Влияние исторических, политических, культурных событий на изменение образа человека в живописи Испании XVII и XVIII веков
|решительная переориентация |Испании немецкий художник Антон | |
|прежде всего на интеллектуальную|Рафаэль Менгс. | |
|элиту («аристократизация» |Общая картина развития | |
|искусства).До конца XVIII века |испанского искусства второй | |
|испанская живопись, как и |половины 18 в. отличалась, тем | |
|французская и немецкая, была |не менее, пестротой и | |
|лишь провинцией огромного |отсутствием стилевого единства. | |
|континента, которым являлась |Характерной чертой этого | |
|живопись итальянская. Только у |искусства был эклектизм, | |
|фламандской живописи был |особенно заметный в | |
|независимый источник повлиявший |произведениях живописцев Мариано| |
|на итальянское искусство |Маэлья (1739—1819) и Франсиско | |
|поначалу лишь в плане техники, |Байеу (1734—1795). Подражание | |
|но очень скоро оно уже широко |живописцев классицисту Менгсу | |
|подключилось к нему. Единство |соседствовало с подражанием | |
|живописи на Западе – одно из |Тьеполо, творческая деятельность| |
|значительнейших явлений, |которого в Испании в 1767—1770-х| |
|подтверждающих единство |гг. была, пожалуй, самым ярким | |
|европейской культуры. В Испании |событием художественной жизни | |
|живопись до 1600 года была не |того времени. Национальная | |
|просто провинциальной, но |традиция в живописи, | |
|захолустной. Периодическими |приглушенная, неспособная | |
|импульсами воспринимала она |противостоять натиску | |
|фламандские и итальянские |«подражательного» направления, | |
|веяния, перерабатывая их почти |все же существовала и | |
|всегда неуклюже. Когда Рубенс в |проявлялась в талантливых | |
|первый раз посетил Испанию, его |работах Луиса Мелендеса | |
|поразила грубость здешних |(1716—1780). | |
|живописцев. Незадолго до |Если для Франции XVIII столетие | |
|рождения Веласкеса большинство |означало непрестанное движение к| |
|художников в Севилье составляли |революции, то для Испании это же| |
|иноземцы. Но вот внезапно, на |время было совершенно иным. | |
|протяжении десяти лет, рождаются|Испания, после бездарного | |
|четыре великих испанских |правления Габсбургов в XII веке | |
|художника - предшественники |переживала теперь, под скипетром| |
|Гойи: Рибера - в 1591 году, |Бурбонов, своего рода | |
|Сурбаран - в 1598-м, Веласкес - |возрождение. К концу века | |
|в 1599-м, Алонсо Кано - в 1601 |благодаря ряду удачных реформ | |
|году. Интерес к живописи, |Филиппа V, миролюбивого | |
|довольно слабый до 1550 года, |Фердинанда VI и умного, | |
|распространялся и усиливался на |добросовестного Карла III | |
|протяжении второй половины века |Испания ожила от мрачного | |
|во всех высших классах нашего |средневекового кошмара, в | |
|полуострова. Можно сказать, что |котором | |
|в начале XVII века в Испании уже|Сарагоса во второй половине XIII| |
|существует относительно широкий |века, казалось, пробудилась | |
|круг людей, которые разбираются |после многолетней летаргии. | |
|в искусстве, закладывают основы | | |
|частных коллекций и во время | | |
|поездок в Италию стараются | | |
|раздобыть хорошие картины. | | |
|Диего Родригас де Сильва |Франсиско Хосе де |КРА|
|Веласкес |Гойя-и-Лусиентес |ТКА|
|(1599 – 1660). |(1746 – 1828). |Я |
|6 июня 1599 года у португальца |Франсиско Гойя-и-Лусиентес |БИО|
|Хуана Родригаса де Сильва и |родился 30 марта 1746 г. в |ГРА|
|Иеронимы Веласкес, родился сын. |арагонской деревне Фуэндетодос |ФИЯ|
|Он учился живописи у Франсиско |близ Сарагосы Условия жизни его | |
|Эреры Старшего (1576-1656), а |семьи были исключительно | |
|затем у Франсиско Пачеко |скромными. Его мать Грасия | |
|(1564-1654), общение с которым |Лусиэнтес принадлежала к мелкой | |
|оказалось для молодого художника|аристократии Сарагосы, его отец | |
|особенно важным. Дом Пачеко в |Хосе Гойя зарабатывал жалованье | |
|Севильи был открыт для всех |как шлифовальщик металлов. Гойя | |
|выдающихся людей, живших в этом |провел свое детство в Сарагосе, | |
|городе. Талантливый и |где посещал школу, руководимую | |
|образованный педагог, и теоретик|отцами пиларистами. В возрасте | |
|искусства, Пачеко создал |14 лет он обучался художником | |
|прекрасную мастерскую, которую |Хосе Лусаном, спустя несколько | |
|нередко называли «академией |лет в Мадриде. В 1763 г. и в | |
|образованнейших людей Севильи». |1766 г. он участвовал в конкурсе| |
|Большинство работ севильского |в Академии изящных искусств | |
|периода близки к жанру |святого Фернандо, однако в обоих| |
|«бодегона»[13]. Как и другие |случаях экзаменаторы не | |
|молодые севильские художники его|поддержали его, и в 1769 г. он | |
|поколения, Веласкес начинает |покинул Испанию, чтобы обучаться| |
|создавать бодегонес в манере |искусству в Италии. Он | |
|Караваджо, еще сильнее |возвратился в Сарагосу в 1771 | |
|акцентируя низменность |г., где ему заказывают фреску | |
|персонажей и ситуации и, потому |для потолка собора Эль Пилар. | |
|намного резче воспроизводя |Два года спустя он женился на | |
|своеобразие натуры. Вот почему у|Хосефине Байэу. Молодая чета | |
|него свет ошеломляющий, |жила в Мадриде, где Гойя работал| |
|патетический, драматический, |на | |
|однако, в конечном счете, свет |Королевской фабрике гобеленов. | |
|реальный, свет, списанный с |Он также получал другие заказы, | |
|натуры, а не выдуманный. Таков |часто религиозного характера, и | |
|свет бодегонес, которые Веласкес|начал утверждаться как художник | |
|пишет в юности, таков свет |портретист. Первая серия | |
|"Севильского водоноса"[14]. |картонов, выполненная в | |
|В 1622 г. Веласкес впервые |1776—1780 гг., изображает сцены | |
|приехал в Мадрид. Его живопись |из народной жизни: игры и | |
|привлекла внимание знатного |празднества, прогулки, уличные | |
|вельможи, графа-герцога |сценки. Картины построены на | |
|Оливареса, при помощи которого в|эффектном сочетании звучных | |
|1623 г. мастер в возрасте |чистых тонов. Они покоряют | |
|двадцати четырех лет стал |непосредственной | |
|придворным художником. |жизнерадостностью, ярко | |
|Граф-герцог собирает в Мадриде |выраженными национальными | |
|своих друзей и клиентов, в |чертами в изображении | |
|большинстве севильцев. Ранняя |особенностей быта, характера | |
|слава, приобретенная Веласкесом |пейзажа, разнообразных народных | |
|в Севилье, способствовала тому, |типов. Зарождающиеся здесь | |
|что и он призван в Мадрид. Было |тенденции нового художественного| |
|ему тогда двадцать три года. Он |видения получают более | |
|столь удачно исполнил тут |конкретное выражение в картонах | |
|портрет короля, что был |второй серии (1786—1791), где | |
|немедленно назначен королевским |художника интересует не столько | |
|живописцем и очень скоро получил|декоративно-зрелищная сторона | |
|во дворце и мастерскую и жилье. |народной жизни, испанское | |
|Столица открыла ему новые |искусство второй половины 18 | |
|возможности. Успех картины |столетия было лишь фоном, на | |
|«Изгнание мавров» (1627 г), |котором особенно рельефно | |
|погибшей позднее при пожаре, |выступило могучее дарование | |
|принес Веласкесу должность |Франсиско Гойи. | |
|гофмейстера. Знакомство с |Гойя возвратился в Мадрид, где | |
|шедеврами королевской коллекции |продолжал свою работу на | |
|живописи, встреча со знаменитым |Королевской фабрике гобеленов и | |
|фламандским художником Питером |как художник Палаты. Затем в | |
|Пауэлом Рубенсом в 1628 г., |1792 г., будучи в Севилье, | |
|наконец, две поездки в Италию – |заразился ужасным и зловещим | |
|всё это превратило Диего |заболеванием, которое оставило | |
|Веласкеса в мастера с огромной |ему глубокую и неизлечимую | |
|художественной эрудицией. К |глухоту в возрасте 46 лет. | |
|сожалению, не сохранилось точных|В 1795 г. вскоре после утраты | |
|сведений об этом замечательном |слуха он был избран директором | |
|общении двух художников, но |Школы живописи Академии | |
|предание гласит, что –после |Сан-Фернандо, но два года спустя| |
|своего отъезда из Мадрида Рубенс|отправлен в отставку со ссылкой | |
|вел переписку с Веласкесом. В |на состояние здоровья. Примерно | |
|августе 1629 года Веласкес |через десятилетие он добивался | |
|садится на корабль в Барселоне, |места Генерального директора | |
|чтобы приобщить себя к великим |Академии, но потерпел поражение | |
|творениям латинского |при голосовании; 28 из 29 были | |
|Возрождения. По возращении в |против него, несомненно, из-за | |
|творчестве наступает эпоха |его глухоты. После своего | |
|портретов и пленэра. Жизнь |поражения в Витории в июне 1813 | |
|Веласкеса протекает между тем |г. французы отступили из Испании| |
|без всяких событий: она проста и|и многие офранцуженные | |
|серьезна, как его творчество. Он|последовали тем же путем. В | |
|живет в мадридском Алькасаре; |марте следующего года Фернандо | |
|ему предоставлена под мастерскую|VII возвратился в свое | |
|целая галерея, примыкающая к |государство. Он отменил | |
|покоям короля, имеющего особый |Конституцию 12, редактированную | |
|ключ от галереи. В 1643 году |в его отсутствие Кортесом де | |
|Оливарес впал в немилость, но |Кадис, и восстановил абсолютизм.| |
|Веласкес, несмотря на грозившую |В атмосфере преследования и | |
|опасность, подчеркивал |страха, что последовали тем | |
|привязанность к бывшему |временем, назначили Комиссию для| |
|королевскому любимцу. Это внесло|следствия по лицам, | |
|некую натянутость в отношениях с|подозреваемым в сотрудничестве с| |
|Филиппом IV. Однако |оккупационным правлением. Среди | |
|происходившая в 1643 году осада |таких подследственных был | |
|Мадрида дала Веласкесу |Франсиско Гойя, который служил | |
|возможность наладить отношения с|как художник Двора Хосе | |
|королем: он написал портрет |Бонапарта. Вызванный в Трибунал | |
|Филиппа IV в том вооружении, |реабилитаций, Гойя смог | |
|которое он носил во время осады.|оправдать свое поведение во | |
|Наряду со своими королевскими и |время оккупации. Он был объявлен| |
|военными портретами он начал |невиновным и восстановлен, как | |
|около 1644 года длинный ряд |Художник Палаты. Однако его | |
|этюдов, изображающих карликов и |проблемы на этом далеко не | |
|уродов. Назначенный в 1647 году |закончились и в 1815 г. он был | |
|смотрителем построек он обязан |вызван в восстановленную | |
|разбирать счета с плотниками и |инквизицию (которая была тихо | |
|каменщиками за маленькое |упразднена королем Хосе I) и | |
|жалование. Он ведет жизнь |допрошен относительно своей | |
|трудовую, униженную, почти |картины “Обнаженная Маха”. Это | |
|сплошь занятую работами которые |было не первое трение Гойи с | |
|ему противны. В 1648 году король|Санто Офисио – инквизицией, он | |
|посылает Веласкеса вновь в |критиковался прежде за “Лос | |
|Италию из которой Веласкес |Капричос”, и хотя подробности | |
|возвращается лишь в 1651 году. |этого столкновения не известны, | |
|Веласкес достигает |возможно, что оно оказалось для | |
|шестидесятилетия и вершины своей|глухого художника в его 69 лет, | |
|слаы. Король разрешает вышить на|действительно решающим. В это | |
|шапочке художника красный крест |время Гойя еще все больше | |
|– знак ордена Сант-Яго, до этого|отделялся от общества. Он | |
|год искали предков дворянского |прекратил посещения собраний в | |
|происхождения. Веласкес почти |Академии Сан-Фернандо и работал | |
|под конец своей жизни делается |над “Глупостями”, своей | |
|гранд-сеньором. Но он |последней большой серией гравюр,| |
|по-прежнему одинок. Быть может, |над теми самыми, в которых | |
|со дня возведения в кавалеры |критика и сатира “Лос Капричос” | |
|ордена он уже не касался кисти. |достигла своей крайности, | |
| |предлагая галлюцинаторное и | |
| |кошмарное видение мира. | |
|Веласкеса Ортега приравнивает к |Гойя — сложный и очень неровный |ОБР|
|Декарту, говоря, что Веласкес и |художник. Своеобразие и |АЗ |
|Декарт совершают в разных |сложность его искусства состоят | |
|областях один и тот же |в значительной мере в том, что, |ХУД|
|переворот. Подобно тому как |в отличие от искусства Давида, |ОЖН|
|Декарт сводит мышление к |оно лишено четкой политической |ИКА|
|рациональному, Веласкес сводит |программности и более |. |
|живопись к визуальному. Оба |непосредственно связано со | |
|поворачивают культуру лицом к |стихией реальной жизни, | |
|реальности. Веласкес так строит |служившей для Гойи источником | |
|изображение, что в фокусе |разнообразных творческих | |
|зрительского внимания |импульсов. Восприятие жизненных | |
|оказывается, как ни |противоречий носило у Гойи | |
|парадоксально это звучит |характер стихийного протеста | |
|применительно к классической |против социальной | |
|живописи ХVII века, не сам |несправедливости, преломляясь | |
|изображаемый предмет, а метод |через призму глубоко личного, | |
|его визуального воспроизведения.|субъективного переживания | |
|Оптика взгляда художника - вот |художника. Значительное место в | |
|что интересует Веласкеса больше |творчестве мастера занимают | |
|всего. Искусство было |гротеск, аллегория, иносказание.| |
|преимущественной областью |Однако произведения, с трудом | |
|фантазии, сном, сказкой, мечтой,|поддающиеся расшифровке, в такой| |
|"узором, сотканным из формальных|же мере овеяны, горячим дыханием| |
|красот". Если и Пуссен, и Тициан|жизни, как и его работы с | |
|оставались в искусстве |активно выраженным социальным | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|