Влияние исторических, политических, культурных событий на изменение образа человека в живописи Испании XVII и XVIII веков
|религиозными мыслителями, то |началом. Как ни один из великих | |
|Веласкес создает новую - в |мастеров Испании, Гойя воплотил | |
|нерелигиозную - визуальную |в своем искусстве трагедию и | |
|антропологию, превращая портрет |героические чаяния испанского | |
|в основной принцип живописи. Что|народа, переживавшего в это | |
|бы Веласкес ни изображал – |время один из самых бурных | |
|человека, кувшин, форму, позу, |периодов своей истории. Вместе с| |
|событие, - он всегда пишет |тем его творчество, отличающееся| |
|портрет, в конечном итоге - |правдивостью, исторической | |
|портрет мгновения.[15] В "Лоции |конкретностью и глубоко | |
|живописца" приводится следующий |национальным характером (что | |
|диалог Веласкеса с Сальваторе |отметил еще В. В. Стасов), несет| |
|Розой: "Понравился ли вам наш |в себе и более широкое, | |
|великий Рафаэль?" - "Если вы |универсальное содержание, ибо в | |
|хотите знать правду, то Рафаэль |нем находят | |
|мне не нравится". - "Но тогда в |косвенно-ассоциативное выражение| |
|Италии нет, наверное, ни одного |многие проблемы и трагические | |
|художника, который отвечал бы |противоречия новой исторической | |
|вашему вкусу и которого можно |эпохи. В какой бы области ни | |
|было бы увенчать короной". - |работал Гойя, всегда его | |
|"Красота и совершенство |образные решения были отмечены | |
|находятся в Венеции, кисти |особым, отличным от прошлого, | |
|венецианцев я отдаю первое |художественным видением мира. | |
|место, и Тициан является их |Гойя пишет летом 1718 года: | |
|знаменосцем" (Магсо Bosquini. La|“Честь художника очень тонкого | |
|carta del navegar pittoresco. |свойств. Он должен из всех сил | |
|Venezia, 1660, p. 58).[16] |стараться сохранить её чистой, | |
|.Когда Веласкес отправляется в |так как от репутации его зависит| |
|1629 году в свое первое |его существование, с того | |
|путешествие по Италии, он там |момента, когда она запятнана, | |
|совершенно неизвестен. Но |счастье его гибнет навсегда…”. | |
|особенно интересно в вопросе о |По мере того, когда возрастала | |
|характере его славы совершенное |его репутация, сын шлифовальщика| |
|им второе путешествие – через |из Сарагосы наслаждался своим | |
|двадцать лет, когда он уже |успехом и признанием. В 1799 г. | |
|создал большинство своих |Гойя опубликовал свои Капричос, | |
|полотен. На сей раз его |т.е. серию из 80 гравюр в офорте| |
|встречают с большим почетом и |со своим антиучредительным тоном| |
|государственные канцелярии |и своей сатирической критикой | |
|заботятся о соблюдении этикета, |популярных предрассудков, | |
|приличествующего его рангу. Но |невежества, суеверий и пороков, | |
|дело тут не в его живописи, о |которые показывают драматические| |
|которой никто ничего не знает, а|перемены в жизни художника, | |
|лишь в его личности, поскольку |ставшего глухим. Несмотря на | |
|он близкий друг короля Филиппа |это, как полагают многочисленные| |
|IV. Едва прибыв в Рим, он пишет |исследования творчества Гойи | |
|портрет своего слуги, "мавра |испанскими специалистами, | |
|Парехи", и велит тому ходить с |возможно, что этот же 1799 год | |
|картиной по домам некоторых |также был одним из триумфальных | |
|аристократов и живописцев, дабы |для Гойи – профессионала, | |
|они видели рядом модель и |который был назначен первым | |
|портрет[17]. Об этом портрете |художником короля – наиболее | |
|Паломино говорит, что он был |высокая честь для испанского | |
|написан "длинными кистями". Так |художника. У Гойи начался только| |
|он определяет свободную фактуру |что один из наиболее блестящих | |
|новейшего стиля. Портрет Парехи |периодов его карьеры. Его | |
|был выставлен в Пантеоне. В 1621|отношения с Дворцом стали более | |
|году умирает Филипп III и ему |близкими, он пишет портреты | |
|наследует Филипп IV, который |Карлоса IV и королевы Марии | |
|отдает правление в руки |Луизы, королевской семьи, Годой | |
|графа-герцога Оливареса, |и своей жены, а также | |
|принадлежащего к самому знатному|аристократии и выдающихся | |
|роду Андалузии - к роду |личностей своего времени. В | |
|Гусманов. Граф-герцог собирает в|одном письме другу Гойя писал об| |
|Мадриде своих друзей и клиентов,|аудиенции у короля, сообщая с | |
|в большинстве севильцев. Ранняя |удовольствием, что не смог | |
|слава, приобретенная Веласкесом |скрыть “всех почестей, которые | |
|в Севилье, способствовала тому, |благодаря Богу, он получил от | |
|что и он призван в Мадрид. Было |короля, королевы и принцессы, | |
|ему тогда двадцать три года. Он |показав им картины”, добавляя: | |
|столь удачно исполнил тут |“я поцеловал их руки, никогда не| |
|портрет короля, что был |испытывал так много счастья”. | |
|немедленно назначен королевским |Его новая слава давала ему | |
|живописцем и очень скоро получил|больше работы по заказам. Для | |
|во дворце и мастерскую и жилье. |него позируют члены аристократии| |
|Это определило его судьбу. До |и королевской семьи, политики, | |
|смерти своей он будет |законодатели и высокие сановники| |
|царедворцем, близким другом |церкви, а также поэты, | |
|короля. Трудно вообразить более |художники, актеры и тореадоры. | |
|монотонное и будничное |Успех приятен, но одновременно | |
|существование. От родителей |художник скучал, так как ему | |
|Веласкес унаследовал кое-какое |хотелось писать только то, что | |
|состояние, которое в сочетании с|он любил. Как художник Гойя | |
|казенным жалованьем совершенно |складывается сравнительно | |
|освобождало его от заказных |поздно. Его редкое живописное | |
|работ. Думаю, что во всей |дарование проявилось в серии | |
|истории живописи не бывало |картонов для шпалер королевской | |
|подобного случая: художник, |мануфактуры Санта Барбара в | |
|который, по сути, не занимается |Мадриде В 1786 году Гойя был | |
|живописью как профессией. |назначен королевским живописцем.| |
|Единственной его обязанностью |“Я себе, - пишет он другу в том | |
|было писать портреты монарха и |же году, - действительно | |
|его близких. Однако к этому |налаженную жизнь. Я никому не | |
|минимуму обязанностей очень |прислуживаюсь. Кто имеет до меня| |
|скоро прибавилось положение |надобность, должен искать меня, | |
|личного друга короля. Надо |и, в случае, когда меня находят,| |
|заметить, что король весьма |я еще заставляю немного просить | |
|редко просил Веласкеса написать |себя. Я остерегаюсь сразу | |
|какую-нибудь определенную |принимать какие-либо заказы, за | |
|картину. Известно, например, что|исключением тех –случаев, когда | |
|он заказал Веласкесу знаменитого|нужно угодить видному персонажу | |
|"Христа"[18] для монастыря Сан |или же когда я считаю нужным | |
|Пласидо и "Коронование Святой |сдаться на настойчивые просьбы | |
|девы"[19] для покоев королевы. В|друга. И вот, чем более я | |
|других случаях его вмешательство|стараюсь сделать себя | |
|не имело характера заказа, а |недоступным, тем более меня | |
|было просто дружеским |преследуют. Это привело к тому, | |
|пожеланием. Когда кое-кто из |что я так завален заказами, что | |
|художников, например итальянец |не знаю, как всем угодить”. В | |
|Кардуччи, пытается из зависти |конце 1790 года он. посылает | |
|умалить славу Веласкеса, говоря,|своему другу Сапатеру несколько | |
|что он умеет только писать |тиран и сегидилий. "С каким | |
|Портреты, Филипп IV устраивает |удовольствием ты прослушаешь их,| |
|конкурс на тему изгнания |- пишет он приятелю. - | |
|морисков и настаивает, чтобы |Я их еще не слышали, скорее | |
|Веласкес принял в нем участие. |всего, так и не услышу, потому | |
|Полотно это, первая большая |что больше не хожу в те места, | |
|композиция в его творчестве, |где их поют: мне втемяшилось в | |
|также утеряно, однако Веласкес |голову, что я должен | |
|победил в конкурсе. Кардуччи, |придерживаться некой идеи и | |
|вероятно, скрежетал зубами, |соблюдать достоинство, каким | |
|когда ему пришлось в своей книге|должен обладать человек; всем | |
|писать о "неожиданном "Изгнании |этим, как ты можешь себе | |
|морисков"[20]. С этим странным |представить, я не вполне | |
|внешним положением живописца, |доволен". После продолжительной | |
|который не занимается живописью |болезни, выздоровев, Гойя начал | |
|как профессией, сочетается у |рисовать снова. Однако его | |
|Веласкеса крайне любопытный |близкое соприкосновение с | |
|склад душевный. Его семья, |глухотой и одиночеством, в | |
|имевшая по линии Сильва де |которые он был погружен, | |
|Опорто португальские корни, была|изменило его искусство навсегда.| |
|исполнена аристократических |Кроме работ на заказ, Гойя начал| |
|претензий. Она полагала, что |писать картины исключительно для| |
|происходит не более и не менее |самого себя, измеряя глубину | |
|как от Энея Сильвия. Быть |бездны своего воображения и | |
|аристократом - вот что Веласкес |проявляя себя в своем стиле и в | |
|как бы ощущает своим подлинным |изменении темы, где присутствуют| |
|призванием, а так как степень |свобода и своеобразие, которые | |
|аристократизма в эпоху |не встречались в его предыдущих | |
|абсолютной монархии измеряется |работах. Его произведения, | |
|для придворного близостью к |начиная с этого времени, | |
|особе короля, то для Веласкеса |отличались новой глубиной и | |
|главной его карьерой была череда|критическим видением. Если | |
|дворцовых должностей, на которые|глухота Гойи имела положительный| |
|его назначают и кульминацией |эффект на его искусство, то | |
|которых явилось награждение |нельзя сказать то же самое о его| |
|орденом Сантьяго. Когда во время|профессиональной жизни. 1819 г. | |
|второй поездки в Рим, в 1649 |Гойя приобрел сельский дом в | |
|году, он пишет портрет |окрестностях Мадрида, известный | |
|Иннокентия Х и папа жалует ему |как “Вилла глухого”. Там, | |
|золотую цепь, Веласкес |потеряв благосклонность короля и| |
|возвращает ее, давая понять, что|аристократии, он уединенно | |
|он не живописец, но слуга |работал, украшая стены своего | |
|короля, которому, когда |дома черными картинами кошмаров.| |
|приказано, он служит своей |Наиболее известная из этих стен | |
|кистью. В результате такого |- “Сатурн, пожирающий своего | |
|внешнего положения и душевного |сына” – украсила столовую своего| |
|склада Веласкес писал |творца; как сказал биограф: | |
|чрезвычайно мало. Многие его |“Пожалуй, стена больший смутьян | |
|произведения утеряны, но, если б|для салона, чем никогда не | |
|они и сохранились, число их было|известный мир”. В течение | |
|бы поразительно невелико. |трехлетия Гойя уединялся в своем| |
|Историки пытались объяснить не |доме, благоразумно избегая | |
|плодовитость Веласкеса тем, что,|оказаться вовлеченным в | |
|мол, обязанности придворного |политические темы тех дней. | |
|отнимали у него слишком много |Однако с возвратом абсолютизма | |
|времени. Этот аргумент не может |художник, который в прежние годы| |
|нас удовлетворить - ведь любой |находился под подозрением в | |
|художник тратит гораздо больше |сотрудничестве с французами и | |
|времени на реплики своих картин |которому необходимо было дважды | |
|и вынужденный труд, на переезды |представляться перед | |
|и преодоление житейских |инквизицией, чувствовал, что | |
|трудностей. Ни у кого из |находится в опасности, и после | |
|художников не было столько |разрешения короля отправился во | |
|досуга, как у Веласкеса. В его |Францию. Там он устроился в | |
|деятельности живописца доля, |Бордо. Испанское общество этого | |
|отведенная придворной должности,|города было полно офранцуженных | |
|сводилась к минимуму, и он мог |изгнанников и либералов и среди | |
|заниматься живописью ради самого|своих соотечественников в | |
|искусства, не заботясь ни о |изгнании Гойя встретил много | |
|мнении публики, ни о вкусах |друзей. Он устроился в доме с | |
|заказчика, решая все новые |Леокадией Вейсс и ее двумя | |
|технические проблемы. Если |детьми, делая запасы для | |
|внимательно изучать картины |приданого маленькой Розирио и | |
|Веласкеса, мы обнаружим, что в |пересматривая свои лекции по | |
|большинстве из них стимулом к |искусству. Год спустя он | |
|созданию была новая задача в |ненадолго возвратился в Мадрид, | |
|искусстве живописи. Отсюда не |где подстраховался разрешением | |
|только их малочисленность, но |короля об уходе в отставку. | |
|также их особый характер - |Затем возвратился в Бордо. В то | |
|многие картины следует |время художник-изгнанник потерял| |
|рассматривать как этюды, часто |здоровье, однако, будучи уже | |
|даже не завершенные. |стариком, продолжал творить и | |
|Поразительна ясность, с какой |выделяться новой техникой, т.е. | |
|Веласкес уже в юности видит |регулярно работать даже в | |
|значение живописи в своей |последние недели перед смертью, | |
|дальнейшей жизни. Поскольку он |16 апреля 1828 г. он скончался в| |
|был человеком, не любившим |возрасте 82 лет. | |
|патетические жесты, очень |Творчество этого художника, | |
|молчаливым, и сумел прожить |развивавшееся на рубеже 18—19 | |
|жизнь без приключений и |столетий, подобно творчеству Луи| |
|судорожных порывов, мы склонны |Давида, открывает искусство | |
|забывать о сознательной |новой исторической эпохи. С | |
|революционности его таланта. И |новым временем Гойю связывают | |
|здесь уместно привести слова |прямое отражение и оценка в его | |
|Паломино об этом первом этапе |искусстве реальных событий | |
|его жизни после описания |жизни, современной ему | |
|созданных в Севилье бодегонес: |действительности. Обратившись в | |
|"В таком вот духе были все вещи,|своем творчестве к изображению | |
|которые Веласкес делал в это |исторической деятельности | |
|время, дабы отличиться ото всех |народных масс, Гойя положил | |
|и идти новым путем; сознавая, |начало развитию исторической | |
|что Тициан, Альберти, Рафаэль и |реалистической живописи нового | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|