех сил | |

|Venezia, 1660, p. 58).[16] |стараться сохранить её чистой, | |

|.Когда Веласкес отправляется в |так как от репутации его зависит| |

|1629 году в свое первое |его существование, с того | |

|путешествие по Италии, он там |момента, когда она запятнана, | |

|совершенно неизвестен. Но |счастье его гибнет навсегда…”. | |

|особенно интересно в вопросе о |По мере того, когда возрастала | |

|характере его славы совершенное |его репутация, сын шлифовальщика| |

|им второе путешествие – через |из Сарагосы наслаждался своим | |

|двадцать лет, когда он уже |успехом и признанием. В 1799 г. | |

|создал большинство своих |Гойя опубликовал свои Капричос, | |

|полотен. На сей раз его |т.е. серию из 80 гравюр в офорте| |

|встречают с большим почетом и |со своим антиучредительным тоном| |

|государственные канцелярии |и своей сатирической критикой | |

|заботятся о соблюдении этикета, |популярных предрассудков, | |

|приличествующего его рангу. Но |невежества, суеверий и пороков, | |

|дело тут не в его живописи, о |которые показывают драматические| |

|которой никто ничего не знает, а|перемены в жизни художника, | |

|лишь в его личности, поскольку |ставшего глухим. Несмотря на | |

|он близкий друг короля Филиппа |это, как полагают многочисленные| |

|IV. Едва прибыв в Рим, он пишет |исследования творчества Гойи | |

|портрет своего слуги, "мавра |испанскими специалистами, | |

|Парехи", и велит тому ходить с |возможно, что этот же 1799 год | |

|картиной по домам некоторых |также был одним из триумфальных | |

|аристократов и живописцев, дабы |для Гойи – профессионала, | |

|они видели рядом модель и |который был назначен первым | |

|портрет[17]. Об этом портрете |художником короля – наиболее | |

|Паломино говорит, что он был |высокая честь для испанского | |

|написан "длинными кистями". Так |художника. У Гойи начался только| |

|он определяет свободную фактуру |что один из наиболее блестящих | |

|новейшего стиля. Портрет Парехи |периодов его карьеры. Его | |

|был выставлен в Пантеоне. В 1621|отношения с Дворцом стали более | |

|году умирает Филипп III и ему |близкими, он пишет портреты | |

|наследует Филипп IV, который |Карлоса IV и королевы Марии | |

|отдает правление в руки |Луизы, королевской семьи, Годой | |

|графа-герцога Оливареса, |и своей жены, а также | |

|принадлежащего к самому знатному|аристократии и выдающихся | |

|роду Андалузии - к роду |личностей своего времени. В | |

|Гусманов. Граф-герцог собирает в|одном письме другу Гойя писал об| |

|Мадриде своих друзей и клиентов,|аудиенции у короля, сообщая с | |

|в большинстве севильцев. Ранняя |удовольствием, что не смог | |

|слава, приобретенная Веласкесом |скрыть “всех почестей, которые | |

|в Севилье, способствовала тому, |благодаря Богу, он получил от | |

|что и он призван в Мадрид. Было |короля, королевы и принцессы, | |

|ему тогда двадцать три года. Он |показав им картины”, добавляя: | |

|столь удачно исполнил тут |“я поцеловал их руки, никогда не| |

|портрет короля, что был |испытывал так много счастья”. | |

|немедленно назначен королевским |Его новая слава давала ему | |

|живописцем и очень скоро получил|больше работы по заказам. Для | |

|во дворце и мастерскую и жилье. |него позируют члены аристократии| |

|Это определило его судьбу. До |и королевской семьи, политики, | |

|смерти своей он будет |законодатели и высокие сановники| |

|царедворцем, близким другом |церкви, а также поэты, | |

|короля. Трудно вообразить более |художники, актеры и тореадоры. | |

|монотонное и будничное |Успех приятен, но одновременно | |

|существование. От родителей |художник скучал, так как ему | |

|Веласкес унаследовал кое-какое |хотелось писать только то, что | |

|состояние, которое в сочетании с|он любил. Как художник Гойя | |

|казенным жалованьем совершенно |складывается сравнительно | |

|освобождало его от заказных |поздно. Его редкое живописное | |

|работ. Думаю, что во всей |дарование проявилось в серии | |

|истории живописи не бывало |картонов для шпалер королевской | |

|подобного случая: художник, |мануфактуры Санта Барбара в | |

|который, по сути, не занимается |Мадриде В 1786 году Гойя был | |

|живописью как профессией. |назначен королевским живописцем.| |

|Единственной его обязанностью |“Я себе, - пишет он другу в том | |

|было писать портреты монарха и |же году, - действительно | |

|его близких. Однако к этому |налаженную жизнь. Я никому не | |

|минимуму обязанностей очень |прислуживаюсь. Кто имеет до меня| |

|скоро прибавилось положение |надобность, должен искать меня, | |

|личного друга короля. Надо |и, в случае, когда меня находят,| |

|заметить, что король весьма |я еще заставляю немного просить | |

|редко просил Веласкеса написать |себя. Я остерегаюсь сразу | |

|какую-нибудь определенную |принимать какие-либо заказы, за | |

|картину. Известно, например, что|исключением тех –случаев, когда | |

|он заказал Веласкесу знаменитого|нужно угодить видному персонажу | |

|"Христа"[18] для монастыря Сан |или же когда я считаю нужным | |

|Пласидо и "Коронование Святой |сдаться на настойчивые просьбы | |

|девы"[19] для покоев королевы. В|друга. И вот, чем более я | |

|других случаях его вмешательство|стараюсь сделать себя | |

|не имело характера заказа, а |недоступным, тем более меня | |

|было просто дружеским |преследуют. Это привело к тому, | |

|пожеланием. Когда кое-кто из |что я так завален заказами, что | |

|художников, например итальянец |не знаю, как всем угодить”. В | |

|Кардуччи, пытается из зависти |конце 1790 года он. посылает | |

|умалить славу Веласкеса, говоря,|своему другу Сапатеру несколько | |

|что он умеет только писать |тиран и сегидилий. "С каким | |

|Портреты, Филипп IV устраивает |удовольствием ты прослушаешь их,| |

|конкурс на тему изгнания |- пишет он приятелю. - | |

|морисков и настаивает, чтобы |Я их еще не слышали, скорее | |

|Веласкес принял в нем участие. |всего, так и не услышу, потому | |

|Полотно это, первая большая |что больше не хожу в те места, | |

|композиция в его творчестве, |где их поют: мне втемяшилось в | |

|также утеряно, однако Веласкес |голову, что я должен | |

|победил в конкурсе. Кардуччи, |придерживаться некой идеи и | |

|вероятно, скрежетал зубами, |соблюдать достоинство, каким | |

|когда ему пришлось в своей книге|должен обладать человек; всем | |

|писать о "неожиданном "Изгнании |этим, как ты можешь себе | |

|морисков"[20]. С этим странным |представить, я не вполне | |

|внешним положением живописца, |доволен". После продолжительной | |

|который не занимается живописью |болезни, выздоровев, Гойя начал | |

|как профессией, сочетается у |рисовать снова. Однако его | |

|Веласкеса крайне любопытный |близкое соприкосновение с | |

|склад душевный. Его семья, |глухотой и одиночеством, в | |

|имевшая по линии Сильва де |которые он был погружен, | |

|Опорто португальские корни, была|изменило его искусство навсегда.| |

|исполнена аристократических |Кроме работ на заказ, Гойя начал| |

|претензий. Она полагала, что |писать картины исключительно для| |

|происходит не более и не менее |самого себя, измеряя глубину | |

|как от Энея Сильвия. Быть |бездны своего воображения и | |

|аристократом - вот что Веласкес |проявляя себя в своем стиле и в | |

|как бы ощущает своим подлинным |изменении темы, где присутствуют| |

|призванием, а так как степень |свобода и своеобразие, которые | |

|аристократизма в эпоху |не встречались в его предыдущих | |

|абсолютной монархии измеряется |работах. Его произведения, | |

|для придворного близостью к |начиная с этого времени, | |

|особе короля, то для Веласкеса |отличались новой глубиной и | |

|главной его карьерой была череда|критическим видением. Если | |

|дворцовых должностей, на которые|глухота Гойи имела положительный| |

|его назначают и кульминацией |эффект на его искусство, то | |

|которых явилось награждение |нельзя сказать то же самое о его| |

|орденом Сантьяго. Когда во время|профессиональной жизни. 1819 г. | |

|второй поездки в Рим, в 1649 |Гойя приобрел сельский дом в | |

|году, он пишет портрет |окрестностях Мадрида, известный | |

|Иннокентия Х и папа жалует ему |как “Вилла глухого”. Там, | |

|золотую цепь, Веласкес |потеряв благосклонность короля и| |

|возвращает ее, давая понять, что|аристократии, он уединенно | |

|он не живописец, но слуга |работал, украшая стены своего | |

|короля, которому, когда |дома черными картинами кошмаров.| |

|приказано, он служит своей |Наиболее известная из этих стен | |

|кистью. В результате такого |- “Сатурн, пожирающий своего | |

|внешнего положения и душевного |сына” – украсила столовую своего| |

|склада Веласкес писал |творца; как сказал биограф: | |

|чрезвычайно мало. Многие его |“Пожалуй, стена больший смутьян | |

|произведения утеряны, но, если б|для салона, чем никогда не | |

|они и сохранились, число их было|известный мир”. В течение | |

|бы поразительно невелико. |трехлетия Гойя уединялся в своем| |

|Историки пытались объяснить не |доме, благоразумно избегая | |

|плодовитость Веласкеса тем, что,|оказаться вовлеченным в | |

|мол, обязанности придворного |политические темы тех дней. | |

|отнимали у него слишком много |Однако с возвратом абсолютизма | |

|времени. Этот аргумент не может |художник, который в прежние годы| |

|нас удовлетворить - ведь любой |находился под подозрением в | |

|художник тратит гораздо больше |сотрудничестве с французами и | |

|времени на реплики своих картин |которому необходимо было дважды | |

|и вынужденный труд, на переезды |представляться перед | |

|и преодоление житейских |инквизицией, чувствовал, что | |

|трудностей. Ни у кого из |находится в опасности, и после | |

|художников не было столько |разрешения короля отправился во | |

|досуга, как у Веласкеса. В его |Францию. Там он устроился в | |

|деятельности живописца доля, |Бордо. Испанское общество этого | |

|отведенная придворной должности,|города было полно офранцуженных | |

|сводилась к минимуму, и он мог |изгнанников и либералов и среди | |

|заниматься живописью ради самого|своих соотечественников в | |

|искусства, не заботясь ни о |изгнании Гойя встретил много | |

|мнении публики, ни о вкусах |друзей. Он устроился в доме с | |

|заказчика, решая все новые |Леокадией Вейсс и ее двумя | |

|технические проблемы. Если |детьми, делая запасы для | |

|внимательно изучать картины |приданого маленькой Розирио и | |

|Веласкеса, мы обнаружим, что в |пересматривая свои лекции по | |

|большинстве из них стимулом к |искусству. Год спустя он | |

|созданию была новая задача в |ненадолго возвратился в Мадрид, | |

|искусстве живописи. Отсюда не |где подстраховался разрешением | |

|только их малочисленность, но |короля об уходе в отставку. | |

|также их особый характер - |Затем возвратился в Бордо. В то | |

|многие картины следует |время художник-изгнанник потерял| |

|рассматривать как этюды, часто |здоровье, однако, будучи уже | |

|даже не завершенные. |стариком, продолжал творить и | |

|Поразительна ясность, с какой |выделяться новой техникой, т.е. | |

|Веласкес уже в юности видит |регулярно работать даже в | |

|значение живописи в своей |последние недели перед смертью, | |

|дальнейшей жизни. Поскольку он |16 апреля 1828 г. он скончался в| |

|был человеком, не любившим |возрасте 82 лет. | |

|патетические жесты, очень |Творчество этого художника, | |

|молчаливым, и сумел прожить |развивавшееся на рубеже 18—19 | |

|жизнь без приключений и |столетий, подобно творчеству Луи| |

|судорожных порывов, мы склонны |Давида, открывает искусство | |

|забывать о сознательной |новой исторической эпохи. С | |

|революционности его таланта. И |новым временем Гойю связывают | |

|здесь уместно привести слова |прямое отражение и оценка в его | |

|Паломино об этом первом этапе |искусстве реальных событий | |

|его жизни после описания |жизни, современной ему | |

|созданных в Севилье бодегонес: |действительности. Обратившись в | |

|"В таком вот духе были все вещи,|своем творчестве к изображению | |

|которые Веласкес делал в это |исторической деятельности | |

|время, дабы отличиться ото всех |народных масс, Гойя положил | |

|и идти новым путем; сознавая, |начало развитию исторической | |

|что Тициан, Альберти, Рафаэль и |реалистической живописи нового | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6